Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:43, курсовая работа
Современное российское общество переживает ряд глубоких реформ во всех сферах жизни: создание основ рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Масштабность и глубина происходящих в России перемен свидетельствуют о процессах модернизации, затрагивающие интересы всего общества. В связи с этим необходимо рассмотреть вопросы о воздействии этих реформ на положение наиболее динамичной социальной группы населения- молодежи, потому что именно молодежь претерпевает значительные изменения в своих интересах, взглядах, ценностях, культуре. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа.
Что касается юношей, то их стремление к поступлению в вузы и готовность родителей оказать им в этом всемерное содействие связаны также с таким важным фактором, как предоставление студентам отсрочки от призыва в армию. Рост конкурсов в вузы в последние годы был отчасти обусловлен и этим фактором.
Тяга к образованию соединяется в сознании молодежи с пониманием того, что знание как таковое не гарантирует высокого, а часто и сколько-нибудь достойного социального положения: для большинства профессий, связанных с производством, воспроизводством и применением знания (таких, как школьные учителя, преподаватели вузов, врачи, ученые, инженеры, многие категории высококвалифицированных рабочих и т. д.), характерен низкий уровень оплаты труда. Стремления работать в этих профессиях в настоящее время почти не наблюдается. Даже получив специализированную подготовку для работы в этих родах занятий, молодежь зачастую делает выбор в пользу более перспективных карьер, не связанных с полученными в учебных заведениях знаниями. Капитал профессиональных знаний не находит применения и безвозвратно теряется.
Молодое поколение, вступающее сегодня во взрослую жизнь, нацелено на успех, выраженный прежде всего в материальном достатке и высоком уровне потребления. Получение хорошего образования расценивается как всего лишь одно из средств достижения жизненного успеха. Инструментальное отношение к знанию в сочетании с неравенством в сфере образования, охватившим все ее ступени {от начальной школы до вуза и докторантуры), ведет к концентрации в учебных заведениях, дающих лучшие шансы на жизненный успех, молодых людей (прежде всего из состоятельных слоев общества), использующих диплом как трамплин для занятия высоких социальных позиций, в которых полученные ими профессиональные знания уже не требуются. Многие поступают в учебные заведения и учатся в них вовсе не ради знаний.
В вузах происходит передача накопленного в обществе научного знания от поколения к поколению, и от того, насколько эффективно оно передается, зависит состояние интеллектуального потенциала общества. Знания передаются эффективнее всего, если у студентов есть сильные личные мотивы к овладению ими. Насколько эти мотивы у них выражены?
Исследования показывают, что обучение в вузе в значительной степени подчинено у студентов более важной ценности: повышению будущего статуса и перспективе успешной карьеры. Оценивая роль высшего образования, студенты указывают прежде всего на его инструментальную значимость, видя в нем средство, позволяющее получить привлекательную работу и сделать хорошую карьеру; овладение знаниями и высокая профессиональная подготовка уступают в значимости перспективам, открывающимся благодаря диплому, и порой менее значимы, чем отсрочка от призыва в армию. Для тех, кто учится по выбранной специальности, получение знаний в вузе может быть очень важным; для тех, кто учится в вузе в основном ради диплома, ради избежания армейской службы или ради откладывания на будущее нелегкой проблемы трудоустройства, овладение собственно знаниями отходит на второй план. Между тем собираются работать по изучаемой в вузе специальности далеко не все студенты. Опрос московских студентов (2001) показал, что планируют работать по специальности лишь 60%; 10% опрошенных не связывали свою будущую жизнь с изучаемой профессией, а 29% затруднились ответить. Следует иметь в виду, что студенты не всегда адекватно оценивают ситуацию на рынке труда и, получив специальность, часто не находят соответствующей ей работы. В этих условиях становятся типичными случаи, когда студент, эмоционально вложившись в учебу и получив диплом, не находит возможности применить полученные знания, или когда студент, трезво и цинично оценивающий невостребованность знаний как таковых, отказывается тратить силы и время на серьезное и глубокое овладение профессией.
Отношение студентов к учебе — прямое продолжение преимущественно утилитарного отношения к образованию. Исследование студентов четвертых курсов российских вузов (2001) показало широкое распространение стратегии сокращения усилий на учебу и получение диплома, не гарантирующего доступ к социально привилегированным позициям. Лишь 17,3% опрошенных выражали готовность идти на самоограничения ради овладения знаниями; 81,3% не имели желания ради этого в чем-то себя ограничивать. Среднестатистический студент больше включен не в учебу, а в досуг, молодежное потребление, работу. Прямым следствием этого становится снижение качества знаний выпускаемых вузами специалистов.
Сокращение усилий на учебу открывает студенту возможность поискать себе подходящую работу. Практика совмещения учебы с работой получила широкое распространение. Такая ситуация негативно влияет на качество подготовки студентов, но гармонично вписывается в их общую систему ценностных ориентации: учеба лишена смысла, если мешает выгодному трудоустройству и карьере.
Иерархия ценностей студентов тяготеет к следующей формуле: диплом важнее знаний, а выгодная работа важнее диплома. Это никак не способствует нормальному воспроизводству интеллектуального капитала в обществе.
Примечательно, что студентов научные и преподавательские карьеры не привлекают. Хотя 27% студентов ориентированы на обучение в аспирантуре, из них только 22% собираются заниматься наукой (6% от общего числа студентов) и только 14% — преподаванием (4% от числа студентов). Иначе говоря, лишь треть потенциальных аспирантов нацелена на карьеры, предполагаемые учебой в аспирантуре. Сферы науки и образования, имеющие ключевое значение для общества б XXI в., испытывают острый дефицит высококвалифицированных кадров.
3.4. Система образования и рынок труда. Политическое участие молодежи
Развитие, основанное на знании, невозможно без того, чтобы система образования готовила достаточное число специалистов высокой квалификации для стратегически важных секторов экономики и чтобы эти специалисты имели возможность реализовать свой профессиональный потенциал на рынке труда. В 1990-е гг. в российском обществе возникли серьезные диспропорции в спросе на разные профессии, и процессы, происходящие в системе образования и на рынке труда, воспроизводят эти диспропорции.
Уменьшение финансовой поддержки со стороны государства и давление рынка вызвали существенные изменения в системе образования, прежде всего высшего. Высокий спрос на вузовские дипломы и отсрочку от службы в армии привел к увеличению числа вузов. За 1992-2001 гг. оно возросло почти вдвое — с 535 до 1006, в основном за счет увеличения числа негосударственных вузов. Так же стремительно с середины 1990-х гг. росло число филиалов вузов. Численность студентов соответственно выросла: с 2638 тыс. в 1992 г. до 5426,9 тыс. в 2001 г. Если в 1992 г. на один вуз приходилось в среднем 2466 студентов всех форм обучения, то в 2001 г. — уже 3356. Материальная заинтересованность вузов в студентах, оплачивающих учебу, поддерживала низкий процент их выбытия без завершения полного цикла обучения. Привлечение студентов в старые вузы обеспечивалось в немалой степени за счет их перепрофилирования, открытия новых (пользующихся спросом) специальностей и увеличения приема по этим специальностям. Новые негосударственные вузы также предлагали в основном подготовку по «престижным» специальностям: доля этих вузов в подготовке специалистов по экономике составила 50,9%, по юриспруденции — 43,9%, по менеджменту— 49,1%, по психологии, информатике и бухучету — 7,5%, по маркетингу — 10,5%. Инерционность профориентаций молодежи и чуткость системы образования к рыночным запросам обеспечили перепроизводство этих категорий специалистов и продолжают его усугублять. Другой стороной этой ситуации явилось недопроизводство «непрестижных» категорий специалистов.
Для нынешней ситуации характерно также снижение спроса на молодых специалистов, только что окончивших вуз: предпочтение при приеме на работу отдается претендентам, имеющим профессиональный опыт. В первую очередь это касается названных выше «престижных» специальностей.
Что касается нехватки специалистов естественнонаучного, технического и инженерного профиля, ученых, преподавателей, учителей, врачей и т. д., то она обусловлена не только их недопроизводством, но и такими факторами, как снизившееся качество их подготовки и нежелание молодых людей работать по полученной специальности. По некоторым оценкам до половины выпускников учебных заведений работают не по той специальности, которую они получили. Так, около 50% выпускников педагогических и медицинских вузов не работают учителями и врачами. Это соответствует системе ориентации, преобладающих при выборе работы. Хорошая работа, в представлении россиян, — это прежде всего «денежная работа». Высокая оплата труда (58%) преобладает над всеми другими критериями «хорошей» работы: соответствием личным наклонностям и способностям (36%), возможностями профессионального и карьерного роста (11%), доброжелательными отношениями с сотрудниками и начальством (10%), условиями труда (4%) и т. д. Работа в большинстве секторов, обеспечивающих производство товаров и услуг и, соответственно, уровень и качество жизни общества, не привлекает образованную молодежь. Многие, выбрав работу в этих секторах, не удовлетворены своим выбором. Довольно часто подобный выбор не подкреплен серьезными позитивными мотивами, определяясь отсутствием шансов на что-то «лучшее» и низкими требованиями к претендентам на непрестижные вакансии.
Положение осложняется отсталостью рынка труда: молодой специалист может хотеть работать по специальности, но не найти соответствующей работы, тогда как работодатель, располагая вакансией, не может найти специалиста. В условиях ограниченной территориальной мобильности часто случается так, что в одном регионе есть определенного рода вакансии, которые некем заполнить, а в другом — специалисты, лишенные доступа к этим вакансиям.
Такая организация рынка труда обеспечивает расточительную растрату создаваемого вузами интеллектуального капитала. В отсутствие иных способов трудоустройства на первый план выходит использование семейных и дружеских связей. Этот способ поиска работы, к которому в конце 1990-х гг. прибегали около половины новоиспеченных специалистов, часто не предполагает соответствия рабочего места полученной специальности.
Эта ситуация обусловливает почти полную дезориентацию школьников, которые не имеют ясного представления о спросе на рынке профессий, строят планы на основе смутных представлений о престижности и, ошибочно выбрав специальность, нередко разочаровываются, пополняют ряды невостребованных специалистов и ищут работу опять же не по полученной специальности.
Приведенные данные являются
также и показателем
Таким
образом, констатируемое
Можно
также поставить под сомнение
такую характеристику политичес
во-первых, исторический характер
политической социализации предполагает,
что каждая система имеет свои культурные
особенности, свой набор важнейших
целей и ценностей,
которыми она снабжает
своих политических «новобранцев».
На современном этапе мы
наблюдаем не только отсутствие
как таковых общегосударственных
ценностных ориентации, но и путей
их передачи. Конечно, нельзя утверждать,
что культурное наследие России «ушло
в прошлое» и не представляет никакого
значения для нынешних поколений,
но произошедшие перемены резко
отразились на общественном
и личностном сознании.
Эти изменения сегодня продолжаются и в связи с этим
их трудно оценить «по новым
меркам». Наше общество в настоящее время
не имеет идеала человека с набором присущих
ему мировоззренческих ценностей, а значит
не имеет цели в воспитании своих новых
граждан;
во-вторых, не только
политическая система,
но и режим,
экономический строй, особенности
государственно-правового контекста
определяют то, как граждане
будут воспринимать власть,
каков будет психологический климат
в политике. Российскую политическую систему
вряд ли сейчас можно назвать
стабильной, прогнозируемой,
она лишь начала свое
становление, развитие и поэтому неспособна
оказывать
должное влияние
на людей.
Осложняет эту ситуацию,
уже констатированное ранее утверждение
об отсутствии авторитета власти и веры
в нее (см. табл.)
Верите ли Вы, что проводимые руководством России реформы соответствуют интересам большинства граждан страны?
(в % к числу опрошенных)
а) да, конечно
б) сомневаюсь в этом
в) не считаю
г) затрудняюсь ответить
Кто, по Вашему мнению, несет наибольшую ответственность за нынешние беды России? (в % к числу опрошенных) | |
а) президент страны и его окружение б) так называемые демократы, пришедшие к власти в 1991 году в) «новые русские» г) прежняя коммунистическая партия и Советская власть д) нынешние оппозиционные силы во главе с КПРФ е) силы международной реакции, включая сионизм ж) затрудняюсь ответить |
58 12 4 8 2 1 21 |
в-третьих, каждому типу политического устройства соответствует определенный идеал «политического человека», гражданина, однако образа такового в России еще не существует. Демократия, плюрализм, пришедшие в нашу страну, открыли многочисленные пути и возможности для человека в обществе и в политике, в частности. Однако, не имея суммы необходимых политических знаний, не обладая способами взаимодействия человек не способен результативно «работать» в социально-политической сфере. И эти возможности уже не доставляют удовлетворения, ощущения своей значимости, скорее наоборот, усиливается чувство бессилия, а соответственно и потеря уважения к власти.
То, каким будет политическое сознание и поведение, вовлеченность и степень активности, идентификация с теми или иными политическими партиями и группами представителей молодого поколения, во многом зависит именно от этого эталона, транслируемого институтами и агентами политической социализации.