Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 01:33, реферат
Сегодня Россия находится на перепутье, переживает переломную историческую эпоху. Социалистическая система производства и потребления разрушена, коммунистический идеал - всесторонне свободное развитие всех членов общества - погребен под обломками глобальной рыночной эйфории. Образовался вакуум в сознании миллионов людей, ибо рыночные отношения не могут стать общественным идеалом - это очень примитивно, вульгарно, бездуховно. Рынок не стимулирует возвышенных потребностей. Он - только средство, способ выживания одних и обогащения других. Не вдохновляет людей и капитализм, он стал в России ругательным словом (вспомним, как на публичных демонстрациях в Москве, Риге и других городов поднимался лозунг: "Капитализм - это дерьмо").
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
Глава 1. Бытие человека
Биологическое бытие человека
Общественное бытие человека
Духовное бытие человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
К введению
К главе 1. Бытие человека
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
Глава 1. Бытие человека
Биологическое бытие человека
Общественное бытие человека
Духовное бытие человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
К введению
К главе 1. Бытие человека
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня Россия находится
на перепутье, переживает переломную историческую
эпоху. Социалистическая система производства
и потребления разрушена, коммунистический
идеал - всесторонне свободное развитие
всех членов общества - погребен под
обломками глобальной рыночной эйфории.
Образовался вакуум в сознании миллионов
людей, ибо рыночные отношения не
могут стать общественным идеалом
- это очень примитивно, вульгарно,
бездуховно. Рынок не стимулирует
возвышенных потребностей. Он - только
средство, способ выживания одних
и обогащения других. Не вдохновляет
людей и капитализм, он стал в
России ругательным словом (вспомним,
как на публичных демонстрациях
в Москве, Риге и других городов
поднимался лозунг: "Капитализм - это
дерьмо").
Духовный вакуум
породил тяжелые последствия
для судеб миллионов людей, сумятицу
в умонастроениях и выборе смысла
жизни. То, что вчера казалось святым
и незыблемым, сегодня растоптано
безудержным стремлением к
Свидетельство тому
является резко возросшая статистика
самоубийств: только в армии за 1996
год покончили жизнь
Отсутствие осознанной
сколько-нибудь отдаленной перспективы
не побуждает человека к формированию
возвышенных потребностей, зацикливает
его на удовлетворении сиюминутных
в большей степени
Тип человека-потребителя
- продукт американского и
Социально-психологический
портрет человека-потребителя
Фромм разделял людей
на две группы: на тех, кто стремится
быть, т. е. стремится к своему всестороннему
развитию, и на тех, кто стремится
к безудержному обогащению, к накопительству
материальных ценностей, денег, драгоценных
металлов, престижных автомобилей и
пр. Этот второй тип человека Фромм
назвал "человек-потребитель" (Homo-consumers).
Фромм писал: если Ф. Ницше говорил:
"В XIX веке Бог умер", - то я говорю:
"В XX веке человек умер".
Что имел в виду Фромм,
утверждая о смерти человека XX века?
Объяснение следующее. В обществе с
гигантской индустрией и электронными
средствами массовой информации, индивид,
который не контролирует своей работы
и отчужден от результатов своего
руда, чувствует импотенцию, свою ничтожность
перед созданными им грозными и анонимными
для него машинами, он перестает
быть деятельным человеком, т. е. он теряет
свою сущность. Поскольку человек
по своей сущности социально-деятельное
существо, с потерей этой сущности
он умирает как человек.
В этих условиях потребность
в пользе большого потребления продукции
промышленности превращает человека в
прожорливого человека, в грудного
ребенка, который обуреваем страстью
потребления. Для него все становится
статьей потребления: сигареты, ликер,
секс, кино, телевидение и даже образование,
книги и лекции.
Современная промышленность
создает новые потребности и
ловко ими манипулирует при помощи
рекламы.
Алчность к потреблению
становится доминирующей психической
силой в современном
Человек-потребитель
в его крайних формах есть психоаналитический
тип алкоголика, наркомана, больного
СПИДом. Он - продукт застойного потребительского
общества, скроенного по канонам рыночной
экономики.
Ставя вопрос "быть
или иметь" Э. Фромм был не диалектичен.
Само собой разумеется, для того,
чтобы быть надо что-то иметь, а именно
материальные условия своего гуманного
развития.
Рассуждая диалектически,
надо сказать, что накопление вещественного
богатства не должно быть самоцелью,
а лишь средством для своего всестороннего
развития, причем средством, приобретенным
собственным трудом.
Поэтому формирование
разумных потребностей должно уберечь
человека от двух крайностей: от превращения
нищеты во благо, а человека в духовного
аскета, с одной стороны, и от превращения
человека в жирного кота, в подобие
всепожирающего животного, с другой
стороны. Осуществление этого
Итак, предметом настоящего
исследования является человек и
его потребности. При этом акцент
будет делаться на человеческих потребностях.
Это значит, что потребностей бесчисленное
множество, и как мы убедимся, среди
них есть и потребности нечеловеческие
и откровенно античеловеческие.
Большинство базовых
потребностей изучается конкретными
науками: биологическими потребностями
занимается биология и медицина, материальными
потребностями - экономика, социальными
потребностями - социология, душевными
потребностями - психология, и, наконец,
духовными потребностями - культурология,
эстетика и др.
Каждая из указанных
учебных дисциплин формирует
фрагментарные потребности
Главной задачей
учебного курса является формирование
у студентов потребности
Первый раздел книги
посвящается философскому осмыслению
проблемы человека. Стержневым пунктом
этой проблемы является определение
сущности человека Будет сформулировано
понятие социально-деятельной сущности
человека. Эта авторская концепция
будет определять направленность изложения
всех разделов курса играть роль своеобразного
вектора всех теоретические рассуждений
автора. На протяжении многих лет проблема
человека находится в центре научных
интересов автора этой книги. Этой теме
посвящены более 30 его научных
публикаций, основными из которых
являются "Проблемы человека в трудах
К. Маркса" (1981. Москва), "Марксистская
концепция человека: анализ основных
положений" (Вестник МГУ. Философия.
1984 г., № 3). Формирование о человека
- проблема комплексная в сборнике
"Методологическая проблема коммунистического
воспитания" М. 1986 г.; "Человеческий
фактор: содержание и стимулы активизации".
"Знание". 1983 г. "Марксова концепция
человека в интерпретации
Человек как предмет
научного анализа - проблема комплексная.
Формирование целостного человека как
практическая задача всей системы воспитания
и образования достигается
Все эти науки
участвуют в создании целостной
концепции человека, но ни одна из них
в отдельности не в состоянии
решить эту задачу. Это проблема
философская. Только на философском
уровне, на уровне отношения человек-мир
возможно отвлечься от частных аспектов
проблемы человека и уберечь исследование
от односторонних толкований. История
науки и философии богаты примерами
подобного подхода: концепция человека-животного
в антропологии М. Шелера, в философии
Ф. Ницше, человека - "веселого" робота
в социологии Маршала Маклюэна и
др. Это значит, что любая концепция
человека теряет статус целостной философской
концепции, как только она станет
на позицию какой-либо конкретной науки
о человеке. Эта целостная концепция
человека формировалась в русле
марксистской философии, широко представлена
в трудах современных философов
России: Б. Г. Ананьева ("Человек как
предмет познания. Л-д 1969); Фролова ("Перспективы
человека", М. 1983); Буевой Л. П. ("Человек:
общение и деятельность" М. 1976)
и других.
Философская концепция
человека широко представлена в современной
западной философии (Сартр, Хайдеггер,
Камю, Ясперс, Ортега-и-Гассет и др.).
Эти авторы представлены в коллективной
монографии "Проблема человека в
западной философии" (М. 1986г.).
На качественно
ином уровне по сравнению с проблемой
человека осуществляется исследование
проблемы потребностей. Изучение большого
массива литературы по проблеме потребностей
убеждает нас в том, что основным
недостатком в этой области является
исследование потребностей вне связи
с социальной философией: в большинстве
случаев эти потребности
Казалось бы, приятным
исключением из этого правила
может быть названа книга П. М.
Ершова "Потребности человека"
(Изд-во "Мысль", 1990г.). Эта книга
объемом в 23 печатных листа, изданная
тиражом в 3035 экземпляров подкупает
своей содержательностью, многочисленными
ссылками на различные источники - от
художественной и драматургической
литературы до биологии и философии.
Но, к сожалению, в книге нет
концепции, упорядочивающей весь набор
литературных источников. Неоднократно
ссылаясь на физиологические исследования
П. В. Симонова о влиянии четырех
мозговых структур на динамику потребностей
и поведения человека, П. М. Ершов
склоняется к биологизаторской трактовке
потребностей. В целом же его книга
носит фрагментарный нелогичный
характер. Все позитивное в этой
книге можно свести к изложению
проблемы классификации потребностей.
В силу высказанных здесь соображений,
я воздерживаюсь рекомендовать
студентам книгу П. М. Ершова в
качестве учебного пособия к нашему
учебному курсу.
Как более зрелыми
исследованиями потребностей можно
считать те работы, в которых используется
деятельностный подход, а сама потребность,
как фрагмент системы ценностей,
интересов, целей человека в определенном
обществе. По преимуществу это - социологические
исследования советских и зарубежных
авторов: Здравомыслов А. Г. Потребности,
интересы, ценности... М. 1986.; Буева Л.
П. Человек: деятельность и общение.
- 1974 г.; А. И. Самсин. Социально-философские
проблемы исследования потребностей.
М. 1987.; Фромм Э. Быть или иметь (То
be or to have. N. Y. 1976). Фромм Э. Социалистический
гуманизм. 1965 и др.
Сегодня в Россию
из Запада хлынула волна развлекательных
шоу, безудержная пропаганда секса,
жевательных резинок и прочих
"прелестей" "свободного" мира.
В этих условиях широкое распространение
среди молодежи получает образ жизни,
согласно этическому принципу гедонизма.
Основателем концепции