Общественное и духовное бытие человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 01:33, реферат

Описание

Сегодня Россия находится на перепутье, переживает переломную историческую эпоху. Социалистическая система производства и потребления разрушена, коммунистический идеал - всесторонне свободное развитие всех членов общества - погребен под обломками глобальной рыночной эйфории. Образовался вакуум в сознании миллионов людей, ибо рыночные отношения не могут стать общественным идеалом - это очень примитивно, вульгарно, бездуховно. Рынок не стимулирует возвышенных потребностей. Он - только средство, способ выживания одних и обогащения других. Не вдохновляет людей и капитализм, он стал в России ругательным словом (вспомним, как на публичных демонстрациях в Москве, Риге и других городов поднимался лозунг: "Капитализм - это дерьмо").

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
Глава 1. Бытие человека
Биологическое бытие человека
Общественное бытие человека
Духовное бытие человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
К введению
К главе 1. Бытие человека

Работа состоит из  1 файл

Реферат бытие.docx

— 76.24 Кб (Скачать документ)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

     РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ

         Глава 1. Бытие человека

           Биологическое бытие человека

           Общественное  бытие человека

           Духовное  бытие человека

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

К введению

К главе 1. Бытие человека 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Сегодня Россия находится  на перепутье, переживает переломную историческую эпоху. Социалистическая система производства и потребления разрушена, коммунистический идеал - всесторонне свободное развитие всех членов общества - погребен под  обломками глобальной рыночной эйфории. Образовался вакуум в сознании миллионов  людей, ибо рыночные отношения не могут стать общественным идеалом - это очень примитивно, вульгарно, бездуховно. Рынок не стимулирует  возвышенных потребностей. Он - только средство, способ выживания одних  и обогащения других. Не вдохновляет  людей и капитализм, он стал в  России ругательным словом (вспомним, как на публичных демонстрациях  в Москве, Риге и других городов  поднимался лозунг: "Капитализм - это  дерьмо"). 

Духовный вакуум породил тяжелые последствия  для судеб миллионов людей, сумятицу в умонастроениях и выборе смысла жизни. То, что вчера казалось святым и незыблемым, сегодня растоптано безудержным стремлением к обогащению меньшинства и всеобщим унынием  большинства, для которых утеряны  социальные и личные ценности, ради которых стоит бороться за которые  можно умереть. 

Свидетельство тому является резко возросшая статистика самоубийств: только в армии за 1996 год покончили жизнь самоубийством 500 офицеров; за 16 месяцев (12 месяцев 1997 и 4 месяца 1998 г.) покончили жизнь  самоубийством 614 военных. За два года войны в Чечне погибли 741 военнослужащий российской армии.* 

Отсутствие осознанной сколько-нибудь отдаленной перспективы  не побуждает человека к формированию возвышенных потребностей, зацикливает  его на удовлетворении сиюминутных  в большей степени биологических  потребностей: еда, питье, секс, легкомысленные бездуховные развлечения. Эта ситуация формирует бесхарактерного человека, человека без определенных жизненных  идеалов, человека-потребителя. 

Тип человека-потребителя - продукт американского и западноевропейского  образа жизни, сформировавшегося в  условиях капитализма середины XX века. Он противостоит российскому образу жизни, а России по признанию русского историка В. Кожинова, присущ идеократический  образ жизни, в основе которого лежат  не правовые законы, как в западных странах и не совокупность обычаев  как в восточных странах, а  идея, ради осуществления которой  человек живет и борется. 

Социально-психологический  портрет человека-потребителя нарисовал  социальный философ Э. Фромм в  своей последней книге "Быть или  иметь" ("То be or to have". N. Y. 1976). 

Фромм разделял людей  на две группы: на тех, кто стремится  быть, т. е. стремится к своему всестороннему  развитию, и на тех, кто стремится  к безудержному обогащению, к накопительству материальных ценностей, денег, драгоценных  металлов, престижных автомобилей и  пр. Этот второй тип человека Фромм  назвал "человек-потребитель" (Homo-consumers). Фромм писал: если Ф. Ницше говорил: "В XIX веке Бог умер", - то я говорю: "В XX веке человек умер". 

Что имел в виду Фромм, утверждая о смерти человека XX века? Объяснение следующее. В обществе с  гигантской индустрией и электронными средствами массовой информации, индивид, который не контролирует своей работы и отчужден от результатов своего руда, чувствует импотенцию, свою ничтожность  перед созданными им грозными и анонимными для него машинами, он перестает  быть деятельным человеком, т. е. он теряет свою сущность. Поскольку человек  по своей сущности социально-деятельное существо, с потерей этой сущности он умирает как человек. 

В этих условиях потребность  в пользе большого потребления продукции  промышленности превращает человека в  прожорливого человека, в грудного ребенка, который обуреваем страстью потребления. Для него все становится статьей потребления: сигареты, ликер, секс, кино, телевидение и даже образование, книги и лекции. 

Современная промышленность создает новые потребности и  ловко ими манипулирует при помощи рекламы. 

Алчность к потреблению  становится доминирующей психической  силой в современном индустриальном обществе. Чем больше власти человек  имеет над машиной, тем более  безвластно его существование, чем  больше он потребляет, тем больше становится рабом все увеличивающихся потребностей. Свобода к потреблению становится сущностью человеческой свободы. 

Человек-потребитель  в его крайних формах есть психоаналитический тип алкоголика, наркомана, больного СПИДом. Он - продукт застойного потребительского общества, скроенного по канонам рыночной экономики. 

Ставя вопрос "быть или иметь" Э. Фромм был не диалектичен. Само собой разумеется, для того, чтобы быть надо что-то иметь, а именно материальные условия своего гуманного  развития. 

Рассуждая диалектически, надо сказать, что накопление вещественного  богатства не должно быть самоцелью, а лишь средством для своего всестороннего  развития, причем средством, приобретенным  собственным трудом. 

Поэтому формирование разумных потребностей должно уберечь  человека от двух крайностей: от превращения  нищеты во благо, а человека в духовного  аскета, с одной стороны, и от превращения  человека в жирного кота, в подобие  всепожирающего животного, с другой стороны. Осуществление этого гуманистического идеала в смысл индивидуальной жизни  возможно в условиях жизни в обществе, устроенного на началах справедливости и свободы. 

Итак, предметом настоящего исследования является человек и  его потребности. При этом акцент будет делаться на человеческих потребностях. Это значит, что потребностей бесчисленное множество, и как мы убедимся, среди  них есть и потребности нечеловеческие и откровенно античеловеческие. 

Большинство базовых  потребностей изучается конкретными  науками: биологическими потребностями  занимается биология и медицина, материальными  потребностями - экономика, социальными  потребностями - социология, душевными  потребностями - психология, и, наконец, духовными потребностями - культурология, эстетика и др. 

Каждая из указанных  учебных дисциплин формирует  фрагментарные потребности частичного человека, ни одна из них не имеет  своей целью формирование богатого в своих потребностях целостного человека. Создание образа целостного человека под силу только философии, преодолевающей односторонность конкретных наук и синтезирующей их знания на наиболее абстрактном уровне: человек  и мир. 

Главной задачей  учебного курса является формирование у студентов потребности всестороннего  гармонического развития личности. Человек  же, избравший своим идеалом накопительство вещей, денег и других материальных ценностей, на протяжении всей российской истории не пользовался уважением  своих современников. Более того, он обозначен в Библии как отрицательный  тип личности. "Легче верблюду пройти через угольное отверстие, чем  богатому попасть в рай" - говорится  в Библии. 

Первый раздел книги  посвящается философскому осмыслению проблемы человека. Стержневым пунктом  этой проблемы является определение  сущности человека Будет сформулировано понятие социально-деятельной сущности человека. Эта авторская концепция  будет определять направленность изложения  всех разделов курса играть роль своеобразного  вектора всех теоретические рассуждений  автора. На протяжении многих лет проблема человека находится в центре научных  интересов автора этой книги. Этой теме посвящены более 30 его научных  публикаций, основными из которых  являются "Проблемы человека в трудах К. Маркса" (1981. Москва), "Марксистская концепция человека: анализ основных положений" (Вестник МГУ. Философия. 1984 г., № 3). Формирование о человека - проблема комплексная в сборнике "Методологическая проблема коммунистического  воспитания" М. 1986 г.; "Человеческий фактор: содержание и стимулы активизации". "Знание". 1983 г. "Марксова концепция  человека в интерпретации гуманистического психоанализа Э. Фромма". В книге "Критика фальсификаторов истории  и теории марксистско-ленинской  философии". М. 1979.; Действенность  социалистического гуманизма. Изд-во "Мысль". 1979 г.; Человек в мифологической картине мира. М. 1990; К проблеме комплексного изучения человека. Философские науки. 1991, № 1; Сущность человека - диалектический синтез естественного, общественного  и духовного опыта человека. В  книге Бог - человек - Вселенная. Долгопрудная. 1996 г.; Мир человека и человек в  мире В соавторстве 1997г.; Социальная философия ч. 1, гл.5. М. 1996, ч 2-я, 1997, гл. 10; Гуманизм и права человека. В  сборнике научных трудов "Личность и общество". Калининград 1998 г.; Гегель и Маркс о родовой сущности человека. В сборнике "Карл Маркс  и современная философия". И.Ф. РАН 1999 г. 

Человек как предмет  научного анализа - проблема комплексная. Формирование целостного человека как  практическая задача всей системы воспитания и образования достигается совокупностью  усилий общественного и индивидуального  характера. Достижение этого, эмпирического  уровня проблемы предлагает создание целостной концепции человека. Этот теоретический уровень проблемы возможен как диалектический синтез всех конкретных наук о человеке - физиологии, медицины, психологии, социологии и  других наук. 

Все эти науки  участвуют в создании целостной  концепции человека, но ни одна из них  в отдельности не в состоянии  решить эту задачу. Это проблема философская. Только на философском  уровне, на уровне отношения человек-мир  возможно отвлечься от частных аспектов проблемы человека и уберечь исследование от односторонних толкований. История  науки и философии богаты примерами  подобного подхода: концепция человека-животного  в антропологии М. Шелера, в философии  Ф. Ницше, человека - "веселого" робота в социологии Маршала Маклюэна и  др. Это значит, что любая концепция  человека теряет статус целостной философской  концепции, как только она станет на позицию какой-либо конкретной науки  о человеке. Эта целостная концепция  человека формировалась в русле  марксистской философии, широко представлена в трудах современных философов  России: Б. Г. Ананьева ("Человек как  предмет познания. Л-д 1969); Фролова ("Перспективы  человека", М. 1983); Буевой Л. П. ("Человек: общение и деятельность" М. 1976) и других. 

Философская концепция  человека широко представлена в современной  западной философии (Сартр, Хайдеггер, Камю, Ясперс, Ортега-и-Гассет и др.). Эти авторы представлены в коллективной монографии "Проблема человека в  западной философии" (М. 1986г.). 

На качественно  ином уровне по сравнению с проблемой  человека осуществляется исследование проблемы потребностей. Изучение большого массива литературы по проблеме потребностей убеждает нас в том, что основным недостатком в этой области является исследование потребностей вне связи  с социальной философией: в большинстве  случаев эти потребности рассматриваются  вне человека и общества, в котором  он живет, "по правилам математической логики и здравого смысла".1 

Казалось бы, приятным исключением из этого правила  может быть названа книга П. М. Ершова "Потребности человека" (Изд-во "Мысль", 1990г.). Эта книга  объемом в 23 печатных листа, изданная тиражом в 3035 экземпляров подкупает  своей содержательностью, многочисленными  ссылками на различные источники - от художественной и драматургической литературы до биологии и философии. Но, к сожалению, в книге нет  концепции, упорядочивающей весь набор  литературных источников. Неоднократно ссылаясь на физиологические исследования П. В. Симонова о влиянии четырех  мозговых структур на динамику потребностей и поведения человека, П. М. Ершов  склоняется к биологизаторской трактовке  потребностей. В целом же его книга  носит фрагментарный нелогичный характер. Все позитивное в этой книге можно свести к изложению  проблемы классификации потребностей. В силу высказанных здесь соображений, я воздерживаюсь рекомендовать  студентам книгу П. М. Ершова в  качестве учебного пособия к нашему учебному курсу. 

Как более зрелыми  исследованиями потребностей можно  считать те работы, в которых используется деятельностный подход, а сама потребность, как фрагмент системы ценностей, интересов, целей человека в определенном обществе. По преимуществу это - социологические  исследования советских и зарубежных авторов: Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности... М. 1986.; Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. - 1974 г.; А. И. Самсин. Социально-философские  проблемы исследования потребностей. М. 1987.; Фромм Э. Быть или иметь (То be or to have. N. Y. 1976). Фромм Э. Социалистический гуманизм. 1965 и др. 

Сегодня в Россию из Запада хлынула волна развлекательных  шоу, безудержная пропаганда секса, жевательных резинок и прочих "прелестей" "свободного" мира. В этих условиях широкое распространение  среди молодежи получает образ жизни, согласно этическому принципу гедонизма. Основателем концепции гедонизма  был античный философ Эпикур (391-270 гг. до н. э.). Согласно этому принципу цель жизни: избегать страданий и  стремиться к наслаждениям. В различные  исторические эпохи расцвета безответственности и свободы в духе "что хочу, то и делаю", этот принцип становился руководством к поведению. Его провозглашали  отдельные представители гуманизма  эпохи Возрождения (Лоренцо Валла, Боккаччо, Петрарка), в эпоху просвещения - французские энциклопедисты Ламетри, Тольбах и др. В то же время  социалисты и прогрессивные общественные деятели подвергли редкой критике  принцип гедонизма как смысл  жизни. Французский социальный философ 18 века Габриэль Мабли писал: "Чем  меньше люди заняты своим богатством, своей роскошью и своими наслаждениями, тем более они заинтересованы в общественном благе".2 

Информация о работе Общественное и духовное бытие человека