Общественное мнение и социология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание

Цель: Выявить сущность и функции общественного мнения и его роль в социологии управления.
Задачи: 1. Изучить литературу по теме общественное мнение и социология управления.
2. Изучить историю, содержание, этапы формирования общественного мнения и социологии управления.
3. Изучить общественное мнение граждан по вопросу «о роли женщины в современном обществе»

Содержание

Введение 3
Глава I. Общественное мнение
1.1. История, сущность и содержание общественного мнения 4
1.2. Мировое общественное мнение 9
1.3. Требования к изучению, этапы формирования, функции 10
Глава II. Социология управления
2.1. Сущность и содержание понятия управления 14
2.2. Исторический путь развития управленческой мысли. 16
2.3. Структура и функции управления. 19
2.4. Методы управления. 27
2.5 Особенности управленческой деятельности в организациях 38
Глава III. Исследование общественного мнения: «О положении женщин в современном обществе»
3.1. Изучение и анализ общественного мнения «о роли положении женщин
в современном обществе» 47
Заключение 55
Список литературы 56

Работа состоит из  1 файл

Социология управления.doc

— 386.00 Кб (Скачать документ)

   Социально-психологические  свойства общественного мнения:

  • оно отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества;
  • в нем проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени;
  • оно концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия;
  • оно не всегда оказывается мнением истинным, но всегда отражает позицию большинства;
  • ему присуще внутреннее единство, монистическое состояние (в содержании общественного мнения не могут одновременно присутствовать противоположные оценочные суждения);
  • сила авторитета и авторитет силы общественного мнения обусловлены его опорой на большинство.

   Факторы формирования общественного мнения:

  • социальные интересы людей;
  • различия в оценках, характеристиках тех или иных общественных явлений (дискуссионный характер проблемы);
  • уровень компетентности.

   Структура общественного мнения:

  • субъекты (субъекты-создатели – "творцы" мнений, субъекты-носители – "лидеры" мнений, "массовая" публика – 90 % всех людей, имеющих мнения);
  • объекты (объекты-факты – тот или иной факт действительности, объекты-события – набор фактов, составляющих содержательную сторону события, объекты-явления – процессы);
  • рациональный компонент (познавательный) – знания субъекта об объекте;
  • социальная оценка (общественное суждение) – ценностный элемент общественного мнения, результат взаимодействия рационального и эмоционального;
  • общественно волевые побуждения – активное начало общественного мнения, проявление его позиции по отношению к объекту.

   Стадии  развития общественного мнения:

  • зарождение – процесс выработки людьми своей оценки попавшего в поле их зрения объекта, определение по отношению к нему собственного, личного мнения;
  • формирование – преобразование (слияние) индивидуальных оценочно-ценностных суждений в групповые, коллективные, классовые, общественные;
  • функционирование – выполнение ряда присущих общественному мнению социальных функций.

   Устойчивость функционирующего общественного мнения проявляется в следующем:

  • сохраняющемся интересе людей к его объекту;
  • страстной убежденности в правоте своей позиции;
  • стремление к ее отстаиванию и защите,
  • преобразование мнения в конкретные решения и практические действия.

   Факторы, определяющие характер, содержание и степень влияния общественного мнения на социально-политические процессы в обществе:

  • уровень распространенности;
  • интенсивность;
  • достоверность;
  • стабильность.

   Социальное  управление рассматривается как  процесс воздействия на социальные процессы для достижения определённых целей, а также как сфера деятельности людей. Необходимость социального управления обусловлена разделением труда и потребностью его кооперации. Ключевым понятием управления является воздействие. В социальных системах оно представляет собой воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние. 

   
    1. Мировое общественное мнение

   Предпосылки становления мирового общественного мнения:

  • возникновение и обострение глобальных проблем, решение которых затрагивает жизненные потребности не только отдельных стран и народов, но и человечества в целом;
  • невиданное ранее расширение всемирных связей, переплетение интересов народов, углубление их взаимного ознакомления;
  • возрастание роли и значения субъективного фактора в естественноисторическом процессе, сознательных, разумных начал в преодолении кризисов, возникающих в ходе общественного развития;
  • интеллектуализация образа жизни современного человечества;
  • подъем самосознания и политической активности людей;
  • возрастание масштабов и активизация средств массовой информации и коммуникации;
  • возникновение качественно нового типа сознания – общечеловеческого, планетарного, специфическим способом существования которого выступает мировое общественное мнение.

   Субъект мирового общественного мнения – население планеты ("творец мнений"). Выразители – более узкие социальные общности: отдельные государства и народы, международные организации и союзы, политические и общественные деятели, рядовые граждане ("лидеры мнений", "носители" мнений). Объект – международная действительность в ее геополитическом аспекте.

   Специфика мирового общественного мнения состоит в том, что его содержание соотносится не со всеми чертами и свойствами национальных общественных мнений, а лишь с теми из них, которые отличаются объединяющим, интегративным характером и обусловлены общечеловеческими элементами нравственности, общими психологическими формами морального переживания, страстей и социальных чувств.

   Социальные  функции мирового общественного мнения:

  • оценочная – выражение ценностного отношения к проблемам, затрагивающим интересы всего человечества;
  • контрольная – отслеживание состояния и развития положения в мире, путей и средств, которые используются для разрешения возникающих конфликтных ситуаций;
  • защитная – отстаивание общечеловеческих интересов;
  • коммуникативно-мобилизующая – сплочение и ориентирование практической деятельности населения планеты, международных организаций, политических и общественных деятелей за сохранение жизни, за справедливое решение глобальных проблем;
  • регулятивная – способность оказывать воздействие на состояние морально-политического климата в мире, вносить вклад в регулирование международных отношений.
 

   1.3. Требования к изучению  общественного мнения, этапы формирования, функции 

   При подготовке и проведении изучения общественного  мнения не обходимо придерживаться следующих  основных требований:

   1) Постановка цели исследования, (должно  быть четко сформулировано, какие  сведения предполагается получить, как использовать и на что направить обобщенные итоги).

   2) Разработка инструмента (анкеты, вопросники). Вопросы должны формулироваться  четко, быть краткими, не допускающими  различных толкований. Следует избегать  прямых, "лобовых" вопросов, особенно в тех случаях, если они по смыслу касаются оценок работы опрашиваемого, направлены на получение данных непосредственно о самом человеке, его взглядах. Для получения более объективной информации вводятся проверочные вопроса (по этой же теме, но в другой постановке, позволяющей получить косвенное подтверждение ответа на основной вопрос).

   После набора возможных вариантов ответов-подсказок  обозначается место для Других вариантов, не предусмотренных анкетой.

   З) Подготовка выборки (число и состав опрашиваемых). При проведении исследований в городе, районе по Проблемам, касающимся всех социальных слоев оптимальное количество опрашиваемых должно составлять 1 - 1,5 процента от общей численности населения. Если же опрос проводится среди отдельных групп, в крупных трудовых коллективах, учебных заведениях количество респондентов может достигать 10 процентов от списочного состава. В небольших подразделениях по возможности опрос проводится среди всех его членов, либо какой-то его части по усмотрению исследователей. При устных, телефонных, экспресс-опросах по текущим, не требующим глубокого анализа вопросам достаточно проинтервьюировать несколько десятков человек. Для получения наиболее объективной информации в число опрашиваемых должны быть включены все категории населения по национальности, возрасту, (социальному положению, образованию и т.д.

   4) Проведение анкетирования, опроса. Как правило, его надо проводить  анонимно, что повышает достоверность  информации. Многое зависит от  организаторов этого дела, насколько  умело, они настроят, подготовят людей на откровенные высказывания своих взглядов, позиций, мнений.

   5) Обработка анкет, подготовка выводов,  рекомендаций и предложений, по  преодолению развития нежелательных  процессов, прогнозирование возможных  результатов и последствий их реализации.

   6) Принятие конкретных мер. 

   7) Последующие проверки правильности  решений и результатов принятия  мер (отслеживание).

     Этапы формирования  и функции общественного мнения

   Выделяют  следующие основные этапы:

  • Восприятие реформации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.
  • Выводы и оценки индивидуума - на основе имеющихся знаний, опыта, умения анализировать, уровня информированности.
  • Обмен имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми
  • На этой основе, формирование определенного мнения небольшой группы людей.
  • Обмен между небольшими группами и формирование мнения социального слоя.
  • Возникновение общенародного мнения.
  • Можно выделить основные стадии формирования и функционирования общественного мнения:
  • Рождается
  • Достигает определенной степени развития
  • "Умирает" или реализует себя в конкретных проявлениях жизни.

   Практика  показывает, что если необходимые  меры, в частности пропагандистские, приняты в период зарождения или  на начальном этапе формирования общественного мнения его значительно легче сориентировать в позитивном, нужном направлении либо локализовать, не дать перерасти в неверные убеждения, последующие, на этой основе, соответствующие действия и проявления в жизни.

   Общественное  мнение складывается из широко распространённой информации, как-то: мнений, суждений, убеждений, идеологий, равно как и из слухов, сплетен, заблуждений.

   В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса).

   На  общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом авторитетными  и компетентными, личный опыт людей.

   Функции общественного мнения различаются  в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов или отдельных лиц в первую очередь от характера влияния, воздействия первого на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы. Для общественного мнения характерны следующие функции: экспрессивная (в более узком смысле контрольная); консультативная; директивная.

   Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению  к любым фактам и событиям в  жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства.

   Таким образом, объективным содержанием деятельности общественного мнения государственные институты, их лидеры ставятся в положение контролируемых. Обладая только одной моральной властью, общественное мнение бывает весьма эффективно по своим результатам. Этот эффект будет безусловно выше, если он подкрепляется разнообразными формами контроля со стороны трудящихся.

Информация о работе Общественное мнение и социология управления