Общественное мнение и социология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание

Цель: Выявить сущность и функции общественного мнения и его роль в социологии управления.
Задачи: 1. Изучить литературу по теме общественное мнение и социология управления.
2. Изучить историю, содержание, этапы формирования общественного мнения и социологии управления.
3. Изучить общественное мнение граждан по вопросу «о роли женщины в современном обществе»

Содержание

Введение 3
Глава I. Общественное мнение
1.1. История, сущность и содержание общественного мнения 4
1.2. Мировое общественное мнение 9
1.3. Требования к изучению, этапы формирования, функции 10
Глава II. Социология управления
2.1. Сущность и содержание понятия управления 14
2.2. Исторический путь развития управленческой мысли. 16
2.3. Структура и функции управления. 19
2.4. Методы управления. 27
2.5 Особенности управленческой деятельности в организациях 38
Глава III. Исследование общественного мнения: «О положении женщин в современном обществе»
3.1. Изучение и анализ общественного мнения «о роли положении женщин
в современном обществе» 47
Заключение 55
Список литературы 56

Работа состоит из  1 файл

Социология управления.doc

— 386.00 Кб (Скачать документ)

   Вторая  функция - консультативная. Общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких ответах. Прислушиваясь к этим советам, «руководящие лидеры», группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.

   И, наконец, директивная функция общественного мнения -проявляется в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место.

   В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным. Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений. Аналитическое и конструктивное общественное мнение тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое и инструктивное мнения не совпадают. Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т. д. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании людей, групп, коллективов. Общественное мнение может также выступать в форме позитивных или негативных суждений.  

 

    Глава II. Социология управления

   2.1. Сущность и содержание  понятия управления 
   Социология  управления - отрасль социологии, изучающая закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия на социальные структуры и процессы, которые имеют место в организациях и обществе. В социологии управления сложились школы:
   - научного менеджмента Ф.Тейлора; 
   - человеческих отношений Э.Мейо;
   - социальных систем Ч.Барнарда;
   - новая школа теории управления;
   - управления в кризисных ситуациях  Ч.Перроу и др.

   Социология - наука об обществе как единой социальной системе. Она изучает закономерности развития и функционирования общества, на структуру, организацию и поведение людей в нем. Опирается на теорию и методы исследования: S=T/M

   Объект  социологии - это общество, т.е. люди, объединенные в обществе, а так  же протекающие в нем многообразные  процессы сотрудничества, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные или иные группы.

   Объект  в общем смысле - это процессы, явления в природе и обществе, которые противостоят исследуемому вниманию тех или иных групп исследователей или отдельных из них.

   Объектно-предметная область любой науки - есть единство взаимодействия объекта и предмета, порождающего то или иное противодействие.

   Предмет любой науки - это часть объекта  исследования, позволяющая определить его принципиальные свойства, особенности, состояния, функции и т. д.

   Предмет социологии - это выделение из многообразных  аспектов общественной жизни определенного  набора тех или иных социальных отношений  и взаимодействий общества (как многосложной, многоуровневой системы) с человеком, личностью.

   Сущность  и содержание понятия управления

   Механизм  управления присущ всем без исключения областям деятельности людей, он как  бы интегрирует в них, обеспечивает выработку и применение способов, методов и форм достижения намеченных целей.

   Под управлением понимается воздействие, основанное на систематическом взаимодействии и достоверном знании, субъекта управления (управляющие подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему).

   Основные  уровни управления

   1 уровень - управление и управленцы  высшего звена (институциональный уровень). Принятие решений - президент, директор.

   2 уровень - управление среднего  звена или управленческий уровень  (управление людьми).

   3 уровень - технический уровень (подчиненные).

   У истоков социологии управления в  начале XX в. стояли Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Черч, Т. Эмирсон; из отечественных - Афанасьев, Пригожин, Шетель, Гвишиани; из ГУУ - В.Н. Князев, Филлипов, Красовский.

   Управление  рассматривается разными науками:

   Экономика - реализация положений хозяйственного механизма.

   Кибернетика - взаимодействие элементов кибернетической системы и подсистемы.

   Информатика - информационные взаимодействия.

   Социология - взаимодействие различных социальных групп.

   Психология - процесс принятия решения.

   Социология  управления является социальной дисциплиной  среднего уровня, т.е. включают в себя теоретические проблемы и определенные методики исследования, а также организационные игры, тренинги.

   Социология  исследует:

   Социально-экономические  институты, влияющие на ту или иную общественную деятельность.

   Совокупность лиц, связанных с управленческим трудом в сфере экономики, политики, искусства, бизнеса.

   Организационно-технические  и социальные аспекты общественного  производства.

   Различные управленческие структуры в обществе.

   Системы и механизмы в сфере общественного производства.

   Различные методы и принципы стимулирования и  мотивации трудовой деятельности.

   Социология  управления:

  • Тесно соприкасается с научным менеджментом, но отличается от него. Научный менеджмент: производственная деятельность - поле для управления, а социальное управление - носитель совокупных общественных отношений.
  • Анализирует мотивы, желания, ценностные ориентировки индивидов в процессе производства, изучает факторы и условия производственной сферы.
  • Вырабатывает прогрессивные методы организации управления, принятие решений на различных уровнях, организационную систему рабочего режима, разрабатывает возможности профессионального перемещения и совмещения на рабочих местах.
  • Занимается структурными связями в трудовом коллективе. Трудовой коллектив бывает нескольких видов: первичный (объединение людей, совместное управление производством, личный контакт по поводу производства); промежуточный (из нескольких первичных коллективов, связанных одним типом - технологическое объединение); и единство промежуточных и первичных коллективов, связанных общими задачами.

   Задачи  социологии управления:

  1. Изучение реальных фактов, составляющих живую и постоянно развивающуюся ткань управленческой деятельности, где проявляется взаимодействие людей, входящих в те или иные слои управленческой пирамиды.
  2. Выявление наиболее важных, типических и иррациональных фактов, и на этой основе обнаружение тенденций развития процессов управления в зависимости от изменений условий.
  3. Задача обусловлена необходимостью объяснения, почему в системе управленческой деятельности появляются те или иные новшества, инновации, и в силу каких обстоятельств возникают новые способы их реализации.
 

   2.2. Исторический путь развития управленческой мысли 

   В широком смысле, управление является неотъемлемым атрибутом любой системы (биологической, технической, социальной). Этот атрибут обеспечивает ее сохранение, развитие, упорядочение и достижение целей. Формирование специфической области научных знаний об управлении началось в конце XIX в. начале XX в.

   Историческим толчком для появления управленческих теорий, стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к принципиально новым формам получения продукта, путем их производства (т.е. производящая экономика), в результате чего стали формироваться древнейшие цивилизации (Северный Ирак, Палестина) в 10-8 тыс. лет до н.э.

   Гордон  Чайлд назвал этот толчок "Неолитическая  революция". В течение этого  процесса сформировались мощные государства, которые не мыслили себя без жесткой  управленческой деятельности (фараоны Др. Египта).

   Сократ (теоретик управления в Др. Греции) считал, что основой управления являются знания и умения навязать свое мнение другому человеку. Он анализировал различные формы правления. Его  взгляды продолжили Платон, Аристотель. Проблемы управления также рассматривали Фома Аквинский, Аврелий Августин. В дальнейшем, в средние века, эпоху нового времени, эпоху Возрождения концепции управления формировались в социальных утопиях Томаса Мора, Томаза Кампанеллы и Николо Макиавелли. Самые знаменитые произведения - "Государь", "Искусство войны".

   Проблемами  управления в XIX - XX в.в. занимались Сперанский, Витте, Столыпин, Мордвинов, а после  Октябрьской революции - Богданов, Бухарин, Гастев.

   На  Западе проблемами управления начал  заниматься американский инженер, "отец научного менеджмента" Тейлор (1856-1915). Заслуга Тейлора в том, что он развил научное управление в 4-х областях:

  • нормирование (любой труд можно структурировать и измерить);
  • исследование соотношений времени и задач (любой труд можно оценить);
  • систематический отбор обучения кадров;
  • денежные стимулы (вознаграждение за результат, а не за саму деятельность как таковую).

   Система Тейлора называлась - "система  выжимания пота".

   В Европе проблемами управления начал  заниматься практик, предприниматель, директор крупного предприятия, автор книги "Общее промышленное управление" Анри Файоль, который создал "теорию администрации". Он ввел 6 основных операций, присущих всем предприятиям:

  • технические (производство и обработка);
  • коммерческие;
  • страховые;
  • учетные;
  • административные;
  • финансовые (привлечение средств в распоряжение ими).

   Анри  Файоль выделил 5 основных управленческих операций:

  • предвидеть;
  • организовывать;
  • распоряжаться (заставлять персонал работать);
  • координировать (связывать, объединять);
  • контролировать.

   Заслуга А.Файоля в том, что он подчеркивал, что административное управление воздействует не только на персонал, в отличие  от других видов управления, но и  на различные социальные группы.

   Он  выделил 14 принципов административного  управления:

  1. разделение труда;
  2. власть;
  3. дисциплина;
  4. единство распорядительства или командования;
  5. единство руководства;
  6. подчинение частных интересов общим;
  7. вознаграждение;
  8. централизация;
  9. иерархия;
  10. порядок;
  11. справедливость;
  12. постоянство состава персонала;
  13. инициатива;
  14. единение персонала.
 

   К заслугам А. Файоля также необходимо отнести его высокое внимание социальному аспекту управления.

Информация о работе Общественное мнение и социология управления