Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:08, курсовая работа
Цель: Выявить сущность и функции общественного мнения и его роль в социологии управления.
Задачи: 1. Изучить литературу по теме общественное мнение и социология управления.
2. Изучить историю, содержание, этапы формирования общественного мнения и социологии управления.
3. Изучить общественное мнение граждан по вопросу «о роли женщины в современном обществе»
Введение 3
Глава I. Общественное мнение
1.1. История, сущность и содержание общественного мнения 4
1.2. Мировое общественное мнение 9
1.3. Требования к изучению, этапы формирования, функции 10
Глава II. Социология управления
2.1. Сущность и содержание понятия управления 14
2.2. Исторический путь развития управленческой мысли. 16
2.3. Структура и функции управления. 19
2.4. Методы управления. 27
2.5 Особенности управленческой деятельности в организациях 38
Глава III. Исследование общественного мнения: «О положении женщин в современном обществе»
3.1. Изучение и анализ общественного мнения «о роли положении женщин
в современном обществе» 47
Заключение 55
Список литературы 56
Таким образом, в социальном положении среди респондентов преобладают служащие, ИТР и предприниматели.
Представленные ниже вопросы, которые были заданы респондентам, касались основного предназначения женщин в обществе.
В условиях экономического кризиса, падения жизненного уровня подавляющего числа россиян женщины вынуждены работать, и работа является важной жизненной ценностью наряду с традиционной для них ценностью – семьей (впрочем как и для мужчин, что подтвердили результаты опроса). Респондентам был задан вопрос: «Что для вас важнее всего: работа и карьера, семья, работа и семья одновременно?». Ответы отражены в таблице 1.
Таблица 1
Категории опрошенных | Варианты ответов | ||
Работа
и карьера
(%) |
Семья
(%) |
Работа и семья одновременно (%) | |
Все мужчины | 13 | 10 | 77 |
Все женщины | 11 | 20 | 69 |
Мужчины-рабочие | 8 | 12 | 80 |
Женщины-рабочие | 5 | 20 | 75 |
Мужчины ИТР | 10 | 8 | 82 |
Женщины ИТР | 5 | 38 | 57 |
Мужчины-служащие | 15 | 7 | 78 |
Женщины-служащие | 5 | 25 | 70 |
Мужчины-предприниматели | 12 | 9 | 79 |
Женщины –предприниматели | 10 | 17 | 73 |
Мужчины-студенты | 10 | 15 | 75 |
Женщины-студентки | 10 | 17 | 73 |
Мужчины-пенсионеры | 4 | 36 | 60 |
Женщины-пенсионеры, домохозяйки | 6 | 68 | 26 |
Мужчины-безработные | 18 | 15 | 67 |
Женщины-безработные | 16 | 17 | 67 |
Таким образом, в настоящее время для большинства женщин (69%) и мужчин (77%) приоритетными остаются одновременно работа и семья. Следующий вопрос коснулся согласия – несогласия респондентов с традиционной ролью женщины в обществе. Результаты опроса показали, что на степень согласия - несогласия респондентов влияют такие факторы, как пол, образование, род деятельности. Так, среди опрошенных женщин (67%) почти в 2 раза больше, чем среди мужчин (32%), не согласных с «естественным», традиционным взглядом на предназначение женщины. Чем выше образование у респондентов, тем чаще они выражали несогласие с мнением, что «женщина не должна работать, а ее предназначение – семья, муж, дети».
Наиболее традиционно воспринимают идеальную роль женщины мужчины – рабочие (43%), мужчины – студенты (37%) и мужчины – предприниматели (20%). Среди опрошенных женщин наименее традиционно рассматривают женскую роль респондентки, занятые в сфере бизнеса (26%). По-видимому, на это оказывает влияние и характер их работы.
Таким образом, результаты опроса показывают, что мужчины (57%) придерживаются более традиционного взгляда на основное предназначение женщины, а сами женщины неоднозначно определяют социальную роль женщины. Доля женщин из различных по роду деятельности групп, не согласных с традиционной ролью женщины, неодинакова: женщин – рабочих 9%, женщин ИТР 13%, студентки 21%, женщин – служащих 10%, женщин – предпринимателей 26%, женщин – домохозяек 3%.
Прочно укоренившиеся в общественном сознании стереотипы «семья и женщина», «карьера и мужчина», возвели стену из «невидимого» кирпича, которой, казалось бы, нет, но в тоже время она существует, мешая женщине реализовывать себя в карьерном и личностном росте.
На
такое положение дел влияет множество
факторов, в том числе и осознание
неравенства шансов в отношении
профессионального роста у
На вопрос: «Является ли Ваш пол препятствием на пути карьерного роста» ответы распределились следующим образом: 100% мужчин считают, что их пол не препятствует карьерному росту; иная картина наблюдается среди ответов женщин на данный вопрос: «Да, является» -39%; «Нет, не является» - 44%; «Затрудняюсь ответить» -17% женщин. Если провести анализ данного вопроса на основе возрастного среза, то можно увидеть, что более уверено себя чувствует молодое поколение и женщины среднего возраста ( диаграмма №1).
ДИАГРАММА №1
Распределения ответов на вопрос:
«Является ли ваш пол
Когда респондентам был задан вопрос: «Кого вы хотели бы видеть руководителем: мужчину или женщину?», 75% опрашиваемых ответили, что мужчину. Возможно это результат устоявшегося стереотипа о том, что женщина не может быть хорошем руководителем. В настоящее время число женщин – руководителей невелико: из 60 млн. занятых женщин лишь 1,5 млн. руководителей.1[1]
В анкете был поставлен вопрос: «Кому проще устроится на высокооплачиваемую работу?» 77% респондентов ответили, что проще устоится мужчине, чем женщине, а 23% респондентов считают, что легче устроится женщине.
В обыденном сознании существуют негативные стереотипы относительно работающей женщины (якобы занятость женщин оказывает отрицательное влияние на детей, на отношения в семье и т.д.) Такие представления в определенной мере формируют чувство вины у работающих женщин, препятствуют ее профессиональной самореализации. В связи с чем респондентам был задан вопрос: «Если женщина работает, это оказывает негативное влияние на семью, детей, или работа не оказывает неблагоприятного влияния». Ответы распределились следующим образом:
Диаграмма
распределения ответов среди женщин
Диаграмма
распределения ответов среди мужчин
Таким образом данный стереотип не находит своего подтверждения среди женщин, т.к. большинство (58%) считают, что работа не оказывает неблагоприятного влияния на семью и детей. Вероятно, что этот стереотип установили мужчины, чтобы женщина, как и прежде не могла стать конкурентом мужчинам в карьерном и личностном росте.
Результаты разных исследований показывают, что дети работающих матерей в меньшей степени впадают в крайности (они не так агрессивны и не слишком заторможены), лучше успевают в школе и обладают более развитым чувством собственного достоинства, чем дети домохозяек.2[2]
В
заключение социологического исследования
хотелось бы выяснить насколько, в настоящее
время, опрашиваемые чувствуют себя
социально защищенными. На вопрос: «Как
вы оцениваете в настоящее время свою
социальную защищенность?» были получены
следующие результаты:
Вариант ответа | Мужчины (%) | Женщины (%) |
Полностью социально защищен (а) | 9,7 | 5 |
Недостаточно социально защищен (а) | 64,3 | 43,2 |
Вообще социально не защищен (а) | 18 | 36,8 |
Затрудняюсь ответить | 8 | 15 |
Из
выше изложенного можно сделать
вывод, что женщина (36,8%) в настоящее
время чувствует себя менее социально
защищенной чем мужчина (18%). Это объясняется
тем, что переживаемый российским обществом
кризисный этап реализации экономических
реформ затронул такие важные сферы жизнедеятельности,
как воспроизводство и здоровье людей,
уровень и качество жизни, занятость, духовно
– нравственное и психологическое состояние
населения. В первую очередь от этого пострадала
женская часть населения, так как она оказалась
менее социально защищенной со стороны
государства.
Ратифицированная СССР в 1981 году
Конвенция ООН 1979 года о ликвидации
всех форм дискриминации в
отношении женщин официально
закрепила равное положение
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
2) Результаты опроса показали, что на степень согласия - несогласия респондентов с «естественным» предназначением женщин влияют такие факторы, как пол, образование, род деятельности. Среди опрошенных женщин (67%) почти в 2 раза больше, чем среди мужчин (32%), не согласных с «естественным», традиционным взглядом на предназначение женщины. Чем выше образование у респондентов, тем чаще они выражали несогласие с мнением, что «женщина не должна работать, а ее предназначение – семья, муж, дети».
В настоящее время для мужчин и женщин приоритетными являются одновременно семья и работа.
Процесс обострения социально-
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ООО «Консалтинг» проводит социологический опрос, который направлен
на изучение общественного
Просим Вас ответить на вопросы анкеты.
Вам необходимо выбрать альтернативу, которая
соответствует вашему мнению.
АНКЕТА
001 Мужской
002 Женский
003 18-27 лет
004 28-37 лет
005 38-47 лет
006 48-57 лет
007 58 лет и старше
008 Рабочий
009 ИТР
010 Служащий
011 Предприниматель
012 Студент
013 Пенсионер
014 Безработный
015 Домохозяйка
016 Другое (укажите) ______________________________
017 Начальное
018 Среднее
019 Среднее специальное
020 Незаконченное высшее
021 Высшее
022
Имею ученую степень кандидата,
Информация о работе Общественное мнение и социология управления