Общественное мнение и социология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание

Цель: Выявить сущность и функции общественного мнения и его роль в социологии управления.
Задачи: 1. Изучить литературу по теме общественное мнение и социология управления.
2. Изучить историю, содержание, этапы формирования общественного мнения и социологии управления.
3. Изучить общественное мнение граждан по вопросу «о роли женщины в современном обществе»

Содержание

Введение 3
Глава I. Общественное мнение
1.1. История, сущность и содержание общественного мнения 4
1.2. Мировое общественное мнение 9
1.3. Требования к изучению, этапы формирования, функции 10
Глава II. Социология управления
2.1. Сущность и содержание понятия управления 14
2.2. Исторический путь развития управленческой мысли. 16
2.3. Структура и функции управления. 19
2.4. Методы управления. 27
2.5 Особенности управленческой деятельности в организациях 38
Глава III. Исследование общественного мнения: «О положении женщин в современном обществе»
3.1. Изучение и анализ общественного мнения «о роли положении женщин
в современном обществе» 47
Заключение 55
Список литературы 56

Работа состоит из  1 файл

Социология управления.doc

— 386.00 Кб (Скачать документ)
 

    Таким образом, в социальном положении  среди респондентов   преобладают  служащие, ИТР и предприниматели.

    Представленные  ниже вопросы, которые были заданы респондентам, касались основного предназначения женщин в обществе.

    В условиях экономического кризиса, падения жизненного уровня подавляющего числа россиян женщины вынуждены работать, и работа является важной жизненной ценностью наряду с традиционной для них ценностью – семьей (впрочем как и для мужчин, что подтвердили результаты опроса). Респондентам был задан вопрос: «Что для вас важнее всего: работа и карьера, семья, работа и семья одновременно?». Ответы отражены в таблице 1.

    Таблица 1

    Категории опрошенных     Варианты  ответов
    Работа  и карьера

    (%)

    Семья

    (%)

    Работа  и семья одновременно (%)
    Все мужчины     13     10     77
    Все женщины     11     20     69
    Мужчины-рабочие     8     12     80
    Женщины-рабочие     5     20     75
    Мужчины ИТР     10     8     82
    Женщины ИТР     5     38     57
    Мужчины-служащие     15     7     78
    Женщины-служащие     5     25     70
    Мужчины-предприниматели     12     9     79
    Женщины –предприниматели     10     17     73
    Мужчины-студенты     10     15     75
    Женщины-студентки     10     17     73
    Мужчины-пенсионеры     4     36     60
    Женщины-пенсионеры, домохозяйки     6     68     26
    Мужчины-безработные     18     15     67
    Женщины-безработные     16     17     67

    Таким образом, в настоящее время для  большинства женщин (69%) и  мужчин (77%) приоритетными остаются одновременно работа и семья. Следующий вопрос коснулся согласия – несогласия респондентов с традиционной ролью женщины в обществе. Результаты опроса показали, что на степень согласия -  несогласия респондентов влияют такие факторы, как пол, образование, род деятельности. Так, среди опрошенных женщин (67%) почти в 2 раза больше, чем среди мужчин (32%), не согласных с «естественным», традиционным взглядом на предназначение женщины. Чем выше образование у респондентов, тем чаще они выражали несогласие с мнением, что «женщина не должна работать, а ее предназначение – семья, муж, дети».

    Наиболее  традиционно воспринимают идеальную  роль женщины мужчины – рабочие (43%), мужчины – студенты (37%) и мужчины  – предприниматели (20%). Среди опрошенных женщин наименее традиционно рассматривают женскую роль респондентки, занятые в сфере бизнеса (26%). По-видимому, на это оказывает влияние и характер их работы.

    Таким образом, результаты опроса показывают, что мужчины (57%) придерживаются более  традиционного взгляда на основное предназначение женщины, а сами женщины неоднозначно определяют социальную роль женщины. Доля женщин из различных по роду деятельности групп, не согласных с традиционной ролью женщины, неодинакова: женщин – рабочих 9%, женщин ИТР 13%, студентки 21%,  женщин – служащих 10%, женщин – предпринимателей 26%, женщин – домохозяек 3%.

    Прочно  укоренившиеся в общественном сознании стереотипы «семья и женщина», «карьера и мужчина», возвели стену из «невидимого» кирпича, которой, казалось бы, нет, но в тоже время она существует, мешая женщине реализовывать себя в карьерном и личностном росте.

    На  такое положение дел влияет множество  факторов, в том числе и осознание  неравенства шансов в отношении  профессионального роста у мужчин и женщин. Когда респондентам был задан вопрос, имеют ли мужчины и женщины в реальности одинаковые шансы для профессионального роста и продвижения, то 36% мужчин и 54% женщин констатировали, что шансы не равны, а 10% мужчин и женщин затруднились ответить. Причем, чем выше образование опрошенных, тем больше доля респондентов считают, что шансы не равны.  

    На  вопрос: «Является ли Ваш пол препятствием на пути карьерного роста» ответы распределились следующим образом: 100% мужчин считают, что их пол не препятствует карьерному росту; иная картина наблюдается среди ответов женщин на данный вопрос: «Да, является» -39%; «Нет, не является» - 44%; «Затрудняюсь ответить» -17% женщин. Если провести анализ данного вопроса на основе возрастного среза, то можно увидеть, что более уверено себя чувствует молодое поколение и женщины среднего возраста ( диаграмма №1).

    ДИАГРАММА №1

    Распределения ответов на вопрос:

      «Является ли ваш пол препятствием  на пути карьерного роста»

     

    Когда респондентам был задан вопрос: «Кого  вы хотели бы видеть руководителем: мужчину или женщину?», 75% опрашиваемых ответили, что мужчину. Возможно это результат устоявшегося стереотипа о том, что женщина не может быть хорошем руководителем. В настоящее время число женщин – руководителей невелико: из 60 млн. занятых женщин лишь 1,5 млн. руководителей.1[1]

    В анкете был поставлен вопрос: «Кому  проще устроится на высокооплачиваемую работу?» 77% респондентов ответили, что  проще устоится мужчине, чем женщине, а  23% респондентов считают, что легче  устроится  женщине.

    В обыденном сознании существуют негативные стереотипы относительно работающей женщины (якобы занятость женщин оказывает отрицательное влияние на детей, на отношения в семье и т.д.) Такие представления в определенной мере формируют чувство вины у работающих женщин, препятствуют ее профессиональной самореализации. В связи с чем респондентам был задан вопрос: «Если женщина работает, это оказывает негативное влияние на семью, детей, или работа не оказывает неблагоприятного влияния». Ответы распределились следующим образом:

    Диаграмма

    распределения ответов среди  женщин

    

 

    Диаграмма

    распределения ответов  среди  мужчин

    

    Таким образом данный стереотип не находит  своего подтверждения среди женщин, т.к. большинство (58%) считают, что работа не оказывает неблагоприятного влияния  на семью и детей. Вероятно, что этот стереотип установили мужчины, чтобы женщина, как и прежде не могла стать конкурентом мужчинам в карьерном и личностном росте.

    Результаты  разных исследований показывают, что  дети работающих матерей в меньшей  степени впадают в крайности (они не так агрессивны  и не слишком заторможены), лучше успевают в школе и обладают более развитым чувством собственного достоинства, чем дети домохозяек.2[2]

    В заключение социологического исследования хотелось бы выяснить насколько, в настоящее время, опрашиваемые чувствуют  себя социально защищенными. На вопрос: «Как вы оцениваете в настоящее время свою социальную защищенность?» были получены следующие результаты: 

    Вариант ответа     Мужчины (%)     Женщины (%)
    Полностью социально защищен (а)     9,7     5
    Недостаточно  социально защищен (а)     64,3     43,2
    Вообще  социально не защищен (а)     18     36,8
    Затрудняюсь ответить     8     15

    Из  выше изложенного можно сделать  вывод, что женщина (36,8%) в настоящее  время чувствует себя менее социально  защищенной чем мужчина (18%). Это объясняется тем, что переживаемый российским обществом кризисный этап реализации экономических реформ затронул такие важные сферы жизнедеятельности, как воспроизводство и здоровье людей, уровень и качество жизни, занятость, духовно – нравственное и психологическое состояние населения. В первую очередь от этого пострадала женская часть населения, так как она оказалась менее социально защищенной со стороны государства.                                                                                                                                                 

        Ратифицированная СССР в 1981 году  Конвенция ООН 1979 года о ликвидации  всех форм дискриминации в  отношении женщин официально  закрепила равное положение между  мужчиной и женщиной, но все  же в настоящее время это не означает, что в нашей стране полностью преодолены негативные и патриархальные стереотипы относительно роли женщины в обществе. Изменение гендерных стереотипов – процесс длительный и сложный. Тем не менее происходит постепенная трансформация взглядов относительно социальной роли женщины в сторону их эгалитаризации (равенства). Такие факторы, как пол, возраст и образование, оказывают наиболее существенное влияние на изменение гендерных представлений и установок.

    На  основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. В настоящее время для большинства женщин (69%) и  мужчин (77%) приоритетными остаются одновременно работа и семья.

    2) Результаты опроса показали, что  на степень согласия -  несогласия  респондентов с «естественным» предназначением женщин влияют такие факторы, как пол, образование, род деятельности. Среди опрошенных женщин (67%) почти в 2 раза больше, чем среди мужчин (32%), не согласных с «естественным», традиционным взглядом на предназначение женщины. Чем выше образование у респондентов, тем чаще они выражали несогласие с мнением, что «женщина не должна работать, а ее предназначение – семья, муж, дети».

    В настоящее время для мужчин и  женщин приоритетными являются одновременно семья и работа.

      Процесс обострения социально-экономических проблем в обществе отразился на снижении жизненного уровня и в целом на ухудшении социального положения женщин. Анализ опроса показал, что социально незащищенными на сегодняшний момент остаются женщины, 36,8% женщин считают, что вообще социально не защищены. 
 
 
 

 

     ПРИЛОЖЕНИЕ №1

    ООО «Консалтинг»  проводит социологический  опрос, который направлен

      на изучение общественного мнения  о положении женщин в современном  обществе.

    Просим  Вас ответить на вопросы анкеты.

    Вам необходимо выбрать  альтернативу, которая

    соответствует вашему мнению.

    АНКЕТА

  1. Ваш пол:

          001 Мужской

          002 Женский

  1. Ваш возраст:

          003 18-27 лет

          004 28-37 лет

          005 38-47 лет

          006 48-57 лет

          007 58 лет и старше

  1. Ваше социальное положение в настоящее время:

          008 Рабочий

          009 ИТР

          010 Служащий

          011 Предприниматель

          012 Студент

          013 Пенсионер

          014 Безработный

          015 Домохозяйка

          016 Другое (укажите) __________________________________

  1. Каков уровень Вашего образования?

    017 Начальное

    018 Среднее

    019 Среднее специальное

    020 Незаконченное высшее

    021 Высшее

    022 Имею ученую степень кандидата,  доктора наук.

  1. Что в настоящее время для Вас важнее всего ?

Информация о работе Общественное мнение и социология управления