Общественное мнение и социология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание

Цель: Выявить сущность и функции общественного мнения и его роль в социологии управления.
Задачи: 1. Изучить литературу по теме общественное мнение и социология управления.
2. Изучить историю, содержание, этапы формирования общественного мнения и социологии управления.
3. Изучить общественное мнение граждан по вопросу «о роли женщины в современном обществе»

Содержание

Введение 3
Глава I. Общественное мнение
1.1. История, сущность и содержание общественного мнения 4
1.2. Мировое общественное мнение 9
1.3. Требования к изучению, этапы формирования, функции 10
Глава II. Социология управления
2.1. Сущность и содержание понятия управления 14
2.2. Исторический путь развития управленческой мысли. 16
2.3. Структура и функции управления. 19
2.4. Методы управления. 27
2.5 Особенности управленческой деятельности в организациях 38
Глава III. Исследование общественного мнения: «О положении женщин в современном обществе»
3.1. Изучение и анализ общественного мнения «о роли положении женщин
в современном обществе» 47
Заключение 55
Список литературы 56

Работа состоит из  1 файл

Социология управления.doc

— 386.00 Кб (Скачать документ)

   Структурная динамика управленческой деятельности органично взаимосвязана с выполняемыми ею функциями. Их единство и взаимообусловленность (функция порождает соответствующую структуру, а возникновение новой структуры неизбежно приводит к появлению новой функции, либо превращает латентную функцию, ранее не заметную для управления, в открытую) образует сложную и многогранную систему управленческой деятельности.

   Функции управленческой деятельности:

   1. Обеспечение целеполагания и  целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой  системы. Функция целеполагания и целедостижения реализуется посредством выдвижения:

  • целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений;
  • целей-заданий-планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией;
  • целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимой для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации - фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Четкое согласование всех трех компонентов этой функции - важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование - источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.

   2. Административная функция. Отражает  деятельность управленческой структуры  на основе законодательства в  области труда и нормативных  актов, регулирующих кадровую  сферу и складывающиеся трудовые  отношения, в том числе составление  штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п.

   3. Информационно-аналитическая функция.  Обеспечивает приток информации  из окружающей социальной среды  в данную организацию и из  этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п. Без этого невозможно обеспечение целеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач.

   4. Социальная. Заключается в социальной  поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного  труда, определении уровня заработной  платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха.

   5. Прогнозирование. Она заключается  в определении возможных изменений  в окружающей социальной среде,  например, конъюнктуры рынка, и  соответствующей этому трансформации  задач и действий данной организации. Учитываются также возможные внутренние изменения в самой организации, в том числе ее кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры.

   6. Планирование. Представляет собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.

   7. Мотивационно-стимулирующая функция.  Предполагает создание необходимых  условий (материально-технических,  финансовых, социально-психологических,  бытовых и др.), побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических (зарплата, премия и т.п.), моральных (благодарность, награда, почетное звание и др.) и иных рычагов. В первую очередь, учитывается необходимость оценки работы в соответствии с ее качеством, эффективностью и результатом.

   8. Корректирующая деятельность управляемой  системы. Направлена на недопущение  срывов и невыполнения порученных  заданий, на повышение эффективности  и качества работы всех подразделений и звеньев данного объекта управления.

   9. Удерживание возможных отклонений  в функционировании системы (организации)  в определенных пределах, обеспечивающее  сохранение ее целостности, качественной  специфики и динамической устойчивости.

   10. Обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности.

   11. Осуществление контроля всех  подразделений данной организации.  Обеспечивает упорядоченное и  эффективное взаимодействие ее  элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования.

   12. Создание благоприятного климата  для успешной работы всех сотрудников  организации способствует достижению  высоких результатов в деятельности  данной организации.

   13. Обеспечение целостности системы (организации). Сохранение упрочение ее качественной специфики и динамичного устойчивого развития.

   14. Повышение качества и эффективности  служебной деятельности. Включает  в себя разработку прогнозных  оценок внешней среды и внутрифирменных  изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по совершенствованию организации труда, по ориентационным изменениям в структурных подразделениях, по улучшению мотивации и стимулирования всех направлений деятельности организации, по обеспечению высокой эффективности ее деятельности.

   Рассматривая  социоструктурную динамику управления с социологических позиций, нельзя оставить без внимания одну очень  примечательную тенденцию. На рубеже ХIХ-ХХ столетий лидирующие позиции в мировой  экономике зависели преимущественно от лидерства в технике. Германия, мировой лидер конца прошлого века, была обязана своими успехами и позициями научным открытиям и их практическим применениям в области химии, оптики, использовании электрической энергии. США, сменившие Германию в качестве мирового экономического лидера в начале XX века, сначала лидировали в автомобилестроении, агротехнике, авиации, затем, - уже во второй половине столетия - в области компьютерной техники и средств телекоммуникаций. Но одна из самых мощных в экономическом отношении держав современного мира - Япония не была пионером или лидером ни в одной области науки или техники, не добилась решающего превосходства ни в одной производственной сфере, за исключением, быть может, радиоэлектроники, о чем свидетельствуют всемирно признанные успехи корпорации "Панасоник". Ее менеджеры, быстрее и лучше всех усвоили, что главное в управленческой деятельности - относиться к персоналу, к людям как к главному ресурсу успеха, как к наиболее ценному капиталу, который надлежит поддерживать и пестовать. Япония лучше других стран научилась впитывать последние достижения управленческой теории и с успехом использовать их практически.

   Нельзя  упускать из виду и предупреждение одного из патриархов управленческой мысли, американского социолога и экономиста П. Друкера: "Успех любого предприятия сегодня зависит не от имеющихся в его распоряжении ресурсов, не от объема денежных средств и даже не от благоприятной хозяйственной среды, а от управления, его качества и эффективности". Поэтому в структуре социологического знания на рубеже XXI века возрастает значимость и роль социологии управления. 

   2.4. Методы управления 

   Метод - сознательно и последовательно  применяемый способ достижения намеченной цели.

   Метод управления - совокупность способов и  приемов воздействия субъекта управления посредством своей дельности на управляемый объект для достижения поставленной цели.

   Методы  социального управления объединяет одно общее основание: все они  должны учитывать в полной мере интересы, потребности и мотивации людей, участвующих в процессах, которые развертываются в управляемой подсистеме.

   В социологии как науке о социальных взаимодействиях личностей, групп, общностей в системе общества важное значение придается методам, т.е. сознательно и последовательно  применяемым способам достижения намеченной цели. Еще более существенное значение имеет выяснение сущности и роли методов управления в такой специфической и, пожалуй, самой сложной отрасли человеческой деятельности, каковой является управленческая деятельность. Под методом управления обычно понимается совокупность способов и приемов воздействия субъекта управленческой деятельности на управляемый объект для достижения поставленных целей. Социология управления описывает и интерпретирует большое количество методов, применяемых в управленческой деятельности, как общенаучных, свойственных любой сфере познания и преобразования действительности, так и специфических, свойственных только управленческим взаимодействиям.

   Чтобы управление было эффективным, очень  важно применять системную методологию, методы системного подхода к организации управленческой деятельности. Поскольку общество, любая его сфера, организация, группа, личность функционирует и развивается в качестве системы, постольку лишь применение системного подхода позволяет правильно понять сущность любого социального объекта, без чего невозможно осуществлять эффективное управление им. Любая из названных систем оказывается не суммой составляющих ее отдельных элементов, а целостной, интегрированной совокупностью множества взаимосвязанных компонентов и их взаимоотношений, взаимозависимостей, которые выражаются в интегральных свойствах и функциях единого множества. В соответствии с этой отличительной особенностью социальных объектов системный подход к управлению ими применяется как способ системного упорядочения управленческих действий. Благодаря этому определяются цели и задачи управления, анализируются варианты возможных управленческих решений и выбираются наиболее эффективные из них; осуществляется структурирование управленческих действий, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов решаемых проблем, а также условия и факторы, оказывающие влияние на их решение. Управление всегда связано с решением проблемы, возникшей в процессе функционирования управляемой подсистемы. Поэтому субъект управления (управляющая подсистема), применяя системный подход, получает возможность выявить всю совокупность условий, причин и факторов, приведших к возникновению данной проблемы и ее составных частей, возможные пути и средства ее разрешения. Обычно все многообразие управленческой деятельности сводят к двум основным процессам: к управлению вещами и к управлению людьми. Но какая бы вещь ни становилась управляемым объектом - станок, машина, сооружение и т.п., - всегда так или иначе управленческая деятельность направлена, прежде всего, на людей, а не на вещи, которые люди вовлекают в процесс своего труда. Поэтому важнейшее значение в процессах управления приобретает умение руководителя работать с людьми, а это предполагает хорошее знание и применение социально-психологических методов управления. В своей сущности они состоят в целенаправленном воздействии на условия жизни людей, их ценностные ориентации и связанные с ними практические действия. Следовательно, они включают в себя влияние на социальное самочувствие, антропометрические, психофизиологические и социально-психологические особенности работников, на их предпочтения и социально-ориентационную деятельность, на эффективность и качество их труда, на мотивацию и стимулирование их деятельности, на условия их отдыха, профессионального, социального и культурного развития.

   В зависимости от разнообразия функций, для осуществления которых применяются  те или иные методические приемы, методы управления подразделяются на три основные группы:

  1. управления функциональными подсистемами;
  2. выполнения функций управления;
  3. принятия управленческих решений.

   Методы  управления функциональными подсистемами в решающей степени обусловлены  структурой управляемого объекта (системы), в которой существует функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как производство, финансы, персонал, маркетинг, инновации и т.д. В частности, в процессе управления производственной деятельностью управляемого объекта применяются такие методы, как диагностика трудовых, финансовых, материальных и иных ресурсов данной системы (организации), динамики их развития и использования, возможных сценариев их изменения в ближайшем и более отдаленном будущем. Кроме того, здесь применяются методы анализа эффективной деятельности, контроля качества выпускаемой продукции, контроля использования труда, материалов, оборудования, программирования, планирования и контроля процессов производства.

   В управлении функциональной подсистемой "персонал" применяются специфические методы планирования, подготовки и использования рабочей силы, включая управленческий персонал; подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; построения и функционирования системы выдвижения, перемещения, адаптации кадров и т.п.

   В управлении подсистемой "маркетинг" применяется набор методов, связанных  с изучением конъюнктуры рынка, анализом возможностей появления потенциальных  рынков, выявлением потребностей в  новых видах продукции и возможных  масштабов их производства и сбыта, проведением маркетинговых исследований и т.п.

   Методы  выполнения функций управления органично  связаны с решением задач, стоящих  перед управляющей подсистемой  в процессе воздействия ее на эффективность  деятельности управляемой подсистемы на пути движения ее к намеченной цели. К их числу принадлежат специфические способы планирования, организации, координации, контроля и мотивации деятельности.

   Для эффективности управления особенно важна системная методология, которая  связана с применением методов  системного подхода к организации управленческой деятельности.

Информация о работе Общественное мнение и социология управления