Общественное мнение и социология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание

Цель: Выявить сущность и функции общественного мнения и его роль в социологии управления.
Задачи: 1. Изучить литературу по теме общественное мнение и социология управления.
2. Изучить историю, содержание, этапы формирования общественного мнения и социологии управления.
3. Изучить общественное мнение граждан по вопросу «о роли женщины в современном обществе»

Содержание

Введение 3
Глава I. Общественное мнение
1.1. История, сущность и содержание общественного мнения 4
1.2. Мировое общественное мнение 9
1.3. Требования к изучению, этапы формирования, функции 10
Глава II. Социология управления
2.1. Сущность и содержание понятия управления 14
2.2. Исторический путь развития управленческой мысли. 16
2.3. Структура и функции управления. 19
2.4. Методы управления. 27
2.5 Особенности управленческой деятельности в организациях 38
Глава III. Исследование общественного мнения: «О положении женщин в современном обществе»
3.1. Изучение и анализ общественного мнения «о роли положении женщин
в современном обществе» 47
Заключение 55
Список литературы 56

Работа состоит из  1 файл

Социология управления.doc

— 386.00 Кб (Скачать документ)

   Метод системного подхода

   Позволяет правильно понять сущность социального  объекта.

   Любая социальная система в рамках этого  подхода рассматривается не как  сумма составляющих ее отдельных  элементов, а как целостная интегрированная совокупность, множество взаимосвязанных компонентов и их взаимоотношения, которые выражаются в свойствах и функциях объекта.

   Системный подход к управлению социальными  объектами применяется как способ системного упорядочивания управленческих действий.

   Благодаря этому определяются:

  • цели и задачи управления;
  • анализируются варианты возможных управленческих решений, и выбирается наиболее эффективный их них;
  • осуществляется структурирование управленческих действий.

   Управление  связано с решением определенных проблемных ситуаций, возникающих в процессе функционирования управленческой подсистемы.

   Субъект управления (руководитель, менеджер, управленец), применяя системных подход, получает возможность всю совокупность условий, факторов, причин, которые привели к возникновению данной проблемы и ее составных частей, а также ее возможные пути и средства разрешения.

   Комплексный метод

   Комплексный подход представляет собой конкретизацию  системности в управлении, позволяет  разрабатывать и применять такие управленческие решения, которые исходят из анализа управляемой подсистемы и ее взаимодействий с окружающей социальной средой в ее системности и целостности. При этом применяются методы ряда научных дисциплин, например, политэкономии, социологии, психологии, кибернетики и др.

   Метод моделирования

   Существенную  роль в управленческой деятельности выполняет общенаучный метод  моделирования, который опирается  на системный и комплексный подходы  к управлению. Моделирование представляет собой исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей, а также использование моделей для определения или уточнения способов построения вновь создаваемых объектов. В теории управления метод моделирования обычно осуществляется путем построения и оперирования моделями, отражающими свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные характеристики управляемых объектов, существенные с точки зрения осуществления управленческих решений. Он осуществляется в несколько этапов.

   Этапы моделирования:

  1. Постановка целей и задач конструирования моделей.
  2. Теоретический (эмпирический) анализ данной модели и определение области применения.
  3. Практическое применение полученных данных.

   Если  возникает необходимость, проводится четвертый этап, содержание которого составляет корректировка полученных результатов с целью введения дополнительных данных и факторов, возможных ограничений и уточнений.

   Метод социального эксперимента

   Достаточно  широко в управлении применяется  специфический метод, называемый социальным экспериментом. Его осуществление предполагает изменение сложившейся ситуации, в которой в качестве управляемой подсистемы действует определенная общность людей (трудовой коллектив, например) и определенное подчинение видов деятельности этой общности целям самого эксперимента. Социальный эксперимент - это такой метод, применяемый в управлении, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности управляемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых (управляемых) им новых факторов.

   Общенаучные методы управления

   Общенаучные методы составляют в своей совокупности тот фундамент, на котором возводится многоуровневое и многогранное сооружение более конкретных, специфических методов, применяемых в теории и практике управления. Все их многообразие может быть классифицировано по двум основаниям - 1) по содержанию применяемых методов, их направленности и организационным формам и 2) по осуществляемым ими функциям.

   По  содержанию, направленности и организационным  формам методы управления подразделяются на:

  1. организационно-административные, основанные на директивных указаниях высших управленческих структур;
  2. экономические, обусловленные и поддерживаемые экономическими стимулами;
  3. социально-психологические, применяемые в целях повышения социальной активности индивидов, их групп и общностей, действующих в управляемой подсистеме.

   Организационно-административные методы управления

   Организационно-административные методы управления базируются на:

  • системе законодательных актов страны;
  • системе нормативных документов вышестоящих структур управления;
  • системе разрабатываемых в организации, фирме и т.п. планов, программ, заданий;
  • системе оперативного управления.

   Организационно-административное управление предполагает подчинение сотрудников  распоряжениям вышестоящих начальников  и управляемых органов. Оно обычно бывает трех видов:

  1. вынужденное и внешне навязанное подчинение, которое сопровождается дискомфортным чувством зависимости от нажима (порой грубого и бесцеремонного) "сверху".
  2. пассивное подчинение, сопровождаемое облегчением, связанным с освобождением от принятия самостоятельных решений; осознанное, внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения и со стремлением выполнить его в намеченные сроки и с максимальным результатом

   Экономические методы управления

   Экономические методы управления базируются на действии экономических механизмов мотивации и стимулирования активной производственной (реже - непроизводственной) деятельности. В отличие от организационно-административных эти методы управления ориентированы не столько на административное влияние (указы, распоряжения, указания и т.п.), сколько на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность. Значимость экономических методов управления резко возрастает в условиях развития рыночных отношений, ориентированных на получение прибыли и возможно более высокого дохода.

   К экономическим методам управления, применяемым на уровне страны, относятся: 1) налоговая система страны и 2) кредитно-финансовый механизм. К экономическим методам, которые применяются на уровне организации, фирмы, учреждения и т.п., относятся:

  • система заработной платы и других форм материального поощрения работников;
  • система ответственности с соответствующим применением вознаграждений и санкций за качество и эффективность работы;
  • система стимулирования инновационной деятельности, направленной на повышение эффективности деятельности данной организации и повышение качества ее продукции.

   Метод экспертных оценок

   Группа  методов планирования осуществляет разработку прогнозов, включает в себя методы экстраполяции, регрессивного  анализа, построения сценариев, мозговой атаки, экспертных оценок, факторного анализа, формирования дерева проблем и решений и др. Рассмотрим в качестве примера метод экспертных оценок, который широко применяется не только в теории и практике управления, но и в процессах получения и использования социологической информации. Этот метод основан на достижении согласия группой экспертов, которые приглашаются для определения наиболее вероятных событий развития управляемой подсистемы в ближайшем и более отдаленном будущем. Обычно приглашенные эксперты, специализирующиеся в различных взаимосвязанных областях деятельности, заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы и записывают свое мнение о способах ее решения. Каждый эксперт затем получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свой прогноз, чтобы внести в него свои коррективы. Процедура повторяется обычно три-четыре раза, пока эксперты не придут к единому мнению. Одной из распространенных разновидностей этого метода является "мозговая атака" - коллективная работа экспертов, направленная на нахождение оптимального варианта управленческого действия. Заседания группы экспертов проводятся по определенным правилам.

   Во-первых, в качестве объекта прямой "мозговой атаки" выбирается сложная проблема с выделением ее центрального пункта, затем осуществляется выдвижение и обсуждение предложений по решению данной проблемы. В процессе выдвижения идей запрещается их критика, что обеспечивает возможность высказывания самых неожиданных и даже "безумных" идей, связанных с решением поставленной проблемы.

   Правила проведения мозговой атаки.

  1. Выбирается  сложная проблема с выделением центрального пункта.
  2. Выдвигаются и обсуждаются предложения по решению данной проблемы.
  3. Запрещается критика любых предложений, вплоть до безумных. Все предложения фиксируются.
  4. Организуется обмен мнениями, в процессе которого ставятся задачи не только определить пути возможного решения проблемы, но и достичь единства взглядов по поводу недостатка идей и выработать коллективное и согласованное предложение.
  5. Стимулирование наблюдения - поставленная задача не решается в общем виде, а переносится на воображаемый объект.
  6. Должен быть составлен сценарий, на котором проигрывается возможное решение управленческой проблемы, согласно общим правилам.
  7. Во главе стоит руководитель, который регулирует весь процесс обсуждения управленческой проблемы.

   Во-вторых, это "обмен мнениями", в процессе которого ставится задача не только определить возможные пути решения проблемы, но и достичь единства взглядов по поводу достоинств и недостатков выдвинутых идей и выработать коллективные согласованные предложения.

   В-третьих, это "стимулирование наблюдения", заключающееся в том, что поставленная задача решается не в общем виде, а переносится на воображаемый или  реальный объект, затем составляется "сценарий", на котором и проигрываются возможные варианты решения управленческой проблемы согласно общим правилам "мозговой атаки".

   Метод экспертных оценок основан на достижения согласия в группе экспертов, которые  приглашаются для определения той или иной проблемы. 

   Учет  потребностей

   Выполнение  функций организации деятельности основывается на методах, учитывающих  потребности, интересы и мотивацию  людей, участвующих в процессах, развертывающихся в управляемой  подсистеме. В теории и практике управления чаще всего используется концепция мотивации деятельности, предложенная американским психологом и социологом А. Маслоу, разработавшим иерархическую систему потребностей. Согласно его концепции, существуют пять основных групп потребностей.

  1. потребности являются необходимыми для выживания и включают в себя потребности в еде, воде, жилище, отдыхе. На удовлетворение этих потребностей направлены главным образом экономические методы управления, включающие способы индивидуального, группового (коллективного) стимулирования труда, методы экономического взаимодействия между подразделениями и службами организации или между отраслями народного хозяйственного комплекса в масштабах страны.
  2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают защищенность от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться в будущем. Эти потребности удовлетворяются путем применения как экономических методов управления, так и, особенно, организационно-административных, связанных с обеспечением охраны общественного порядка; экономической, продовольственной, экологической, информационной и других видов национальной безопасности.
  3. Социальные потребности включают в себя чувство принадлежности к определенному социальному слою (предприниматели, менеджеры, фермеры, рабочие и т.п.), чувство социального взаимодействия, привязанности, поддержки, духовной близости, дружбы, любви. В обеспечении этого вида потребностей приоритетная роль переходит к социально-психологическим методам управления, создающим условия и возможности самоутверждения и самореализации работников.
  4. Потребности в уважении выступают как специфическая разновидность социальных потребностей и включают в себя потребности в самоуважении, в приобретении компетентности, признания, уважения со стороны окружающих. Здесь также решающая роль принадлежит социально-психологическим методам управления.
  5. Потребности самоуважения - это потребности в реализации своих потенциальных возможностей, в социальном и духовном развитии собственной личности. И в этом случае решающую роль играют социально-психологические методы управления, хотя наибольшего эффекта они достигают в единстве с экономическими и организационно-административными методами управления.

Информация о работе Общественное мнение и социология управления