Ответы по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:23, шпаргалка

Описание

Ответы на 19 вопросов.

Работа состоит из  1 файл

социология (шпаргалки).doc

— 398.50 Кб (Скачать документ)

Вопрос 27. Отношения поколений. Социальные проблемы современной молодежи.

Поколения, их отношения являются одной из самых  важных сил развития  и формирования общества. Вся история человечества может рассматриваться как смена поколений. Главная функция поколений – передача (трансмиссия) культурных ценностей, традиций. Понятие «поколение» можно рассматривать во многих аспектах. Во-первых, поколение — это звено, ступень,  в цепи происхождения от общего предка; это люди «однокровные» в восходящем и нисходящем порядке с праотцами и потомками. Во-вторых, понятием «поколение» обозначают однородную по возрасту группу людей (молодежь, пенсионеры). В-третьих, большое значение для социального анализа имеет понятие «хронологическое поколение», с помощью которого характеризуется определенный период времени, в течение которого живет то или иное поколение. Жизнедеятельность поколений в рамках различных исторических периодов и этнических сообществ изучает этнография. Идея единства поколений явилась одной из центральных в трудах О. Конта, которого называют «отцом социологии». Он писал о человечестве как о совокупности ушедших, ныне живущих и будущих поколений. Особой в социально-психологическом контексте оказывается проблема стариков. Почитание возраста ослабевает, по мнению Э. Дюркгейма, вместе с цивилизацией: «…нравы предков теряют свое влияние... Связь времен менее ощутима, так как она не имеет уже своего материального выражения в непрерывном соприкосновении следующих друг за другом поколений. Адаптация стариков к социальным изменениям снижается из-за расстройства здоровья, из-за ощущения себя в положении социальных иждивенцев. С возрастом меняется отношение ко времени: «С точки зрения молодости, жизнь — бесконечно долгое будущее; с точки зрения старости, это — очень краткое прошлое», — писал Шопенгауэр. Возрастная определенность жизни человека, возрастные особенности имеют своим следствием возникновение проблем взаимодействия разных поколений. Проблема  «отцов» и «детей» может рассматриваться как взаимодействие встречных потоков информации и деятельности, передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Один из источников проблемы: научно-технический прогресс. Если раньше  новое поколение училось у старшего, то с внедрением инновационного типа жизнедеятельности все изменилось. Особую роль в межпоколенных отношениях играют семья, взаимодействие родителей и детей, предков и потомков. Именно в семье должна утвердиться истина развития рода человеческого: почтение к предкам, стремление, во-первых, быть достойными их и, во-вторых, облагородить их своими собственными свершениями, продолжить их в развитии гуманистической культуры. Главное в межпоколенных отношениях — способность каждого нового поколения (конечно, создающего нечто новое) адаптироваться безболезненно в единое социокультурное пространство без жесткой иерархии, без насилия, неуважения со стороны «отцов» к детям, с обязательным утверждением авторитета пожилых людей и доверия, любви к растущему человеку. Проблема молодежи. Проблемы молодежи как специфической социально-демографической группы связаны с формированием социальной зрелости, с вхождением в мир взрослых, адаптацией к нему, с одной стороны, и с неизбежным процессом обновления, с инновациями молодых — с другой. Труд перестает занимать важнейшее место в структуре жизненных ценностей молодежи, усиливаются потребительские установки. В сфере производства обостряется проблема безработицы. Духовная опустошенность, гражданское безучастие, потеря нравственных, идейных ориентиров связаны с особенностями нынешнего этапа ломки старых общественных отношений и перехода к новым. Отказ от многих стереотипов, этических норм, дезориентация затрагивают наименее интегрированные группы общества, в частности молодежь. Кризис социализации молодежи связан и с кризисом семьи. В современном обществе значительно уменьшается роль семьи и родства в качестве основы формирования отношений между людьми, социального положения.  

35. Социальная мысль Эпохи Возрождения и Нового времени (Н.Макиавелли, Ш.Монтескье).

Николо  Макиавелли (1469–1527) – итальянский дипломат и политик эпохи Возрождения. Его главное произведение – трактат «Государь» – продолжил основную линию платоновских рассуждений о государстве, однако основной упор делается не на структуру общества, а на поведение политического лидера. По мнению Макиавелли, политика является особой сферой, к которой нельзя применять нормы общей морали. Он предложил свои принципы (законы), которыми должен руководствоваться правитель в своей деятельности.

Закон первый: действиями людей правят честолюбие и стремление к власти (человек либо стремится сохранить то, что он имеет, либо получить то, что имеет другой).

Закон второй: умный правитель не должен выполнять всех своих обещаний (ведь и подданные не всегда выполняют свои обязательства перед государством). Более того, стремление к выполнению обещаний приводит государя к зависимости от собственных подчиненных.

Закон третий: творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же надо производить сразу и в больших количествах. 

Французский философ Шарль-Луи Монтескье в работе "О духе законов" сформулировал естественные и политические законы, которые обуславливают поведение людей в естественном состоянии, и формы правления. Естественные законы в догосударственном обществе: мир как первый естественный закон; хозяйственная деятельность как способ удовлетворения потребностей в пище; стремление к общению.

Политические  законы, диктующие выбор форм правления, отражают влияние природных факторов: климата, почвы, ландшафта. На форму правления влияет размер территории. На ранних этапах развития человечества определяющими являются природные факторы, а позднее – социальные, идеологические и политические.

В целях  наиболее эффективного управления обществом  Ш. Л. Монтескье выдвинул теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые бы уравновешивали друг друга, и, тем самым, препятствовали сосредоточению власти в одних руках, диктатуре и беззаконию. 
 
 

42. Разработка концепции  и программы исследования.

Исследование  социологическое – один из основных способов развития социологического знания. Эмпирическое изучение социальных явлений  началось с XVII в. Однако характер институциализированной деятельности оно приобрело только в 1920 – 1930 – е. Сейчас это высоко профессионализированный специфический вид научной деятельности. Выделяют два типа социологических исследований: теоретико-прикладные, направленные на разработку новых подходов и более углублённое изучение определённых социальных проблем, и прикладные, ориентированные на практическое решение конкретных проблем. Социологическое исследование включает в себя четыре основных этапа: 1. Разработка теоретической концепции и программы исследования. 2. Полевой период (сбор первичных данных и их подготовка для обработки). 3. Обработка и анализ данных. 4. Итоговые отчёты и публикации.

Разработка  программы – очень важный этап, в значительной мере определяющий успех всего исследования. В программе формулируется проблема исследования, его цели и задачи, определяется объект (социальная группа – носитель исследуемой социальной проблемы) и предмет (те характеристики, в которых выражается проблема) исследования. Напр., исследуя проблему профориентации молодёжи, социологи в качестве объекта исследования выделяют молодёжь, в качестве предмета – те её качества, которые влияют на выбор профессии. Формулируется гипотеза исследования, т.е. предположительное объяснение исследуемой проблемы, которое нужно подтвердить либо опровергнуть в ходе исследования. Общность, которая изучается в данном исследовании, называется генеральной совокупностью (вся молодёжь, или сельская молодёжь, или городская молодёжь и т.п.). Однако вся генеральная совокупность обычно не исследуется. Та часть генеральной совокупности, которая непосредственно охватывается данным исследованием, называется выборкой. По полученным на выборке данным выводы распространяются на всю генеральную совокупность. Поэтому выборка должна быть репрезентативной, т.е. состав выборки по выделенным параметрам должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. Мера подобия (или степень отклонения) называется ошибкой выборки. Надёжной считается выборка с ошибкой в 3-5%. Существуют специальные коэффициенты для расчета объёма выборки в зависимости от допустимого уровня ошибки.

Теперь  необходимо перейти от теоретической  модели объекта исследования к модели эмпирической, т.е. "разложить" теоретические  понятия на эмпирические индикаторы – такие характеристики, которые могут быть измерены. Здесь очень важно найти точки соприкосновения теоретических понятий с реальными социальными процессами и явлениями. Поиск эмпирических значений теоретических понятий – сложная процедура, в ходе которой можно "потерять" важные характеристики объекта. Следующий шаг - превращение эмпирической системы в числовую, т.е. поиск способов количественного (числового) выражения и измерения качественных признаков и их взаимосвязей. Для решения этой задачи конструируются специальные единицы измерения, строятся шкалы и т.д. Когда проведены эти операции и разработан инструментарий исследования, проводят его проверку на небольшом количестве респондентов (опрашиваемых) – т.н. пилотажное исследование. Только после этого наступает второй – полевой этап социологического исследования, т.е. работа на основном массиве. Используются следующие основные методы сбора данных: наблюдение; анализ документов; опросы (анкеты и интервью); тесты. В обработке данных, полученных в результате социологического исследования, используются многочисленные методики – от простейших методов первичной обработки (таких, как группировки) до сложнейших математических методов обработки, позволяющих построить модели многомерной зависимости различных характеристик исследуемого объекта. Двум основным методологическим подходам, существующим в социологии, соответствуют два основных типа социологических исследований, условно обозначаемые как "количественные" и "качественные". Традиционные "количественные" исследования, ориентированные на изучение массовых, социально-статистических явлений и процессов. В них все индивидуальное отсеивается как случайное. Такие исследования надёжны в стабильных обществах, где социальные тенденции устойчивы и долговременны. В переломные, нестабильные периоды общественного развития требуются более гибкие подходы, которые способны уловить только формирующиеся социальные тенденции, только возникающие социальные явления. В таких ситуациях более эффективным оказывается "качественное" исследование, которое, в соответствии с установками методологии, ориентировано именно на индивида, его субъективное восприятие меняющейся реальности и выработку новой жизненной стратегии.  

40. Социальные группы  и организации  как объект социологического анализа. 

Зачастую  мы не осознаем, какую роль играют группы в нашей жизни до тех пор, пока не оказываемся оторванными от них. Когда, поступив в университет, женившись  или устроившись на работу, мы покидаем родной дом, многие из нас через некоторое время начинают испытывать тоску по дому – ностальгию по той группе, связи с которой резко оборвались. Действительно, наша жизнь обретает смысл только тогда, когда рядом с нами есть близкие люди. В трудные моменты поддержка других помогает нам взглянуть на наши проблемы в перспективе и более успешно справиться с ними. Кроме того, группы образуют структуру, в рамках которой осуществляется наше повседневное участие в жизни. Поэтому совсем неудивительно, что среди одиноких людей более распространены случаи алкоголизма, самоубийства и прочие патологии. Мы создаем группы в ходе социального взаимодействия, объединяя людей в социальные ячейки: семьи, команды, национальности, расы, профессиональные союзы, клубы, корпорации и т.п. В свою очередь, мы действуем на основании этих общих ментальных структур, расширяя реальность за пределы тех индивидов, которые являются членами таких групп. Общество – это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность – переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах называют социальной структурой. Она находит свое выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей. Социальная структура придает нашему групповому опыту целенаправленность и организованность. Благодаря социальной структуре мы связываем в своем сознании определенные факты нашего опыта, называя их, например, "семья", "церковь", "квартал" (в смысле района проживания). Почти так же, как структуры, мы воспринимаем физические аспекты нашего опыта – части, сведенные в целое, а не как изолированные элементы. Например, когда мы смотрим на какое-то здание, мы не просто видим кровлю, кирпичи, стекло и прочие строительные материалы - мы видим дом; когда мы смотрим на бесхвостое земноводное, мы не просто видим выпученные глаза, гладкую пятнистую кожу и длинные задние лапы, а лягушку. При этом мы соотносим полученный опыт с другим опытом в рамках более обширного контекста.

Социальная  структура дает ощущение того, что  жизнь организована и стабильна. Рассмотрим, например, социальную структуру  университета. Каждую осень проводится набор новых студентов, и каждое лето еще одна группа заканчивает университет. Деканаты определяют стипендии и управляют учебным процессом. Все время новые студенты, преподаватели и деканы проходят через эту систему и в положенное время выходят из нее. И все же, хотя конкретные люди, из которых состоит университет, со временем меняются, университет продолжает существовать. Точно так же семья, рок-группа, армия, коммерческая компания, религиозная община и нация – это социальные структуры. Таким образом, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.

Социологи рассматривают социальную структуру  как социальный факт из тех, которые  описывал Э. Дюркгейм. Мы воспринимаем социальный факт как нечто существующее вне нас, как независимую реальность, которая является частью нашего окружения. Следовательно, социальные структуры ограничивают наше поведение и направляют наши действия в определенное русло. Поступив в университет, вы чувствуете себя сначала как-то неловко, потому что еще не вписались в новое окружение. Традиции и обычаи университет – это социальная структура, которую приняла данная организация за многие годы регулярного взаимодействия между студентами, преподавателями и руководством.

Использование статичной структурной терминологии для описания и анализа социальной жизни не должно скрывать от нас динамичные и меняющиеся характеристики социальной структуры. Университет - это не некий устойчивый организм, который после своего создания продолжает непрерывно и однообразно функционировать. Вся социальная упорядоченность должна постоянно создаваться и воспроизводиться путем переплетения и стабилизации социальных отношений. Поэтому организованная социальная жизнь всегда претерпевает модификации и изменения.

 

38. Специфика массовой коммуникации.

Массовая  коммуникация — это массовый процесс  производства информации, ее передачи средствами прессы, радио, телевидения  и общение людей, как членов «массы», осуществляемых с помощью технических  средств. Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества, его экономики, политики, культуры и охватывает международные, межгрупповые и межличностные отношения. Массовая коммуникация имеет прямое отношение ко всем этим проблемам и сама может рассматриваться как одна из важнейших глобальных проблем. Среди глобальных проблем исследователи все чаще называют возможности информации в части воздействия ее на массовое сознание. Развитие массово-коммуникативных процессов способствует по большому счету развитию всей цивилизации. Без общения человечество развиваться не сможет, причем мир и общение составляют единое целое, одно непременно подразумевает другое. Основные психологические характеристики массовой коммуникации. Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические процессы: 1. Интерес, подражание, например, в соотношении условий и образа жизни коммуникантов; 2. Формирование ценностей, неявно присутствующих в масс-коммуникативных процессах, которые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание; 3. Идентификация, означающая эмоциональное и смысловое отождествление потребностной сферы человека в соответствии с поступающей извне информацией; 4. Восприятие, понимание, переживание, запоминание, мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ и т.д.; 5. Убеждающее воздействие аудитории коммуникантом (СМК); 6. Формирование интересов и стереотипов массового сознания через установки; 7. Создание коммуникатором (СМК) условий для реализации феноменов подражания и заражения в массовых проявлениях; 8. Формирование слухов с определенными целями; 9. Мотивация и активизация творческого мышления в группе (корпоративной среде).

Информация о работе Ответы по социологии