Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:23, шпаргалка
Ответы на 19 вопросов.
39. Государство как социальный институт: концепции происхождения и формы правления.
Главная
функция государства как
Функции государства: обеспечение господства в обществе тех или иных социально-классовых сил; защита страны от внешних посягательств; воздействие в той или иной форме на развитие экономики страны; развитие духовной культуры и идеологии; внешние отношения. Теории происхождения государства:
Формы правления:
1. Монархия— форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, султану, эмиру, хану и т. д. и т. п.) и, как правило, передаётся по наследству. Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, Оман, Катар). Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (Марокко, Иордания, Кувейт). Дуалистическая монархия — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений (Великобритания, Дания, Швеция). Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. В таких странах господствующая религия является обязательной, нормы религии становятся главным законом (Саудовская Аравия).
Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок. В настоящее время из 194 государств мира более 140 являются республиками. Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль). Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента (США, большинство республик Латинской Америки и Африки).
Смешанная
республика характеризуется сочетанием
основных черт обоих типов республиканской
формы правления, а также новых, не известных
ни одному из рассмотренных выше типов
республики черт. В частности, для республики
смешанного типа правления характерно
отсутствие прямой юридической связи
между президентом и парламентом (Португалия,
Армения, Литва, Словакия, Азербайджан
и Россия).
32. Спонтанные и регулируемые процессы в обществе, их соотношение.
Регулируемые процессы – процессы, характеризующиеся целенаправленной и планомерной их подготовкой и осуществлением. Сознательное регулирование в общественной жизни является необходимым условием существования, выживания и развития социума. Опасно рассчитывать на спонтанные процессы становления демократии, на оздоравливающее влияние рынка, товарно-денежных отношений.
Спонтанные
процессы – процессы, возникающие
под действием непредвиденных обстоятельств
(миграционные и демографические
процессы, без включения
31. Основные идеи социологии основателя неопозитивизма П. Сорокина.
Достойным продолжением развития социологической мысли в России начала и работы выдающегося русского социолога Питирима Александровича Сорокина (1889 – 1968). В «Системе социологии» Сорокин подробно разъясняет научные принципы, на которых основан этот труд. Он считает, что, во-первых, социология как наука должна строиться по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Различны объекты изучения тех и других наук, но методы изучения этих объектов одни и те же. Во-вторых, социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, т. е. субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В этом смысле Истина должна быть отъединена от Добра, Справедливости и подобных принципов и норм. В-третьих, социология должна быть «объективной дисциплиной», т. е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению. В-четвертых, поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений. В-пятых, разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т. е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу. Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Социальная аналитика изучает строение (структуру) социального явления и его новые формы. Предмет социальной механики (или социальной физиологии) – процессы взаимодействия людей, иными словами, поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов. Понятно, что развитие социального явления определяется его строением (структурой) и взаимодействием с другими явлениями, так что социальная генетика как бы содержит в себе социальную аналитику и социальную механику. Практическая социология характеризуется Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями. Объектами изучения неопозитивистской социологии Сорокина являются, прежде всего, социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем социальные процессы. В то же время вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены, по словам Сорокина, на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Вот эти-то взаимодействия людей и объявляются им непосредственным предметом изучения социологии (выступает взаимодействие двух или более лиц, образующих так называемые малые группы, из такого рода элементарных взаимодействий складываются, как он считал, разного рода социальные процессы) П. Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп – односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями выделяются социальные группы по одному какому-либо признаку, например языку, территории, полу, возрасту, или же по многим признакам. По многим признакам выделяются классы, нации и другие сложные, часто социально неоднородные группы. Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли свое отражение в теории П. Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно этой теории, все общество делится на различные слои – страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т. д. К основным формам социальной гратификации (или расслоения общества) Сорокин отнес экономическую, политическую и профессиональную. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т. п. Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности. Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, Находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность – это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, Большое значение П. Сорокин придавал вопросам социального равенства. Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней – это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ «по его заслугам», т. е. «по степени его личного социально-полезного труда». Однако этим экономическим содержанием проблема социального равенства не исчерпывается. П. Сорокин был глубоко убежден в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного разрешения социальных противоречии и предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития.
28. Социально-этнические общности и национальные отношения. Пути решения межнациональных конфликтов.
Этнические общности (этнос) являются важнейшими социальными структурами общества. К ним относятся племена, народности, нации. Исторически этнические общности складывались на основе кровнородственных отношений. Наименьшая кровнородственная группа – семья, объединение нескольких семей образовывало род, роды объединялись в кланы, несколько кланов, объединившись, составляли племя. Племя – это уже более высокая форма общественной организации; племена обладают собственным языком, территорией, определенной организацией, традициями. В ходе культурного и экономического развития на основе племен складывались народности – этнические общности, в которых кровнородственные связи утрачивают свое определяющее значение; эти этнические образования объединяет общность территории, языка, культуры, системы хозяйствования. Наиболее высокий уровень развития этноса – нация. Нации – наиболее многочисленные этнические образования, отличающиеся общностью самосознания, определенным национальным характером и психическим складом. Представители одной нации, помимо общего языка и культуры, обладают и общей ментальностью. Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общей экономической и духовной культурой, особенностями психологического склада, этническим самосознанием. Этническое, или национальное, самосознание – осознание представителями нации своего единства и отличия от других подобных образований, основывающееся на общности происхождения и исторического развития, закрепляемой и передаваемой в легендах, былинах, песнях, сказаниях. Этническое самосознание является показателем сформировавшейся этнической общности. Этнос нередко имеет самоназвание (вятичи, майя и т.п.). Значительную роль в формировании этнической общности может играть религиозное единство, которое приводит к формированию этноконфессиональных образований (например: католики и протестанты Северной Ирландии). Объединяющую роль играет и расовое единство. Этнос воспроизводится через систему внутренних браков или через социализацию. Складывание нации часто сопровождается формированием единого национально-территориального образования – государства. Национальные отношения – это отношения между субъектами национально-этнического развития – нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованиями. Эти отношения бывают трех типов: равноправие; господство и подчинение; уничтожение других субъектов. Национальные отношения отражают всю полноту социальных отношений, определяются экономическими и политическими факторами. Основными являются политические аспекты. Это обусловлено значением государства как важнейшего фактора формирования и развития наций. К политической сфере относятся такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур, представительство национальных кадров в структурах власти и др. В то же время исторически складывающиеся традиции, социальные чувства и настроения, географические и культурно-бытовые условия наций и народностей оказывают сильное воздействие на формирование политических установок, политического поведения, политической культуры. Главные вопросы в национальных отношениях – равноправие или подчинение; неравенство уровней экономического и культурного развития; национальная рознь, распри, вражда.
Даже в
самых острых конфликтных ситуациях (а
может быть, особенно в них) одной из первых
промежуточных фаз урегулирования должна
быть юридизация конфликта. Пути решения:
во-первых, прекращение насилия; во-вторых,
организацию диалога между сторонами
конфликта; в-третьих, обеспечение участия
в таком диалоге полномочных и ответственных
представителей каждой стороны, лучше
всего – государственных органов (а не,
скажем, лидеров экстремистских групп
или «полевых командиров»); в-четвертых,
формулирование требований и претензий
каждой из сторон в категориях, хотя бы
в принципе подлежащих юридическому переформулированию
и правовой оценке; в-пятых, юридическую
фиксацию итогов каждой из стадий переговоров,
в том числе поддающихся контролю обязательств
каждой из сторон; в-шестых, максимально
определенное формулирование условий
итогового соглашения, придание этому
соглашению легитимности с помощью какой-либо
из форм его ратификации или народного
одобрения.
37. Культура как фактор социальных изменений.
Культура
– это освоение, совершенствование
всего того, что человек находит естественно
данным, стихийно возникшим в природе
и обществе, в себе самом; все созданное
разумом и руками человека. Культура представлена
в продуктах материального и духовного
труда, в нормах и ценностях, существующих
в обществе. Культура не существует без
человека. Он осваивает ее через ценности,
язык, общение, воспитание. Именно приобщение
человека к культуре определяет степень
его развития. Человек осваивает нормы,
обычаи, но в то же время и изменяет культуру.
В культуре существуют различные сферы
отношений. Особое место занимают моральные
и эстетические аспекты. Мораль определяет
человеческие положения «плохо – хорошо»,
причем для разных народов и в разное время
моральные принципы различны. Моральные
аспекты общества на протяжении столетий
очень изменились (например, институт
семьи и брака – сегодня гражданский брак
считается нормальным, но этого не было
какое-то время назад, а для отдельных
народов и сегодня считается аморальным).
Культурные нормы и правила поведения
людей тоже складываются на протяжении
столетий, передаются от поколения к поколению,
но тоже претерпевают определенные изменения.
Знание о культуре приобретается путем
сложного процесса, который, в сущности,
является социальным по своему происхождению.
Люди действуют на основе культуры и подвергаются
ее обратному воздействию, а также порождают
ее новые формы и значения. Поэтому культуры
характеризуются историческим характером,
относительностью и многообразием. Они
подвергаются влиянию изменений в экономической,
социальной и политической организации
общества. Кроме того, люди культурно трансформируются
благодаря уникальной способности быть
рефлективными. Нормы культуры изменчивы,
так как сама культура носит открытый
характер и отражает все те изменения,
что происходят в обществе, т. е. культура
содержит в себе и устойчивые, и изменчивые
моменты. Устойчивыми являются традиции
– те ценности, обычаи, обряды, которые
передаются поколениям. Благодаря ним
общество продолжает развиваться, уже
опираясь на имеющийся человеческий опыт.
Традиции общества нельзя грубо разрушить.
Но и, не обновляясь, культура тоже не может
существовать. Единство традиций и обновления
– универсальная характеристика любой
культуры. Не всегда все новое становится
частью культуры, оно должно стать общественным,
получить отзыв в сердцах людей. Хотя признание
чего-то нового не обязательно происходит
«здесь и сейчас», это может произойти
и по истечении столетий. Все новое проверяется
временем, оценивается поколениями людей.
Современное общество пронизано новизной,
каждый пытается стать создателем нового,
войти в историю и культуру. Развитие культуры
– очень противоречивый процесс. Обновление
в культуру вносит мода, которая олицетворяет
изменчивость, непрерывную смену культурных
образцов и норм. Россия с ее огромным
количеством народов впитала в себя разные
религиозные, нормативно-ценностные, культурные
образцы. Формируются разные типы людей
со своим специфическим мышлением, ценностными
ориентациями. Таким образом, культура
(ее обновление) является одним из факторов,
благодаря которым происходят социальные
изменения в обществе.