Ответы по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:23, шпаргалка

Описание

Ответы на 19 вопросов.

Работа состоит из  1 файл

социология (шпаргалки).doc

— 398.50 Кб (Скачать документ)

Развитие  коммуникаций в современном обществе включает в себя и такие процессы, в ходе которых информация не только передается, но и искажается, может самопроизвольно возрастать или угасать. Т. о. массовая коммуникация – это специфическая форма человеческого общения. Средства массовой всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и pаспpостpанения определенной информации и заложенных в ней ценностей. Массовая коммуникация как социально-психологический феномен предполагает постоянную динамику и непредсказуемость своих эффектов. В современных условиях (свобода слова, право каждого на получение и распростpанение информации и т.д.) возможности массовой коммуникации могут быть реализованы с максимальным эффектом, если соответствующие технологии выстраиваются с учетом психологии массовой коммуникации.

Отличительной чертой массовой коммуникации является ее не однонаправленный характер. Многовекторность массовой коммуникации предполагает передачу информации от одного активного источника (коммуникатора) к различным, не связанным друг с другом реципиентам. При этом, обратная связь либо оставлена во времени, либо осуществляется в очень незначительной степени, когда, например, отдельные телезрители звонят в телестудию, чтобы выразить свое мнение о позиции участника телепрограммы. Но в любом случае, психологически объяснимо, что реципиенты, играющие при приеме информации пассивную роль, становятся активными коммуникаторами, распространяя полученную информацию, руководствуясь интересом, подражанием, модой и т.д. 
 

36. Социальные связи

В процессе жизнедеятельности люди, удовлетворяя свои потребности, интересы, достигая поставленные цели, решая возникающие задачи, вступают в зависимость друг от друга. Зависимость может быть простой, сложной или опосредованной (можно отнести зависимость нашей индивидуальной жизни от уровня развития общества, результативности экономической системы, эффективности политической организации общества, состояния нравов). Зависимость, реализованная через социальное действие, как действие, осознанно осуществляемое с ориентацией на других, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера, образует социальную связь. Основными ее элементами являются: субъекты связи (их может быть двое или тысячи людей); предмет связи (т. е. по поводу чего осуществляется связь); что особенно важно, механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами (назовем это пока правилами игры. Изменение (увеличение или резкое уменьшение) числа участников связи может сказаться на характере регламентации. Есть еще одно важное обстоятельство, оказывающее влияние на характер взаимосвязи: имеет ли связь формальный или неформальный характер. Неформальная связь ученых, как правило, не признает субординации. Здесь важнее научные достижения ученого, аргументированность его позиции, глубина его мысли. Формальная связь, т. е. связь, устанавливаемая в рамках научных учреждений, кафедр, иная. Особое значение имеет разведение непосредственных и опосредованных связей. В ходе непосредственных связей контакты устанавливаются чаще всего визуально, на межличностном уровне. По мере развития социального организма сеть социальных связей и зависимостей резко усложняется, все большее значение в жизни индивида играют опосредованные связи. При этом зависимость и связь между людьми не исчезает, но увеличивается число посредников, число ступеней, узлов, через которые она должна пройти, предположим, между президентом России и студентами какого-либо вуза. Анализируя социальную связь, мы выяснили, что во многом решающее значение в ее осуществлении играет регуляция взаимоотношений субъектов. Без нее, если субъекты так и не смогли договориться о взаимоприемлемых условиях, связь не устанавливается. Именно на регуляции сказывается специфика того, по поводу чего связь устанавливается, каков характер связи и т. д. Что же представляет собой регулятивный механизм социальных связей? Это своеобразные правила игры. А по существу — система критериев, стандартов, на основе которых субъект оценивает для себя эффективность связи, а также система контроля за тем, чтобы эти критерии, правила игры соблюдались. Наличие единого критерия, совпадения ценностей представляют собой основу любых социальных связей и взаимодействия. Но если согласование, подборка единого критерия в непосредственном контакте, общении происходит на уровне удовлетворения личных потребностей и интересов, то на макроуровне это возможно лишь на основе выработки единых критериев, стандартов поведения людей по отношению друг к другу.  

26. Правовое государство  и гражданское  общество.

Правовое  государство представляет собой  такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принципы правового государства: 1) создание законодательной системы, соответствующей объективности права; 2) закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств; 3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закрепленными полномочиями; 4) верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты; 5) при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством. В правовом государстве четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые правом. Общие требования, которым должно отвечать правовое государство: соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономического развития и морально-психологической ситуации в обществе; ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем; строгое соответствие текущего законодательства конституционному; практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам; диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства; наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе; учет общественного мнения; наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры; высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

Итак, правовое государство обеспечивает: 1) верховенство права и закона; 2) максимальную гарантию прав и свобод человека; 3) равенство всех перед законом и судом.

Эффективное функционирование правового государства  предполагает наличие у него равноправного  партнера, каким выступает гражданское  общество. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Гражданское общество не изобретение нашего времени. Идеи о гражданском обществе существовали и в Древней Греции, и в Древнем  Риме. Но лишь в XVII в. английский философ  Т. Гоббс в своих трудах «О гражданине»  и «Левиафан» изложил цельную  концепцию гражданского общества, В дальнейшем идея гражданского общества разрабатывалась Дж. Локком, Ж. -Ж. Руссо, И. Кантом и другими мыслителями. Структура гражданского общества: политические партии, лоббистские организации (комитеты, комиссии и советы), создаваемые при законодательных и правительственных органах; общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.); союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды; научные и культурные организации, спортивные общества; муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы; независимые средства массовой информации; церковь; семья. Важными факторами становления гражданского общества являются: 1) экономические – многоукладная экономика, разнообразие формы собственности, регулируемые рыночные отношения; 2) политические – децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступ граждан к участию в государственных и общественных делах, верховенство закона и равенство всех перед ним; 3) духовные – отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения; свобода совести, цивилизованность.

Таким образом, гражданское общество –  это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными), обеспечивающих условия жизнедеятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности, социальных групп вне деятельности государства. Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создать наиболее рациональные формы человеческого общежития.  

7. Развитие социологии  в СССР и современной  России

Первое  десятилетие советской власти в  целом характеризовалось продолжением тех традиций социологической мысли, которые сложились на предшествующем этапе развития, с той лишь поправкой, что марксистская школа стала постепенно претендовать на ведущую роль. Социология получила поддержку в известной степени и потому, что это была официальная позиция, выраженная В.И. Лениным в его проекте развития Социалистической академии, в котором он ставил вопрос о развитии социальных исследований. Были созданы институты, занимающиеся различной социологической проблематикой. В эти годы проводились крупные социально-экономические, этнографические и социально-психологические исследования. С конца 20-х годов наступил перерыв в развитии социологической мысли. До конца 50-х годов социологию игнорировали и причисляли к «буржуазным» наукам, к ложным теориям, якобы уводящим от достоверного знания. Начиная с конца 50-х годов социология стала возрождаться, крепло убеждение в необходимости организации социологических исследований. Все большее признание получали методы социологии в экономике, политике, в исторических и правовых науках, в языкознании, искусствоведении, литературе. В конце 50-х годов была создана Советская социологическая ассоциация.

Социология  открывала новые грани предмета, объекта и направлений исследования. С конца 60-х до начала 80-х годов  был внесен значительный вклад в  исследование по различным вопросам социологии. Что касается теоретических проблем, то публикации этого периода свидетельствуют о том, с каким трудом отпочковывалась социология от исторического материализма. Значительный интерес представляют работы, посвященные проблемам надежности, обоснованности и методике социологических исследований. В них (Батыгин, Бутенко, Волович и др.) были рассмотрены вопросы, касающиеся повышения качества эмпирического исследования различных общественных процессов, проанализированы типичные ошибки, выявлены те ограничения, которые влияют на полноту и достоверность выводов.  

34. Общественное мнение  как фактор социальных  изменений. Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и фактам социальной действительности, к деятельности различных групп и отдельных личностей. Общественное мнение выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях – занимает определённую позицию, даёт совет или выносит решение по тем или иным общественным проблемам. В зависимости от содержания высказываний общественное мнение выражается в оценочных, аналитических, конструктивных суждениях. Общественное мнение регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов в обществе, вырабатывая или ассимилируя (заимствуя из сферы науки, идеологии, религии и т.д.) и насаждая определённые нормы общественных отношений. Наконец, в зависимости от знака высказываний Общественное мнение выступает в виде позитивных или негативных суждений. Общественное мнение действует практически во всех сферах жизни общества. Вместе с тем границы его суждений достаточно определённы. В качестве объекта высказываний общественности выступают лишь те факты и события действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются значимостью и актуальностью. Складывающееся на различных по глубине уровнях общественного сознания - на уровне теоретического знания (науки) и на уровне обыденного сознания, отражающее разнообразные интересы различных социальных групп, Общественное мнение может быть в большей или меньшей степени истинным или ложным, адекватным или иллюзорным. В развитом обществе привычными каналами (и формами) выражения Общественное мнение являются: выборы органов власти, участие масс в законодательной и исполнительной деятельности, пресса и иные средства массовой коммуникации, собрания, манифестации и пр. Наряду с этим широкое распространение имеют также и высказывания, вызываемые политическим, исследовательским и т.п. интересом и принимающие форму референдумов массовых обсуждении каких-либо проблем, совещаний специалистов, выборочных опросов населения и т.д. 
В современном капиталистическом обществе Общественное мнение формируется в первую очередь под влиянием буржуазных источников информации и пропаганды и используется господствующими классами в системе идеологического управления, в том числе в качестве средства манипулирования сознанием людей. 
При социализме, в условиях ликвидации социальных антагонизмов, качественных изменений в социальной структуре, культуре, установления социально-политического и идейного единства общества, Общественное мнение рабочего класса, крестьянства, интеллигенции едино по коренным проблемам общественного развития и выражается Коммунистической партией, др. общественными организациями трудящихся. Общественное мнение - активный субъект государственного и общественного управления, включенный непосредственно в процесс принятия решений органами управления. Эта исторически новая роль Общественное мнение усиливается по мере дальнейшего развития общества, в связи с изменениями экономических, социальных, политических, технических и др. условий функционирования Общественное мнение и находит своё выражение в усложнении функций Общественное мнение, расширении границ проблем, о которых судит общественность, возрастании степени глубины и компетентности высказываний Общественное мнение и т.д.
 

33. Общественные классы, социальные слои  и группы общества. Общественные классы – относительно устойчивые социальные группы, имеющие общие интересы и ценности (напр., крестьянство, рабочий класс, буржуазия, средний класс и др.). Концепция классов и классовой борьбы получили распространение в Европе в 19 в. К. Маркс и Ф. Энгельс считали борьбу классов движущей силой истории.  Социальный слой – совокупность индивидов, объединяющихся по каким-то общим признакам и имеющих одинаковый социальный статус, ранг и т.д. Выдвигаются разные критерии деления общества на классы и социальные группы (возрастные, экономические, профессиональные, система прав и обязанностей, социальный статус и др.) В современном обществе образуются многочисленные слои и группы, между которыми складываются отношения сотрудничества, конкуренции или конфликта.

24. Основные концепции  развития современного  общества.

Постиндустриальное общество (50-е годы) — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа: Доиндустриальное — определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, главные структуры — церковь, армия Индустриальное — определяющей являлась промышленность, главные структуры — корпорация, фирма Постиндустриальное — определяющим являются теоретические знания, главная структура — университет, как место их производства и накопления Разработчики постиндустриальной теории указывают следующие причины: усовершенствование технологий, механизация и автоматизация производства позволяют уменьшить долю людей, непосредственно занятых в материальном производстве; современная экономика достигла такого качества, когда большинство работников должны иметь относительно высокий образовательный уровень; благосостояние значительной части населения поднялось настолько, что интеллектуальный рост и совершенствование творческих способностей заняли важное место в ценностной шкале общества; люди, основные материальные потребности которых удовлетворены, занятые интеллектуальным трудом, предъявляют повышенный спрос на услуги; повышение доли квалифицированного труда приводит к тому, что основным «средством производства» становится квалификация работников. Согласно концепции постиндустриального общества, история цивилизации делится на три большие эпохи: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. При переходе от одной стадии к другой новый тип общества не вытесняет предшествующие формы, но делает их второстепенными. Доиндустриальный способ организации общества основан на трудоёмких технологиях, использовании мускульной силы человека, навыках, не требующих длительного обучения, эксплуатации природных ресурсов (в частности, сельскохозяйственных земель). Индустриальный способ основан на машинном производстве, капиталоёмких технологиях, требующей длительного обучения квалификации. Постиндустриальный способ основан на наукоёмких технологиях, информации и знаниях, как основном производственном ресурсе, творческом аспекте деятельности человека, непрерывном самосовершенствовании и повышении квалификации в течение всей жизни. Основой могущества в доиндустриальную эпоху были земля и количество зависимых людей, в индустриальную — капитал и источники энергии, в постиндустриальную — знания, технологии и квалификация людей. Слабостью постиндустриальной теории называют то, что она рассматривает переход от одной стадии к другой как объективный (и даже неизбежный) процесс, но мало анализирует необходимые для этого общественные условия, сопутствующие противоречия, культурные факторы и т. д.

Информация о работе Ответы по социологии