Ответы по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:23, шпаргалка

Описание

Ответы на 19 вопросов.

Работа состоит из  1 файл

социология (шпаргалки).doc

— 398.50 Кб (Скачать документ)

Информационное  общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве. главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания. Отличительные черты: увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах; развитие электронной демократииинформационной экономикиэлектронного государстваэлектронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей; признание массового примата личности в управлении социальными и экономическими отношениями; новые способы производства, основанные на знании. Превращение информации в экономико-хозяйственную категорию; массовое коллективное инвестирование (без посредников), базирующееся на совладении материальными и нематериальными активами. У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям. Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту. Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации. Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости. Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения. Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом. 
 

Постмодернити. (60-70-е годы). С позиций постмодернизма переосмысливаются роль и значение потребительной стоимости и полезности, времени и пространства как культурных форм и в то же время факторов производства. Деятельность, объединяющая в себе черты, как производства, так и потребления и создающая вещные и нематериальные блага лишь в той мере, в какой они обеспечивают самосовершенствование личности, не создает, с точки зрения постмодернизма, продукты как такие потребительные стоимости, другой стороной которых неизбежно выступает меновая стоимость. Исследуя хозяйственные процессы с точки зрения их субъекта, постмодернисты обнаружили феномен симулированных потребностей, разграничили понятия потребностей  и предпочтений . Первые означают потребности, уже прошедшие социализацию; они заставляют рассматривать потребительское поведение как общественное явление; вторые основаны на субъективных устремлениях личности к самовыражению в потреблении. Называя инициированные подобным образом сущности символическими ценностями, постмодернисты отмечают их относительную несравнимость друг с другом, невозможность исчисления стоимости подобных объектов в квантифицируемых единицах цены или общей полезности. Как следствие, теория постмодернизма убедительно обосновывает расширение рамок общественного производства и неизбежное в будущем устранение границ между производством и потреблением. В рамках этого подхода предлагаются все более широкие трактовки как производства, в которое включаются все стороны жизни человека, так и потребления. При этом анализируются не столько сами факты потребления материальных благ и услуг, сколько статусные аспекты и культурные формы этого процесса.

30. Методология и  методика социологических  исследований. Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления. Включает в себя четыре взаимосвязанных этапа: подготовка исследования; сбор первичной информации; подготовка собранной информации к обработке и ее обработка (вручную или на ЭВМ); анализ обработанной информации, формулировка выводов и практических рекомендаций. Поэтому функции, которые выполняет программа социологического исследования следующие: методологическая, т.е. теоретическое обоснование направлений научного поиска; методическая (описание процедуры сбора, обработки и анализа информации); организационная, т.е. координация деятельности участников исследовательского процесса. Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологическая часть – формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования. методическая часть – определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки полученных данных. Методология – система принципов научного познания. Определяет, в какой мере собранные научные факты могут служить реальным и надежным основанием знания. Социологические исследования предполагает изучение социальных фактов. Понятие социального факта ввел в науку француз Эмиль Дюркгейм. Окружающее нас общество Дюркгейм определил как социальную реальность и выделил в ней отдельные элементы – социальные факты. Эти социальные факты рассматриваются в двух аспектах – онтологическом (бытийном) и гносеологическом (познавательном). В онтологическом аспекте, социальный факт – это любое, независящие от наблюдателя, состояние действительности или свершившиеся события. В гносеологическом аспекте, социальный факт – обоснованное знание, которое получено путем описания отдельных фрагментов социальной действительности, в некотором пространственно-временном интервале. В современных общественных науках к социальным фактам относятся: совокупные систематизированные характеристики массового поведения (процессы, etc); совокупные систематизированные характеристики массового сознания (мнения, оценки, суждения); совокупные обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности (материальные и духовные ценности); отдельные события, случаи, состояния социальной реальности. Одной из важнейших процедур методической части социологического исследования является определение обследуемой совокупности. После уточнения объекта исследования решается вопрос о количестве и характере той совокупности людей, которые должны быть охвачены исследованием. Опрос всех людей, составляющих объект исследования был бы нерационален. Это удлинило бы время его проведения, а значит, затянуло бы сроки получения нужной информации, потребовало значительных финансовых затрат, да и само исследование оказалось бы весьма громоздким. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер. Другими словами, по довольно строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим и другим признакам структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название `выборка`. От правильности ее осуществления в огромной степени зависит качество и достоверность социологической информации. Данное обстоятельство обязывает тщательно поработать над выборкой. В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой, собственно, и будет проведен опрос, обосновывается техника его проведения, обозначаются подходы к определению достоверности полученной информации. Последнее необходимо для того, чтобы удостовериться в степени правомерности распространения полученных выводов на весь объект исследования. В методическую часть программы социологического исследования включается также характеристика применяемых методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения и др.); логическая структура инструментария, из которой видно, на выявление каких свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок их расположения в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа.  Наряду с перечисленным выше программа содержит и логические схемы обработки собранной информации, показывающие предполагаемый диапазон и глубину анализа первичной информации. 

17. Социальные нормы,  отклоняющееся поведение,  социальный контроль.

Под социальными  нормами обычно понимают установленные  в обществе правила, образцы, эталоны  поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных норм: 1) нормы морали, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения; 2) нормы традиций и обычаев. Обычаем называют исторически сложившееся правило поведения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей; 3) религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями (церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными (Богом или церковью); 4) политические нормы. — нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них;  5) правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой. Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций - реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими). В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение. В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Отклоняющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.  Социальный контроль – совокупность  институтов и механизмов, гарантирующих  соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Социальный контроль подразделяется на неформальный и формальный. Первый  основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи, либо через средства массовой информации. Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписанных правилах, то  в современном обществе его основой выступают  писаные нормы: указы, юридические законы, постановления. Формальный контроль осуществляют такие институты, как суды, образование, армия, правительство и.т.д.

Социальный  контроль – это, прежде всего, внешний  контроль, но помимо него выделяют еще  внутренний контроль или самоконтроль. Индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с  общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю.  

19. Социологическое понимание культуры.

Культура  представляет собой необходимое условие существования человеческого общества. Первоначальный его смысл происходит от латинского слова cultura, что означает возделывание, воспитание, образование. В ходе исторического развития это понятие постоянно изменялось, охватывая все новые области человеческой деятельности. В самом общем виде мы можем сказать, что культура — это все, что создается людьми, социально усваивается и разделяется членами общества. Культура общества тесно связана с понятием цивилизации. Очевидно, что цивилизация представляет собой не только достаточно развитое и устойчивое общество с наличием городов, инфраструктуры и разделением труда. Другое понимание этого термина связано с тем, что цивилизация — это определенный (и довольно высокий) уровень политических, экономических и социальных стандартов поведения членов общества. Такими были, например, античная цивилизация, восточная цивилизация, цивилизация индейцев майя. Культура любого общества должна обладать границами, в рамках которых определенные культурные образцы обладают значимостью и важностью для членов данного общества. Таким образом, границы культуры выполняют важную функцию сохранения самобытности данной культуры. Всю культуру общества можно разделить на материальную и нематериальную культуру. К нематериальной культуре относят те слова, идеи, обычаи и другие явления, которые зарождаются в головах людей, регулируют жизнедеятельность индивидов в рамках данного общества и являются, прежде всего, продуктом сознания. Материальная культура представляет собой материализованные образцы духовной культуры, которые создаются и используются в соответствии с потребностями членов общества. К образцам материальной культуры можно отнести автомобили, мебель, здания и др. осязаемые объекты, которые постоянно изменяются и используются людьми, свидетельствуют об их приобщении к ценностям, которые признано считать элементами человеческой культуры. Нематериальная культура неразрывно связана с материальной культурой. Так, образцы духовной культуры могут сохраняться и передаваться другим людям в неизменном виде только в случае их материализации в виде книг, документов, скульптурных изображений, рисунков. Приоритет всегда остается за духовной культурой. Если утрачен образец материальной культуры, но сохранены соответствующие знания и навыки в его отношении, то возможно восстановление в более или менее прежнем виде. Совокупность духовной и материальной культуры обычно связывают с определенным обществом, нацией или социальной группой группой. Говорят, например, о русской, французской, испанской культурах, о культуре города или деревни, подразумевая, что в каждом случае имеется особая, отличная от других система норм, обычаев, верований, духовных и материальных ценностей. 
 

Информация о работе Ответы по социологии