Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:23, шпаргалка
Ответы на 19 вопросов.
Информационное
общество — теоретическая концепция постиндустриального
общества;
историческая фаза возможного эволюционного
развития цивилизации, в которой информация
и знания умножаются в едином информационном пространстве. главными продуктами
производства информационного общества
становятся информация и знания
Постмодернити. (60-70-е годы). С позиций постмодернизма переосмысливаются роль и значение потребительной стоимости и полезности, времени и пространства как культурных форм и в то же время факторов производства. Деятельность, объединяющая в себе черты, как производства, так и потребления и создающая вещные и нематериальные блага лишь в той мере, в какой они обеспечивают самосовершенствование личности, не создает, с точки зрения постмодернизма, продукты как такие потребительные стоимости, другой стороной которых неизбежно выступает меновая стоимость. Исследуя хозяйственные процессы с точки зрения их субъекта, постмодернисты обнаружили феномен симулированных потребностей, разграничили понятия потребностей и предпочтений . Первые означают потребности, уже прошедшие социализацию; они заставляют рассматривать потребительское поведение как общественное явление; вторые основаны на субъективных устремлениях личности к самовыражению в потреблении. Называя инициированные подобным образом сущности символическими ценностями, постмодернисты отмечают их относительную несравнимость друг с другом, невозможность исчисления стоимости подобных объектов в квантифицируемых единицах цены или общей полезности. Как следствие, теория постмодернизма убедительно обосновывает расширение рамок общественного производства и неизбежное в будущем устранение границ между производством и потреблением. В рамках этого подхода предлагаются все более широкие трактовки как производства, в которое включаются все стороны жизни человека, так и потребления. При этом анализируются не столько сами факты потребления материальных благ и услуг, сколько статусные аспекты и культурные формы этого процесса.
30.
Методология и
методика социологических
исследований. Социологическое
исследование – это система логически
последовательных методологических, методических
и организационно-технических процедур,
связанных между собой единой целью: получить
объективные, достоверные данные об изучаемом
явлении или процессе для их последующего
использования в практике социального
управления. Включает в себя четыре взаимосвязанных эт
17. Социальные нормы, отклоняющееся поведение, социальный контроль.
Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных норм: 1) нормы морали, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения; 2) нормы традиций и обычаев. Обычаем называют исторически сложившееся правило поведения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей; 3) религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями (церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными (Богом или церковью); 4) политические нормы. — нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них; 5) правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой. Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций - реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими). В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение. В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Отклоняющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм. Социальный контроль – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Социальный контроль подразделяется на неформальный и формальный. Первый основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи, либо через средства массовой информации. Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписанных правилах, то в современном обществе его основой выступают писаные нормы: указы, юридические законы, постановления. Формальный контроль осуществляют такие институты, как суды, образование, армия, правительство и.т.д.
Социальный
контроль – это, прежде всего, внешний
контроль, но помимо него выделяют еще
внутренний контроль или самоконтроль.
Индивид самостоятельно регулирует
свое поведение, согласовывая его с
общепринятыми нормами. В процессе
социализации нормы усваиваются настолько
прочно, что люди, нарушая их, испытывают
чувство неловкости или вины. Чем выше
у членов общества развит самоконтроль,
тем меньше этому обществу приходится
прибегать к внешнему контролю.
19. Социологическое понимание культуры.
Культура
представляет собой необходимое условие
существования человеческого общества.
Первоначальный его смысл происходит
от латинского слова cultura, что означает
возделывание, воспитание, образование.
В ходе исторического развития это понятие
постоянно изменялось, охватывая все новые
области человеческой деятельности. В
самом общем виде мы можем сказать, что
культура — это все, что создается людьми,
социально усваивается и разделяется
членами общества. Культура общества тесно
связана с понятием цивилизации. Очевидно,
что цивилизация представляет собой не
только достаточно развитое и устойчивое
общество с наличием городов, инфраструктуры
и разделением труда. Другое понимание
этого термина связано с тем, что цивилизация
— это определенный (и довольно высокий)
уровень политических, экономических
и социальных стандартов поведения членов
общества. Такими были, например, античная
цивилизация, восточная цивилизация, цивилизация
индейцев майя. Культура любого общества
должна обладать границами, в рамках которых
определенные культурные образцы обладают
значимостью и важностью для членов данного
общества. Таким образом, границы культуры
выполняют важную функцию сохранения
самобытности данной культуры. Всю культуру
общества можно разделить на материальную
и нематериальную культуру. К нематериальной
культуре относят те слова, идеи, обычаи
и другие явления, которые зарождаются
в головах людей, регулируют жизнедеятельность
индивидов в рамках данного общества и
являются, прежде всего, продуктом сознания.
Материальная культура представляет собой
материализованные образцы духовной культуры,
которые создаются и используются в соответствии
с потребностями членов общества. К образцам
материальной культуры можно отнести
автомобили, мебель, здания и др. осязаемые
объекты, которые постоянно изменяются
и используются людьми, свидетельствуют
об их приобщении к ценностям, которые
признано считать элементами человеческой
культуры. Нематериальная культура неразрывно
связана с материальной культурой. Так,
образцы духовной культуры могут сохраняться
и передаваться другим людям в неизменном
виде только в случае их материализации
в виде книг, документов, скульптурных
изображений, рисунков. Приоритет всегда
остается за духовной культурой. Если
утрачен образец материальной культуры,
но сохранены соответствующие знания
и навыки в его отношении, то возможно
восстановление в более или менее прежнем
виде. Совокупность духовной и материальной
культуры обычно связывают с определенным
обществом, нацией или социальной группой
группой. Говорят, например, о русской,
французской, испанской культурах, о культуре
города или деревни, подразумевая, что
в каждом случае имеется особая, отличная
от других система норм, обычаев, верований,
духовных и материальных ценностей.