Ответы по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:23, шпаргалка

Описание

Ответы на 19 вопросов.

Работа состоит из  1 файл

социология (шпаргалки).doc

— 398.50 Кб (Скачать документ)

18. Социальные институты  и социальные организации.

Общество  не может существовать без социальных связей и взаимодействия. Социальные институты и организации в  системе социальных связей – это те скрепы, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках общества. Английский ученый-социолог Г. Спенсер был первым, кто предложил науке, человечеству термин «социальный институт». Он выделил 6 типов социальных институтов: промышленный, профсоюзный, политический, обрядовый, церковный, домашний. Социальные институты (от лат. установление, учреждение) – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.  В зависимости   от   сферы   действия   выполняемые   функции   социальных   институтов   могут подразделяться на реляционные – определяющую ролевую структуру общества по различным признакам  и регулятивные – определяющие  границы независимых по  отношению к нормам общества действий индивида для достижений личных целей.

Социальные  институты, постоянно развиваясь, имеют  свои формы. Источником развития являются эндогенные, т. е. внутренние и экзогенные (внешние) факторы.  Функциональные качества различных институтов отличаются друг от друга. В реальной жизни их функции переплетены тесно, так что провести какую-либо грань между ними чрезвычайно сложно.  Существуют различаемые по функциональным качествам институты, такие как экономический, политический, социально-культурный и воспитательный, государственные. С социальными институтами тесно связаны соц. организации.  Социальная организация — в широком смысле любая организация в обществе; в узком смысле – социальные подсистемы организации. Термин «организации» используется в нескольких значениях:  1. как элемент социальной структуры общества;  2. как вид деятельности какой-либо группы;  3. как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы. В социологии ведущим понятием является элемент социальной структуры. В этом плане соц. организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели. Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив.  Видный исследователь проблемы социальной организации А. И. Пригожий выделил ряд основных черт социальных организаций:  1) Они обладают целевой природой, так как создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели.  2)      Члены  организации  распределяются  по  иерархической  лестнице  соответственно  ролям  и статусам.  3)      Характерная черта организации возникает на основе разделения труда, его специализации по функциональному признаку. 4) Управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организаций.  Социологи специалисты дают типологию социальных организации, используя разные подходы и методы. Но наиболее распространенными типами организации являются формальные (строго предписанными и документально зафиксированными целями, правилами и ролевыми функциями; рациональностью и безличностью отношений между ее членами; наличием органа власти и аппарата управления)  и неформальные (строится на принципах саморегуляции и самоорганизации). 

20. Образование как  социальный институт.

Социальный  институт – это организованная система  связей и социальных норм, которая  объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.  Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами. Признаками института образования являются: 1. установки и образцы поведения – любовь к знаниям, посещаемость; 2. символические культурные признаки – школьная эмблема, школьные песни; 3. утилитарные культурные черты; классы, библиотеки, стадионы; 4. кодекс устный и письменный – правила учащихся; 5. идеология – академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.  Функции образования: социально-культурные, направленные на развитие духовной жизни общества, где высшей школе принадлежит решающая роль, ибо она не только непосредственно влияет на формирование личности, но и закладывает чувство социальной ответственности, позволяет сохранить, развить, транслировать духовное наследие (гуманистическая, социальный контроль, трансляция и распространение культуры в обществе, воспитательная функция, обучающая функции); социально-экономические, связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества, с социальной стратификацией (формирование профессионально-квалификационного состава населения); социально-политические, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества. Образование в современном мире, благодаря его функциям, играет интегративную роль при формировании социальных общностей, социальных институтов общества, формировании взаимодействующей личности. Образование является ведущим мотивом в каждой деятельности. В капиталистическом развитии общества значительную роль играет предпринимательство и т.п. Благодаря вложениям в качественное образование значительно увеличивается мощность экономики страны. Именно благодаря образованию осуществляется обмен знаниями, информацией, а, следовательно, и возможностями между слоями общества, между коллективами, государствами, людьми; так осуществляется коммуникативная функция образования. 

Вопрос 21. Семья как социальный институт: типы, формы, функции. 

Классическим  примером простого социального института  является институт семьи. Семья как  основанное на браке и кровном  родстве объединение людей, связанное  общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений  составляет брак. Брак – семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт. Семья как социальный институт проходит ряд этапов: вступление в первый брак – образование семьи; начало деторождения – рождение первого ребенка; окончание деторождения – рождение последнего ребенка; «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.  В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная – брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамная – женщина имеет нескольких супругов или брак одного мужчины с двумя или более женами. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой нуклеарный или сложный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется сложная семья, включающая в себя два или более поколений. Семья как социальный институт возникла с формированием общества.  На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Семья осуществляет несколько функций: биологическая: удовлетворение сексуальной потребности и потребности в детях; воспитательная: социализация молодого поколения; воспроизводственная; экономическая: проявляется в организации хозяйственно-бытовой жизни всех членов семьи, включая обеспечение жильем и необходимой инфраструктурой; политическая связана с властью в семье и в управлении ее жизнедеятельностью; социокультурная: регулирование всей духовной жизни семьи. Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи. Обычно семьи делят на следующие типы: «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей; «пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз – супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи; «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи; «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен. Существует также деление семей на типы в соответствии с тем, кому принадлежит власть и право принятия решений. То есть: патриархальные семьи, где главой семейного государства является отец; матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать; эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав, и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью. Типы семьи: исторические типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности: 1) патриархальная семья (основная функция – хозяйственно-экономическая: совместное ведение хозяйства, преимущественно аграрного типа, достижение экономического благополучия); 2) традиционно – патриархальная семья: (важнейшая функция – воспитание детей, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе); 3) супружеская семья (ее основная функция – эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип характеризует семью будущего. 

22. Роль религии в духовной жизни индивида и общества.

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Ислам, христианство, буддизм, иудаизм. Под функцией религии подразумевается характер и направления воздействия религии на индивидов и общество.

Основные функции (роли) религии: мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом; компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью; коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности; регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей; интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования; политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях; культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.); дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.  
 

25. Политическая система общества как регулятор социальной жизни.

Политическая  система общества представляет собой совокупность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, т.е. политическая система направлена на практическое осуществление политических интересов определенных классов, других социальных групп, а также национальных общностей.

Основные  элементы: органы государства, его законодательной и исполнительной властей; армия; правоохранительные органы, прежде всего, суд, прокуратура, полиция и милиция; государственный арбитраж; политические партии; политические движения; общественные организации (профсоюзы, молодежные организации и т.д.), деятельность которых носит в той или иной мере политический характер, связанный с осуществлением политических интересов определенных социальных групп. Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы: обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.); управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов); мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение); выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна); удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей); интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты); политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности); легитимация политической власти (т. е. достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам). В структуре политической культуры можно выделить три группы элементов. Познавательные элементы. Это знания о политике, которые отражают сущность политической действительности, тенденции ее изменения, основные черты и свойства. Они составляют основу политической культуры. Эмоционально-оценочные элементы. Это чувства, испытываемые к политической системе, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике, социальная позиция личности. Поведенческие элементы. Это различные формы участия граждан в политической деятельности. 

Информация о работе Ответы по социологии