Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:23, шпаргалка
Ответы на 19 вопросов.
18. Социальные институты и социальные организации.
Общество не может существовать без социальных связей и взаимодействия. Социальные институты и организации в системе социальных связей – это те скрепы, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках общества. Английский ученый-социолог Г. Спенсер был первым, кто предложил науке, человечеству термин «социальный институт». Он выделил 6 типов социальных институтов: промышленный, профсоюзный, политический, обрядовый, церковный, домашний. Социальные институты (от лат. установление, учреждение) – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. В зависимости от сферы действия выполняемые функции социальных институтов могут подразделяться на реляционные – определяющую ролевую структуру общества по различным признакам и регулятивные – определяющие границы независимых по отношению к нормам общества действий индивида для достижений личных целей.
Социальные
институты, постоянно развиваясь, имеют
свои формы. Источником развития являются
эндогенные, т. е. внутренние и экзогенные
(внешние) факторы. Функциональные
качества различных институтов отличаются
друг от друга. В реальной жизни их функции
переплетены тесно, так что провести какую-либо
грань между ними чрезвычайно сложно.
Существуют различаемые по функциональным
качествам институты, такие как экономический,
политический, социально-культурный и
воспитательный, государственные. С социальными
институтами тесно связаны соц. организации.
Социальная организация — в широком смысле
любая организация в обществе; в узком
смысле – социальные подсистемы организации.
Термин «организации» используется в
нескольких значениях: 1. как элемент
социальной структуры общества; 2. как
вид деятельности какой-либо группы;
3. как степень внутренней упорядоченности,
согласованности функционирования элементов
системы. В социологии ведущим понятием
является элемент социальной структуры.
В этом плане соц. организация понимается
как система отношений, объединяющих какое-то
число индивидов (групп) для достижения
определенной цели. Социальная организация
оформляет социальные группы в коллектив.
Видный исследователь проблемы социальной
организации А. И. Пригожий выделил ряд
основных черт социальных организаций:
1) Они обладают целевой природой, так как
создаются для реализации определенных
целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее
достичь этой цели. 2)
Члены организации распределяются
по иерархической лестнице соответственно
ролям и статусам. 3)
Характерная черта организации возникает
на основе разделения труда, его специализации
по функциональному признаку. 4) Управляющие
подсистемы формируют свои механизмы
и средства регулирования и контроля за
деятельностью различных элементов организаций.
Социологи специалисты дают типологию
социальных организации, используя разные
подходы и методы. Но наиболее распространенными
типами организации являются формальные
(строго предписанными и документально
зафиксированными целями, правилами и
ролевыми функциями; рациональностью
и безличностью отношений между ее членами;
наличием органа власти и аппарата управления)
и неформальные (строится на принципах
саморегуляции и самоорганизации).
20. Образование как социальный институт.
Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами. Признаками института образования являются: 1. установки и образцы поведения – любовь к знаниям, посещаемость; 2. символические культурные признаки – школьная эмблема, школьные песни; 3. утилитарные культурные черты; классы, библиотеки, стадионы; 4. кодекс устный и письменный – правила учащихся; 5. идеология – академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.
Образование
– это процесс и результат усвоения систематизированных
знаний, умений и навыков, необходимое
условие подготовки человека к жизни и
труду. Социологию интересует социальная
сторона образования: как благодаря образованию
человек включается в те или иные социальные
группы, занимает определенные позиции
в социальной структуре общества, осваивает
и выполняет разнообразные роли в обществе.
В образовании создаются предпосылки
для выявления и развития творческих способностей
общества, для последовательной передачи
накопленных обществом знаний, умений,
культурного наследия всех поколений.
Функции образования:
социально-культурные, направленные
на развитие духовной жизни общества,
где высшей школе принадлежит решающая
роль, ибо она не только непосредственно
влияет на формирование личности, но и
закладывает чувство социальной ответственности,
позволяет сохранить, развить, транслировать
духовное наследие (гуманистическая, социальный
контроль, трансляция и распространение
культуры в обществе, воспитательная функция,
обучающая функции); социально-экономические,
связанные с формированием и развитием
интеллектуального, научно-технического
и кадрового потенциала общества, с социальной
стратификацией (формирование профессионально-
Вопрос 21. Семья как социальный институт: типы, формы, функции.
Классическим
примером простого социального института
является институт семьи. Семья как
основанное на браке и кровном
родстве объединение людей, связанное
общностью быта и взаимной ответственностью.
Первоначальную основу семейных отношений
составляет брак. Брак – семейный
союз мужчины и женщины, порождающий их
права и обязанности по отношению друг
к другу и к детям. Но семья, как правило,
представляет более сложную систему отношений,
чем брак, поскольку она может объединять
не только супругов, но и их детей, а также
других родственников. Поэтому семью следует
рассматривать не просто как брачную группу,
но как социальный институт. Семья как
социальный институт проходит ряд этапов:
вступление в первый брак – образование
семьи; начало деторождения – рождение
первого ребенка; окончание деторождения
– рождение последнего ребенка; «пустое
гнездо» – вступление в брак и выделение
из семьи последнего ребенка; прекращение
существования семьи – смерть одного
из супругов. В зависимости от формы
брака выделяются моногамная
и полигамная семьи. Моногамная – брак
одного мужчины с одной женщиной. Полигамная
– женщина имеет нескольких супругов
или брак одного мужчины с двумя или более
женами. В зависимости от структуры родственных
связей выделяются простой нуклеарный
или сложный тип семьи. Нуклеарная
семья представляет собой супружескую
пару с детьми, не состоящими в браке. Если
некоторые из детей в семье состоят в браке,
то образуется сложная семья, включающая
в себя два или более поколений. Семья
как социальный институт возникла с формированием
общества. На первых этапах развития
общества отношения между мужчиной и женщиной,
старшими и младшими поколениями регулировались
племенными и родовыми обычаями, представлявшими
собой образцы поведения, базировавшиеся
на религиозных и нравственных представлениях.
С возникновением государства регулирование
семейной жизни приобрело правовой характер.
Семья осуществляет
несколько функций: биологическая: удовлетворение
сексуальной потребности и потребности
в детях; воспитательная: социализация
молодого поколения; воспроизводственная;
экономическая: проявляется в организации
хозяйственно-бытовой жизни всех членов
семьи, включая обеспечение жильем и необходимой
инфраструктурой; политическая связана
с властью в семье и в управлении ее жизнедеятельностью;
социокультурная: регулирование всей
духовной жизни семьи. Существует множество
различных вариантов состава, или структуры,
семьи. Обычно семьи делят на следующие
типы: «нуклеарная семья» состоит
из мужа, жены и их детей; «пополненная
семья» — увеличенный по своему составу
союз – супружеская пара и их дети, плюс
родители других поколений, например бабушки,
дедушки, дяди, тети, живущие все вместе
или в тесной близости друг от друга и
составляющие структуру семьи; «смешанная
семья» является «перестроенной» семьей,
образовавшейся вследствие брака разведенных
людей. Смешанная семья включает неродных
родителей и неродных детей, так как дети
от предыдущего брака вливаются в новую
единицу семьи; «семья родителя-одиночки»
является хозяйством, которое ведется
одним родителем (матерью или отцом) из-за
развода, ухода или смерти супруга либо
потому, что брак никогда и не был заключен.
Существует также деление семей на типы
в соответствии с тем, кому принадлежит
власть и право принятия решений. То есть:
патриархальные семьи, где главой семейного
государства является отец; матриархальные,
где наивысшим авторитетом и влиянием
пользуется мать; эгалитарные семьи, в
которых нет четко выраженных семейных
глав, и где преобладает ситуативное распределение
власти между отцом и матерью. Типы
семьи: исторические типы, основанные
на выделении функции, преобладающей в
семейной деятельности: 1) патриархальная
семья (основная функция – хозяйственно-экономическая:
совместное ведение хозяйства, преимущественно
аграрного типа, достижение экономического
благополучия); 2) традиционно – патриархальная
семья: (важнейшая функция – воспитание
детей, подготовка их к самостоятельной
жизни в современном обществе); 3) супружеская
семья (ее основная функция – эмоциональное
удовлетворение партнеров по браку). По
мнению исследователей, последний тип
характеризует семью будущего.
22. Роль религии в духовной жизни индивида и общества.
Религия —
особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъес
Основные
функции (роли) религии: мировоззренческая —
религия, по утверждениям верующих, наполняет
их жизни неким особым значением и смыслом;
компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая,
также связана с её мировоззренческой
функцией и обрядовой частью: суть её состоит
в возможности религии возмещать, компенсировать
человеку его зависимость от природных
и социальных катаклизмов, удалять ощущения
собственного бессилия, тяжёлые переживания
личных неудач, обид и тяжести бытия, страх
перед смертью; коммуникативная — общение
верующих между собой, «общение» с богами,
ангелами (духами), душами умерших, святыми,
которые выступают как идеальные посредники
в обыденной бытовой жизни и в общении
между людьми. Общение осуществляется,
в том числе, и в обрядовой деятельности;
регулятивная — осознание индивидом содержания
определённых ценностных установок и
нравственных норм, которые вырабатываются
в каждой религиозной традиции и выступают
своеобразной программой поведения людей;
интегративная — позволяет людям осознавать
себя как единую религиозную общность,
скреплённую общими ценностями и целями,
даёт человеку возможность самоопределиться
в общественной системе, в которой имеются
такие же взгляды, ценности и верования;
политическая — лидеры различных общностей
и государств используют религию для объяснения
своих действий, сплочения либо разделения
людей по религиозной принадлежности
в политических целях; культурная — религия
воздействует на распространение культуры
группы-носителя (письменность, иконопись,
музыка, этикет, мораль, философия и т. п.);
дезинтегрирующая — религия может быть
использована для разъединения людей,
для разжигания вражды и даже войн между
разными религиями и вероисповеданиями,
а также внутри самой религиозной группы.
25. Политическая система общества как регулятор социальной жизни.
Политическая система общества представляет собой совокупность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, т.е. политическая система направлена на практическое осуществление политических интересов определенных классов, других социальных групп, а также национальных общностей.
Основные
элементы: органы государства, его законодательной
и исполнительной властей; армия; правоохранительные
органы, прежде всего, суд, прокуратура,
полиция и милиция; государственный арбитраж;
политические партии; политические движения;
общественные организации (профсоюзы,
молодежные организации и т.д.), деятельность
которых носит в той или иной мере политический
характер, связанный с осуществлением
политических интересов определенных
социальных групп. Сущность политической
системы общества наиболее ярко проявляется
в её функциях. Выделяют следующие
функции политической
системы: обеспечение политической
власти для определённой социальной группы
или для большинства членов данного общества
(политической системой устанавливаются
и осуществляются конкретные формы и методы
властвования — демократические и антидемократические,
насильственные и ненасильственные и
т. п.); управление различными сферами
жизнедеятельности людей в интересах
отдельных социальных групп или большинства
населения (действие политической системы
как управляющей включает постановку
целей, задач, путей развития общества,
конкретных программ в деятельности политических
институтов); мобилизация средств и ресурсов,
необходимых для достижения этих целей
и задач (без огромной организаторской
работы, людских, материальных и духовных
ресурсов многие поставленные цели и задачи
обречены на заведомое недостижение);
выявление и представительство интересов
различных субъектов политических отношений
(без чёткого определения и выражения
на политическом уровне данных интересов
никакая политика невозможна); удовлетворение
интересов различных субъектов политических
отношений посредством распределения
материальных и духовных ценностей в соответствии
с теми или иными идеалами конкретного
общества (именно в сфере распределения
сталкиваются интересы разнообразных
общностей людей); интеграция общества,
создание необходимых условий для взаимодействия
различных элементов его структуры (объединяя
разные политические силы, политическая
система пытается сглаживать, снимать
неизбежно возникающие в обществе противоречия,
преодолевать конфликты); политическая
социализация (посредством которой формируется
политическое сознание индивида и он включается
в работу конкретных политических механизмов,
благодаря чему происходит воспроизводство
политической системы путём обучения
всё новых членов общества и приобщения
их к политическому участию и деятельности);
легитимация политической власти (т. е.
достижение определённой степени соответствия
реальной политической жизни официальным
политическим и правовым нормам).
В структуре политической культуры можно
выделить три группы элементов. Познавательные
элементы. Это знания о политике, которые
отражают сущность политической действительности,
тенденции ее изменения, основные черты
и свойства. Они составляют основу политической
культуры. Эмоционально-оценочные
элементы. Это чувства, испытываемые
к политической системе, выраженные в
форме взглядов, политических установок,
оценок; суждения и мнения о политике,
социальная позиция личности. Поведенческие
элементы. Это различные формы участия
граждан в политической деятельности.