Понятие личности в социологии и психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы "Понятие личности в социологии и психологии" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу;
2. Сказать об актуальности проблемы в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики;
4. Обозначить тенденции развития тематики;

Содержание

Введение______________________________________________________3-4
Понятие личности в социологии________________________5
Особенности взаимоотношения личности и общества___________________________________5-11
Формирование и развитие личности – проблема современной социологии и психологии________________________________11-18
Основные концепции социологии личности_____18-22
Психология развития личности_________________________23
Понятие самооценки личности в психологии_____23-27
Проблема личности в психологии_______________27-30
Основные историко-эволюционные ориентации в психологии личности__________________________30-34
Заключение______________________________________________________35-36
Список используемой литературы___________________________________37

Работа состоит из  1 файл

курсовая по социологии.doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА» 
 
 
 
 

Кафедра: «Социально-культурный сервис» 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине: «Социология»

На тему: «Понятие личности в социологии и  психологии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнил:

                                                                                                  студент группы СК-202

                                                                                                   Гуськова Ирина 
 
 

                                                                                                       Проверил:

                                                                                                     Ермишин С. П. 
 
 
 
 
 
 
 

Тольятти 2009 год

 

Содержание

Введение______________________________________________________3-4

  1. Понятие личности в социологии________________________5
    1. Особенности взаимоотношения личности и общества___________________________________5-11
    2. Формирование и развитие личности – проблема современной социологии и психологии________________________________11-18
    3. Основные концепции социологии личности_____18-22
  2. Психология развития личности_________________________23
    1. Понятие самооценки личности в психологии_____23-27
    2. Проблема личности в психологии_______________27-30
    3. Основные историко-эволюционные ориентации в психологии личности__________________________30-34

Заключение______________________________________________________35-36

Список используемой литературы___________________________________37 
 

 

Введение.

Представленная  работа посвящена теме "Понятие  личности в социологии и психологии".

Проблема данного  исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Понятие  личности в социологии и психологии" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Понятие личности в психологии".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В  основном материал, изложенный в учебной  литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях  по данной тематике рассмотрены более  узкие вопросы проблемы "Понятие личности в социологии и психологии". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность  проблемы "Понятие личности в социологии и психологии" определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Понятие  личности в социологии и психологии" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Понятие личности в социологии и психологии" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут  быть использованы для разработки методики анализа "Понятие личности в социологии и психологии".

Теоретическое значение изучения проблемы "Понятие  личности в социологии и психологии" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного  исследования является анализ условий "Понятие личности в социологии и психологии".

При этом предметом  исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Понятие  личности в социологии и психологии" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу;

2. Сказать об  актуальности проблемы в современных условиях;

3. Изложить возможности  решения тематики;

4. Обозначить тенденции развития тематики;

Работа имеет  традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список литературы.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

По результатам  исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой  теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Понятие личности в социологии и психологии", круг вопросов и логическую схему ее построения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие личности в социологии. 

Личность выступает  объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

В широком плане  личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных  и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную  систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение»  личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой  человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.

Существенная  трудность состоит в том, что  между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним  видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются  попытки понять всю сложность  человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других. 

Особенности взаимоотношения  личности и общества.

Под обществом  в социологии понимается объединение  людей, характеризующееся:

а) общностью  территории их проживания, обычно совпадающей с государственными границами и служащей тем пространством, в рамках которого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимодействия членов данного общества;

б) целостностью и устойчивостью;

в)самовоспроизводством, самообепеченностью, саморегулируемостью;

г) таким уровнем  развития культуры, который находит свое выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.

В общем и  целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи, как и прошлом, так и в наши дни нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что служит первоосновой объединения людей в общество.

Существовало  и существует немало попыток систематизировать  социологические воззрения по решению вопроса о взаимосвязи личности и общества. Одним из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделил четыре основных подхода:

Первый подход и вытекающая из него социологическая  традиция исходят из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредотачивают свое внимание на изучении закономерностей “высокого” порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждении при такой позиции примерно такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Дюркгейма и еще раньше во взглядах Конта. Из современных течений к ней относится прежде всего шко-ла структурно-функционального анализа и теория конфликта.

Огюста Конта (1798-1857) считают основателем позитивистской социологии. Основной труд Конта “Курс позитивной философии” в 6 томах был опубликован в 1830-1842 годах. Творчество ученого совпало с периодом глубоких социальных перемен, которые воспринимались им как всеобщий нравственный, интеллектуальный и социальный кризис. Причины этого кризиса он видел в разрушении традиционных институтов общества, в отсутствии системы верований и взглядов, которые отвечали бы новым общественным потребностям, могли стать идейной основой будущих социальных преобразований. Переход общества к новому состоянию не может произойти, по мнению Конта, без активного участия человека, его волевых и творческих усилий. О.Конт верил в безграничные возможности разума как движущей силы истории, в “позитивную” науку, которая должна заменить религию и стать основной организующей силой общества.

В теоретическом  понимании общества Э.Дюркгеймом (1858-1917) прослеживаются две главные тенденции: натурализм и социальный реализм. Первая уходит корнями в понимание общества и его закономерностей по аналогии с природой. Вторая предполагает понимание общества как реальности особого рода, отличной от всех других видов. Социологизм является основной методологической установкой этого исследователя.

Главной идеей, вдохновившей Дюркгейма, была идея социальной солидарности, стремление найти ответ на вопрос о том, какие связи объединяют людей в общество. Его основополагающий тезис состоял в том, что разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию, все более и более выполняет ту интегрирующую роль, которую ранее выполняло общее сознание. Разделение труда обуславливает индивидуальные различия в соответствии с профессиональной ролью. Каждый становится личностью. Сознание того, что все связаны единой системой отношений, создаваемых разделением труда, вызывает чувства зависимости друг от друга, солидарности, связи с обществом. При этом коллективное сознание принимает новые формы и изменяет свое содержание. Оно уменьшается в объеме и степень определенности также уменьшается, по содержанию оно превращается в светское, рационалистическое, ориентированное на индивида.

Информация о работе Понятие личности в социологии и психологии