Понятие личности в социологии и психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы "Понятие личности в социологии и психологии" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу;
2. Сказать об актуальности проблемы в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики;
4. Обозначить тенденции развития тематики;

Содержание

Введение______________________________________________________3-4
Понятие личности в социологии________________________5
Особенности взаимоотношения личности и общества___________________________________5-11
Формирование и развитие личности – проблема современной социологии и психологии________________________________11-18
Основные концепции социологии личности_____18-22
Психология развития личности_________________________23
Понятие самооценки личности в психологии_____23-27
Проблема личности в психологии_______________27-30
Основные историко-эволюционные ориентации в психологии личности__________________________30-34
Заключение______________________________________________________35-36
Список используемой литературы___________________________________37

Работа состоит из  1 файл

курсовая по социологии.doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)

Если принять, что пространство личности - это "интер"-пространство, то для существования и развития (самоосуществления) личности нет никаких  принципиальных пространственных и  временных ограничений. Одно из следствий этого положения известно - человек как личность переживает себя как индивида. Более того, в социальном отношении они могут разминуться во времени, и в этом случае личность в полной мере разовьется и "станет на ноги" уже после жизни создавшего ее индивида. И это уже, к сожалению, распространенный факт.

Примеров в  истории культуры достаточно - это  издания сочинений, выходы на экран  фильмов, презентации полотен после  смерти их авторов - писателей, поэтов, режиссеров, художников.

Э.В. Ильенков описывает  и противоположную ситуацию - безвременный уход личности: "Вместе с тем бывают обстоятельства, при которых личность человека умирает, в то время как  он сам еще жив, - бывшая личность делается живым трупом, неподвижной  мумией. Там где однажды найденные... способы жизнедеятельности начинают превращаться в очередные штампы-стереотипы, в мертвые... каноны, личность умирает заживо: незаметно для себя она тоже превращается медленно или быстро в набор таких шаблонов, лишь слегка варьируемых в незначительных деталях" (Ильенков 1991: 431).

Если посмертная жизнь личности и ее прижизненная смерть могут быть в достаточной  мере подтверждены окружающими нас  реалиями, то для логической полноты  осталось рассмотреть последнюю  ситуацию: а возможно ли рождение личности до рождения индивида?

Если оставаться на позиции "интер"-существования  личности, т.е. сохранять за ней "прописку" в социальном, интер-индивидном пространстве, то следует искать те социальные эффекты, которые может вызвать еще  не родившийся индивид.

Попытаемся провести реконструкцию такой ситуации.

Молодые супруги  обнаруживают, что они теперь живут  накануне важного события - у них  будет ребенок. С этой новостью они  обращаются к своим родителям, чтобы  разделить с ними охватившие их противоречивые мысли и эмоции. И происходит удивительное: свекровь и теща, которые прежде избегали разговоров друг с другом даже по телефону, садятся вместе пить чай и обсуждать ближайшие и дальние перспективы жизни семьи. Свои индивидуальные представления и интересы они теперь согласовывают в интерпсихологическом пространстве. Налицо необратимое изменение социальной (в данном случае - микросоциальной) ситуации.

А теперь представим себе царствующую семью, объявляющую  об ожидании наследника, и страну, государственная  система которой основана на монархической форме правления. В этом случае ситуацию никак не назовешь микросоциальной.

Царственный младенец, взрослея, приходит к пониманию своей  социальной значимости последним, обнаруживая  необходимость принять на себя ответственность за судьбы государства и народа, оказавшись в роли посредника между народом и Богом, т.е. действующим лицом и исполнителем одновременно.

"Это происходит, - пишет Э. В. Ильенков, - ... из  диалектического коварства так  называемых "рефлективных отношений", "соотносительных определенностей". Данный человек лишь потому король, приводит пример К. Маркс, что другие люди относятся к нему как "подданные". Между тем сами они считают себя "подданными" потому, что он - "король".

Если же исследовать  это реальное отношение дальше, то получится, что они не только сами так думают, а и "королю" это мнение о своей персоне внушают. В итоге и "подданные", и "король" имеют о себе одно ложное представление на двоих, относятся "к самим себе" в своем самочувствии и самосознании совсем не так, как они относятся и к себе самим, и к другим на самом деле".

Личность - это  не совокупность психологических черт, а система отношений человека к другим людям и к себе самому как другому.

Пространство  существования личности - неорганическое тело человека, объединяющее материальные, социальные и психологические "органы" его жизнедеятельности в единую слаженную систему, позволяющую ему реализовывать себя как субъекта созидательной деятельности.

Личность - существо социальное, но в отношениях личности и социума проявляются противоречия. Личность перерастает любую коллективную ограниченность.

Время жизни  личности не совпадает со временем жизни индивида.

Основные  историко-эволюционные ориентации в психологии личности.

Биогенетическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности: человек как индивид.

А.Г. Асмолов  отмечает, что биогенетическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности изучает  роль индивидных свойств в развитии личности человека современной исторической эпохи.

В соответствии с историко-эволюционным деятельностным подходом социально-исторический образ жизни приводит к преобразованию закономерностей биологической эволюции человеческого вида и к выработке в культуре «средств» (Л.С. Выготский), с помощью которых человек в определенных пределах начинает подчинять себе свои «функциональные органы» и порой поднимается в овладении ими до поражающих воображение вершин искусства саморегуляции. 

Представляют  большой интерес положения В.П.Алексеева  о так называемом «рассеивающем отборе», бережно поддерживающем вариации, акцентуации, которые возникают в условиях социально-исторического образа жизни. Отбор не стабилизирует изменчивости вида в целом, а, наоборот, подхватывает и закрепляет каждую отклоняющуюся вариацию, потому что всегда или почти всегда для нее находится подходящее место в разнообразной и вечно меняющейся природной и общественной среде. Гипотеза В.П.Алексеева объясняет столь широкий разброс различных индивидных свойств современного человека, возможность вариативности и эволюционный смысл различных задатков, темперамента, особенностей телосложения. Рассеивающий отбор индивидных свойств человека в условиях социального образа жизни - порождение историко-эволюционного прогресса, действующего в направлении увеличения вариативности личностей как потенциальных возможностей творческого процесса развития культуры.

Постановка в  контексте историко-эволюционного  подхода вопроса об эволюционном смысле различий индивидных свойств  человека в развивающихся социокультурных  системах приводит к разведению двух различных направлений исследования психологии личности - феноменографического и историко-эволюционного.

Феноменографическая тенденция в изучении личности ограничивается перечислением различных черт, конституций, типов темперамента и высшей нервной деятельности, склонностей, переживаний, способностей и мотивов, отличающих одного человека от другого. Такие представители разных направлений дифференциальной психологии, как Р. Кэттелл, Г. Айзенк и Дж. Гилфорд, создавая списки «описательных переменных», «факторов», «параметров» личности, в которые на равных правах входят циклотомия, богемность, практичность, конформность, эмоциональность, общительность, серьезность... и т.д. до 171 «описательной переменной» (Р. Кэттелл). Таким образом, человек превращается в изолированный «объект с различными свойствами». Если же учитывать учитывающие активность личности, деятельностную природу человека (А.Г. Шмелев), то человек предстает субъектом. Однако как для «объектной», так и для «субъектной» парадигм анализа индивидуальных различий общим знаменателем остается то, что в их рамках даже не ставится вопрос о том, чем вызвана к жизни удивительная вариативность личности, разнообразие ее черт.

Вопрос же об эволюционном смысле индивидуальных отличий  людей друг от друга, о том, «для чего» (Н.А.Бернштейн) они возникают в эволюционирующей системе, лишь в самое последнее время начинает в тех или иных вариантах изучаться при анализе индивидных свойств человека (Б.Г. Ананьев, А.И. Белкин, Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, В.А. Геодакян, В.П. Казначеев, И.С. Кон, П.В. Симонов). В этих исследованиях выступает тенденция анализа индивидных свойств человека в перспективе историко-эволюционного процесса, а не их замыкание в границах тела. одного человека или превращение в автономные блоки в структуре личности.

Таким образом, в общем и целом, в центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными  антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мезга, органические побуждения и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат приспособительные процессы организма, которые изучаются психофизиологией индивидуалшых различий, психогенетической психосоматикой, нейропсихологией, геронтологией, психоэндокринологией и сексологией.

Социогенетическая историко-эволюционная ориентация в  психологии личности: человек как  личность.

Представители разных течений социогенетической  ориентации изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации человека, разрабатываются в социологии и социальной психологии, этнопсихологии, истории психологии.

Ключом к пониманию  развития личности в социогенезе  является категория «социально-исторический образ жизни». Категория «социально-исторический образ жизни», как и связанные, с этой категорией представления  о «социальной ситуации развития», во-первых, дает возможность снять оппозицию «личность - общество» и рассмотреть закономерности развития личности в социогенезе; во-вторых, провести анализ развития личности как бы на пересечении трех координат - координат исторического времени, социального пространства и индивидуального жизненного пути личности.

При характеристике социально-исторического образа жизни  как типичного вида жизнедеятельности  социальной группы и общества на определенном этапе их развития выделяются характерные черты категории «образ жизни», а также спектр проблем изучения личности в социогенезе.

1. Категория  «социально-исторический образ жизни»  выражает конкретно-исторический  характер детерминации развития  личности, неотъемлемость развития  личности от эволюционирующей системы общества.

2. Социально-исторический  образ жизни представляет собой  пространство выбора, объективно  заданное по явившемуся на  свет в том или ином обществе  индивиду. Именно в этом смысле  уже при появлении индивида  в мире человека он становится членом общества, членом конкретной социальной группы в данном обществе, в котором ему «заданы» и принадлежность к данной группе, и экономические условия. Все эти социально-предметные особенности образа жизни выступают как источник развития личности, потенциальные возможности развития личности по тому, или иному жизненному пути, выбора ею различных видов деятельности.

Особенности социально-исторического  образа жизни не автоматически сами по себе определяют развитие личности, а опосредствуются следующими моментами:

а) отношением к  типам жизнедеятельности, социальным ценностям, нормам участников совместной деятельности;

б) оценкой, как  участниками совместной деятельности, так и самой личностью ее индивидных свойств (задатков, темперамента и т.п.);

в) мотивами и  целями, ради которых живет данный конкретный человек.

Введение категории  «социально-исторический образ жизни» приводит к постановке ряда проблем, разработка которых позволяет объемно  увидеть закономерности развития личности в социогенезе.

Первая из этих проблем касается изучения социогенетических предпосылок возникновения и развития личности в истории общества, на оси «исторического времени». Вторая проблема связана с изучением развития личности в разных культурах «социального пространства» данной эпохи, а также в разных больших и малых социальных группах данной культуры. Третья проблема связана с построением периодизации развития личности в социальных группах. В ходе этого направления исследований личности наибольшее внимание привлекают проблемы перехода от содействия в онтогенезе к самоконтролю поведения личности, о превращении «только знаемых» идеалов и ценностей образа жизни в смыслообразующие мотивы поведения личности. Эти вопросы удается решить на основе исследований механизмов социализации как интериоризации социальных норм в процессе совместной деятельности ребенка и с взрослыми, и со сверстниками.

Персонологическая историко-эволюционная ориентация в  психологии личности: человек как  индивидуальность.

В центре внимания исследователей персонологической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. Изучением всех этих проявлений занимается общая психология личности; разные аспекты этих проблем освещаются в психоанализе, индивидуальной психологии, аналитической и гуманистической психологии.

Жизненный путь личности - это путь становления  ее индивидуальности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев). Чтобы понять закономерности развития индивидуальности личности, полный противоречий процесс персоногенеза, необходимо проделать движение в направлении от личности к деятельности и увидеть личность еще в одной проекции - «личность как субъект выбора».

Информация о работе Понятие личности в социологии и психологии