Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:53, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы "Понятие личности в социологии и психологии" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу;
2. Сказать об актуальности проблемы в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики;
4. Обозначить тенденции развития тематики;
Введение______________________________________________________3-4
Понятие личности в социологии________________________5
Особенности взаимоотношения личности и общества___________________________________5-11
Формирование и развитие личности – проблема современной социологии и психологии________________________________11-18
Основные концепции социологии личности_____18-22
Психология развития личности_________________________23
Понятие самооценки личности в психологии_____23-27
Проблема личности в психологии_______________27-30
Основные историко-эволюционные ориентации в психологии личности__________________________30-34
Заключение______________________________________________________35-36
Список используемой литературы___________________________________37
Говоря о превращении
личности на определенном этапе ее
развития из «элемента», усваивающего
в ходе его первоначального
Дело заключается в том, что вследствие изменения механизма формирования личности прошлые события и собственные действия субъекта фактически перестают выступать для него как покоящиеся пласты его опыта. Они становятся предметом его отношений, его действий и потому меняют свой вклад в личность.
Изучая человека как субъект выбора, исследуют то, как личность преобразует, творит действительность, в том числе и самое себя, вступая в активное отношение к своему опыту, к своим потенциальным мотивам, к своему характеру, способностям и к продуктам своей деятельности. При анализе человека как индивидуальности исследователи сталкиваются с такими проблемами психологии, как проблемы воли, характера, способностей и одаренности.
Развитие личности
следует понимать как процесс
формирования личности как социального
качества индивида в результате его
социализации и воспитания. Обладая
природными анатомо-физиологическими
предпосылками к становлению личности,
в процессе социализации ребенок вступает
во взаимодействие с окружающим миром,
овладевая достижениями человечества.
Формирующиеся в ходе этого процесса способности
и функции воспроизводят в личности, исторически
сформировавшиеся человеческие качества.
Овладение действительностью у ребенка
осуществляется в его деятельности при
посредстве взрослых, тем самым процесс
воспитания является ведущим в развитии
его личности. Опираясь на то, чему ребенок
уже научен, взрослые организуют его деятельность
по овладению новыми сторонами действительности,
новыми формами и особенностями поведения.
Развитие личности осуществляется в деятельности,
управляемой системой мотивов, присущих
данной личности. Деятельностно-
Развитие личности
может быть представлено как процесс вхождения
человека в новую социальную среду и интеграции
в ней в результате этого процесса. В этом
процессе индивид проходит три фазы: адаптацию,
индивидуализацию (характеризуется нарастанием
обострения противоречия между личностью
и группой) и интеграцию. При нарушении
этого процесса развитие личности искажается,
возникают конфликты с общностями, уменьшается
удовлетворенность личности взаимоотношениями
и взаимодействием. При нормальном протекании
этого процесса у личности формируются
гуманистические качества, возникают
и закрепляются различные психические
и личностные новообразования, возникает
устойчивая структура личности. Социальная
ситуация развития, в которой происходит
социальное развитие личности, динамична.
Наряду с динамикой развития личности
в пределах относительно стабильной возрастной
стадии развертывается динамика последовательного
включения личности в различающиеся по
уровню развития общности, каждая из которых
доминирует в определенные возрастные
периоды. Тип развития личности определяется
типом группы, в которую она интегрирована.
Заключение.
В заключении можно сделать некоторые обобщающие выводы, важнейшие из которых состоят в следующем:
1. Первичным
агентом социального
2. В центре
внимания социологической
3. Анализ современного
состояния мировой
Вместе с тем, ни один из приведенных в данной работе вариантов понимания феномена личности не исчерпывает его целиком, каждый из них рассматривает лишь отдельные его проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих. Мы не можем утверждать, что к концу XX столетия наукой создана единая социально-психологическая модель личности.
4. Учитывая, многообразие трактовок феномена личности представляется весьма актуальным глубокое изучение особенностей формирования и развития личности в различных культурах и социальных общностях.
Процесс социализации личности в России имеет свою специфику. На процесс формирования личности оказывают влияние следующие факторы:
I) неблагоприятная
политическая и социально-
2) рост социальной и духовной автономии молодого поколения;
З) нарушение механизма культурной преемственности, неспособность традиционных социальных институтов снимать социальное напряжение, воспроизводить социальные качества человека и культуру как исторически устойчивую целостность;
4) кризис национальной идеологии;
5) высокий уровень конфликтности в обществе;
б) массовая утрата социально-культурной идентичности;
7) падение уровня жизни населения;
8) массовая безработица;
9) широкий спектр
явлений социальной патологии
и др.
5. Выход из кризиса в российском обществе может произойти благодаря реинтеграции социокультурных ценностей, формированию общих ценностных ориентации для различных социальных групп, основанных на нравственности и рационализме.
В обозримом будущем в нашем обществе скорее всего будут существовать три системы социокультурных ценностей: индустриально-традиционные, постиндустриальные, псевдоценности западного общества. Отсутствие сегодня в стране общепризнанной системы ценностей и институализированных средств их достижения обуславливает кризис социализации и является главной причиной социальной аномии в обществе.
Особой акцент
необходимо сделать на молодежной политике,
которая должна создать условия
формирования, развития и социальной востребованности
личностного потенциала молодых людей,
создать благоприятные экономические
и правовые гарантии, которые будут способствовать
улучшению качества жизни молодежи.
Список используемой литературы:
Информация о работе Понятие личности в социологии и психологии