Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:53, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы "Понятие личности в социологии и психологии" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу;
2. Сказать об актуальности проблемы в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики;
4. Обозначить тенденции развития тематики;
Введение______________________________________________________3-4
Понятие личности в социологии________________________5
Особенности взаимоотношения личности и общества___________________________________5-11
Формирование и развитие личности – проблема современной социологии и психологии________________________________11-18
Основные концепции социологии личности_____18-22
Психология развития личности_________________________23
Понятие самооценки личности в психологии_____23-27
Проблема личности в психологии_______________27-30
Основные историко-эволюционные ориентации в психологии личности__________________________30-34
Заключение______________________________________________________35-36
Список используемой литературы___________________________________37
Большое упрощение трактовать социализацию как одномерный, однонаправленный процесс действия социальных факторов на конкретного человека, при котором индивиду отводится пассивная роль объекта воздействия. К воздействию социальной среды человек относится избирательно на основе сложившейся у него в сознании системы ценностей, и уже приобретенные социальные качества выступают своеобразным ситом, через которое просеиваются импульсы социальной среды. Конечно же, сама индивидуальность личности, ее потенциальные возможности освоить культурный пласт общества, ее потребности и интересы, направленность ее социальной активности - выступают важнейшими факторами ее социализации.
Анализ факторов и механизмов социализации личности позволяет выделить в процессе две фазы - адаптацию и интериоризацию.
Социальная адаптация - вид взаимодействия личности с социальной средой, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий обеих взаимодействующих сторон. Адаптация означает приспособление индивида к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным общностям, слоям, группам, институтам, организациям, к условиям функционирования различных сфер общества. В процессе адаптации индивид согласовывает самооценки и свои притязания со своими возможностями и реальностями социальной среды.
Интериоризация - процесс формирования внутренней структуры человеческой психики с помощью усвоения социальных норм, ценностей и других компонентов социальной среды вследствие социальной деятельности. Процесс перевода элементов внешней среды во внутреннее «я». Интериоризацию отличают от любых форм получения «извне», переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации, каковыми, например, есть память и восприятие. Результат интериоризации есть индивидуальность личности, неповторяемость ее духовного мира, специфика социальной активности, порождаемая сопряжением врожденных особенностей темперамента, интеллекта, воображения и социальных условий.
Естественно, если в первой фазе социализации личности, то есть в процессе адаптации, происходит приспособление индивида к социальной среде, то затем во второй фазе интериоризации воздействия социальной системы, преломляясь через внутреннее Я человека, проявляется в изменении его поведения. Поведенческие новации начинаются с нарушения равновесия в адаптации личности к особенностям системы и завершаются стабилизацией, но уже на новом уровне.
Воспитание, выступая
одной из целенаправленных форм социализации,
осуществляется обществом с целью
обеспечения большей
учитывается стихийные, непреднамеренные факторы социализации личности. Их учет позволяет сделать воспитательный процесс более эффективным, потому что если воспитатель пытается внушить воспитуемому идеи, несогласующиеся с ходом объективного развития или конкретных условий жизнедеятельности воспитуемого, то результативность воспитания будет очень низкой или даже нулевой.
В современном цивилизованном обществе воспитание приобретает постоянный характер и осуществляется посредством деятельности ряда социальных институтов: семьи, образования, средств массовой информации. Важнейшую роль в формировании культуры новых поколений играет семейное воспитание. Именно в семье закладывается фундамент тех чувств, ценностных ориентации, представлений, которые затем начинают выполнять функции критериев отбора информации и ее оценки, предпочтения одних форм поведения другим и т. п. Семейное воспитание имеет широчайший диапазон. Оно осуществляется через психологическую атмосферу семейной жизни и через организацию деятельности члена семьи, словесным убеждением и личным примером, посредством оценки реального поведения, поощрения и наказания. Для выявления степени эффективности воспитательного воздействия и факторов, ее определяющих, в современном обществе широко используются социологические исследования по проблемам социализации личности.
Исследуя процессы социализации личности, социология широко использует социально-психологические методы: социометрию, референтометрию, приемы ролевого поведения и метод типизации. Используемый метод типизации предполагает осуществление процедур абстрагирования, то есть выделение черты, стороны личности, на основании которой строятся впоследствии типы. Абстрагирование бывает двух видов: частное абстрагирование, когда в процессе исследования воспроизводятся отдельные свойства личности и сущностное абстрагирование, представляющее выделение существенных систем, образующих признаки личности и т. п. Двум видам абстрагирования соответствуют два способа конструирования типов личности. Первый способ конструирования типов личности: логический, состоит в определении свойств, качеств личности, значимых, с точки зрения исследования. Формируются всевозможные их комбинации, каждая из которых представляет отдельный тип жизненных позиций личности. Так, на основе индикаторов: уровень включенности личности в социальную среду, уровень личностного контроля над жизненными обстоятельствами и общая направленность мотивов жизнедеятельности и ценностных ориентации - выделили четыре типа жизненных позиций личности: гармоничный, технологократический, традиционный и неадаптированный.
Второй способ - эмпирический, состоит в выделении типов личности с помощью статистических методов. Способ предполагает, что на стадии анализа полученных эмпирических данных может применяться и их логический анализ с целью систематизации выделенных качеств личности.
Сочетание логического и эмпирического способов конструирования типов личности в конкретном социологическом исследовании создает основу надежности и достоверности результатов, что особенно важно для повышения эффективности деятельности социальных институтов, непосредственно обеспечивающих социализацию человека. Важную роль в социализации личности играет и система образования.
По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «это» -- осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «супэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет 4 стадии, каждая из которых связана с определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая - характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (дивиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лип, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным, формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркотизм, проституцию, самоубийство.
Человек - существо
деятельное. Включившись в систему общественных
отношений и видоизменяя ее в процессе
деятельности, человек обретает личностные
качества и становится социальным субъектом.
Социологический анализ общественной
жизни, возможностей ее преобразования
и адаптация человека к социальным условиям
- весьма актуален в связи с формированием
государственности Украины. Без выявления
механизмов деятельности и поведения
индивидов невозможно осуществить построения
демократического общества.
Психология развития личности.
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В философии личность как таковая не рассматривается. Ею надо стать. В социологии - личность - совокупность статусно-ролевых характеристик. Личность - это автономная система, которая может быть независима от общества. Эта независимость проявляется в собственном мировоззрении личности, в её самосознании. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность».
В психологической науке личностью называют не того человека, который существенно отличается от других, заметен и одарён, но любого человека с определённого возраста. Психология рассматривает личность как психологическую характеристику человека, который вступает в социальные связи и владеет речью. Научная психология называет личность некоторой целостностью, которая присуща человеку с определённого возраста и возникает в ходе его взаимодействия с социальными условиями, с другими людьми. В психологии имеются разные подходы к изучению личности. Определений личности столько же, сколько и попыток описать личность. Хотя понятие личности - проблема науки, однако, понять личность не означает логически определить. На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счёт проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных приобретённых качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчёркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Итак, что же такое личность? Личность-это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Понятие самооценки личности в психологии.
Самооценка - оценка
человеком самого себя, своих достоинств
и недостатков, возможностей, качеств,
своего места среди других людей.
Это наиболее существенная и наиболее
изучаемая в психологии сторона
самосознания личности. С помощью самооценки
происходит регуляция поведения личности.
Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а так же отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.
Как же личность осуществляет самооценку? Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и осталось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними, а для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение. Существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворения естественных потребностей, все, что делает человек для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.
К. Марксу принадлежит справедливая мысль: смотрится, как в зеркало, в другого человека, лишь относясь к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного “Я” есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, появлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируется на референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которых являются ее идеалами, интересы - ее интересами и т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном в зависимости от результатов проверки, оказывается довольный собой или недовольный. Каков же психологический механизм этой проверки?
Информация о работе Понятие личности в социологии и психологии