Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 13:50, курсовая работа
Современное общество характеризуется переходом к качественно новому состоянию – информационному обществу, в котором происходит активное проникновение и возрастающее влияние новых информационно-коммуникационных технологий на все сферы общественной жизни. Становление информационного общества с различной степенью интенсивности и результативности происходит во всем мире, в том числе и в России. С одной стороны, новые технологии играют решающую роль в промышленном производстве, определяют экономическую и политическую динамику, с другой – компьютеры, Интернет и мобильные телефоны стали неотъемлемой частью повседневной жизни значительного числа людей.
Введение 3
Глава 1. Повседневные практики пользования мобильным телефоном
1.1. Понятие «социальные практики» 6
1.2. Социология мобильной телефонии: обзор исследований 12
1.3. Культурное значение мобильного телефона 15
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1. Характеристика метода и выборки исследования 30
2.2. Анализ повседневных практик пользования мобильным
телефоном 33
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложение А. «Вопросы для интервью» 43
Приложение Б. Бланк наблюдений 44
Слово «мобильный» пришло из латинского языка и имеет следующие значения:
легко перемещающийся, подвижный, свободный, нефиксированный, неустойчивый;
гибкий, ловкий, проворный, быстрый;
готовый к смене выражений; способный изменять социальный статус;
в отрицательном смысле – неустойчивый, непостоянный и изменчивый.
Следует отметить, что мобильный телефон означает гораздо больше, чем можно понять по этимологии слова. Безотносительно к его названию люди развили такие отношения со своим мобильным телефоном, которые можно назвать «близкими». Явная физическая близость этого технического устройства к человеческому телу не может остаться незамеченной. Большинство пользователей удалены от их телефонов не больше, чем на метр, в любое время дня. Мобильный телефон дает пользователям представление о том, что они постоянно соединены с внешним миром и поэтому несколько менее одиноки.
Своеобразная физическая связь с телефоном сопровождается также сильной эмоциональной привязанностью. Потеря мобильного телефона может вызвать панику и даже разрушение хода жизни пользователя. Сегодня люди имеют более эмоциональные отношения с их мобильными телефонами, чем с любой другой формой информации и технологией коммуникации. «Мобильный» используется, чтобы хранить личные номера телефонов, но кроме того, и личные сообщения, изображения и музыку. Часто все это не дублируется ни на каком другом устройстве. В некоторых отношениях мобильный телефон действует как «зеркало» личности, отражая идентичность пользователя и давая основание для поддержания его (ее социальных связей. Среди аналитиков есть точка зрения, что мобильный телефон осмысляется пользователями как расширение их самости.
Вездесущность мобильного телефона в повседневной жизни привела к тому, что различие между публичной и частной сферами человеческого существования стало менее явным. Общественные места теперь обычно «колонизируются» вторжением частной жизни мобильных индивидуумов. Мобильный телефон создал «симультантность места»: физическое пространство и виртуальное пространство скрещиваются в
ходе разговора.
Благодаря мобильному телефону сегодня:
увеличивается распространение первичных, частных социальных связей;
сокращается потребность в планировании и координации на основе точного времени;
подрывается институциональный контроль границ, который сменяется локальными коммуникативными системами, складывающимися вокруг человека[10].
Среди теоретических идей, посвященных телефону, мы находим чрезвычайно противоречивые положения. С одной стороны, телефон определяется как средство организации. Это устройство делает возможной интеграцию высокосложных организаций в масштабе реального времени, а также участвует в бесчисленных процессах координации в урбанизированном городском обществе, что не могло бы быть достигнуто на основе взаимодействия лицом к лицу. С другой стороны, социологи высказывают идею о том, что телефон, позволяя каждому человеку достигнуть каждого непосредственно без соблюдения формализованных каналов связи, выступает «средством дезорганизации», производящим анархию. Такие подрывные эффекты особенно явны в системе образцовой бюрократии, внутри которой преобладают вертикальные коммуникации. Очевидно, телефон «регрессивен», по крайней мере, в том смысле, что он поддерживает самый старый способ словесного обмена – устную коммуникацию. Таким образом, он уменьшает использование писем или других письменных документов и позволяет даже письменно неграмотным участвовать в способах пространственной коммуникации.
Мобильные телефоны поощряют спонтанную коммуникацию, они обеспечивают возможность для того, чтобы скоротать время, но не обязательно укрепляют существующие отношения. При том что мобильный телефон увеличил количество контактов между людьми, есть основания полагать, что это устройство может изменять качество социальных взаимодействий лицом к лицу. И двусмысленность социальных норм, которым мобильные пользователи следуют, как кажется, еще больше воздействует на качество непосредственного общения. Кроме того, несмотря на постоянную готовность быть на связи при помощи средств коммуникации (электронная почта, стационарный телефон, мобильный телефон и т.д.), люди становятся все более труднодостижимыми. Пользователи знают, что мобильный телефон автоматически делает запись пропущенного вызова, поэтому отныне пользователи не так обеспокоены пропуском звонков, происходит ли это по причине плохой слышимости или в связи с трудностью физического доступа к телефону (например, он лежит на дне сумки).
Мобильный телефон, универсально признанный как большой помощник в социальной коммуникации, теперь демонстрирует, как он может быть и преградой между людьми. Социологизация научного дискурса о новых коммуникациях привела к утверждению целого комплекса понятий, раскрывающих характер изменившейся социальности. Мир «развеществленных коммуникаций», «мобильный урбанизм», смещение границ между частным и публичным, «тирания близости» – все эти концепты есть инструменты изучения новых медиа не просто как технических устройств, а как «социальных объектов» во всех проявлениях нашей ежедневной жизни.
Одно из эмпирических исследований мобильной телефонии в России, отраженное в публикациях, было проведено в 2001 г. О. Вершинской. Базу этого исследования составили сорок структурированных интервью с молодыми людьми в Москве и Петербурге, а также доступная статистика. При этом автор указывает на дефицит информации о продолжительности и частоте коммуникаций посредством мобильного телефона, а также о социально-демографических характеристиках российских пользователей[11].
В своей статье О. Вершинская отмечает, что мобильные телефоны обычно используются молодыми людьми там, где недоступны стационарные линии телефонной связи: на улице, в транспорте, в публичных местах — в кинотеатрах, магазинах, кафе. Разговоры посредством мобильного телефона очень короткие. Автор выделяет четыре типа пользования мобильным телефоном, которые практикуют молодые юноши и девушки: 1) всегда включенный телефон; 2) телефон выключается только на время сна; 3) телефон выключается дома или на работе, где доступен стационарный аппарат; 4) телефон обычно выключен и активизируется только, когда его владелец хочет сделать звонок.
Говоря о необходимости дальнейшего изучения стилистики пользования мобильной телефонией, О. Вершинская выделяет три группы пользователей: 1) «продвинутые пользователи», которые активно применяют все опции и возможности мобильных телефонов, быстро встраивая их в свою повседневную практику; 2) «уверенные пользователи» (confident users), которые успешно используют сервисы уже имеющиеся в их аппаратах, не стремясь освоить всевозможные новинки, ежедневно появляющиеся на рынке; 3) «ограниченные пользователи» (foolish users), которые используют только опцию голосовой связи и не интересуются другими возможностями. Отдельная часть статьи посвящена службе коротких сообщений и особому языку SMS-коммуникации, исследование показало, что только 40 % пользователей пользуются SMS и только одна треть из них делает это регулярно. Особых аналитических заключений в статье нет, автор отмечает, что «бум российской мобильной телефонии, начавшийся в 1999 г., оказывает значительное воздействие на характер учебы, работы и повседневной активности».
По данным различных аналитических агентств, уже в 2004 г. в России самой массовой информационно-коммуникационной технологией стал мобильный телефон (рост количества пользователей Интернета примерно в четыре раза ниже). Поскольку технология мобильной связи стала частью повседневной жизни значительного числа людей, кажется важным описать и проанализировать социальные последствия распространения этой технологии на микроуровне обыденной жизни.
Было проведено исследование, по результатам которого интерпретировались изменения повседневных практик молодых петербуржцев, которые произошли в результате включения в сети мобильной телефонии[12]. Исследование проводилось качественными методами, посредством применения методов глубинного интервью. Как говорит сам Б.С. Гладарев, представленные результаты не могут претендовать на репрезентативность, но позволяют сформулировать некоторые предположения о социальных последствиях внедрения новой технологии связи в жизнь россиян. Описанные в исследовании тенденции в дальнейшем можно будет проверить количественными методами.
Автор статьи выделяет некоторые изменения в повседневных практиках использования мобильных телефонов:
1. Психологическая зависимость от мобильной телефонии. Эмпирические материалы, собранные в рамках исследования, показывают, что люди, включившиеся в практики пользования мобильными телефонами, рассматривают этот аппарат как значимую часть своей жизни. Все респонденты, участвовавшие в исследовании, не видят для себя возможности отказаться от мобильной связи. Она стала неотъемлемой частью их повседневности. Согласно материалам интервью отсутствие мобильного телефона воспринимается болезненно: «Я вообще сейчас не могу себя представить без сотового телефона. И дело даже не в том, что меня кто-то не может найти, а в том, что когда я без него нахожусь, я чувствую себя потерянным» (муж., 28 лет, юрист). Галдарев предполагает, что такого рода зависимость вызвана особой ролью, которую получил мобильный телефон в молодежных сетях. Он стал почти обязательным атрибутом для самых разнообразных групп петербургской молодежи. Он символизирует собой «современность», «свободу», «мобильность».
Респонденты говорят, что свои мобильные телефоны они всегда носят с собой: кто-то в сумке, кто-то в кармане, а некоторые пытаются демонстрировать свои телефоны публике. Тогда их носят на специальных шнурках на груди или же в чехлах на поясе. Мобильный телефон – это не только средство связи, но и определенный маркер, даже часть идентичности владельца: «Я очень серьезно отношусь к модели и дизайну телефона. Он всегда на виду, поэтому важно, чтобы аппарат выглядел достойно» (муж., 20 лет, системный администратор). Телефон в молодежной среде как бы представляет своего владельца другим людям.
Последние несколько лет рынок аксессуаров для мобильных телефонов динамично развивается. Люди каждый год тратят все больше денег на приобретение шнурков, чехлов, съемных панелей, рингтонов и логотипов. Молодежь активно интересуется этим рынком, чтобы «индивидуализировать» свой телефон. Пример из интервью: «Ну, хочется, конечно, чтобы у тебя какой-то особенный звук или картинка были… Это развлекает. Я, честно говоря, раза три в месяц мелодию меняю» (жен., 20 лет, студентка). Молодые люди эмоционально привязаны к своему мобильному телефону.
2. Размывание границ публичного и приватного пространства пользователей мобильной телефонии. Изначально мобильный телефон — это устройство, которое предназначено прежде всего для поездок. Сегодня нет необходимости двигаться от стационарного телефона к стационарному телефону, чтобы посылать и получать сообщения. Мобильный телефон учитывает нюансы координации перемещения таким образом, что встречи могут быть устроены, поручения выполнены, а люди постоянно доступны. При этом постоянная доступность не предполагает специфических отличий в использовании мобильного телефона в публичных или приватных пространствах[13]. Появление и массовое распространение мобильных средств коммуникации трансформирует архитектурно-пространственное доминирование общественного порядка.
Материалы исследования демонстрируют, что пользование мобильным телефоном часто становится антидисциплинарной тактикой в условиях сдачи экзамена (когда правильные ответы передаются с помощью SMS-коммуникации), в ситуациях прохождения бюрократических барьеров (для форсирования очередей) и даже при арестах для мобилизации поддержки со стороны социальной сети задержанного. Несмотря на попытки запрета или ограничения пользования мобильными телефонами, которые формулируются различными табличками и плакатами в организациях, настаивающих на полной вовлеченности здесь и сейчас или когда пешеход, человек за обедом или пассажир поезда поглощены разговорами по мобильному телефону, они прекращают быть полными участниками непосредственного контекста. Это — фатальное воздействие такого отвлечения внимания, которое теперь заставляет множество государств объявить вне закона использование мобильных телефонов во время вождения автомобиля, не предполагающих постороннего шумового вмешательства (в учебных заведениях, библиотеках, театрах, церквях), молодые люди и девушки смело пользуются своими аппаратами в публичных пространствах: Вопрос: Ты где-нибудь отключаешь свой телефон? Ответ: Нет. Он у меня всегда включен. Это не проблема. Можно, если что, вежливо выйти и поговорить. А чего? У нас и преподавателям на лекции звонят. Они тоже выходят (21 год, студентка).
Молодые люди не стесняются вести приватные разговоры в публичных местах. Это объясняют тем, что под воздействием технологии сотовой связи представления о регулятивном соотношении приватного и публичного видоизменяются. Таким образом, можно говорить о разрушении границ между приватным и публичным, а отсутствие границ создает определенное напряжение между этими двумя сферами жизни.
3. Прерывистость временного режима пользователей мобильной телефонии. Помимо пространства еще одной фундаментальной характеристикой повседневного взаимодействия является время. Наше общество сильно структурировано конструктом линейного поступательного времени. Многие современные социологи приходят к выводу, что постиндустриальные общества характеризуются тенденцией к сжиманию и уплотнению временного режима. Например, З. Бауман уточняет, что сейчас становится девизом любой жизненной стратегии: «Мы живем в обществе кратковременных перспектив»[14].
С появлением и массовым распространением мобильной связи изменилось понимание времени — разрушились представления о его линейности. Тонкий наблюдатель повседневных взаимодействий И. Гофман писал: если несколько человек разговаривают, и вдруг один из них прерывает беседу и отвечает на телефонный звонок, то другие не могут быстро продемонстрировать свое невнимание к подобному разрыву коммуникации. И продолжающийся между ними разговор становится на некоторое время прерывистым и неуверенным.
Информация о работе Повседневные практики использования мобильных телефонов