Повседневные практики использования мобильных телефонов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 13:50, курсовая работа

Описание

Современное общество характеризуется переходом к качественно новому состоянию – информационному обществу, в котором происходит активное проникновение и возрастающее влияние новых информационно-коммуникационных технологий на все сферы общественной жизни. Становление информационного общества с различной степенью интенсивности и результативности происходит во всем мире, в том числе и в России. С одной стороны, новые технологии играют решающую роль в промышленном производстве, определяют экономическую и политическую динамику, с другой – компьютеры, Интернет и мобильные телефоны стали неотъемлемой частью повседневной жизни значительного числа людей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Повседневные практики пользования мобильным телефоном
1.1. Понятие «социальные практики» 6
1.2. Социология мобильной телефонии: обзор исследований 12
1.3. Культурное значение мобильного телефона 15
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1. Характеристика метода и выборки исследования 30
2.2. Анализ повседневных практик пользования мобильным
телефоном 33
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложение А. «Вопросы для интервью» 43
Приложение Б. Бланк наблюдений 44

Работа состоит из  1 файл

курсовая ЧИСТОВИК.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

Интервью - наряду с анкетированием одна из разновидностей опроса при этнографических и этносоциологических исследованиях. В отличие от наблюдения и анкетирования интервью предполагает личную беседу исследователя и респондента. Интервью бывает формализованным (по заранее составленному вопроснику), полуформализованным и открытым, когда заранее намечаются лишь основные беседы. В этносоциологии чаще используются полуформализованные программы интервью, а в этнографии - открытые. Качество информации, получаемой в процессе интервью, зависит от программы опроса и от взаимодействия исследователя и респондента. При этносоциологическом изучении этнических ориентаций большую роль играет, например, соотношение национальной принадлежности исследователя и респондента.

Выбор качественной методологии обусловлен исследовательским вопросом, который фокусируется на повседневных практиках использования мобильных телефонов. Информацию такого рода возможно получить только применяя качественную методологию исследования, позволяющую «раскрыть скрытые субъективные смыслы, или механизмы функционирования социальной практики».

В исследовании было использовано свободное (клиническое) интервью,   интервью проводилось без заранее подготовленного   опросника    или    разработанного    плана    беседы. Определялась только тема   интервью,   которая и предлагалась респонденту  для   обсуждения.    Направление    беседы,   ее   логическая структура,   последовательность   вопросов,  их   формулировки — все зависило от индивидуальных  особенностей   опрашиваемого, от конкретной ситуации интервью. Интервью было направлено на выявление практик пользования мобильным телефоном.

Критерии отбора респондентов были продуманы заранее. В исследовании было опрошено 15 респондентов, жителей города Новокузнецка, которые имеют опыт пользования мобильным телефоном. Респонденты (от 20 до 30 лет) принадлежали к разным экономическим, образовательным и профессиональным группам, имели различный семейный статус и опыт пользования мобильными телефонами. Интервью проводилось на протяжении двух недель.

Так же в исследовании использовалось глубинное интервью с экспертами в области мобильной телефонии. Глубинное   предполагало обсуждение не только общей темы, но и предварительно продуманного специального круга во­просов, определяющих структуру, содержание этой темы. По­следовательность вопросов и их формулировка не закреплялись в единообразной форме. С каждым новым респондентом эти характе­ристики  менялись, включая и новые вопросы, аспекты проб­лемы, связанные с ходом рассуждений опрашиваемых. Глубинное интервью было направлено на выявление запросов пользователей мобильных телефонов, какое значение для человека имеет мобильный телефон.

Представленные далее результаты не могут претендовать на репрезентативность, однако позволяют сформулировать некоторые предположения о социальных последствиях использования мобильных телефонов. Описанные в статье тенденции в дальнейшем можно будет проверить количественными методами.

2.2. Анализ повседневных практик пользования мобильным телефоном

В ходе работы мы получили следующие данные.

Мобильный телефон принадлежит к таким предметам повседневной жизни, которые наделяются особым социальным значением. Начав использовать его в повседневной жизни человек в большинстве случаев уже не может обходиться без него, не испытывая при этом дискомфорта. Мобильный телефон становиться инструментом, посредством которого человек в любом месте может активировать свою социальную сеть, решить возникающие вопросы по мере их возникновения. Поскольку мобильный телефон не только канал коммуникации, но и база данных о сети (электронная телефонная

книжка), он как вещь обладает социальным измерением. Он может быть инструментом контроля (подарки телефонов женам), он может быть инструментом, обеспечивающим безопасность (авария на дороге), он может быть элементом престижа, маркером принадлежности к определенной среде (выбор оператора, выбор модели).

Основываясь на анализе содержания разговоров по мобильному

телефону, мы выделили пять групп ситуаций, наиболее характерных для

его применения:

- координация совместных действий (например: договоренности

о месте и времени встречи; напоминание купить что-либо в

продовольственном магазине и т.п.);

- «ухаживающие звонки» (например: с целью узнать «как дела?», «все

ли в порядке?», «как ситуация на дорогах?», «добрался/ лась ли до, места?»,

или поздравления с праздниками, или сообщение информации, что

сейчас по ТВ идет хороший фильм и т.п.);

- помощь и консультации (например: узнать телефонный номер врача, парикмахера, или уточнить технические характеристики необходимого авторемонта, или узнать расписание паспортного стола, или просьбы в оказании помощи при переезде, а также просьбы о помощи при плохом самочувствии);

- деловые ситуации (например: ситуации связанные с квартирным ремонтом и необходимостью покупки стройматериалов, ситуации связанные с вторичной занятостью);

- сложноопределяемые ситуации (ситуации, где присутствуют признаки вышеприведенных ситуаций).

Данные исследования показывают, что люди города Новокузнецка пользуются  мобильным телефоном, для координации совместных действий. Звонки и перезванивания стали постоянной практикой, которую можно наблюдать в транспорте и на улицах, в кафе и кинотеатрах. Постоянные согласования своего места в пространстве является неотъемлемой частью жизни пользователя мобильной телефонии.

Значительную часть составляют так называемые «ухаживающие звонки». Они представляют собой очень интересный феномен сообщений не несущих прямой содержательной информации, а направленных на поддержку эмоциональной связи между звонящим и абонентом. Например фразы: «Дима пожелал мне доброго утра» или «Спросил меня как чувствует себя моя мама». А также это могут быть различные шутки, розыгрыши и поздравления с праздниками.

Общение по SMS – неотъемлемая часть повседневной практики использования мобильного телефона. Многие пользуются этой функцией для связи с удаленными абонентами, с друзьями или родственника, которые живут в других городах. Другой причиной является избегания нежелательного прямого контакта с человеком, легче написать текстовое сообщение. Можно сказать, что использование SМS зависит от характера отношений с адресатом.

Кроме того, некоторые пользователи мобильных телефонов считают, что SМS является более приемлемой формой коммуникации, чем просто звонок, когда хочешь подчеркнуть свое внимательно-вежливое отношение к приватности абонента, например «А SMS-кой... она пришла и пришла. Когда

захочет, он ее прочтет и ответит. Мне так комфортней, написать и ждать

ответа, захочет, ответит».

Все респонденты, участвовавшие в исследовании говорят, что не готовы отказаться от услуг мобильной телефонии. Отсутствие мобильного телефона воспринимается болезненно.  «Я вообще сейчас не могу себя представить без сотового телефона». «Были такие моменты, когда я оставался без телефона. Терял. Когда телефон у меня пропадал. И я две недели находился без сотового телефона. Я просто себя чувствовал потерянным».

              Таким образом, человек, потеряв свой телефон, считает себя потерянным, он потерял привычные формы социального взаимодействия.

              Так же необходимо отметить тот факт, что мобильный телефон -  это не только средство общения и передачи информации, но и место хранения информации. Зависимость от телефона связана еще и с тем, что там записаны все важные моменты и события в жизни.

В ходе наблюдения, мы получили следующие данные. На протяжении всего исследования, мы наблюдали типичные практики пользования мобильным телефоном. Такие практики как  игры в мобильном телефоне, прослушивание музыки : MP3, радио, фото, видео съемка, посещение социальных сетей: ICQ, в Контакте, Одноклассники и т. д. чаще всего наблюдались в общественных местах (транспорт, автобусные остановки). Нужно отметить, что в большинстве случаев в аудиториях на лекциях телефон использовался для общения по социальным сетям или по SMS, а так же использовались игры на мобильном телефоне.

Нужно отметить то, как украшен мобильный телефон. Различные аксессуары (брелки, чехлы), присутствуют почти у каждого пользователя мобильного телефона. Заметим, что наличие аксессуара на телефоне не только у молодых людей , но и у мужчин и женщин более старшего возраста. Помимо брелков или чехлов, украшающих телефон, особой популярностью у молодежи пользуются наклейки на телефон, это может быть не одна наклейка, а как правило, ими заклеен весь телефон. Как правило, телефон при звонке достают из кармана, или вообще держат его в руке. Особенно в автобусе практика держания мобильного телефона в руках особо распространена.

Как правило инициаторами звонка выступали сами наблюдаемые, нужно сказать, что как правило, желание позвонить у них возникало в автобусе.

Мобильная громкость в общественных местах. Как правило, наблюдаемые, разговаривают по телефону достаточно громко, что привлекает внимание окружающих, и вольно или не вольно мы становимся вовлеченными в частную жизнь другого человека. Обсуждаемые темы во время разговора могут быть достаточно разными. В ряде случаев это были разговоры на личные темы и обсуждения насущных проблем. Лишь в отдельных случаях это были деловые разговоры.

Так как активными пользователями мобильной индустрии является молодешь, то и самые последние новинки мобильных телефонов, аксессуаров представлены в их практиках пользования. Мало у кого из молодых людей можно было встретить старую модель мобильного телефона, в основном это мобильные телефоны, с набором самых современных функций.

Таким образом, обобщая полученные данные, можно говорить о смене функций телефона. Сегодня люди, располагая свободными минутами в очередях, на вокзале, в транспорте, т.е. в ситуациях, когда время обычно рассматривается как потраченное впустую, могут воспользоваться для связи с другими через мобильный телефон.

Меняется так же форма коммуникации, происходит слияние до настоящего времени дискретных областей – публичной и частной. То, что оставалось скрытым при использовании телефона дома, теперь становится доступным для широкой аудитории. Вездесущность мобильного телефона подразумевает, что различие между публичной и частной сферами человеческого существования стало менее явным.

Если раньше телефон выступал средством передачи информации и общения, то теперь он стал  неотъемлемой частью жизни общества. Человек не представляет себя без телефона, он чувствует себя потерянным. Ему просто необходимо быть всегда в на связи.

Знаковыми параметрами мобильного телефона является все: марка телефона, форма корпуса, оператор и тарифный план, цвет панели, вид чехла, шнурок, наличие системы hands-free (включение и разговор через наушники), способ ношения. Мобильные телефоны поощряют спонтанную коммуникацию, они обеспечивают возможность для того, чтобы скоротать время. Многие элементы повседневной культуры, связанные с присутствием мобильного телефона в нашей жизни, имеют знаковый характер.

Данные нашего исследования показывают, что в молодежной среде мобильный телефон используется как игрушка, как плеер, как радиоприемник, будильник как дневник и даже как библиотека. Важно наличие современного, модного мобильного телефона.

Нужно признать, что в ХХI веке даже пользование мобильным телефоном во многом определяет сущностные характеристики общего семиотического пространства современной культуры.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из обсуждаемых проблем социальных наук является то, что в рамках социологии или культурологии, не говоря уже об экономических или политических исследованиях, не удалось создать теории, которая смогла бы отразить ту степень взаимозависимости качественных и интенсивных информационно-коммуникационных изменений, происходящих в обществе со второй половины ХХ в.

В информационном обществе ведущие позиции занимает практическая деятельность, связанная с производством и обменом информацией, которая реализуется посредством современных информационно-коммуникационных технологий. Мобильные телефоны, компьютеры, Интернет, спутниковое телевидение, цифровые видеозаписывающие устройства и другие технологические новшества, становясь частью нашей жизни, изменяют повседневные практики, «быстро вытесняя привычные формы работы, коммуникации, образования, развлечений и замещая их новыми, необходимость освоения которых жестко диктуется соображениями поддержания социального статуса и социокультурной идентичности»[18].

«Практика» — одно из центральных понятий в гуманитарных и социальных науках. В социологии эта категория конкретизирована в понятии «социальной практики» (или социальных практик), которое определяется как совокупность принятых в культуре способов деятельности и привычных навыков обращения с различными предметами — людьми, вещами, символами, своим телом, языком, временем, пространством. Социальные практики, являясь основой социального действия, которое порождает социальную структуру, лежат в основе общественной жизни.

В российской социологии исследования социальной роли информационно-коммуникационных технологий еще только начинаются. Важно отметить, что пока они фокусируются лишь на одной, важной информационно-коммуникационной технологии — Интернете, и хотя круг пользователей мобильной телефонии значительно шире.

Слово «мобильный» пришло из латинского языка и имеет следующие значения:

      легко перемещающийся, подвижный, свободный, нефиксированный, неустойчивый;

      гибкий, ловкий, проворный, быстрый;

      готовый к смене выражений; способный изменять социальный статус;

      в отрицательном смысле – неустойчивый, непостоянный и изменчивый.

Следует отметить, что мобильный телефон означает гораздо больше, чем можно понять по этимологии слова.

Таким образом, обобщая полученные данные, можно говорить о смене функций телефона. Сегодня люди, располагая свободными минутами в очередях, на вокзале, в транспорте, т.е. в ситуациях, когда время обычно рассматривается как потраченное впустую, могут воспользоваться для связи с другими через мобильный телефон.

Информация о работе Повседневные практики использования мобильных телефонов