Повседневные практики использования мобильных телефонов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 13:50, курсовая работа

Описание

Современное общество характеризуется переходом к качественно новому состоянию – информационному обществу, в котором происходит активное проникновение и возрастающее влияние новых информационно-коммуникационных технологий на все сферы общественной жизни. Становление информационного общества с различной степенью интенсивности и результативности происходит во всем мире, в том числе и в России. С одной стороны, новые технологии играют решающую роль в промышленном производстве, определяют экономическую и политическую динамику, с другой – компьютеры, Интернет и мобильные телефоны стали неотъемлемой частью повседневной жизни значительного числа людей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Повседневные практики пользования мобильным телефоном
1.1. Понятие «социальные практики» 6
1.2. Социология мобильной телефонии: обзор исследований 12
1.3. Культурное значение мобильного телефона 15
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1. Характеристика метода и выборки исследования 30
2.2. Анализ повседневных практик пользования мобильным
телефоном 33
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложение А. «Вопросы для интервью» 43
Приложение Б. Бланк наблюдений 44

Работа состоит из  1 файл

курсовая ЧИСТОВИК.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

Меняется так же форма коммуникации, происходит слияние до настоящего времени дискретных областей – публичной и частной. То, что оставалось скрытым при использовании телефона дома, теперь становится доступным для широкой аудитории. Вездесущность мобильного телефона подразумевает, что различие между публичной и частной сферами человеческого существования стало менее явным.

Мобильный телефон на настоящий момент является средством связи, а для некоторых только лишь аксессуаром. Сегодня наличием сотового нельзя никого поразить, он перестал считаться чем-то из ряда вон выходящим.

Если раньше телефон выступал средством передачи информации и общения, то теперь он стал  неотъемлемой частью жизни общества. Человек не представляет себя без телефона, он чувствует себя потерянным. Ему просто необходимо быть всегда в на связи.

Знаковыми параметрами мобильного телефона является все: марка телефона, форма корпуса, оператор и тарифный план, цвет панели, вид чехла, шнурок, наличие системы hands-free (включение и разговор через наушники), способ ношения. Мобильные телефоны поощряют спонтанную коммуникацию, они обеспечивают возможность для того, чтобы скоротать время. Многие элементы повседневной культуры, связанные с присутствием мобильного телефона в нашей жизни, имеют знаковый характер.

Данные нашего исследования показывают, что в молодежной среде мобильный телефон используется как игрушка, как плеер, как радиоприемник, будильник как дневник и даже как библиотека.

В ходе исследования мы выявили многофункциональность мобильного телефона,  практическая многофункциональность делает мобильный телефон важным агентом социальных изменений.

Мобильный телефон перестал быть только средством передачи информации или средством связи, мобильный телефон – это неотъемлемая часть жизни любого современного человека.

Нужно признать, что в ХХI веке даже пользование мобильным телефоном во многом определяет сущностные характеристики общего семиотического пространства современной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь Электронный ресурс 2001 г. Режим доступа: http://voluntary.ru/dictionary/567/word

2. Бауман З. Индивидуализированное общество. Текст / М.: Логос, 2002. 179 с.

3. Гладарев Б. С. Повседневное пользование информационно-коммуникационными технологиями Текст / Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2004, №5  С. 33-40

4. Гладарев Б. С. Социальное измерение мобильной телефонии Текст / Человек. Сообщество управление . 2007 № 3 С. 45-69

5. Гладарев Б. С.  Новые коммуникационные технологии: игры контроля Текст / Человек. Сообщество. Управление. №1, 2005. С. 16-31

6. Гладарев Б.С. Женщина, мужчина и мобильный телефон Текст / Социс. №4, 2006. С. 68-76.

7. Делицин Л. Секретарев Н. Электронный ресурс: Человеческое лицо конвергенции: технология опережает психологию / Независимая газета. 2005. 12 авг.

              8. Иванов Д.В. Императив виртуализации [Текст] / Современные теории общественных изменений. СПб.: СПбГУ, 2002.

              9. Ионин Л.Г. [Текст] / Социология культуры. — М.: Логос, 1996. С. 123

              10. Кастельс М., Киселева Э. [Электронный ресурс]: Россия и сетевое общество. Режим доступа: http://www.rus-lib.ru/book/30/eko/02/02-1/023-052.html#_ftnrf1.

              11. Козлова Н.Н. Социология повседневности: переоценка ценностей [Текст] / Общественные науки и современность, 1992, № 3, С. 48.

12. Лукина Н. П.  Электронный ресурс: Информационное общество: состояние и перспективы социально-философского исследования. Режим доступа:  http://huminf.tsu.ru/e-jurnal/magazine/1/lukina.htm

13. Николаева Е., Николаева Т. Электронный ресурс: Повседневная вещь как объект социокультурной практики: семантика мобильного телефона в молодежной среде. Режим доступа: http://www.gumer.info/

14. Радкевич А.Л. [Электронный ресурс]: Социальные интернет-практики как объект социологического анализа. Социс 2009 № 3. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/3/Radkevich/

15. Серггева О. [Электронный ресурс]:   Вопреки социальности модерна…Мобильный телефон и изменение социальных иерархий. Власть 2010 №4. Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2010/04/Vopreki_socialnosti_moderna.pdf

16. Сюнтюренко О. В. [Электронный ресурс]: Информационное общество и информатизация науки. Режим доступа: http://www.rffi.ru/default.asp?doc_id=5198

17. Щебланова В. В. [Электронный ресурс]: Угрозы и безопасность: повседневные практики противостояния. Режим доступа: http://www.jourssa.ru/2006/2/5aSheblanova.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Вопросы для глубинного интервью

1. Что является поводом покупки мобильного телефона?

2. Какие аксессуары для мобильных телефонов пользуются спросом?

3. Какие требования к телефону предъявляет Ваш клиент?

4. Зависит ли выбор модели телефона от гендерной принадлежности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

«Бланк наблюдений».

 

Дата: _________________

 

 

остановки

парки

аллеи

в транспорте

в магазинах

на лекциях

Громкость разговора

 

 

 

 

 

 

Предмет разговора

 

 

 

 

 

 

Инициатор звонка

 

 

 

 

 

 

Общение по SMS

 

 

 

 

 

 

Игры в мобильном телефоне

 

 

 

 

 

 

Прослушивание музыки: MP3, радио

 

 

 

 

 

 

 

Фото, видео съемка

 

 

 

 

 

 

Посещение социальных сетей: ICQ, В Контакте, Одноклассники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37

 



[1] Лукина Н. П. Информационное общество: состояние и перспективы социально-философского исследования //  http://huminf.tsu.ru/e-jurnal/magazine/1/lukina.htm

[2] Сюнтюренко О. В. Информационное общество и информатизация науки / http://www.rffi.ru/default.asp?doc_id=5198

[3] Радкевич А.Л. Социальные интернет-практики как объект социологического анализа // Социс 2009 № 3 //  http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/3/Radkevich/

[4] Радкевич А.Л Социальные интернет-практики в условиях формирования информационного общества

[5] Щебланова В. В. Угрозы и безопасность: повседневные практики противостояния // http://www.jourssa.ru/2006/2/5aSheblanova.pdf

[6] Ионин Л.Г. Социология культуры. — М.: Логос, 1996. С. 123.

[7] Козлова Н.Н. Социология повседневности: переоценка ценностей // Общественные науки и современность, 1992, № 3, С. 48.

[8] Иванов Д.В. Императив виртуализации: Современные теории общественных изменений. СПб.: СПбГУ, 2002.

[9] Гладарев Б. С. Социальное измерение мобильной телефонии //  Человек. Сообщество управление . 2007 № 3 С. 45-69

[10] Серггева О.  Вопреки социальности модерна. Мобильный телефон и изменение социальных иерархий // Власть 2010 №4 // http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2010/04/Vopreki_socialnosti_moderna.pdf

[11] См 10

[12] Гладарев Б. С. Повседневное пользованиетинформационно-коммуникационными технологиями // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2004, №5 с. 33-40

[13] Делицин Л., Секретарев Н. Человеческое лицо конвергенции: технология опережает психологию // Независимая газета. 2005. 12 авг.

[14] Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. с 179

[15] Б. С. Гладарев Повседневное пользование информационно-коммуникационными технологиями // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2004, №5 с. 33-40

 

[16] Николаева Е., Николаева Т. Повседневная вещь как объект социокультурной практики: семантика мобильного телефона в молодежной среде //

 

[17] Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.//http://voluntary.ru/dictionary/567/word/

[18] Радкевич А.Л. Социальные интернет-практики как объект социологического анализа // Социс 2009 № 3 //  http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/3/Radkevich/


Информация о работе Повседневные практики использования мобильных телефонов