Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 13:50, курсовая работа
Современное общество характеризуется переходом к качественно новому состоянию – информационному обществу, в котором происходит активное проникновение и возрастающее влияние новых информационно-коммуникационных технологий на все сферы общественной жизни. Становление информационного общества с различной степенью интенсивности и результативности происходит во всем мире, в том числе и в России. С одной стороны, новые технологии играют решающую роль в промышленном производстве, определяют экономическую и политическую динамику, с другой – компьютеры, Интернет и мобильные телефоны стали неотъемлемой частью повседневной жизни значительного числа людей.
Введение 3
Глава 1. Повседневные практики пользования мобильным телефоном
1.1. Понятие «социальные практики» 6
1.2. Социология мобильной телефонии: обзор исследований 12
1.3. Культурное значение мобильного телефона 15
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1. Характеристика метода и выборки исследования 30
2.2. Анализ повседневных практик пользования мобильным
телефоном 33
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложение А. «Вопросы для интервью» 43
Приложение Б. Бланк наблюдений 44
Анализ практик пользования мобильным телефоном обнаруживает, что звонок на мобильный может в любой момент прервать повседневную коммуникативную практику, вырвать пользователя из непосредственного общения и даже выключить его из окружающего социального контекста.
Во время разговора по мобильному телефону человек впадает в пространство отсутствующего присутствия. Время его разговора по мобильному телефону течет в ином режиме, чем окружающее его время. Если признать, что темпоральные характеристики повседневной событийности определяются скоростью течения событий, т.е. частотой смены одного события другим, то люди, включаясь в сети мобильной телефонии, увеличивают себе частоту смены одного события другим и теряют способность к долгосрочному планированию. Б. С. Гладарев делает вывод, что у пользователей мобильной телефонии выстраивается гибкий режим социального взаимодействия, характеризующийся прерывистостью и краткосрочностью.
4. «Императив доступности» и атомизирующие свойства мобильной связи. Такой интересный феномен как «императив доступности» Борис Гладарев обнаружил в своем исследовании[15]. Он говорит о том, что никто из респондентов ни дома, ни на работе, ни ночью, ни днем, ни в приватном, ни в публичном пространстве не отключает свой мобильный телефон. В лучшем случае отключают звук звонка, находясь в публичных местах, где требуется соблюдение звукового режима (в студенческих аудиториях, на концертах, в театре). Но, как показывает анализ, переход на тихий режим в публичных местах тоже не является общепризнанным правилом. Телефоны включены фактически всегда и везде. Молодые люди оставляют возможность для того, чтобы их настиг внезапный звонок или сообщение. Императив доступности требует от владельца телефона быть в постоянной готовности ответить на вызов. Уверенность в том, что ты всегда находишься в пределах досягаемости для членов своей социальной сети, становится обязательной для современной городской молодежи. 20–30-летние пользователи мобильной телефонии постоянно готовы к коммуникации, их телефоны ожидают звонков. Императив доступности можно попытаться объяснить и через другую важную характеристику нового коммуникационного стиля — слияния с мобильным телефоном. Анализ данных показал, что респонденты (и молодые люди, и девушки) в два с половиной раза чаще общались посредством технических устройств, чем лицом к лицу, что позволило предположить возникновение в их среде особой коммуникационной модели, где общение организуется в стилистике тет-а-тет. Групповое общение, характерное для молодежных компаний прошлого, постепенно вытесняется дистанционным общением один на один.
Важно отметить нарастающую антропоморфность мобильного телефона в молодежной субкультуре, он, действительно, становится другом, советчиком, рассказчиком, своим парнем – “мобилой”, двойником, тенью, отражающей в человеке им самим выбранные стороны своей индивидуальности. Человек общается с самим собой, предъявляя себе при пользовании телефоном те визуальные и звуковые образы, которые он “скачал” из предложенного массива картинок и мелодий для звонков.
Названия мелодий, логотипы, картинки, открытки, доступные для каждой марки телефона, публикуются в специальных журналах, которые являются частью механизма распространения моды в “мобильной жизни”. Журналы задают паттерны имиджевого восприятия определенных моделей телефонов: стильный телефон для молодежи, специальный телефон для женщин, для деловых людей, спортивный (противоударный, водостойкий, с компасом и т.п.) телефон.
Таким образом, мобильный телефон приобретает статус репрезентанта своего владельца. Престижность марки, новейшая модификация, модные аксессуары, безлимитный тариф, не только демонстрируют высокое социальное или финансовое положение индивида, но и поднимают его на верхние ступени иерархической лестницы в молодежной субкультуре. На самом деле, в эту гонку за модой, в большей или меньшей степени оказывается вовлеченной вся молодежь, поскольку устаревшие (это может произойти уже через несколько месяцев после покупки) телефоны не в состоянии поддерживать новейшие протоколы и предоставлять новые возможности в области мобильной коммуникации. Выбора практически не остается: либо стать идейным маргиналом, аутсайдером и принципиально, с вызовом пользоваться допотопным “мобильником”, либо включиться в гонку.
Поскольку музыка представляет собой главную составляющую молодежной субкультуры, количество мелодий, хранящихся в каждом телефоне, в результате регулярных скачиваний намного превышает действительно используемые в качестве звонков. В телефон можно занести любые звуки – музыку по нотам, гогот гуся или рев пожарной сирены. Так звонок от родителей может, к примеру, предваряться гимном России, а звонок от возлюбленного – “Не оставляй меня, любимый”. К тому же музыку можно просто слушать, воспроизводя ее из мобильного телефона как из аудиомагнитофона или перебрасывая с помощью специальной технологии на электическое пианино. Логотипы становятся заставками в режиме ожидания. В любом молодежном телефоне они составляют своего рода коллекцию, раскрывающую суть внутреннего мира владельца, его эстетические пристрастия и повседневные интересы.
Подавляющее большинство текстов и электронных иллюстраций однозначно соотносится исключительно с молодежной субкультурой. Преобладает ирония, с претензией на афористичность, грубоватый молодежный сленг, порой не совсем приличный подростковый юмор. Среди предлагаемых текстов, к примеру, можно встретить такие: “сила, брат, в мобиле”, “я тащусь”, “аппарат ВИЧ-инфицирован” и т.п. В рубрике любовь можно найти огромное количество изображений с сердечками и обнаженными женщинами, есть картинки и тексты из серии “ужасы” (всякого рода комбинации из черепов и т.п.), “мультики”, “музыка” (“I ¦ Britney”), “спорт” (“СПАРТАК ЧЕМПИОН”), “техника” (“VOLVO”) и пр. Присутствует много постмодернистской игры с социалистическими символами (СССР, серп и молот, Ленин, плакаты советской эпохи, например, “Не болтай!”). Целый ряд картинок и текстов специально предназначен для пересылки друзьям в качестве электронных открыток. Картинки и звонки служат также означающими различных входящих коммуникантов. Создавая такую систему идентификации своих партнеров по коммуникации (по их телефонным номерам) посредством определенных мелодий звонка и картинок, владельцы телефонов вовлекаются в процесс означивания, семиозиса. Повседневное общение превращается с процесс оперирования знаками. Знаковыми параметрами мобильного телефона в молодежной субкультуре является все: марка телефона, форма корпуса, оператор и тарифный план, цвет панели, вид чехла, шнурок, наличие системы hands-free (включение и разговор через наушники), способ ношения.
Также возникает целая семиотическая система, связанная с тем, как и где носится мобильный телефон. Вообще в молодежной субкультуре мобильный телефон можно носить, где угодно. Для новой модели телефона “MAXON” так и постулируется: “Носи где хочешь” (в соответствующей рекламе – на ширинке у парня и вместо заколки у девушки). Так что, если телефон все-таки лежит в сумке – скорее всего, владелец видит в нем, прежде всего, средство коммуникации, ему не важно, каков телефон и как его воспринимают окружающие, главное – иметь возможность осуществить или принять нужный звонок.
Примерно так же ощущает свой телефон человек, который носит его в кармане, только относящийся к жизни и вещам с оттенком небрежности, как к чему-то не слишком ценному, но полезному и приятному, и должному всегда быть под рукой. Телефон, прикрепленный к ремню брюк, выдает в своем владельце человека, выбравшего образ бизнесмена. Телефон, висящий на шее, как кулон, присущ девушкам, склонным к честолюбию, тщеславию, следящим за модой и не равнодушным к украшениям. Телефон без чехла – признак некоторой небрежности, неаккуратности. Замысловатый (например, меховой) чехол – желание “выпендриться” или врожденное стремление к порядку, в котором все подчинено одному владельцу известной целесообразности, или просто забота о “мобильном друге”, которому, как утверждают журналы, тоже нужна стильная “одежда”.
Телефон с наушниками “hands-free” демонстрирует свободную, “мобильную” личность, которая, “не покладая рук”, параллельно с приемом многочисленных входящих звонков занята каким-то важным делом (ведет автомобиль, подписывает документы и т.д.) или просто очень коммуникабельная особа, ценящая физическую свободу, в том числе рук. Последние модели таких наушников позволяют уже не доставать телефон даже для нажатия одной единственной кнопки, микрофон на изогнутой дужке располагается сбоку, рядом с уголком губ, как у диспетчеров экстренных служб и почти как у модных ныне специалистов по шпионажу. “Разведывательный” характер мобильного телефона еще больше усиливается в разрабатываемых ныне новых моделях, в которых вместо PIN-кода (шифра, дающего допуск к пользованию телефоном) в память закладываются отпечатки пальца владельца и нескольких его “доверенных” лиц.
В результате в невербальную семиотическую систему повседневного поведения включаются новые жесты, связанные с мобильным телефоном: рука с телефоном (которого из-за его маленьких размеров может быть самого и не видно), поднесенная к уху; “клавиатурные” движения пальцев; подчеркнутый взмах кисти при открывании телефона-“раскладушки”; легкий удар пальцем в области мочки уха при включении микрофона “hands-free”. Конечно, многие элементы повседневной культуры, связанные с присутствием мобильного телефона в нашей жизни, имеют знаковый характер лишь внутри молодежной субкультуры, однако, нельзя не признать, что в ХХI веке именно молодежная субкультура во многом определяет сущностные характеристики общего семиотического пространства современной культуры, в том числе и сами правила и механизмы смыслополагания[16].
Выделим несколько видов практик использования мобильных телефонов:
Разговор по телефону;
Прослушивание радио;
Общение посредством служб мгновенных сообщений (SMS, ICQ);
Прослушивание / скачивание музыки;
Использование мобильного интернета;
Получение актуальной (справочной) информации;
Игры;
Общение в чатах / форумах Сети;
Социальные сети;
Мобильный телефон как модный аксессуар;
Мобильный телефон как показатель статуса.
В целом Б. С. Гладарев в заключении выделяет шесть функций применения мобильного телефона:
1) социальная координация;
2) эмоциональная поддержка внутри социальной сети;
3) контроль;
4) обеспечение безопасности;
5) рабочий инструмент;
6) рекреация.
Можно сделать вывод о том, что такая практическая многофункциональность делает мобильный телефон важным агентом социальных изменений. Пользователи мобильной связи предпочитают общаться с близкими референтами и отгораживаются через эту коммуникацию от практики широкого публичного общения, молодые люди пользуются мобильными телефонами в пространства без ограничения, а использование мобильного телефона преобразует систему связей внутри общности, переводит ее из режима жесткого планирования в режим мягкой, гибкой, динамической координации.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Характеристика метода и выборки исследования
Для проведения исследования нами были использованы методы этнографии.
Этнография (ethnography) — прямое наблюдение над организацией или малым обществом, а также письменное описание. Часто используется включенное наблюдение. Этнографический метод (иногда также упоминаемый как полевое исследование) является главным в социальной антропологии, применяясь и в некоторых областях социологии, например, в общественных изучениях. Исследователь собирает данные, живя и работая в изучаемом обществе или социальной совокупности, стремясь погрузиться как можно глубже в наблюдаемые действия и вести тщательные их описания[17].
Выделяют следующие методы изучения этнографии: полевая этнография, опрос, наблюдение, анкетирование, интервью, метод пережитков, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, типологический и компонентный.
Наблюдение - метод сбора информации, основанный на непосредственном контакте исследователя и объекта исследования. Развитие этнографии как науки было связано с переходом от сбора отдельных сведений о культуре народов к стационарному наблюдению, при котором исследователь достаточно долго живет в среде изучаемой группы. Различают простое и включенное наблюдение (в первом случае исследователь "пассивно" фиксирует интересующие его данные, во втором - проникает внутрь изучаемой группы и принимает участие в ее деятельности.
В последнее время наблюдения обычно используется как один из элементов полевого экспедиционного исследования, осуществляемого по специально разработанной программе с использованием стандартных символических приемов фиксации элементов обрядности. В процессе наблюдения все чаще используются технические средства записи: диктофоны, кинокамеры и видеомагнитофоны.
Для сбора эмпирических данных был использован метод наблюдения в той его разновидности, которая характеризуется как полевое, неконтролируемое, невключенное, систематическое наблюдение. Наблюдаемые явления (элементы ситуации) фиксировались в момент их появления. Наблюдение проводилось в течение двух недель. Исследование было нацелено на получение таких данных, которые помогли бы ответить на следующий вопрос как используется мобильный телефон в различных местах? Для этого мы выделили некоторые практики использования мобильных телефонов.
Функции использования мобильных телефонов:
1. Телефон как средство коммуникации:
Громкость разговора – разговаривает очень громко, тему разговора слышат все окружающие (разговор на повышенных тонах);
– нашептывание в телефон.
Предмет разговора – о чем говорят - личные, бытовые, деловые разговоры.
Инициатор звонка: звонок входящий – кому-то звонят;
Общение по SMS – быстрая передача текстовых сообщений.
2. Телефон как развлечение:
Игры в мобильном телефоне
Прослушивание музыки : MP3, радио
Фото, видео съемка
Посещение социальных сетей: ICQ, В Контакте, Одноклассники и т. д.
3. Телефон как средство самопрезентации:
Модель, марка телефона
Аксессуары на телефоне
Демонстрация мобильного телефона
Для фиксирования явлений был разработан Бланк наблюдений (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
Информация о работе Повседневные практики использования мобильных телефонов