Правовое обеспечение социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:41, лекция

Описание

Понятие социального обеспечения и его содержание формировались постепенно по мере развития системы социального обеспечения в СССР, а затем в РФ. Разработка понятия продолжается до настоящего времени. Они тесно связаны со смежными понятиями, такими как «социальная политика», «социальная защита» и «социальная защищенность». Из толкования нормы закрепленной в ст. 7 Конституции РФ, следует, что социальное обеспечение – это результат социальной политики государства, а также составляющая часть государственной системы социальной защиты населения, следовательно, социальная политика и социальная защита – это общие понятия, а социальное обеспечение - особенное.

Работа состоит из  1 файл

СЖАТАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ПСО.doc

— 241.00 Кб (Скачать документ)

    ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 

    ОБЩАЯ ЧАСТЬ

    Лекция 1.

    Понятие права социального обеспечения как отрасли права

    Понятие социального обеспечения и его  содержание формировались постепенно по мере развития системы социального  обеспечения в СССР, а затем в РФ. Разработка понятия продолжается до настоящего времени. Они тесно связаны со смежными понятиями, такими как «социальная политика», «социальная защита» и «социальная защищенность». Из толкования нормы закрепленной в ст. 7 Конституции РФ, следует, что социальное обеспечение – это результат социальной политики государства, а также составляющая часть государственной системы социальной защиты населения, следовательно, социальная политика и социальная защита – это общие понятия, а социальное обеспечение - особенное.

    Социальное  обеспечение в нашем государстве  в виде особого социально-защитного  института согласно ст. 39 Конституции  РФ гарантируется. Его сущность составляет совокупность закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение с их помощью социально приемлемого уровня жизни.

    Право социального обеспечения — это  самостоятельная и важная отрасль права. Она представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе распределения денежных средств (материальных благ) специальных внебюджетных фондов, создаваемых на страховой основе, и государственного бюджета в целях социальной поддержки лиц, достигших установленного возраста, нетрудоспособных, потерявших кормильца, безработных, семей с детьми, лиц с доходами ниже прожиточного минимума и других лиц. В связи с этим установлены денежные выплаты трудовых и социальных пенсий, страховых пособий и различных компенсаций.

    Вместе  с тем нормы данной отрасли права регулируют и отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи всем нуждающимся гражданам для охраны их здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы в целом по программам обязательного медицинского страхования, а также по бесплатному социальному обслуживанию престарелых, инвалидов и некоторые другие отношения.

    В соответствии с названным критерием  выделены следующие роды социального  обеспечения:

    - социальное страхование

    - государственное пенсионное обеспечение

    - социальная поддержка

    - социальная помощь

    - социальное обслуживание.

    Каждый  из выделенных родов делится на виды, обладающие специальным правовым статусом – пенсии, пособия, субсидии, единовременные денежные выплаты, компенсационные  выплаты, социальные услуги и так  далее.

    Предмет права социального  обеспечения.

    Под предметом права социального  обеспечения понимается совокупность однородных общественных отношений  материального и процедурного характера  по социальному обеспечению человека. Понятие «предмет права социального обеспечения» неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его содержанием. В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют несколько групп общественных отношений: 1) социально-обеспечительные отношения по обязательному социальному страхованию; 2) отношения по государственному пенсионному обеспечению; 3) обеспечительные отношения по социальной поддержке; 4) обеспечительные отношения по оказанию государственной социальной помощи; 5) обеспечительные отношения по социальному обслуживанию.(привести примеры всех отношений) 

    Понятие и виды принципов  права социального обеспечения

    Как предмет и метод правового  регулирования, принципы также относятся  к числу важнейших отраслеобразующих свойств права социального обеспечения.

    Одно  из важнейших философских определений  принципа сводится к тому, что принцип есть центральное понятие, основание системы, обобщающее положение, распространяемое на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован. Другими словами, принцип — это теоретическое обобщение наиболее типичного, что выражает самую суть явления.

    Опираясь  на философские определения понятия  «принцип», правоведы довольно неоднозначно определяют понятие «принцип права». 

    Когда идет речь о системе принципов  права социального обеспечения, то вполне обоснованно можно включить в нее общие принципы права. Таким образом, указанная система должна включать в себя две подсистемы: 1) общие и межотраслевые принципы права в праве социального обеспечения и 2) принципы собственно права социального обеспечения.

    Общие принципы права  — это руководящие, отправные идеи и положения, закрепленные в нормативных актах высшей юридической силы и отражающие сущность, содержание и особенности права как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права вне зависимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений. Набор общих принципов права (если к ним относить руководящие положения,  отражающие сущность права и закрепленные в нормах права) составляют следующие принципы: законности (ч. 2 и 3 ст. 15 Конституции РФ); равенства перед законом и судом (ст.  19 Конституции РФ);  справедливости (ст. 297 УПК РФ); гуманизма (ст. 6, 7 УК РФ); презумпция добропорядочности субъекта права (ст. 49 Конституции РФ). Межотраслевые принципы — это такие нормы права, которые характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей (двух или более права, как правило, близко соприкасающиеся между собой (например, право социального обеспечения трудовое право),

    К межотраслевым принципам, которые  имеют регулирующее значение и для социально-обеспечительных отношений, относятся такие, как: право на за щиту прав безработных; право на охрану здоровья;] государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; право ветеранов.

    Функции социального обеспечения

    Роль  и место социального обеспечения  в жизни общества обусловливается тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить.

    В общей теории права преобладает  мнение о том, что функция права — это направление правового воздействия на общественные отношения посредством решения совокупности однородных задач, объединенных единой целью. Стержнем функции является цель. В связи с этим функции социального обеспечения как общественно полезной деятельности также формулируются исходя из целей социальной политики РФ.

    Среди них следует выделить следующие: 1) экономическую; 2) защитную; 3) политическую; 4) социально-реабилитационную; 5) демографическую;

    Одной из важнейших функций социального  обеспечения является экономическая функция. Она заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

    Защитная функция социального обеспечения предполагает как экономические меры со стороны субъектов социального обеспечения, так и правовые. Защитная функция социального обеспечения реализуется отраслями, имеющими как публичный, так и частный характер. Право социального обеспечения; относится к числу публичных отраслей.

    В социальном обеспечении имеют место  два разных защитных явления: 1) охрана социальных прав 2) защита социальных прав. При этом охрана социальных прав — это совокупность различных взаимоcвязанных между собой мер, осуществляемых opганами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями и направленных на предупреждение нарушений социальных прав человека либо устранение препятствий, не являющихся правонарушениями, на пути осуществления его прав. Под защитой же понимается принудительный в отношении обязанного лица законный способ восстановления нарушенного права человека либо самим управомоченным лицом, либо компетентными органами.

    Политическая  функция социального обеспечения способствует поддержанию стабильности в обществе, в котором имеются существенные различия в уровне жизни слоев населения. Она позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. От того, насколько эффективно

    социальное обеспечение выполняет свою политическую   функцию,   зависит   состояние   социального покоя в обществе.

    Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых! групп населения путем предоставления им различных видов материального обеспечения и социальных услуг с целью предупреждения обнищания и поддержания достойного уровня жизни, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

    Таким образом, социальное обеспечение осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода экономических, политических и юридических средств, выполняет свое предназначение – создание человеку достойных условий существования. 
 

    Источники права социального обеспечения

    Понятие «источник права» в праве социального обеспечения вслед за общей теорией права толкуется не только неоднозначно, но и имеет аналог, «двойника»: наряду с термином «источник права» используется термин «форма права».

    В формально-юридическом смысле источник права и форма права — это тождественные понятие. Объективированный в документальном виде акт правотворчества является юридическим источником  ответствующих юридических норм и одновременно формой их юридически-официального бытия, существования.

    Наиболее  распространенными источниками  права социального обеспечения являются нормативные правовые акты. Эти акты в совокупности образуй законодательство о социальном обеспечении.

    «Под  нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом».

    Нормативные акты в сфере социального обеспечения издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, причем в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

    В последние годы к источникам права  социального обеспечения наравне с нормативными правовыми актами стали относить и нормативные договоры. Нормативный договор как источник права социального обеспечения — это соглашение между субъектами социально-обеспечительных отношений, в результате которого возникает новая норма права. (например: договор пожилого человека с организацией социального обслуживания о его платном обслуживании в стационарном учреждении). 

    По  юридической силе источники делятся на две большие группы: 1) общепризнанные принципы и нормы международного права; 2) международным договоры и внутригосударственные нормативные правовые акты

    К международным правовым актам по правам человека и международным договорам РФ в сфере социального обеспечения, в частности, относятся Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабри 1966 г. (ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.); Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицировав СССР 13 июня 1990 г

    Государственные нормативные правовые регулирующие сферу социального обеспечения, свою очередь, делятся на: 1) законы  2) подзаконные акты.

Информация о работе Правовое обеспечение социальной работы