Правовое обеспечение социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:41, лекция

Описание

Понятие социального обеспечения и его содержание формировались постепенно по мере развития системы социального обеспечения в СССР, а затем в РФ. Разработка понятия продолжается до настоящего времени. Они тесно связаны со смежными понятиями, такими как «социальная политика», «социальная защита» и «социальная защищенность». Из толкования нормы закрепленной в ст. 7 Конституции РФ, следует, что социальное обеспечение – это результат социальной политики государства, а также составляющая часть государственной системы социальной защиты населения, следовательно, социальная политика и социальная защита – это общие понятия, а социальное обеспечение - особенное.

Работа состоит из  1 файл

СЖАТАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ПСО.doc

— 241.00 Кб (Скачать документ)

    Исчисление  периодов работы и (или) иной деятельности как на основании документов, так и на основании свидетельских показаний производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев).

    При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся  в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

    В случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной  деятельности, включаемых в страховой стаж, и иных периодов,. засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением  пенсии, подтвержденный заявлением, где и указывается выбранный  для включения в страховой стаж период.

    В страховой стаж для определения  размеров пособий по временной нетрудоспособности (беременности и родам), включаются периоды работы, в течение которых  гражданин подлежал обязательному социальному страхованию.

    Исчисление  страхового стажа производится в  календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых  в страховой стаж, учитывается  один из периодов по выбору застрахованного лица.

    При этом не зачитываются в страховой  стаж, ранее учитываемые в непрерывном  трудовом стаже:

  • служба в составе Вооруженных Сил;
  • время работы или производственной практики в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, пребывания в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением;
  • период обучения в училищах и школах профессионально-технического образования;
  • время обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров.

    Льготное  исчисление периодов, засчитываемых в страховой стаж

    Некоторые периоды работы и деятельности засчитываются  в страховой стаж на льготных условиях, т. е. непосредственно» время работы (осуществления деятельности) при исчисление! стажа увеличивается на какую-то определенную величину: а) полный навигационный период на водном транспорте в организациях сезонных отраслей промышленности учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страховом стажа в соответствующем календарном году составила полный год.  Данное положение относится к следующим отраслям промышленности: торфяная, лесозаготовительная, маслосыродельная и молочная, мясная, рыбная, сахарная, консервная, плоде овощная, лесосплав, лесное хозяйство;

    б) период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора;

    в) время пребывания граждан, подвергшихся репрессиям, в спец поселениях (местах ссылки) засчитывается в стаж в тройном 
размере;

    г) период прохождения службы военнослужащими пограничной службы РФ на территории Северо-Кавказского региона засчитывать в выслугу лет как один месяц военной службы за полтора 
месяца;

    д) период прохождения службы военнослужащими пограничной службы РФ на территориях государств Закавказья, Прибалтики 
и Республики Таджикистан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах засчитывать в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца;

    е) период прохождения службы военнослужащими в воинских частях, военных представительствах Министерства обороны 
РФ на промышленных предприятиях, отделах учреждений и организаций Министерства РФ по атомной энергии на штатных 
воинских должностях, выполнение обязанностей по которым 
связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками 
ионизирующих излучений, а также на штатных воинских должностях в Ракетных войсках стратегического назначения, несущими боевое дежурство в составе боевых расчетов в подземных сооружениях, на подвижных командных пунктах и боевых железнодорожных ракетных комплексах, засчитывается в выслугу лет как один месяц службы за полтора месяца;

    ж) период прохождения службы военнослужащими, занимающими штатные воинские должности на надводных кораблях {кроме атомных), вспомогательных судах Военно-морского флота, находящихся в строю и объявленных в кампании, а также в управлениях соединений этих кораблей, постоянно размещенных на кораблях своего соединения, засчитывается в выслугу лет как один месяц службы за один и одну треть месяца;

    з) период выполнения военнослужащими  задач в составе Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона засчитывается в выслугу лет как 1 месяц службы за 1,5 месяца. В случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в выполнении указанных задач — время их непрерывного нахождения на излечении в госпиталях и других лечебных учреждениях из расчета 1 месяц за 1,5 месяца; и) период работы сотрудников, занимающих предусмотренные перечнем должности в оперативных, подразделениях таможенных органов РФ, при условии, что они были допущены к организации и непосредственному осуществлению оперативно-розыскной деятельности, бы за полтора месяца;

    к) период работы врачей-хирургов, а также  среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров засчитывать как один год за один год и шесть месяцев;

    л) время работы врачей-патологоанатомов и судебно-медицинских экспертов, а также среднего медицинского персонала в бюро судебно-медицинской экспертизы засчитывать как один год за один год и шесть месяцев;

    м) периоды работы работниками летного  состава гражданской авиации исчисляются в следующем порядке:

  • каждые 20 часов налета на самолетах — за 1 календарный месяц;
  • каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального 
    применения; в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов; в должностях командно-летного и летно-инструкторского состава, в том числе в высших 
    и средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку 
    и повышение квалификации кадров летного состава авиации, — 
    за 1 календарный месяц;
  • 1 год работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно-спасательных подразделениях — за 1,5 календарных года;
  • 1 год работы в должностях летного состава в учебных и авиационных организациях ДОСААФ — за 1,5 календарных года, а при выполнении элементов сложного или высшего пилотажа — за 2 календарных года;
 
 

    Система пенсионного обеспечения.

    Выделение государственного пенсионного обеспечения в качестве самостоятельного рода социального обеспечения стало возможным в связи с принятием в рамках пенсионной реформы в декабре 2001 г. пакета законов, вступивших в силу с 1 января 2002 г,: федеральных законов «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,

    Результатом принятия этих законодательных актов стало разделение пенсионного обеспечения на два самостоятельных блока: пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за счет средств федерального бюджета) и пенсии по обязательному пенсионному страхованию.

    Государственное пенсионное обеспечение распространяется на особенный круг лиц: 1) лиц, находящихся на службе у государства и занимающихся специфической деятельностью (федеральные государственные служащие, военнослужащие и лица, приравненные к ним по пенсионным правам) и 2) лиц, требующих особого попечения со стороны государства (участники Великой Отечественной войны, граждане, пострадавшие в результате радиаци-онных и техногенных катастроф, нетрудоспособные граждане). 

    Пенсия  по государственному пенсионному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о государственном пенсионном обеспечении, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к сушествованию.

    Право на пенсию в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении имеют:

  1. федеральные государственные служащие
  2. военнослужащие
  3. участники Великой Отечественной войны
  4. граждане пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС
  5. нетрудоспособные граждане, а также члены семей, перечисленных выше граждан 

    Виды  пенсий по государственному пенсионному  обеспечению:

    - пенсия  за выслугу лет

    - пенсия  по старости

    - пенсия  по инвалидности

    - социальная  пенсия 

    Трудовые  пенсии

    Пенсии  по старости

    Пенсии  по инвалидности

    Пенсии  по случаю потери кормильца 
 
 
 
 
 

    Социальная  поддержка

      Социальная поддержка — это новейший род социального обеспечения в Российской Федерации, сформировавшийся в процессе проводимого органами государственной власти РФ перевода льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан России в натуральной форме, в форму денежную.

    Критерием для выделения социальной поддержки  в качестве рода социального обеспечения стал обособленный круг лиц, получивших право на социальную поддержку на основании Закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и других нормативных правовых актов. Ранее подавляющее большинство этих лиц имели право на натуральные льготы.

    Социальная  поддержка предоставляется за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ лицам, специально выделенным государством в законодательных актах для такой поддержки

    Социальная  поддержка представляет собой совокупность мер, указанных в федеральных законах и законах субъектов РФ с целью повышения социально-экономического статуса граждан без учета фактов застрахованном и социальной недостаточности этих лиц.

    Под социальной недостаточностью понимается уровень среднедушевого дохода ниже прожиточного минимума. Следовательно, социальная поддержка оказывается как лицам с доходом ниже прожиточного минимума, так и тем, кто имеет доход выше прожиточного минимума.

    К лицам, имеющим право на получение социальной поддержки, следует отнести: граждан, имеющих заслуги перед обществом и государством; инвалидов, репрессированных и реабилитированных лиц; лиц, находящихся на государственной военной и правоохранительной службе; лиц пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, лиц из других групп социального риска.  
 
 

    Государственная социальная помощь

    В качестве самостоятельного рода социального обеспечения   государственная социальная  помощь выделена на основании того, что она предоставляется определенному кругу лиц, которым государство считает необходимым оказывать помощь в виде различных социальных благ в силу обстоятельств, в которых они оказались (нуждаемость, потеря трудоспособности), а также в связи с их заслугами перед государством и обществом. Государственная социальная помощь оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в законе. Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи в настоящее время установлены ФЗ «О государственной социальной помощи».

    Государственная социальная помощь — это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

    Получателями  государственной социальной помощи могут быть:

  1. граждане, имеющие заслуги перед обществом, а также лица, имеющие ограничения жизнедеятельности в связи с нарушением здоровья;
  2. малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане;

Информация о работе Правовое обеспечение социальной работы