Правовые основы социальной защиты молодых инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы, посвященной социальной работе с детьми-инвалидами, обусловлена тем, что в настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3


1 ИНВАЛИДНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ……………………………………………..5
1.1 Понятие и группы инвалидности…………………………………………..5
1.2 Основные виды детской инвалидности……………………………….……8
1.3 Социальная реабилитация молодых инвалидов………………………….12

2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ……………………………………………………20
2.1 Методы социальной работы с молодыми инвалидами………………….20
2.2 Социальная поддержка молодых инвалидов в РК………..…………….23
2.3 Реабилитационные центры для помощи детям - инвалидам…………....27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………33

Работа состоит из  1 файл

инвалидность.docx

— 196.57 Кб (Скачать документ)

Реабилитация - процесс, который имеет  начало, но не имеет конца. Завершение выполнения индивидуальной реабилитационной программы вовсе не означает, что  структуры социальной помощи могут  ограничиться только материальной поддержкой инвалида, выплатой пенсий и пособий. Социальный патронаж лица с ограниченными  возможностями, известный уровень  социального надзора и контроля за ним необходимы и на последующих  этапах его существования с целью  своевременного оказания помощи при  необходимости и предотвращения негативной динамики процессов.

Вся деятельность по реабилитации лиц  с ограниченными возможностями, будучи системной и комплексной, может осуществляться со всей совокупностью  органов и учреждений социальной сферы прежде всего на региональном уровне, вне зависимости от их принадлежности к системе социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости, культуры и  спорта и т. д. Межведомственная координация  в этом направлении социальной деятельности является особенно необходимой; обеспечение этой координации входит в функции органов государственного управления на уровне территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ  ЗАЩИТЫ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ

 

2.1 Методы социальной работы с молодыми инвалидами

 

Необходимость интеграции технологий социальной работы и методов в  первую очередь определяется спецификой людей с ограниченными возможностями как объектов “ социальной терапии”.

Среди проблем людей с ОВ (Ограниченные Возможности), особенно молодых, чаще всего фигурируют одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение стигматизированности и отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, профессиональное самоопределение и трудоустройство, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Весьма острыми являются такие проблемы сексуальной и семейной жизни, как установление и развитие взаимоотношений с противоположным полом и возможные медицинские противопоказания к деторождению. Методы профессиональной социальной работы многообразны. Они классифицируются:

по направлениям и формам социальной работы (организационные, социологические, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экономические, социально-экологические и др.),

по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные);

по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом  управления социальной работы).

Наряду с этим все более популярной становится и другая их классификация  — по объектам социальной работы:

индивидуальная работа (социальный работник-клиент);

работа с группой (в группе семьей и через семью);

работа в общине (в микросоциальной  среде)[11].

Классификация методов позволяет, с одной стороны, использовать их в общенаучном плане (в качестве основании методологии исследования проблемы теории социальной работы), а  с другой — выявить методы самой  социальной работы. Существуют, как  известно, разные основания для классификации  методов: сбор информации, ее обработка; эмпирические исследования; теоретическое  моделирование. С другой стороны, существуют методы, которые используются для  решения социальных проблем клиентов, стимулирования развития их собственных  сил и деятельности в целях  изменения неблагоприятной жизненной  ситуации. И те и другие методы чрезвычайно  важны для теории и практики социальной работы.

Рассмотрим методы социальной работы, классифицированные по ее объектам.

Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в  процессе его адаптации к новым  условиям жизни. Этот метод предусматривает  не только планирование помощи, но и  проведение необходимых процедур для  выявления оптимального взаимодействия (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация). В  процессе работы социальный работник должен:

установить первичную связь  и определить потребности клиента  в социальных услугах;

изучить и уяснить проблему;

мотивировать необходимость социальной помощи;

концептуализировать проблему;

определить и исследовать предполагаемое решение;

выбрать стратегическое направление;

реализовать решения проблемы и  др[12].

Метод социальной работы с группой  предполагает работу как в целом  с группой клиентов (семьей), так  и в группе — с каждым из ее членов отдельно. В этом случае изучаются  различные области человеческой деятельности, что способствует более  эффективному разрешению возникших  проблем и трудностей.

Групповая работа может проводиться  и с объединенными группами (семьями), имеющими схожие проблемы или однородные задачи.

Существует несколько теорий, регулирующих методы социальной работы с группой:

теория поля рассматривает группу как некую общность индивидов, имеющих  определенную цель и изменяющиеся в  зависимости от обстоятельств внутригрупповые  интересы;

теория социального обмена предлагает использовать некоторые идеи бихевиоризма в групповом контексте. Согласно данной теории люди вступают во взаимодействия, ожидая воз награждения, и готовы пожертвовать чем-то взамен;

теория социальных систем предлагает изучать социальные системы в  малых группах, поддерживать традиции внутри них и приспосабливать  системы к своему окружению[13].

К групповым методам могут быть отнесены совместная работа над определенными  проблемами и задачами, диагностические  и коррекционно-групповые процедуры, объектом которых являются социально-психологические  явления, влияющие на поведение и  деятельность людей, составляющих различные  социальные группы, а также психологические  особенности самих этих групп; к  этим методам относятся методы социально-психологического исследования, заимствованные из социологии:

анкетный опрос в целях выяснения  биографических данных, мнений, социальных установок, ценностных ориентаций, личностных особенностей. Анкета представляет собой  набор вопросов, логически связанных  с основной задачей опроса;

социометрия — тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, позволяющий проанализировать только внешний эмоциональный слой групповой активности без проникновения  в ее механизмы. В результате социо-метрической  процедуры составляется социометрическая мат рица, социопрограмма (позволяющая  наглядно представить структуру  межличностных отношений в группе), вычисляются социометрические коэффициенты групповой сплоченности;

референтометрия — способ выявления  референтности (значимости) членов группы для каждого входящего в нее  индивида, а также мотивов межличностных  выборов и предпочтений в группе;

коммуникометрия — способ выявления  места каждого участника группы в системе межличностных коммуникаций.

Особую группу составляют методы, предполагающие не только исследование, диагностику или моделирование  социально-психологических явлений, но и их оптимизацию, улучшение, развитие:

групповая дискуссия, применяемая  в практике руководства коллективами. Ее цель — быстрое и продуктивное решение групповой задачи, воздействие  на мнения, позиции и установки  участников дискуссии;

деловая игра — воссоздание предметного  и социального содержания профессиональной деятельности или моделирование  систем отношений, характерных для  того или иного вида практической деятельности;

модификация социального поведения  — выработка новых жизненных  навыков и привычек, позволяющих  человеку адаптироваться к непривычному для него окружению;

социально-психологический тренинг  — активные методы групповой психологической  работы с целью развития коммуникабельности.

Групповая работа уместна в том  случае, если имеется круг людей, объединенных на добровольной основе, имеющих сложные  проблемы и задачи, которые касаются:

жизненной позиции;

идеологических устоев;

культуры и образования;

состояния здоровья;

возраста;

пола;

социального положения;

целевой направленности;

трудовых навыков;

культурно-досуговых интересов;

индивидуально-психологических характеристик.

Групповая социальная работа ориентируется  на социальную задачу и жизненную  ситуацию и предполагает расширение пространства индивидуума (малой группы или семьи), его умение решать личные проблемы с помощью группы. Опора  на цели (постредничество, обмен, самосознание, доступность, реалистичность, адресность и восприимчивость) и этапы (целенаправленность, процесс, коммуникация, оознанная необходимость) предполагается как при индивидуальных методах, так и при групповой работе.

Методы социальной работы в общине (социальная работа в микросоциальной  среде).

Социальная община – это относительно устойчивая совокупность, характеризующаяся  более или менее одинаковыми  условиями и образом жизни, общностью  массового сознания, социальных норм и интересов. Социальная общность –  это форма совместной жизнедеятельности  людей, человеческого общежития, которая  складывается исключительно под  воздействием объективного хода общественного  развития совместного характера  человеческой жизнедеятельности[14].

 

2.2 Социальная поддержка  молодых инвалидов в РК

 

Реформа казахстанской социальной политики в общем, а политики в  сфере инвалидности в частности, началась с 1999 года. В апреле 1999 года была осуществлена замена «натуральных»  льгот денежными выплатами. Одновременно были упорядочены и дифференцированы как виды льгот, так и их получатели. В последующих годах был осуществлен  переход на оказание адресной социальной помощи, что позволило перераспределить социальные выплаты в пользу наиболее нуждающимся, малообеспеченным семьям. Данная политика получила свое отражение  и в сфере жилищных отношений  – предоставление жилья из государственного жилищного фонда социально защищаемым слоям населения и критерий малодоходности для предоставления жилищных пособий.

Большую роль в совершенствовании  социальной политики в отношении  инвалидов сыграла «Концепция социальной защиты населения Республики Казахстан». Данная Концепция была одобрена Постановлением Правительства РК от 27 июня 2001 года №886. В ней подчеркивалось, что  система социальной защиты: «будет смешанной и включит в себя элементы как солидарной, так и  персонифицированной систем, как  обязательного, так и добровольного  страхования и предназначена  для обеспечения социальной защиты населения от основных рисков, с  которыми может столкнуться человек  в течение своей жизни».

Предлагаемая к реализации система социальной защиты должна была быть:

- справедливой - реализация прав  на социальную защиту должна  быть легко доступной для потенциальных  получателей. Гарантированный государством  минимальный объем пособий должен  предоставлять равный уровень  выплат при одинаковых социальных  рисках независимо от трудового  стажа и заработка. В то же  время дополнительный уровень  защиты должен зависеть от  продолжительности и размера  участия в системе каждого  конкретного человека;

- стимулирующей индивидуальную  ответственность каждого гражданина, а не его зависимость от  государства. В целом, все трудоспособные  граждане должны стремиться быть  ответственными за свое собственное  будущее и благосостояние своих  семей;

- действенной - пособия должны  обладать адресностью, то есть  предоставляться тем, кто имеет  на это право и наиболее  нуждается в них;

- эффективной, то есть прозрачной  и хорошо управляемой, низкозатратной  и простой;

- доступной, то есть за определенный  срок обеспечить максимально  полный охват населения.

Предлагалось организовать систему  социальной защиты на основе социальных рисков, включающую в себя следующие  элементы защиты:

- государственные выплаты за  счет средств бюджета всем  гражданам на одинаковом уровне  в зависимости от социальных  рисков;

- обязательное социальное страхование  на первом этапе за счет  отчислений работодателей и в  перспективе также за счет  работников;

- накопительную пенсионную систему;

- социальную помощь и специальные  государственные программы поддержки  определенных категорий граждан  за счет средств бюджета.

Для реализации заявленных целей и  задач данной Концепции за период 2001-2005 годы были приняты новые нормативные  правовые акты и модернизированы  существующие. В целом Концепция  сыграла позитивную роль в развитии всей системы социальной защиты населения  Казахстана. Несомненным положительным  моментов явилось то, что социальная защита инвалидов была рассмотрена  как составляющая общей системы, общей политики в социальной сфере.

Социальное обеспечение в случае инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям регулируется Законом Республики Казахстан от 16 июня 1997 г. "О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан". Отношения в сфере государственного социального обеспечения граждан, имеющих право на получение специального государственного пособия, регулируются Законом РК от 5 апреля 1999 года «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан».

Информация о работе Правовые основы социальной защиты молодых инвалидов