Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:39, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы, посвященной социальной работе с детьми-инвалидами, обусловлена тем, что в настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3
1 ИНВАЛИДНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ……………………………………………..5
1.1 Понятие и группы инвалидности…………………………………………..5
1.2 Основные виды детской инвалидности……………………………….……8
1.3 Социальная реабилитация молодых инвалидов………………………….12
2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ……………………………………………………20
2.1 Методы социальной работы с молодыми инвалидами………………….20
2.2 Социальная поддержка молодых инвалидов в РК………..…………….23
2.3 Реабилитационные центры для помощи детям - инвалидам…………....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………33
Реабилитация - процесс, который имеет начало, но не имеет конца. Завершение выполнения индивидуальной реабилитационной программы вовсе не означает, что структуры социальной помощи могут ограничиться только материальной поддержкой инвалида, выплатой пенсий и пособий. Социальный патронаж лица с ограниченными возможностями, известный уровень социального надзора и контроля за ним необходимы и на последующих этапах его существования с целью своевременного оказания помощи при необходимости и предотвращения негативной динамики процессов.
Вся деятельность по реабилитации лиц с ограниченными возможностями, будучи системной и комплексной, может осуществляться со всей совокупностью органов и учреждений социальной сферы прежде всего на региональном уровне, вне зависимости от их принадлежности к системе социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости, культуры и спорта и т. д. Межведомственная координация в этом направлении социальной деятельности является особенно необходимой; обеспечение этой координации входит в функции органов государственного управления на уровне территории.
2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ
2.1 Методы социальной работы с молодыми инвалидами
Необходимость интеграции технологий социальной работы и методов в первую очередь определяется спецификой людей с ограниченными возможностями как объектов “ социальной терапии”.
Среди проблем людей с ОВ (Ограниченные Возможности), особенно молодых, чаще всего фигурируют одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение стигматизированности и отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, профессиональное самоопределение и трудоустройство, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Весьма острыми являются такие проблемы сексуальной и семейной жизни, как установление и развитие взаимоотношений с противоположным полом и возможные медицинские противопоказания к деторождению. Методы профессиональной социальной работы многообразны. Они классифицируются:
по направлениям и формам социальной работы (организационные, социологические, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экономические, социально-экологические и др.),
по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные);
по субъектам социальной работы
(применяемые отдельным
Наряду с этим все более популярной становится и другая их классификация — по объектам социальной работы:
индивидуальная работа (социальный работник-клиент);
работа с группой (в группе семьей и через семью);
работа в общине (в микросоциальной среде)[11].
Классификация методов позволяет,
с одной стороны, использовать их
в общенаучном плане (в качестве
основании методологии
Рассмотрим методы социальной работы, классифицированные по ее объектам.
Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни. Этот метод предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация). В процессе работы социальный работник должен:
установить первичную связь и определить потребности клиента в социальных услугах;
изучить и уяснить проблему;
мотивировать необходимость
концептуализировать проблему;
определить и исследовать
выбрать стратегическое направление;
реализовать решения проблемы и др[12].
Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой клиентов (семьей), так и в группе — с каждым из ее членов отдельно. В этом случае изучаются различные области человеческой деятельности, что способствует более эффективному разрешению возникших проблем и трудностей.
Групповая работа может проводиться и с объединенными группами (семьями), имеющими схожие проблемы или однородные задачи.
Существует несколько теорий, регулирующих методы социальной работы с группой:
теория поля рассматривает группу как некую общность индивидов, имеющих определенную цель и изменяющиеся в зависимости от обстоятельств внутригрупповые интересы;
теория социального обмена предлагает использовать некоторые идеи бихевиоризма в групповом контексте. Согласно данной теории люди вступают во взаимодействия, ожидая воз награждения, и готовы пожертвовать чем-то взамен;
теория социальных систем предлагает изучать социальные системы в малых группах, поддерживать традиции внутри них и приспосабливать системы к своему окружению[13].
К групповым методам могут быть
отнесены совместная работа над определенными
проблемами и задачами, диагностические
и коррекционно-групповые
анкетный опрос в целях
социометрия — тест для оценки
межличностных эмоциональных
референтометрия — способ выявления референтности (значимости) членов группы для каждого входящего в нее индивида, а также мотивов межличностных выборов и предпочтений в группе;
коммуникометрия — способ выявления
места каждого участника группы
в системе межличностных
Особую группу составляют методы,
предполагающие не только исследование,
диагностику или моделирование
социально-психологических
групповая дискуссия, применяемая в практике руководства коллективами. Ее цель — быстрое и продуктивное решение групповой задачи, воздействие на мнения, позиции и установки участников дискуссии;
деловая игра — воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности или моделирование систем отношений, характерных для того или иного вида практической деятельности;
модификация социального поведения — выработка новых жизненных навыков и привычек, позволяющих человеку адаптироваться к непривычному для него окружению;
социально-психологический
Групповая работа уместна в том случае, если имеется круг людей, объединенных на добровольной основе, имеющих сложные проблемы и задачи, которые касаются:
жизненной позиции;
идеологических устоев;
культуры и образования;
состояния здоровья;
возраста;
пола;
социального положения;
целевой направленности;
трудовых навыков;
культурно-досуговых интересов;
индивидуально-психологических
Групповая социальная работа ориентируется на социальную задачу и жизненную ситуацию и предполагает расширение пространства индивидуума (малой группы или семьи), его умение решать личные проблемы с помощью группы. Опора на цели (постредничество, обмен, самосознание, доступность, реалистичность, адресность и восприимчивость) и этапы (целенаправленность, процесс, коммуникация, оознанная необходимость) предполагается как при индивидуальных методах, так и при групповой работе.
Методы социальной работы в общине (социальная работа в микросоциальной среде).
Социальная община – это относительно устойчивая совокупность, характеризующаяся более или менее одинаковыми условиями и образом жизни, общностью массового сознания, социальных норм и интересов. Социальная общность – это форма совместной жизнедеятельности людей, человеческого общежития, которая складывается исключительно под воздействием объективного хода общественного развития совместного характера человеческой жизнедеятельности[14].
2.2 Социальная поддержка молодых инвалидов в РК
Реформа казахстанской социальной
политики в общем, а политики в
сфере инвалидности в частности,
началась с 1999 года. В апреле 1999 года
была осуществлена замена «натуральных»
льгот денежными выплатами. Одновременно
были упорядочены и дифференцированы
как виды льгот, так и их получатели.
В последующих годах был
Большую роль в совершенствовании социальной политики в отношении инвалидов сыграла «Концепция социальной защиты населения Республики Казахстан». Данная Концепция была одобрена Постановлением Правительства РК от 27 июня 2001 года №886. В ней подчеркивалось, что система социальной защиты: «будет смешанной и включит в себя элементы как солидарной, так и персонифицированной систем, как обязательного, так и добровольного страхования и предназначена для обеспечения социальной защиты населения от основных рисков, с которыми может столкнуться человек в течение своей жизни».
Предлагаемая к реализации система социальной защиты должна была быть:
- справедливой - реализация прав
на социальную защиту должна
быть легко доступной для
- стимулирующей индивидуальную
ответственность каждого
- действенной - пособия должны
обладать адресностью, то есть
предоставляться тем, кто
- эффективной, то есть
- доступной, то есть за
Предлагалось организовать систему социальной защиты на основе социальных рисков, включающую в себя следующие элементы защиты:
- государственные выплаты за
счет средств бюджета всем
гражданам на одинаковом
- обязательное социальное
- накопительную пенсионную
- социальную помощь и
Для реализации заявленных целей и задач данной Концепции за период 2001-2005 годы были приняты новые нормативные правовые акты и модернизированы существующие. В целом Концепция сыграла позитивную роль в развитии всей системы социальной защиты населения Казахстана. Несомненным положительным моментов явилось то, что социальная защита инвалидов была рассмотрена как составляющая общей системы, общей политики в социальной сфере.
Социальное обеспечение в случае инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям регулируется Законом Республики Казахстан от 16 июня 1997 г. "О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан". Отношения в сфере государственного социального обеспечения граждан, имеющих право на получение специального государственного пособия, регулируются Законом РК от 5 апреля 1999 года «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан».
Информация о работе Правовые основы социальной защиты молодых инвалидов