Предоставление государственной социальной помощи КОГАУ СО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:49, дипломная работа

Описание

Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства - неравенства связанного с утратой дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств. Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Общие положения о государственной социальной помощи ………………...7
Государственная социальная помощь: нормативно-правовая основа понятие, цели оказания.
Социальные услуги, оказываемые гражданам, получатели государственной социальной помощи, виды и размер государственной социальной помощи…………………………………………………………………………………….9
1.3 Среднедушевой доход населения, признание граждан малоимущими……..
1.4 Основания предоставления и прекращения государственной социальной помощи………………………………………………………………………………
2 Социальная помощь в Кировской области……………………………….
2.1 Социальное обслуживание в Кировской области………………………..30
2.2 Социальное обслуживание в Вятскополянском…………………………...32
3 Предоставление государственной социальной помощи КОГАУ СО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения»…………………………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………………..43
Библиографический список………...……………………………………

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 68.11 Кб (Скачать документ)

В этой связи 25 июня 1999 года Государственной  Думой был принят, 2 июля 1999 года одобрен  Советом Федерации и 17 июля 1999 года подписан Президентом РФ Федеральный закон “О государственной социальной помощи”, который призван поддержать уровень жизни семей и одиноких граждан, доходы которых ниже величины прожиточного минимума. Закон «О государственной социальной помощи» закрепляет понятие государственной социальной помощи, её источники, виды и размер, а также порядок назначения, категорию получателей и другие важные вопросы. Этот важнейший Федеральный закон также выделяет полномочия Российской Федерации в области оказания социальной помощи. В соответствии со ст. 4 к ведению РФ в области оказания государственной социальной помощи относятся:

− принятие федеральных законов  и иных нормативных правовых актов  по вопросам установления основ правового  регулирования в области оказания гражданам государственной социальной помощи;

− разработка и реализация федеральных  целевых программ оказания государственной  социальной помощи на всей территории РФ.

− формирование федерального бюджета  в части расходов на оказание данного  вида помощи;

− установление видов государственной  социальной помощи, оказание которых  обязательно на территории РФ.

Так же Закон содержит основные нормы, необходимость законодательного закрепления которых вытекает из Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (последним предусматривается, что семья или одинокий гражданин, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считаются малоимущими и имеют право на получение государственной социальной помощи).

Размер государственной  помощи, согласно Закону «О государственной социальной помощи», устанавливается в пределах разницы: для одиноко проживающего гражданина - между прожиточным минимумом и его душевым доходом; для семьи - между суммой величин прожиточных минимумов (для всех членов семьи) и общим доходом членов семьи.

Кроме адресного принципа государственной социальной помощи (а именно, для граждан, имеющих  доход ниже прожиточного минимума), Закон устанавливает также заявительный принцип предоставления помощи нуждающимся.

Источниками оказания государственной  социальной помощи являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов  Федерации и местных бюджетов. В случае недостаточности средств  бюджетов субъектов Федерации и  средств местных бюджетов, такие  средства выделяются за счет средств  бюджета вышестоящего уровня бюджетной  системы РФ или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством  РФ.

Оказание государственной  социальной помощи осуществляется органами социальной защиты населения по месту  жительства или пребывания в виде денежных выплат, как то: социальные пособия, субсидии, компенсации или  в натуральном виде - жизненно необходимыми товарами.

Закон предусматривает возможность  проверки представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и  имуществе, а также возможность  отказа в назначении этой помощи в  случае предоставления заявителем неполных или недостоверных данных. Виды доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи или одинокого гражданина, а также методика расчета среднедушевого дохода, используемого для определения права малоимущих граждан на государственную социальную помощь, определяются соответствующим Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ 22 февраля 2000 г.

Необходимо также выделить ещё  один немаловажный документ Федеральный  закон от 5 апреля 2003 года №44-ФЗ «О порядке  учета и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко  проживающего гражданина для признания  их малоимущими и оказания им государственной  социальной помощи». Данный закон определяет, какие виды доходов должны учитываться при определении среднедушевого дохода, а также как должен рассчитываться среднедушевой доход, для предоставления указанным в законодательстве категориям граждан государственной социальной помощи. Также, этот закон определяет, за какой период должны учитываться доходы, какие именно должны быть эти доходы и как рассчитывать среднедушевой доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего человека за необходимый расчётный период.

Издание этого закона своеобразно  дополняет Федеральный закон  РФ «О государственной социальной помощи», так как в вышеназванном законе не определялся порядок исчисления среднедушевого дохода. Данный закон  вносит необходимую ясность, как  для органов социальной защиты населения, так и для граждан, обращающихся в эти органы за необходимой помощью.

Среди нормативных актов необходимо обратить внимание на Федеральный закон  «О потребительской корзине в  целом по Российской Федерации» от 27 октября 1999 года. Данный Федеральный закон устанавливает потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по России, а также определяет, что потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается в определённых составе и объёмах (в натуральных показателях).

Предоставление государственной  социальной помощи также регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «О государственной  социальной помощи» устанавливает  правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Законом установлено, что государственная  социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко  проживающим гражданам, а также  иным категориям граждан, указанным  в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг  и жизненно необходимых товаров. Субсидией является имеющая целевое  назначение полная или частичная  оплата предоставляемых гражданам  социальных услуг. Набор социальных услуг представляет собой перечень социальных услуг, предоставляемых  отдельным категориям граждан в  соответствии с настоящим Федеральным  законом  «О государственной социальной помощи».

Основными целями оказания государственной социальной помощи являются:

1) поддержание уровня  жизни малоимущих семей, а также  малоимущих одиноко проживающих  граждан, среднедушевой доход  которых ниже величины прожиточного  минимума, установленного в соответствующем  субъекте Российской Федерации; 

2)  адресное использование  бюджетных средств; 

3) усиление адресности  социальной поддержки нуждающихся  граждан;

4) создание необходимых  условий для обеспечения всеобщей  доступности и общественно приемлемого  качества социальных услуг;

5)  снижение уровня  социального неравенства;

6)   повышение доходов  населения.

В определенной мере указанные цели соответствуют программе социально-экономического развития Российской Федерации. Также  определение вышеперечисленных  целей следует признать своевременным, так как в настоящее время  большое количество населения остается за чертой бедности.

Для достижения всех этих целей и  повышения уровня жизни, прежде всего, потребуется: восстановить роль доходов  от трудовой деятельности как основного  источника денежных доходов населения; стимулировать использование доходов  от трудовой и предпринимательской  деятельности, доходов от собственности; проводить инвестирование и кредитование социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий  жизнедеятельности: медицинское обслуживание, получение образования; усилить  адресность социальной поддержки нуждающихся  граждан на основе учёта материального  положения семей и заявительского принципа назначения пособий и оказания помощи.

Уровень жизни характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно  в их количественном измерении (денежных и натуральных единицах). Он включает такие показатели, как: уровень национального  дохода, размер оплаты труда, реальные доходы, объём потребляемых благ и  услуг, уровень потребления продовольственных  и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень  образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Такое широкое толкование уровня жизни  характеризует экономическое положение  населения. В более узком смысле он означает уровень удовлетворения потребностей и соответствующий  ему уровень доходов. Поэтому  чаще всего в качестве обобщающего  показателя уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и  духовных потребностей рассматривают  реальные доходы населения. Они характеризуют  количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения  розничных цен и расходов на выплату  налогов, а также других обязательных платежей.

Важный показатель уровня жизни - минимальный  прожиточный минимум. Минимальный  прожиточный минимум является своеобразной точкой отсчёта бедности.

Бедные, или малоимущие, - это люди, чей месячный доход на одного члена  семьи меньше минимального прожиточного минимума. Среди малоимущих, прежде всего, оказываются частично или  полностью нетрудоспособные, многие, из которых не имеют близких родственников, пенсионеры, инвалиды, многодетные  семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.

Одной из характерных черт государственной  социальной помощи является то, что  она носит адресный характер, т.е. конкретно определён круг получателей  государственной социальной помощи. Ими могут быть только малоимущие семьи или малоимущие одиноко  проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют  среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Адресность предполагает правильное определение материально нуждающихся  граждан, что может достигаться  различными способами. Во-первых, оценкой  материального положения отдельных  лиц или семей. Во-вторых, установлением  адресности, основанной на определенных показателях, статистически связанных  с нуждаемостью. В-третьих, созданием  механизма самоадресования, т.е. нуждающееся  лицо само обращается в органы социальной защиты населения.

 Следующей чертой государственной  социальной помощи является то, что она предоставляется в  виде денежных выплат и натуральной  помощи (одежда, продукты, топливо и т.д.). Денежные выплаты предоставляются малоимущим гражданам в виде социальных пособий, субсидий и компенсаций.

Государственная социальная помощь носит  временный характер. В соответствии с ст.6 Федерального закона « О  государственной социальной помощи»  она может оказываться единовременно  или на период не менее трёх месяцев.

Таким образом, особое место среди  законодательства о государственной  социальной помощи занимает Конституция  Российской Федерации. Оказание государственной  социальной помощи регулирует Федеральный  закон «О прожиточном минимуме в  РФ», Среди нормативных актов, особое место занимает Федеральный закон  РФ «О государственной социальной помощи», который был принят Государственной  Думой 25 июля 1999 года. Государственной социальной помощь. в связи с бедностью является предоставление малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам пособий, компенсаций, субсидий и жизненно необходимых товаров, с целью поддержания их уровня жизни, снижения уровня социального неравенства и усиления адресной социальной поддержки нуждающихся граждан.

Исходя из этого, можно сделать  вывод о том, что в настоящее  время в Российской Федерации, высокими темпами осуществляется государственная  социальная политика направленная, прежде всего на преодоление крайней  степени социального неравенства  в современном российском обществе и оказание помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим  гражданам. Также можно сказать, что стратегическими целями социальной политики для России в нынешний период проведения социальных реформ являются: достижение ощутимого улучшения  материального положения и условий  жизни людей; обеспечение эффективной  занятости населения; гарантия конституционных  прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения  жильём; существенное улучшение социальной инфраструктуры.

 

 

1.2  Социальные услуги, оказываемые гражданам

 

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных  в статье 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

1) дополнительная бесплатная  медицинская помощь, в том числе  предусматривающая обеспечение  необходимыми лекарственными средствами  по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских  показаний путевки на санаторно-курортное  лечение, осуществляемые в соответствии  с законодательством об обязательном  социальном страховании;

2) бесплатный проезд на  пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте  к месту лечения и обратно.

Информация о работе Предоставление государственной социальной помощи КОГАУ СО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения»