Профессиональная социальная работа и система государственного социального обеспечения: ретроспективный подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:04, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: рассмотрение структуры и функций профессиональной социальной работы, а также системы государственного социального обеспечения. Рассмотрение ретроспективного подхода в социальном обеспечении.
Для достижения цели, необходимо раскрыть следующие задачи:
- охарактеризовать процесс становления социальной работы, как профессионального вида деятельности;
- раскрыть суть профессиональной социальной работы;
- рассмотреть состояние и перспективы профессиональной социальной работы;
- дискуссировать вопрос об основах государственного социального обеспечения;
- рассмотреть ретроспективный подход в системе государственного социального обеспечения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
1.1. Становление социальной работы как профессионального вида деятельности………………………………………………………………………6
1.2. Профессиональная социальная работа: состояние и перспективы...........12

Глава2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: РЕТРОСПЕКТИВАНЫЙ ПОДХОД
2.1. Понятие «социальное обеспечение»……………………………………….18
2.2. Основы государственного социального обеспечения…………………….24
2.3. Ретроспективный подход в системе социального обеспечения………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 80.85 Кб (Скачать документ)

Первый этап – развитие благотворительности после крещения Руси. Во времена князей Владимира и Ярополка духовенство занималось общественным презрением. Кроме того, князья, знать определяли десятины на содержание монастырей, церквей, богаделен; строили церкви, школы и училища; устраивали пиршества на княжеском дворе, в том числе для бедных людей; раздавали на улицах и  дворах нищим и убогим хлеб, мясо, рыбу и овощи. Наблюдалось как бы переплетение государственной и частной благотворительности.

В этот период на Руси начала формироваться правовая основа социальной помощи подрастающему поколению  и женщинам. Так, в первом письменном русском своде законов «Русская Правда» решались вопросы о раздели  наследства между детьми (в пользу младшего сына) и вдовствующей матерью: ее не могли прогнать со двора или  отнять то, что было передано ее супругом.  Важно, что 8из 37 статьей «Русской Правды» были   посвящены вопросам детской защищенности.

Второй этап – возникновение  и развитие системы общественного  призрения – как  на личностном, так и на коллективном, групповом, учрежденческом уровне. Особенно преуспели  в этом церкви и монастыри, вокруг них складывались целые слободки, население которых жило за счет милостыни. Причем нищие далеко не все были калеками или немощными: выгоднее было просить милостыню, чем трудиться.

Попытка борьбы с попрошайничеством (и просящих, и дающих милостыню  наказывали штрафом и кнутом) при  Петре I не увенчалась успехом. Но при нем началось создание системы общественного призрения – расширенное строительство больниц, богаделен, сиротских и смирительных домов для призрения незаконнорожденных младенцев и прядильных домов для людей «праздношатающихся и им подобных».

В начале 20-х гг. XVIII в. были изданы указы о призрении младших офицеров, что можно условно рассматривать как предтечу российского пенсионного законодательства.

При Екатерине II система общественного призрения в основном сложилась. На открытые ею особые приказы общественного призрения возлагались обязанности по устройству и содержанию народных школ, сиротских домов, больниц, аптек, богаделен, домов для неизлечимо и психически больных, работных и смирительных домов. Система охватывала практически все слои населения, нуждающиеся в социальной защите. Естественно, эта система была не совершенной.

На социальную защиту всех слоев населения не хватало государственных  средств. Возникла идея добровольно-обязательного  попечения нуждающихся под присмотром государства, которая воплощалась  в жизнь и благодаря участию  в деле призрения членов императорской  семьи; немалую роль в решении  проблем призрения сыграли земства.

Третий этап – послереволюционный и советский периоды. В 1918 г. В.И. Ленин  поставил перед центральными и местными органами власти задачу: создать государственную  систему социального обеспечения  обездоленных – инвалидов, стариков, сирот, вдов. Преследовалась цель улучшить снабжение населения продовольственными и промышленными товарами, наладить социальное обеспечение и социальное страхование, организовать жилищное строительство, здравоохранение и курортное обслуживание.

В 20-х гг. рамки социального  обеспечения расширились. В 1936 г. оно  приобрело государственный характер и было нацелено на материальное обеспечение  и обслуживание всех граждан СССР в старости, в случае болезни, при  полной или частичной утрате трудоспособности, а также обслуживание многодетных семей. Особое Внимание уделялось пенсионному обеспечению по старости и пособиям. Были организованы первые санатории, профилактории и дома отдыха для трудящихся. Большое значение придавалось охране труда. Конечно, уровень социального обеспечения не был высоким, что обусловливалось внутренними и внешними факторами, но основные социальные права впервые стали реализовываться.

Объективные исследования свидетельствуют  о том, что степень социальной защищенности человека в советский  период была неизмеримо выше, чем в  дореволюционный период развития России и 90-е гг. 20-го века.

Ясно, что формирование социальной работы происходит в разных странах в разные периоды их развития, что обусловлено различием в становлении, прежде всего государственных форм жизнедеятельности тех или иных народов.

С учетом мирового опыта (в  том числе и российского) социальная помощь нуждающимся может быть сведена  к нескольким формам филантропии (благотворительности, покровительству неимущим, социально  незащищенным).

В узком смысле благотворительность  означает оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам (слоям) населения, в более широком смысле – безвозмездную деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы, слоя, общности, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Филантропия в разных странах  проявляется, прежде всего, в формах милостыни и общественного призрения.

Милостыня – одна из древнейших форм проявления гуманного отношения  к человеку, выражение сострадания  убогим и нищим в виде подаяния им денег или иных материальных средств существования. Специфика этой формы благотворительности – ее сугубо индивидуальный характер, зависящий от личностных свойств подающего милостыню. Как первичная форма благотворительности милостыня носит неорганизованный характер и наяду с позитивными характеризуется некоторыми и негативными моментами – в частности, постоянные и щедрые подаяния способствуют развитию профессионального нищенства.

В отличие от подаяния (милостыни) призрение осуществляется государством, церковью, обществом (общественное призрение), а также частными лицами (просто призрение), означает внимание, участие, сочувствие, милосердие и выражается прежде всего в предоставлении кому-либо приюта и пропитания. Возникновение призрения как социального института связывают на Руси с началом христианства и строительством церквей и монастырей. В России и других странах призрение, осуществляемое церковью (конфессиями), со временем становится и функцией государства, его различных структурных образований.

В отличие от милостыни призрение распространяется, прежде всего, на тех, кто действительно в нем нуждается, и носит организованный характер, поскольку его субъектами являются государство и другие социальные (политические и неполитические) институты общества.

В ХХ в. призрение в большинстве  стран трансформировалось в комплексную  систему государственной и частной  благотворительной помощи и поддержки  населения. Функционирование этой системы  свидетельствовало о повышении  уровня заботы о людях, – о наличии  социальной работы как феномена современной  общественной жизни.

  

      

 

 

 

 

 

 

1.2. Профессиональная  социальная работа: состояние и  перспективы

 
Если рассматривать социальную работу как можно более строго, следует  подчеркнуть, что в своем реальном состоянии – как профессиональная помощь людям она еще не состоялась, и процесс ее профессионализации еще не закончился. Профессионализация в широком социальном смысле понимается как создание и развитие общественных институтов, а также правил и норм, связанных с формированием профессиональной структуры общества. В узком смысле процесс профессионализации означает формирование профессиональных групп, имеющих специфические интересы и ценности, а также профессиональных позиций и ролей. Только пройдя через  профессионализацию, деятельность может называться профессией с точки зрения социологии.

Согласно интерпретативному  подходу к пониманию профессий, каждая профессия озабочена тем, чтобы удержать или захватить  выгодное положение в стратификационной  системе. Вследствие этого профессионализация оказывается процессом создания и контроля рынка определенных услуг, предоставляемых данной профессией, а в конечном итоге стремлением  к высокому статусу и восходящей социальной мобильности самих профессионалов. Этот подход, называемый еще профессиональным контролем, протекает из теорий конфликта  и действия, рассматривающих общество как борьбу различных групп за соблюдение собственных интересов. Любая профессия пытается очертить круг вопросов, относящихся к сфере  ее компетентности, ограничивая профессиональный взгляд на мир и монополизируя  профессиональное знание как собственность. При этом специалисты, относящиеся  к той или иной профессии, получают право выполнять определенные действия, недоступные тем, кто не входит в  их круг, и пытаются моделировать собственное  видение той или иной сферы общественной  жизнедеятельности.

А. Гроссман в числе характеристик, которые описывают «идеальную модель»  профессии упоминает, в частности, «авторитетный совет, которому клиенты  следуют, не зная, почему это – хороший  совет »2. Подразумевается, что профессионал выступает как формальный носитель определенного знания, недоступного непосвященным. Даже если кто-то из неспециалистов попытается, например, выполнить профессиональные функции врача или юриста, его действия будут априори подвергнуты сомнению, поскольку у человека отсутствует формальное право выполнять их.

Требование юридически подкрепляемого права на уникальную компетентность (в частности, наличие соответствующего диплома или лицензии на право  ведения какой-либо деятельности) есть базовая стратегия профессионализма, а существенной его частью выступает  профессиональный отбор. Профессиональный статус гарантирует высокое материальное вознаграждение, что чревато серьезными конфликтами между профессионалами  и теми, кто посягает на монополию  их экспертных заключений – таким  образом, профессиональный статус предполагает элементы престижности, чего в случае с социальной работой не происходит. Учитывая, что А. Флекснер предложил  как признак профессии профессиональное самосознание, можно определить и  такую существенную проблему в развитии социальной работы как неясность  профессиональной идентичности.3 История этой проблемы восходит к появлению законодательной базы, утверждающей возникновение социальной работы в России, когда в обиход вошли такие схожие на первый взгляд понятия как «социальный работник» и «специалист по социальной работе». Смешение этих понятий в общественном сознании (опирающемся, в частности, на невежественные представления по данному вопросу средств массовой информации) спровоцировало размытость критериев профессиональной принадлежности и профессиональных достижений представителей социальной работы. Понятие «социальный работник» до сих пор понимается двояко: им обозначается и должность в социальной службе и вообще любой сотрудник организации социального обслуживания. При этом, освещая социальную работу, СМИ обычно демонстрирует деятельность социальных работников , а не специалистов по социальной работе, что приводит к формированию у некомпетентного населения устойчивого представления о социальной работе как о грязном неквалифицированном труде.

Профессионализация нуждается  в осознании того, что составляет профессию – самоидентификация  социального работника должна быть связана с определенным набором  функциональных признаков, по которым  человек и социум опознают профессию , и с чувством принадлежности к  чётко ограниченной профессиональной группе . Сам факт неопределенности в характеристике деятельности социального  работника указывает на слабую символическую  выраженность института социальной работы в современном российском обществе – в связи с этим социальные работники не могут конкурировать с новыми профессиями, появившимися в нашей стране также сравнительно недавно. Данная ситуация, включая отсутствие должного рекрутинга в социальных службах, вредит не только самим специалистам, теряющим адекватную самооценку своего профессионального статуса, отличающегося непрестижностью, но и обществу в целом, которому оказываются некачественные услуги вследствие наличия в сфере социальной работы некомпетентных кадров. Дилетанты и неспециалисты не только не могут в силу своей слабой теоретической подготовки полноценно оказывать необходимую помощь (помощь здесь понимается в широком смысле слова), но и наносят ущерб восприятию социальной работы в обществе, которая и сейчас представляется многим довольно расплывчато в силу своей междисциплинарности .

Профессионализация представляет собой длительный процесс и осуществляется с помощью особых институтов, важнейшими из которых в современном обществе будут выступать социальные службы и образовательные учреждения, готовящие  социальных работников и специалистов по социальной работе. Специальное  образование дает индивиду определенный набор знаний и навыков, необходимых  в профессии, знакомит с латентными нормами и профессиональными  практиками, способствует усвоению профессионального  этоса, предоставляет формальное подтверждение  профессионального статуса в  виде диплома и, следовательно, легитимизирует претензии профессионала на экспертное знание . От того, как в настоящее  время готовятся специалисты  и как они осуществляют свою деятельность, будет зависеть лицо новой профессии. Становление работника-профессионала  должно опираться как на базовые  знания, так и на практику, которая  не должна противоречить современным  принципам и методам социальной работы. Пройдя полноценный курс обучения, выпускник вуза должен суметь применить  и развить полученные навыки для  того, чтобы выполнять работу более  качественно – от этого будет  зависеть как его личный профессионализм, так и профессионализация всей социальной работы в целом.

Следует отметить, что профессионализация представляет собой многомерное  понятие, включающее в себя как формирование специфических профессиональных групп  в частности, так и создание и  развитие общественных институтов, организацию  профессиональной структуры в целом. Этот процесс не является жестко нормированным, но он требует разработки конкретных профессиональных стандартов – критериев  деятельности, которые должны быть определены для различных направлений работы. При этом профессионал в условиях становления нового вида деятельности будет являться носителем предметности этой деятельности, внося свой индивидуальный вклад в развитие профессии. В результате профессионализация будет представлять собой комплекс внешних и внутренних процессов, за счет соответствия и регулирования которых зависит скорость процесса институциализации новой деятельности.

Исходя из того, что профессионализм  в социальной работе – это постоянно  поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям  в разрешении их жизненных проблем, особое внимание должно быть уделено  специфике высшего образования  в сфере социальной работы. Поскольку  для протекания процесса профессионализации социальной работы требуется качественная подготовка кадров, способных к полноценной  реализации современных методов  и технологий на практике, высшие учебные  заведения и социальные службы должны представлять собой комплекс учреждений, формирующих профессиональных специалистов. При этом обучение социальной работе должно проходить с учетом специфики  данной профессии, и необходим принципиально  новый подход к сочетанию теории и практики студентов: в частности, следует отметить внедрение в  образовательный процесс заимствованных за границей инновационных методик, успешно проходящих апробацию в  условиях российских вузов . Необходимо подчеркнуть, что реформирование образовательной  сферы неизбежно скажется как  на социальной работе , так и на обществе в целом, поскольку все эти  элементы взаимосвязаны и обусловливают  модернизацию и трансформацию друг друга.

Информация о работе Профессиональная социальная работа и система государственного социального обеспечения: ретроспективный подход