Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:04, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотрение структуры и функций профессиональной социальной работы, а также системы государственного социального обеспечения. Рассмотрение ретроспективного подхода в социальном обеспечении.
Для достижения цели, необходимо раскрыть следующие задачи:
- охарактеризовать процесс становления социальной работы, как профессионального вида деятельности;
- раскрыть суть профессиональной социальной работы;
- рассмотреть состояние и перспективы профессиональной социальной работы;
- дискуссировать вопрос об основах государственного социального обеспечения;
- рассмотреть ретроспективный подход в системе государственного социального обеспечения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
1.1. Становление социальной работы как профессионального вида деятельности………………………………………………………………………6
1.2. Профессиональная социальная работа: состояние и перспективы...........12
Глава2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: РЕТРОСПЕКТИВАНЫЙ ПОДХОД
2.1. Понятие «социальное обеспечение»……………………………………….18
2.2. Основы государственного социального обеспечения…………………….24
2.3. Ретроспективный подход в системе социального обеспечения………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….38
Первый этап – развитие благотворительности после крещения Руси. Во времена князей Владимира и Ярополка духовенство занималось общественным презрением. Кроме того, князья, знать определяли десятины на содержание монастырей, церквей, богаделен; строили церкви, школы и училища; устраивали пиршества на княжеском дворе, в том числе для бедных людей; раздавали на улицах и дворах нищим и убогим хлеб, мясо, рыбу и овощи. Наблюдалось как бы переплетение государственной и частной благотворительности.
В этот период на Руси начала формироваться правовая основа социальной помощи подрастающему поколению и женщинам. Так, в первом письменном русском своде законов «Русская Правда» решались вопросы о раздели наследства между детьми (в пользу младшего сына) и вдовствующей матерью: ее не могли прогнать со двора или отнять то, что было передано ее супругом. Важно, что 8из 37 статьей «Русской Правды» были посвящены вопросам детской защищенности.
Второй этап – возникновение и развитие системы общественного призрения – как на личностном, так и на коллективном, групповом, учрежденческом уровне. Особенно преуспели в этом церкви и монастыри, вокруг них складывались целые слободки, население которых жило за счет милостыни. Причем нищие далеко не все были калеками или немощными: выгоднее было просить милостыню, чем трудиться.
Попытка борьбы с попрошайничеством (и просящих, и дающих милостыню наказывали штрафом и кнутом) при Петре I не увенчалась успехом. Но при нем началось создание системы общественного призрения – расширенное строительство больниц, богаделен, сиротских и смирительных домов для призрения незаконнорожденных младенцев и прядильных домов для людей «праздношатающихся и им подобных».
В начале 20-х гг. XVIII в. были изданы указы о призрении младших офицеров, что можно условно рассматривать как предтечу российского пенсионного законодательства.
При Екатерине II система общественного призрения в основном сложилась. На открытые ею особые приказы общественного призрения возлагались обязанности по устройству и содержанию народных школ, сиротских домов, больниц, аптек, богаделен, домов для неизлечимо и психически больных, работных и смирительных домов. Система охватывала практически все слои населения, нуждающиеся в социальной защите. Естественно, эта система была не совершенной.
На социальную защиту всех
слоев населения не хватало государственных
средств. Возникла идея добровольно-обязательного
попечения нуждающихся под
Третий этап – послереволюционный
и советский периоды. В 1918 г. В.И. Ленин
поставил перед центральными и местными
органами власти задачу: создать государственную
систему социального
В 20-х гг. рамки социального
обеспечения расширились. В 1936 г. оно
приобрело государственный
Объективные исследования свидетельствуют о том, что степень социальной защищенности человека в советский период была неизмеримо выше, чем в дореволюционный период развития России и 90-е гг. 20-го века.
Ясно, что формирование социальной работы происходит в разных странах в разные периоды их развития, что обусловлено различием в становлении, прежде всего государственных форм жизнедеятельности тех или иных народов.
С учетом мирового опыта (в том числе и российского) социальная помощь нуждающимся может быть сведена к нескольким формам филантропии (благотворительности, покровительству неимущим, социально незащищенным).
В узком смысле благотворительность означает оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам (слоям) населения, в более широком смысле – безвозмездную деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы, слоя, общности, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Филантропия в разных странах
проявляется, прежде всего, в формах
милостыни и общественного
Милостыня – одна из древнейших форм проявления гуманного отношения к человеку, выражение сострадания убогим и нищим в виде подаяния им денег или иных материальных средств существования. Специфика этой формы благотворительности – ее сугубо индивидуальный характер, зависящий от личностных свойств подающего милостыню. Как первичная форма благотворительности милостыня носит неорганизованный характер и наяду с позитивными характеризуется некоторыми и негативными моментами – в частности, постоянные и щедрые подаяния способствуют развитию профессионального нищенства.
В отличие от подаяния (милостыни) призрение осуществляется государством, церковью, обществом (общественное призрение), а также частными лицами (просто призрение), означает внимание, участие, сочувствие, милосердие и выражается прежде всего в предоставлении кому-либо приюта и пропитания. Возникновение призрения как социального института связывают на Руси с началом христианства и строительством церквей и монастырей. В России и других странах призрение, осуществляемое церковью (конфессиями), со временем становится и функцией государства, его различных структурных образований.
В отличие от милостыни призрение распространяется, прежде всего, на тех, кто действительно в нем нуждается, и носит организованный характер, поскольку его субъектами являются государство и другие социальные (политические и неполитические) институты общества.
В ХХ в. призрение в большинстве
стран трансформировалось в комплексную
систему государственной и
1.2. Профессиональная социальная работа: состояние и перспективы
Если рассматривать социальную работу
как можно более строго, следует
подчеркнуть, что в своем реальном
состоянии – как
Согласно интерпретативному
подходу к пониманию профессий,
каждая профессия озабочена тем,
чтобы удержать или захватить
выгодное положение в стратификационной
системе. Вследствие этого профессионализация
оказывается процессом создания
и контроля рынка определенных услуг,
предоставляемых данной профессией,
а в конечном итоге стремлением
к высокому статусу и восходящей
социальной мобильности самих
А. Гроссман в числе характеристик, которые описывают «идеальную модель» профессии упоминает, в частности, «авторитетный совет, которому клиенты следуют, не зная, почему это – хороший совет »2. Подразумевается, что профессионал выступает как формальный носитель определенного знания, недоступного непосвященным. Даже если кто-то из неспециалистов попытается, например, выполнить профессиональные функции врача или юриста, его действия будут априори подвергнуты сомнению, поскольку у человека отсутствует формальное право выполнять их.
Требование юридически подкрепляемого
права на уникальную компетентность
(в частности, наличие соответствующего
диплома или лицензии на право
ведения какой-либо деятельности) есть
базовая стратегия
Профессионализация нуждается в осознании того, что составляет профессию – самоидентификация социального работника должна быть связана с определенным набором функциональных признаков, по которым человек и социум опознают профессию , и с чувством принадлежности к чётко ограниченной профессиональной группе . Сам факт неопределенности в характеристике деятельности социального работника указывает на слабую символическую выраженность института социальной работы в современном российском обществе – в связи с этим социальные работники не могут конкурировать с новыми профессиями, появившимися в нашей стране также сравнительно недавно. Данная ситуация, включая отсутствие должного рекрутинга в социальных службах, вредит не только самим специалистам, теряющим адекватную самооценку своего профессионального статуса, отличающегося непрестижностью, но и обществу в целом, которому оказываются некачественные услуги вследствие наличия в сфере социальной работы некомпетентных кадров. Дилетанты и неспециалисты не только не могут в силу своей слабой теоретической подготовки полноценно оказывать необходимую помощь (помощь здесь понимается в широком смысле слова), но и наносят ущерб восприятию социальной работы в обществе, которая и сейчас представляется многим довольно расплывчато в силу своей междисциплинарности .
Профессионализация
Следует отметить, что профессионализация представляет собой многомерное понятие, включающее в себя как формирование специфических профессиональных групп в частности, так и создание и развитие общественных институтов, организацию профессиональной структуры в целом. Этот процесс не является жестко нормированным, но он требует разработки конкретных профессиональных стандартов – критериев деятельности, которые должны быть определены для различных направлений работы. При этом профессионал в условиях становления нового вида деятельности будет являться носителем предметности этой деятельности, внося свой индивидуальный вклад в развитие профессии. В результате профессионализация будет представлять собой комплекс внешних и внутренних процессов, за счет соответствия и регулирования которых зависит скорость процесса институциализации новой деятельности.
Исходя из того, что профессионализм
в социальной работе – это постоянно
поддерживаемые на высоком уровне знания,
умения и навыки специалиста, обеспечивающие
квалифицированное содействие людям
в разрешении их жизненных проблем,
особое внимание должно быть уделено
специфике высшего образования
в сфере социальной работы. Поскольку
для протекания процесса профессионализации
социальной работы требуется качественная
подготовка кадров, способных к полноценной
реализации современных методов
и технологий на практике, высшие учебные
заведения и социальные службы должны
представлять собой комплекс учреждений,
формирующих профессиональных специалистов.
При этом обучение социальной работе
должно проходить с учетом специфики
данной профессии, и необходим принципиально
новый подход к сочетанию теории
и практики студентов: в частности,
следует отметить внедрение в
образовательный процесс