Профессиональная социальная работа и система государственного социального обеспечения: ретроспективный подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:04, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: рассмотрение структуры и функций профессиональной социальной работы, а также системы государственного социального обеспечения. Рассмотрение ретроспективного подхода в социальном обеспечении.
Для достижения цели, необходимо раскрыть следующие задачи:
- охарактеризовать процесс становления социальной работы, как профессионального вида деятельности;
- раскрыть суть профессиональной социальной работы;
- рассмотреть состояние и перспективы профессиональной социальной работы;
- дискуссировать вопрос об основах государственного социального обеспечения;
- рассмотреть ретроспективный подход в системе государственного социального обеспечения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
1.1. Становление социальной работы как профессионального вида деятельности………………………………………………………………………6
1.2. Профессиональная социальная работа: состояние и перспективы...........12

Глава2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: РЕТРОСПЕКТИВАНЫЙ ПОДХОД
2.1. Понятие «социальное обеспечение»……………………………………….18
2.2. Основы государственного социального обеспечения…………………….24
2.3. Ретроспективный подход в системе социального обеспечения………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 80.85 Кб (Скачать документ)

Возьмем для примера пособия  на погребение. В СССР они реализовывали  государственную гарантию социального  обеспечения из фондов общественного  потребления. В настоящее время, это пособие также выплачивается (ФЗ «О погребении и похоронном деле»  от 12 января 1996 г.), но финансовый механизм уже иной. Из бюджетных средств  субъектов РФ пособие выплачивается, если умерший не работал и не являлся  пенсионером, во всех остальных ситуациях  выплаты осуществляются из средств  внебюджетных социально-страховых фондов: пенсионного и социального страхования. Размеры пособия для всех случаев одинаковые и определяются государством. Но если эти пособия выплачивают страховые фонды, то в соответствии с принципами страхования они должны быть индивидуальными, дифференцированными, зависеть от трудового вклада, страховых взносов и др.

Уравниловка в страховании  недопустима: в социальном аспекте - несправедлива, а в экономическом - неэффективна. Если же это пособие - государственная гарантия в одинаковом размере всем гражданам РФ, то почему оно во всех случаях не выплачивается  из государственного бюджета, почему государственные  гарантии реализуются посредством  солидарной самозащиты граждан? Наконец, насколько экономически целесообразно  и социально справедливо производить  выплату государственных пособий  в равных для всех размерах в социально  дифференцированном обществе? Из подобных противоречий соткана практически  вся совокупность отношений по поводу реализации государственных гарантий с учетом трудовой жизненной ситуации, которую продолжают называть социальным обеспечением.

Итак, «остатки» советского социального обеспечения: во-первых, противоречат реализуемому в демократическом обществе принципу социальной справедливости, так как в условиях социально неоднородного общества, имущественной дифференциации пытаются обеспечить уравнительное государственное попечение; во-вторых, не соответствуют новой парадигме социальной защиты с опорой на рыночные механизмы, солидарную самозащиту (социальное страхование), фактор личной ответственности за свое социальное положение, социальную поддержку, а не государственное тотальное попечительство; в-третьих, не имеют адекватных государственным гарантиям социального обеспечения СССР: экономической базы, механизмов реализации и источников финансирования.

Именно поэтому называть оставшуюся от системы советского социального  обеспечения часть пособий, льгот, выплат, услуг социальным обеспечением мы не имеем права. Это другая совокупность общественных отношений. И должна по-иному  определяться. Например, как «государственная социальная помощь», рассматриваемая  в широком своем значении, как  целенаправленная деятельность властных органов, обеспечивающая предоставление гарантированных государством социальных пособий, субсидий, компенсаций, льгот, выплат, жизненно необходимых товаров, а также социальных услуг гражданам, попавшим в трудную жизненную  ситуацию, в том числе вызванную  бедностью, которые предоставляются  гражданам из бюджетных средств, в случае наступления обстоятельств, указанных в законодательстве, независимо от их участия в фондах страхования, социальном резервировании и трудового  вклада. (В узком - это государственная социальная помощь по бедности, осуществляемая в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума (в соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи» (1999 г.)).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Основы государственного  социального обеспечения

Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 года закрепила  основополагающий принцип социального  обеспечения - право каждого члена  общества на социальное обеспечение, а  также на поддержание необходимых  условий для достоинства и  свободного развития личности в экономических, социальных и культурных областях. Иным международным документом, закрепляющим права граждан на социальное обеспечение, является Пакт "Об экономических, социальных и культурных правах" 1966 года. Следуя указанным международным документам, Конституция РФ 1993 года закрепила  основополагающий принцип социального  обеспечения на территории Российской Федерации. Социальное обеспечение  является многогранным и многоаспектным понятием. Организационно-правовыми  формами социального обеспечения  являются:

 

  - система социального страхования;

  - система пенсионного обеспечения;

  - система выплаты пособий и компенсаций;

  - система социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и безработных граждан.

 

Правовые отношения в  системе обязательного социального  страхования регулируются Федеральным  законом Российской Федерации от 16 июля 1999 г. "Об основах обязательного  социального страхования". Данный Закон определяет правовое положение  субъектов обязательного социального  страхования, основания возникновения  и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность  субъектов обязательного социального  страхования, а также устанавливает  основы государственного регулирования  обязательного социального страхования.

В соответствии со ст. 1 Закона обязательное социальное страхование - это часть государственной системы защиты населения. Отличительной чертой данной системы является страхование граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.9 Кроме того, обязательное социальное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а также иных категорий лиц вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Законодатель также предполагает обязательное социальное страхование  лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан  при условии уплаты ими или  за них страховых взносов на обязательное социальное страхование. В данном случае социальное страхование осуществляется за счет негосударственных средств. Порядок обязательного социального  страхования неработающих граждан  определяется специальными федеральными законами о конкретных видах обязательного  социального страхования.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об основах обязательного  социального страхования" основными  принципами его осуществления являются:

 

1) автономность и устойчивость  финансовой системы обязательного  социального страхования. Устойчивость  обеспечивается на основе эквивалентности  страхового обеспечения и страховых  взносов. Так, например, в случае  нехватки в финансовой системе  обязательного социального страхования  денежных средств для обеспечения  выплат пенсий и пособий, оплаты  медицинской помощи и иных  установленных законом расходов  Правительство Российской Федерации  при разработке проекта Федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год  предусматривает дотации финансовой  системе обязательного социального  страхования;

 

2) всеобщий обязательный  характер социального страхования,  доступность для застрахованных  лиц реализации своих социальных  гарантий;

 

3) государственная гарантия  соблюдения прав застрахованных  лиц на защиту от социальных  страховых рисков и исполнение  обязательств по обязательному  социальному страхованию независимо  от финансового положения страховщика;

 

4) государственное регулирование  системы обязательного социального  страхования;

 

5) паритетность участия  представителей субъектов обязательного  социального страхования в органах  управления системы обязательного  социального страхования;

 

6) обязательность уплаты  страхователями страховых взносов  в бюджеты фондов конкретных  видов обязательного социального  страхования;

 

7) ответственность за  целевое использование средств  обязательного социального страхования;

8) обеспечение надзора  и общественного контроля за  проведением обязательного социального  страхования.

 

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об основах обязательного  социального страхования" выделяются семь самостоятельных социальных страховых  рисков. Социальный страховой риск - это предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления, которого осуществляется обязательное социальное страхование. Общей чертой страховых риской является их независимость от субъектов правоотношений по обязательному социальному страхованию и негативность (неблагоприятность) для застрахованного лица, выражающаяся в ухудшении материального либо социального положения. Итак, видами социальных страховых рисков являются:

 

  - необходимость получения медицинской помощи,

  - временная нетрудоспособность,

  - трудовое увечье и профессиональное заболевание,

  - материнство,

  - инвалидность,

  - наступление старости,

  - потеря кормильца,

  - признание безработным,

  - смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

 

Реализация социального  страхового риска (страховой случай) влечет за собой необходимость выплаты  страхового обеспечения. Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об основах  обязательного социального страхования" страховой случай - это событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях - также обязанность страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

 

Документально подтвержденное наступление страхового случая влечет необходимость выплаты застрахованному  лицу определенного вида страхового обеспечения При этом каждому  виду социального страхового риска  соответствует определенный вид  страхового обеспечения. Согласно ст. 3 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" обеспечение по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) - это исполнение страховщиком, а в отдельных случаях также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения. В рамках ст. 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" законодателем выделяются следующие виды страхового обеспечения:

1) оплата медицинскому  учреждению расходов, связанных  с предоставлением застрахованному  лицу необходимой медицинской  помощи;

 

2) пенсия по старости;

 

3) пенсия по инвалидности;

 

4) пенсия по случаю  потери кормильца;

 

5) пособие по временной  нетрудоспособности;

 

6) пособие в связи с  трудовым увечьем и профессиональным  заболеванием;

 

7) пособие по беременности  и родам;

 

8) ежемесячное пособие  по уходу за ребенком до  достижения им возраста полутора (1,5) лет;

 

9) пособие по безработице;

 

10) единовременное пособие  женщинам, вставшим на учет в  медицинских учреждениях в ранние  сроки беременности;

 

11) единовременное пособие  при рождении ребенка;

 

12) пособие на санаторно-курортное  лечение;

 

13) социальное пособие  на погребение;

 

14) оплата путевок на  санаторно-курортное лечение и  оздоровление работников и членов  их семей.

 

Участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы и организации, уполномоченные в области конкретного вида обязательного социального страхования. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области обязательного социального страхования относится установление правовых основ, видов обязательного социального страхования круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, конкретных условий назначения и размеров страхового обеспечения, ответственности субъектов обязательного социального страхования, а также управление системой обязательного социального страхования. В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" любая посредническая деятельность, т. е. платное оказание услуг, в области обязательного социального страхования не допускается.

 

Отношения по обязательному  социальному страхованию возникают, а права и обязанности их субъектов  вступают в силу в следующем порядке:

 

1) у страхователя-работодателя - по всем видам обязательного  социального страхования с момента  заключения с работником трудового  договора;

 

2) у иных страхователей  - с момента их регистрации  страховщиком. При этом регистрация  страхователя в исполнительных  органах страховщика является  обязательной;

 

3) у страховщика - с  момента регистрации страхователя;

 

4) у застрахованных лиц  - по всем видам обязательного  социального страхования с момента  заключения трудового договора  с работодателем; 

 

5) у лиц, самостоятельно  обеспечивающих себя работой,  и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или  за них страховых взносов, если  иное не установлено федеральными  законами. Обязательное социальное  страхование финансируется за  счет специальных целевых денежных  средств. Источниками поступлений  денежных средств в бюджеты  обязательного социального страхования  являются: страховые взносы, дотации,  другие средства бюджетов всех  уровней, штрафные санкции и  пеня, доходы от размещения временно  свободных денежных средств обязательного  социального страхования, иные  поступления, "не противоречащие  законодательству Российской Федерации.

Информация о работе Профессиональная социальная работа и система государственного социального обеспечения: ретроспективный подход