Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:04, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотрение структуры и функций профессиональной социальной работы, а также системы государственного социального обеспечения. Рассмотрение ретроспективного подхода в социальном обеспечении.
Для достижения цели, необходимо раскрыть следующие задачи:
- охарактеризовать процесс становления социальной работы, как профессионального вида деятельности;
- раскрыть суть профессиональной социальной работы;
- рассмотреть состояние и перспективы профессиональной социальной работы;
- дискуссировать вопрос об основах государственного социального обеспечения;
- рассмотреть ретроспективный подход в системе государственного социального обеспечения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
1.1. Становление социальной работы как профессионального вида деятельности………………………………………………………………………6
1.2. Профессиональная социальная работа: состояние и перспективы...........12
Глава2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: РЕТРОСПЕКТИВАНЫЙ ПОДХОД
2.1. Понятие «социальное обеспечение»……………………………………….18
2.2. Основы государственного социального обеспечения…………………….24
2.3. Ретроспективный подход в системе социального обеспечения………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….38
Возьмем для примера пособия
на погребение. В СССР они реализовывали
государственную гарантию социального
обеспечения из фондов общественного
потребления. В настоящее время,
это пособие также
Уравниловка в страховании
недопустима: в социальном аспекте
- несправедлива, а в экономическом
- неэффективна. Если же это пособие
- государственная гарантия в одинаковом
размере всем гражданам РФ, то почему
оно во всех случаях не выплачивается
из государственного бюджета, почему государственные
гарантии реализуются посредством
солидарной самозащиты граждан? Наконец,
насколько экономически целесообразно
и социально справедливо
Итак, «остатки» советского социального обеспечения: во-первых, противоречат реализуемому в демократическом обществе принципу социальной справедливости, так как в условиях социально неоднородного общества, имущественной дифференциации пытаются обеспечить уравнительное государственное попечение; во-вторых, не соответствуют новой парадигме социальной защиты с опорой на рыночные механизмы, солидарную самозащиту (социальное страхование), фактор личной ответственности за свое социальное положение, социальную поддержку, а не государственное тотальное попечительство; в-третьих, не имеют адекватных государственным гарантиям социального обеспечения СССР: экономической базы, механизмов реализации и источников финансирования.
Именно поэтому называть оставшуюся от системы советского социального обеспечения часть пособий, льгот, выплат, услуг социальным обеспечением мы не имеем права. Это другая совокупность общественных отношений. И должна по-иному определяться. Например, как «государственная социальная помощь», рассматриваемая в широком своем значении, как целенаправленная деятельность властных органов, обеспечивающая предоставление гарантированных государством социальных пособий, субсидий, компенсаций, льгот, выплат, жизненно необходимых товаров, а также социальных услуг гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том числе вызванную бедностью, которые предоставляются гражданам из бюджетных средств, в случае наступления обстоятельств, указанных в законодательстве, независимо от их участия в фондах страхования, социальном резервировании и трудового вклада. (В узком - это государственная социальная помощь по бедности, осуществляемая в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума (в соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи» (1999 г.)).
2.2. Основы государственного социального обеспечения
Всеобщая декларация прав
и свобод человека 1948 года закрепила
основополагающий принцип социального
обеспечения - право каждого члена
общества на социальное обеспечение, а
также на поддержание необходимых
условий для достоинства и
свободного развития личности в экономических,
социальных и культурных областях.
Иным международным документом, закрепляющим
права граждан на социальное обеспечение,
является Пакт "Об экономических, социальных
и культурных правах" 1966 года. Следуя
указанным международным
- система социального страхования;
- система пенсионного обеспечения;
- система выплаты пособий и компенсаций;
- система социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и безработных граждан.
Правовые отношения в
системе обязательного
В соответствии со ст. 1 Закона обязательное социальное страхование - это часть государственной системы защиты населения. Отличительной чертой данной системы является страхование граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.9 Кроме того, обязательное социальное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а также иных категорий лиц вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Законодатель также
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" основными принципами его осуществления являются:
1) автономность и устойчивость
финансовой системы
2) всеобщий обязательный
характер социального
3) государственная гарантия
соблюдения прав
4) государственное регулирование
системы обязательного
5) паритетность участия
представителей субъектов
6) обязательность уплаты
страхователями страховых
7) ответственность за
целевое использование средств
обязательного социального
8) обеспечение надзора
и общественного контроля за
проведением обязательного
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" выделяются семь самостоятельных социальных страховых рисков. Социальный страховой риск - это предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления, которого осуществляется обязательное социальное страхование. Общей чертой страховых риской является их независимость от субъектов правоотношений по обязательному социальному страхованию и негативность (неблагоприятность) для застрахованного лица, выражающаяся в ухудшении материального либо социального положения. Итак, видами социальных страховых рисков являются:
- необходимость получения медицинской помощи,
- временная нетрудоспособность,
- трудовое увечье и профессиональное заболевание,
- материнство,
- инвалидность,
- наступление старости,
- потеря кормильца,
- признание безработным,
- смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Реализация социального
страхового риска (страховой случай)
влечет за собой необходимость выплаты
страхового обеспечения. Так, в соответствии
со ст. 3 Федерального закона "Об основах
обязательного социального
Документально подтвержденное
наступление страхового случая влечет
необходимость выплаты
1) оплата медицинскому
учреждению расходов, связанных
с предоставлением
2) пенсия по старости;
3) пенсия по инвалидности;
4) пенсия по случаю потери кормильца;
5) пособие по временной нетрудоспособности;
6) пособие в связи с
трудовым увечьем и
7) пособие по беременности и родам;
8) ежемесячное пособие
по уходу за ребенком до
достижения им возраста
9) пособие по безработице;
10) единовременное пособие
женщинам, вставшим на учет в
медицинских учреждениях в
11) единовременное пособие при рождении ребенка;
12) пособие на санаторно-
13) социальное пособие на погребение;
14) оплата путевок на
санаторно-курортное лечение и
оздоровление работников и
Участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы и организации, уполномоченные в области конкретного вида обязательного социального страхования. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области обязательного социального страхования относится установление правовых основ, видов обязательного социального страхования круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, конкретных условий назначения и размеров страхового обеспечения, ответственности субъектов обязательного социального страхования, а также управление системой обязательного социального страхования. В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" любая посредническая деятельность, т. е. платное оказание услуг, в области обязательного социального страхования не допускается.
Отношения по обязательному
социальному страхованию
1) у страхователя-работодателя
- по всем видам обязательного
социального страхования с
2) у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком. При этом регистрация страхователя в исполнительных органах страховщика является обязательной;
3) у страховщика - с
момента регистрации
4) у застрахованных лиц
- по всем видам обязательного
социального страхования с
5) у лиц, самостоятельно
обеспечивающих себя работой,
и иных категорий граждан -
с момента уплаты ими или
за них страховых взносов,