Помимо образовательного
компонента, особое внимание должно уделяться
правильному представлению о
социальной работе в обществе, так
как в настоящее время ее имидж
формируется не совсем корректно
как средствами массовой информации,
о чем уже упоминалось выше,
так и некоторыми учебными пособиями.
Выработка и распространение
правильной терминологии, четкие понятия
ролей социальной работы и миссий
социальных служб должны инициировать
новые взгляды на эту профессию,
разумно отделяющие ее от смежных
областей: при всей междисциплинарности
социальной работы должна подчеркиваться
ее специфика и уникальность.
Профессия специалиста по
социальной работе должна ассоциироваться
с востребованными инновационными
направлениями деятельности, направленной
на благо общества, а не с малооплачиваемым
непрестижным занятием. Если же под
социальной работой подразумевается
(не обязательно формально) неквалифицированный
труд, то это негативно влияет на
статус профессионала и на отношение
к его знаниям и возможностям.
По большому счету, в настоящее время
большинство обывателей по-прежнему
не имеют адекватного представления
о социальной работе как профессии
и воспринимают ее согласно сложившимся
ранее стереотипам. Образ социальной
работы как малопривлекательной
«маргинальной» деятельности провоцирует
стагнацию ее негативного имиджа
и вызывает вопросы типа: «зачем
нужно образование по социальной
работе?», «чему там учиться?»
и т. д.
Данная ситуация не может
не влиять и на отношение к специальности
«социальная работа» в высшей
школе. Кроме того, студент, не обладающий
достаточной информацией о будущей
профессии, обучаясь ей в дальнейшем,
может подвергнуть образ профессии
так называемой деромантизации. По
данным опросов, проведенных Е. Р. Ярской-Смирновой
и П. В. Романовым среди студентов
специальности «социальная работа»,
«...чем ближе к выпускному курсу,
тем лучше студенты знают, что
собой представляет их профессия, и
тем меньше уверенности в трудоустройстве
по специальности»4. В таком случае у студентов
можно ожидать снижения профессиональной
направленности и, как одного из ее критериев,
профессионального самовоспитания (которое
выражается в «стремлении сформировать
у себя профессионально важные качества,
а также в овладении необходимыми для
этого знаниями и навыками» ). Все это приводит
к снижению эффективности подготовки
специалистов и ухудшению качества образования,
тогда как именно от выпускников вузов
ожидается большой вклад в профессионализацию
социальной работы.
Исследования, проведенные
автором в 2005-2006 г.г. показали, что
современные социальные службы располагают
определенными организационными ресурсами,
которыми можно воспользоваться
для разработки стратегий профессионализации.
При этом в разных учреждениях
руководство пользуется своими возможностями
неодинаково и не всегда эффективно,
по-разному используя имеющийся
у них кадровый потенциал . Между
тем, можно отметить, что наравне с выявленными
достоинствами и недостатками различных
организаций, их объединяет то, что они
до сих пор лишены контроля рекрутирования,
имеющего большое значение для профессионализации.
В результате этого складывается ситуация,
когда на работу вместо специалистов принимаются
неподготовленные люди, а потом учреждением
затрачиваются средства на их переподготовку
или повышение квалификации, тогда как
логичнее было бы сразу набирать выпускников
соответствующей специальности. Тем не
менее, это не происходит отчасти потому,
что в настоящее время социальные службы
не могут привлечь к себе потенциальных
работников (особенно с высшим образованием)
из-за низкого статуса профессии в обществе
и небольшой заработной платы. Впрочем,
выход из проблемной ситуации не заключается
исключительно в решении денежных вопросов:
финансовая поддержка со стороны государства
– лишь один из ожидаемых шагов на пути
развития социальной сферы в целом и социальной
работы в частности.
Обязательно надо обратить
внимание на роль социального партнерства,
которое в данном случае можно
рассматривать как совместную взаимовыгодную
деятельность различных государственных
структур и общественных организаций,
направленной на эффективное развитие
и совершенствование профессиональной
сферы социальной работы. В качестве
участников социального партнерства
будут выступать высшие учебные
заведения, готовящие бакалавров, специалистов
и магистров социальной работы, социетальные
службы и население, заинтересованное
в развитии института социальной
работы. Проведенное в сентябре-октябре
2006 года исследование эффективности
и качества социального обслуживания
показало, что сотрудники социальных
служб отмечают потенциально значимую
роль клиентов, которым присваивалась
активная позиция в дальнейшей работе.
Основная цель социального
партнерства – совместные действия
всех социальных партнеров для решения
первоочередных задач профессионального
образования. На современном этапе
именно от взаимодействия социальных
партнеров будет зависеть, в первую
очередь, решение основных задач
профессионализации – подготовка высококвалифицированных
специалистов, конкурентоспособных
и мобильных на рынке труда, внедрение
новых методов и принципов
работы, кардинальное повышение качества
труда.
Глава 2. СИСТЕМА
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
РЕТРОСПЕКТИВАНЫЙ ПОДХОД
2.1. Понятие «социальное
обеспечение»
Понятие «социальное обеспечение»
возникло в советский период истории
России. Оно отражало совокупность
взаимоотношений по поводу всестороннего
государственного попечительства о
гражданах в связи с рисками
(угрозами) их социального положения.
Радикальные изменения российской
действительности начала 90-х годов
сформировали новый тип взаимоотношений
«государство - гражданин», на смену
системе социального обеспечения
СССР пришла система социальной защиты
населения РФ, а парадигма социального
обеспечения как патерналистской
опеки фактически уступила место
парадигме государственной социальной
помощи.
Несмотря на то, что социальное
обеспечение не существует уже почти
пятнадцать лет ни как принцип, отражающий
всестороннее государственное попечительство,
ни как система защиты от рисков,
- это понятие продолжает использоваться
отнюдь не в связи с советским
прошлым. В одних случаях им определяют
совокупность пособий, льгот, выплат, в
том числе и пенсионных, производимых
из государственного бюджета и внебюджетных
страховых социальных фондов, в других
- «остатки» советского соцобеспечения
в системе социальной защиты населения
РФ. Все это приводит к путанице
и требует уточнения. Попробуем
разобраться в этом вопросе и
определить новое место совокупности
государственных пособий, льгот, иных
выплат из бюджетных средств.
В научной литературе мы
можем встретить следующие определения
понятия «социальное обеспечение».
Так, специалисты в области права
социального обеспечения, например
М.Захаров, Э.Тучкова, В.Галаганов, его
трактуют следующим образом: «Социальное
обеспечение – это один из способов распределения
части валового внутреннего продукта
путем предоставления гражданам материальных
благ в целях выравнивания их личных доходов
в случаях наступления социальных рисков
за счет средств целевых финансовых источников
в объеме и на условиях, строго нормируемых
обществом, государством, для поддержания
их полноценного социального статуса5. «Государственное социальное
обеспечение – это гарантированная система
материального обеспечения граждан (в
денежной и (или) в натуральной форме) по
достижении определенного возраста, в
случае инвалидности, потери кормильца,
временной нетрудоспособности, воспитания
детей, утраты трудового заработка и дохода
и в других случаях, специально оговоренных
законом, а также охраны их здоровья и
осуществляемая за счет специально созданных
внебюджетных фондов обязательного социального
страхования, формируемых за счет страховых
взносов (единого социального налога)
и ассигнований из государственного бюджета
РФ управомоченными органами в порядке,
установленном законодательством)» 6.
Можно встретить и такое
определение, как «социальное обеспечение
– система общественных отношений, складывающихся
между гражданами и органами государства,
местного самоуправления, организациями
по поводу предоставления гражданам за
счет специальных фондов медицинской
помощи, пенсий, пособий и других видов
обеспечения при наступлении жизненных
обстоятельств, влекущих за собой утрату
или снижение дохода, повышенные расходы,
малообеспеченность, бедность» 7. Л.Ржаницына определяет понятие
«социальное обеспечение» следующим образом:
«Социальное обеспечение – это распределение
пенсий, пособий и предоставление социальных
услуг нетрудоспособным и приравненным
к ним категориям граждан по постоянно
действующим основаниям, нормам и правилам,
определенным общефедеральным законодательством
как обязательные для всех участников
и уровней»8 и т.д.
Эти определения содержат
сущностные признаки явления социального
обеспечения и отражают его особенности.
Наиболее важные из них: социальное обеспечение
осуществляется государством из целевых,
специальных фондов, а также фондов
обязательного социального страхования.
Оно направлено на выравнивание доходов
граждан, поддержание их полноценного
социального статуса в установленных
законом случаях: утраты или снижения
доходов, старости, инвалидности, временной
нетрудоспособности, потере кормильца
и т.п. Структурно социальное обеспечение
включает в себя, в соответствии
с этими установлениями, такие
организационно-правовые формы, как социальное
обеспечение в порядке обязательного
социального страхования и за счет ассигнований
из государственного бюджета.
Таким образом, понимание
социального обеспечения, по сути, вполне
соответствует его определению,
бытовавшему в советскую эпоху.
«Социальное обеспечение - это государственная
система обеспечения и обслуживания
престарелых и нетрудоспособных
граждан, а также семей, где есть
дети. Осуществляется за счет государства
и колхозов». С этим можно было
бы согласиться, применяй авторы понятие
«социальное обеспечение» в СССР. Но они
относят эти определения к социальному
обеспечению как элементу системы социальной
защиты населения РФ, что не может не вызывать
возражение.
Для анализа рассмотрим как
и зачем возникает социальное
обеспечение. Оно зародилось в первые
годы советской власти. Отказавшись
от общественно организованной, многосубъектной
системы противостояния социальным
рискам, существовавшей в царской
России, новая власть упраздняет благотворительные
общества и учреждения, органы попечительства,
конфессиональное милосердие. Взамен
исторической парадигмы общественного
призрения, советская власть провозглашает
новую - государственный патернализм
и берет на себя функцию всестороннего
и полного социального попечительства
о своих гражданах. Советский
патернализм реализовывался посредством
принципа государственного социального
обеспечения и при помощи его
системы.
Уже в ходе Гражданской
войны и военной интервенции
при губернских, уездных исполнительных
комитетах Советов народных депутатов
создаются специальные организационные
структуры, реализующие политику социального
обеспечения, - открываются отделы социального
обеспечения. В апреле 1918 года создается
Народный комиссариат социального
обеспечения. Таким образом, идеология
государственного попечительства - социального
обеспечения - обретает организационные
формы реализации.
Итак, понятие «социальное
обеспечение» сформировалось в советский
исторический период и содержало
вполне конкретные признаки этого явления.
Отражая идеологию государственного
патернализма, оно было целеориентировано
на всеобщее попечительство, всестороннюю
защиту от социальных рисков. Государственное
обеспечение, реализуя принципы социалистического
общественного распределения, реализовывалось
из централизованных фондов. Структурно
включало в себя пенсионное обеспечение
и социальное страхование, социальное
обслуживание, также финансировавшиеся
из общественных фондов потребления. Организационно
проводили функцию государственного
попечения органы социального обеспечения,
так называемый «собес». Их деятельность
была гарантирована централизованно-плановой
экономикой и административно-командной
системой управления обществом. Именно
эта совокупность отношений государственной
социальной опеки, заботы и формировала
понятие «социальное обеспечение».
Реформирование российского
общества не могло не затронуть и
систему социального обеспечения.
Так, происходят принципиальные идеологические
перемены - отказ от государственного
патернализма всестороннего попечительства
о человеке, на смену приходит принцип
государственной социальной помощи.
Исчезают централизованные фонды общественного
потребления, являющиеся экономической
основой социального обеспечения. В сфере
защиты от социальных рисков возникают
принципиально новые субъекты - фонды
социального страхования (пенсионный,
социального страхования, медицинского
страхования), действующие на страховых
принципах солидарной самозащиты, организованной
взаимопомощи и самоуправления. Они автономны
и отделены от государственного бюджета
(внебюджетные) и по своей рыночной, демократической
природе, механизмам и экономическим основам
не имеют ничего общего с системой социального
обеспечения. Ушли в прошлое и органы,
претворявшие политику социального обеспечения:
взамен «собесам» были сформированы органы
социальной защиты населения РФ, реализующие
новые функции. Совокупность отношений
и институтов, механизмов и инструментов,
составлявшая понятие «социальное обеспечение»,
исчезла.
Термин «социальное обеспечение»
отражал специфику организации
государственных социально-защитных
функций в период господства централизованно
планируемой хозяйственной системы. Принципиальные
изменения в социально-экономических
отношениях, в том числе и по поводу социальной
защиты населения, появление ее административных
структур с новыми функциями не дают возможности
использовать термин «социальное обеспечение»
для определения качественно новых общественных
отношений в сфере социальной защиты.
Не случайно отсутствует и законодательное
закрепление понятия «социальное обеспечение».
Поэтому и само это понятие целесообразнее
было бы оставить исключительно для определения
особого типа социальной защиты населения,
имеющего место в известный конкретно-исторический
период.
Но от советской системы
социального обеспечения остались
отдельные весьма важные элементы:
это комплекс государственных пособий,
выплат, льгот, социальных услуг, которые
объективно не могут быть реализованы,
так как механизмы прежней
системы не способны эффективно работать
в рыночных отношениях. Они предоставляются
в соответствии с подходами социального
обеспечения: категорийно (безадресно),
без учета уровня благосостояния,
уравнительно, с учетом заслуг выделяемых
властью категорий населения
или по политическим мотивам, как
дополнительные доходы, в крайне низких
размерах и т.п.