Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:04, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотрение структуры и функций профессиональной социальной работы, а также системы государственного социального обеспечения. Рассмотрение ретроспективного подхода в социальном обеспечении.
Для достижения цели, необходимо раскрыть следующие задачи:
- охарактеризовать процесс становления социальной работы, как профессионального вида деятельности;
- раскрыть суть профессиональной социальной работы;
- рассмотреть состояние и перспективы профессиональной социальной работы;
- дискуссировать вопрос об основах государственного социального обеспечения;
- рассмотреть ретроспективный подход в системе государственного социального обеспечения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
1.1. Становление социальной работы как профессионального вида деятельности………………………………………………………………………6
1.2. Профессиональная социальная работа: состояние и перспективы...........12
Глава2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: РЕТРОСПЕКТИВАНЫЙ ПОДХОД
2.1. Понятие «социальное обеспечение»……………………………………….18
2.2. Основы государственного социального обеспечения…………………….24
2.3. Ретроспективный подход в системе социального обеспечения………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….38
Все споры между субъектами отношений по обязательному социальному страхованию подлежат разрешению либо в судебном, либо в административном порядке.
2.3. Ретроспективный подход
в системе социального
Это период формирования единой государственной
системы социального
Обычно отрезок времени до середины 50-х гг. выделяют в отдельный период, как и Великую Отечественную войну. Такая периодизация имеет основание, но, на наш взгляд, в данном случае их можно квалифицировать как подпериоды. Огосударствление было доминантой в развитии социального обеспечения с конца 30-х до конца 80-х гг., и в этом контексте он выглядит достаточно гомогенным. Еще раз подчеркнем, что мы не отрицаем более дробной градации внутри этого периода.
Важнейшим этапом в развитии законодательства о социальном обеспечении явились принятие 14 июля 1956 г. Закона о государственных пенсиях и утверждение 5 февраля 1955 г. ВЦСПС Положения о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию. Эти нормативные акты распространялись на рабочих и служащих, был значительно расширен круг лиц, имеющих право на пенсию, повышены размеры пенсий. В Законе о государственных пенсиях 1956 г. произошел отказ от чрезмерной, часто необоснованной дифференциации в пенсионном обеспечении трудящихся по ведомственному признаку и была закреплена общая для всех рабочих и служащих пенсионная система. Однако эта система еще не охватывала колхозное крестьянство и нетрудоспособных лиц, не имеющих необходимого стажа для назначения пенсии.
Со второй половины 50-х гг. начали
вводиться законодательные
До 1965 г. социального обеспечения
членов колхозов практически не существовало.
Сами колхозы определяли размеры
и периодичность выплат в соответствии
с Примерным уставом
В СССР функционировала особая система
социального страхования
Только к началу 70-х гг. были решены проблемы обеспечения колхозников пособиями по временной нетрудоспособности. В 1969 г. III Всесоюзный съезд колхозников утверждает Примерный устав колхоза, в котором впервые в советском государстве предусматривается социальное страхование колхозников за счет создания уже упомянутого фонда - централизованного союзного фонда социального страхования колхозников. Этот фонд образовывался за счет отчислений колхозов и выплачивал пособия по временной нетрудоспособности, предоставлял путевки в санатории, дома отдыха и другие виды социального страхования.
Затем в каждой следующей пятилетке совершенствуется, по официальной терминологии, социальное обеспечение советских трудящихся по нескольким направлениям: увеличение размеров пенсий; сближение размеров пенсий и пособий между рабочими, служащими и колхозниками; улучшение социально-трудовой реабилитации инвалидов и престарелых, усиление государственной помощи семьям, имеющим детей. В 1974 г. были введены пособия на детей малообеспеченным семьям.
С середины 70-х г г. начинает развиваться
система социального
К моменту принятия Конституции
СССР 1977 г. была сформирована государственная
система социального
В 80-е гг. прошлого века огосударствление
всех сфер социального обеспечения
стало основой единой государственной
системы социального
Государственное социальное страхование
рабочих и служащих и некоторых
других лиц осуществлялось за счет
средств фонда государственного
социального страхования. Этот фонд
образовывался из взносов предприятий,
организаций, учреждений, организаций,
исчисляемых в процентном отношении
к фонду оплаты труда. За счет фонда
государственного социального страхования
работникам предоставлялись следующие
виды социального обеспечения: пенсии
по старости, инвалидности, по случаю потери
кормильца, а также пенсии за выслугу
лет; пособия по временной нетрудоспособности,
беременности и родам; санаторно-курортное
лечение, обслуживание профилакториями,
домами отдыха, содержание детей в
пионерских лагерях и т.д. Управление
государственным социальным страхованием
было возложено на профессиональные
союзы. Но при этом и многие вопросы
пенсионного обеспечения
Социальное страхование
Социальное обеспечение
Социальное обеспечение за счет
прямых ассигнований из государственного
бюджета. Эта форма была предназначена
для обеспечения, во-первых, определенных
категорий граждан (пенсии военнослужащим);
во-вторых, престарелых и инвалидов,
многодетных и одиноких матерей
(содержание в домах интернатах,
некоторые виды пособий и др.).
Социальное обеспечение осуществлялось
органами государственного управления
социальным обеспечением (министерства
социального обеспечения
Следует отметить, что единство государственной системы социального обеспечения также обусловливалось и тем, что ни одна из форм социального обеспечения не применялась на практике в чистом виде. Все они были взаимосвязаны и нередко взаимно дополняли друг друга. Более того, формально в советский период пенсионное обеспечения трудящихся осуществлялось в порядке государственного социального страхования (что, в частности было закреплено в КЗоТ РСФСР), однако целевых страховых платежей никто не вносил - ни работодатели, ни застрахованные.
Средства социального
Таким образом, единая государственная
система социального
Государственный контроль за мерой
труда и мерой потребления
в распределительных отношениях
проявлялся в эгалитарном подходе,
т.е. в уравнительности в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проделана большая работа и изучено большое количество научной литературы на данную тему. В конце курсовой работы можно сделать ряд определенных выводов.
Социальная работа направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» социальных групп, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории – благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида.
Важными моральными качествами в социальной работе являются гуманность, альтруизм и сочувствие (или сострадание).
Социальный работник должен всегда придерживаться этического кодекса и соблюдать принципы, формирующие его личность, его специфический подход к овладению профессией и принципы, касающиеся его отношений с отдельными людьми или группой.
Социальное обеспечение, система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми. В Российской Федерации социальное обеспечение включает пенсии; пособия работающим по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, малообеспеченным семьям с детьми; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях — домах-интернатах для престарелых и инвалидов, для детей-инвалидов; протезирование; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; льготы инвалидам и многодетным матерям.