Профилактическая социальная работа в армии, с семьями военнослужащих, погибших во время несения службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:22, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – исследовать этические аспекты социальной помощи военнослужащих и их семей.

Исходя из поставленной цели, в работе предполагается решить следующие задачи:

изучить современное состояние организации социальной работы с военнослужащими и их семьями;

рассмотреть основные принципы профессиональной этики социального работника с военнослужащими, вышедшими в запас;

охарактеризовать этические проблемы социальной работы с военнослужащими и их семьями.

Содержание

Введение

1. Организация социальной работы с военнослужащими и их семьями

2. Профессиональная этика социального работника с военнослужащими, вышедшими в запас

3. Этические проблемы социальной работы с военнослужащими и их семьями

Заключение

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 61.69 Кб (Скачать документ)

  С 1 января 2005 года из Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»  в 19 случаях изъят термин «льгота», который, как правило, предполагает норму прямого действия (например, бесплатный проезд на транспорте). Взамен введён термин «социальные гарантии», который предполагает установление денежных компенсаций взамен упразднённых натуральных льгот.

  Любое уменьшение объёма социальных гарантий военнослужащих и членов их семей  не соответствует базовому принципу законодательного регулирования вопросов социальной защиты в Российской Федерации. Данное положение подтверждается и  Конституционным Судом Российской Федерации, который в своем определении  от 4 июля 2002 года № 184-О отмечает, что  особый правовой статус военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, специфический характер их деятельности, сопряженной с опасностью для жизни и здоровья, специальные  требования и условия прохождения  военной и правоохранительной службы предполагают предоставление данной категории  лиц (а в определенных случаях  – и членам их семей) повышенных социальных гарантий.

  Введённые с 1 января 2005 года ограничения ранее  действовавших прав военнослужащих привели к ухудшению положения  военнослужащих и членов их семей по сравнению с установленным ранее их статусом и пакетом социальных льгот. В сложившуюся ситуацию пришлось вмешаться Президенту Российской Федерации. С 1 марта 2005 года им было произведено определённое увеличение денежного довольствия военнослужащих путём введения специальной надбавки в размере одного должностного оклада.

  Одновременно  для военнослужащих, проходящих военную  службу в наиболее «дорогих» субъектах  Российской Федерации (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская  область), надбавка за напряженность  и специальный режим службы, ранее  установленная в размере до 120%, была увеличена до 200%. Также удалось  добиться увеличения выплат за поднаём  жилья с 500 до 1500 руб. (если же в семье  военнослужащего три и более  человек – до 2250 руб.). Указанные  меры, конечно, способствовали снижению социальной напряжённости среди  офицеров и прапорщиков, однако следует  признать, что предпринятыми мерами так и не удалось кардинально  улучшить материальное положение большинства  военнослужащих.

  Какие же меры планируются федеральным  правительством в целях повышения  уровня материального обеспечения  военнослужащих? В соответствии с  указаниями Президента Российской Федерации  к 1 января 2008 года планируется в  полтора раза увеличить денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В этих целях в 1 января 2006 года оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям  военнослужащих, проходящих военную  службу по контракту, повышены в 1,15 раза, с 1 января 2007 года указанные оклады были повышены ещё в 1,1 раза.

  С. Б. Иванов, выступая 7 февраля 2007 года на заседании Государственной Думы, заявил, что в результате принятых мер «сегодня лейтенант получает на руки уже более 10 тысяч рублей, а денежное довольствие командира  полка составляет почти 16 тысяч рублей» [15, с.1]. Достигнутые результаты, бесспорно, вселяют оптимизм, однако следует  признать, что они явно недостаточны.

  В 2007 – 2008 годах планируется ещё  два повышения денежного содержания военнослужащих. Таким образом, к 2009 году денежное содержание российских военнослужащих возрастёт только на 30 процентов. Следует признать, что  в условиях существующей динамики роста  потребительских цен, дороговизны  жилья и услуг ЖКХ, реальные доходы военнослужащих необходимо увеличить  минимум в два раза. Тогда российские военнослужащие смогут по уровню доходов  приблизится к показателям, достигнутым  уже сегодня в достаточно стабильной и социально обеспеченной армии  Республики Беларусь. Если одновременно удастся разрешить жилищную проблему бесквартирных военнослужащих и членов их семей, то в Российской Федерации будет восстановлен ныне утраченный уровень социального положения военнослужащих, что позволит с должной эффективностью обеспечивать решение задач военной безопасности Отечества.

  Таким образом, проанализировав динамику изменений социально-правовых основ  регулирования статуса военнослужащих и его нынешнее состояние, приходим к следующим выводам:

  1. Произошедшее в 2002 – 2005 годах  определённое увеличение денежного  довольствия военнослужащих в  совокупности с одновременной отменой для них ряда льгот и преимуществ (в налоговой сфере, по проезду на общественном транспорте, по оплате жилья), с учётом ужесточения ответственности военнослужащих за административные правонарушения, не разрешило проблем повышения их социально-правового статуса.

  2. Увеличение размеров должностных  окладов военнослужащих до уровня  соответствующих размеров должностных  окладов соответствующих категорий  федеральных государственных служащих  принесло реальное увеличение  доходов военнослужащих пока  всего на уровень, адекватный  годовому росту инфляции в  Российской Федерации. Сегодня  военнослужащие по-прежнему являются  одной из наиболее социально  незащищённых категорий граждан.  Будучи ограниченными в ряде  прав и свобод, они не должны  ущемляться в реализации тех  социальных льгот и преимуществ,  которые традиционно им гарантировались  ранее государством.

  3. Особый правовой статус военнослужащих  и специфический характер их  деятельности, сопряженной с опасностью  для жизни и здоровья, специальные  требования и условия прохождения  военной службы предполагают  предоставление данной категории  лиц (а в определенных случаях  – и членам их семей) повышенных  социальных гарантий.

  4. Практика временного приостановления  федеральными законами действия  льгот для военнослужащих, проходящих  военную службу по контракту,  установленных Федеральным законом  от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе  военнослужащих», а также осуществлённая  с 1 января 2005 года замена льгот  прямого действия на социальные  гарантии привели к фактическому  сужению гарантированных законом  прав и преимуществ военнослужащих  и членов их семей.

  5. В целях усиления социальной  защиты военнослужащих на законодательном  уровне целесообразно ввести  запрет на приостановление другими  федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами  Российской Федерации прав и  социальных гарантий военнослужащим.

  6. В законодательстве Российской  Федерации также следует предусмотреть  норму, устанавливающую, что правовые  и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, предусмотренные Федеральным законом  от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе  военнослужащих, могут быть отменены  или снижены федеральными законами  только путём замены соответствующими  компенсационными мерами материального  и иных видов обеспечения.

  7. В целях исключения существенного  различия в доходах военнослужащих, проходящих службу в центральном  аппарате Минобороны России и  в войсках, действие Указа Президента  Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 1258 «Вопросы денежного  довольствия военнослужащих» целесообразно  распространить на всех военнослужащих, проходящих военную службу по  контракту.

  Переход страны на новые экономические основы, развитие рыночных отношений в обществе, с одной стороны, и преобразование Вооруженных Сил, осуществляемое в  этих сложных социально-экономических  условиях, с другой, обусловливают  значительный рост напряженности в  обществе и армии. Резко обострились  социальные проблемы военнослужащих, граждан, уволенных с военной  службы, и членов их семей. Складывающаяся ситуация требует разработки и реализации ряда радикальных мер по: изменению социального статуса военнослужащих и членов их семей, закрепленного в законодательном порядке; по приоритетному развитию социальной работы с ними в закрытом воинском социуме; по поиску и использованию потенциала не только государственной и ведомственной социальной политики в отношении этой специфической группы населения, но и нетрадиционных форм оказания социальной помощи членам семьи военнослужащего.

  2. Профессиональная  этика социального  работника с военнослужащими,  вышедшими в запас

  Технологии  социальной работы с военнослужащими  и их семьями различаются в  зависимости от характера и глубины  их социальных проблем, что в значительной степени определяется принадлежностью  к призывному или контрактному контингенту, определенному составу военнослужащих, длительностью их пребывания на военной  службе.

  Проведение  социальных мероприятий должно базироваться на соблюдении этических норм и правил

  Военнослужащие, вышедшие в запас нуждаются в  защите своих прав и в проведении воспитательно-адаптационных и культурно-рекреационных  мероприятий, вырабатывающих привычку к пребыванию в достаточно монотонных условиях военной службы, в постоянном окружении одних и тех же людей.

  Этические принципы социальной работы в самом  общем виде заключаются в том, чтобы восстановить физические и  психические силы военнослужащих, скорректировать  их личностные установки, научив терпимо  относиться к принудительному общению  с другими; внести элементы социальной справедливости в субординационные отношения, характерные для военной  службы. Социальная работа с военнослужащими  осуществляется как непосредственно  в условиях Вооруженных Сил, так  и в обществе в целом.

  Военнослужащие, подлежащие скорому увольнению с  военной службы, а также недавно  уволенные испытывают социальный и  психологический кризис, глубина  которого зависит от длительности их пребывания на военной службе, возраста, особенностей характера, вынужденного или добровольного увольнения с  военной службы, степени решенности их социальных проблем.

  Непредсказуемость и стохастичность отношений, характерные  для гражданских лиц, противоречат четкости и определенности военной  службы; навыки директивного обращения  с людьми не всегда оказываются применимыми  в гражданских условиях. Кроме  того, многие военнослужащие не могут  найти применение своим способностям в условиях рыночных отношений, адаптироваться к этим отношениям. Задачи социальной работы с военнослужащими, уволенными в запас, – социальное и юридическое  консультирование по всем вопросам, связанным  с их правами и возможностями  после увольнения, правами членов их семей, защита их интересов перед  командованием части, вышестоящими инстанциями, органами местной власти [55, с.394]. В случае нарушения таких  прав офицер, осуществляющий социальную работу, направляет информацию об этом в порядке подчиненности и  содействует восстановлению прав. В  его обязанности входит разъяснение  военнослужащим, уволенным в запас  и членам их семей нормативной  базы разрешения конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции, компетентные разрешить конфликт.

  Важную  роль играет социально-педагогическая помощь детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции с целью  ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, социальной реадаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Немалый воспитательный потенциал имеет система детских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков, помогающая возродить у подростков представление о высоком социальном статусе воинской службы, уважение к труду родителей.

  Одна  из важных функций социальной работы – развитие социальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов. С этой целью применяются  конфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы групповой терапии в виде бесед, игр и т.д., тренинги общения и обучение коммуникативным навыкам, выявление психологической совместимости или несовместимости индивидов для комплектования наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов.

  Технологии  психологического тренинга, психотерапии и психокоррекции наиболее распространены в работе с большими группами людей, к которым, безусловно, относятся и военнослужащие. Стимуляция положительных психологических реакций и подавление или сглаживание негативных реакций необходимы в условиях постоянного и вынужденного общения с другими людьми. Нужно учить людей смягчать отрицательные черты своего характера, практиковать аттрактивное (привлекающее) общение, которое нейтрализует возможную агрессию со стороны окружающих, разрешать проблемы на доконфликтной стадии. При помощи аутотренинга военнослужащие, уволенные в запас, могут научиться управлять своими эмоциями, самовосстанавливаться после сильных нагрузок. Проведение такой работы возможно также в форме групповой терапии, т.е. в форме создания групп самопомощи и взаимоподдержки.

  Определенный  вклад в улучшение положения  военнослужащих, уволенных в запас, и их семей могут внести социально-экономическая  работа, организация самопомощи и  взаимопомощи семей военнослужащих, развитие элементов малого производства, кооперативных форм труда. Организаторы социальной работы могут выполнять  функции консультантов и менеджеров, посредников в контактах ассоциаций и объединений жен военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими  органами и учреждениями.

  Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое  значение имеет развитие специальной  системы семейного консультирования и семейной терапии. В случаях  проживания вдали от больших городов  наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в  стабилизации семьи.

Информация о работе Профилактическая социальная работа в армии, с семьями военнослужащих, погибших во время несения службы