Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:22, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать этические аспекты социальной помощи военнослужащих и их семей.
Исходя из поставленной цели, в работе предполагается решить следующие задачи:
изучить современное состояние организации социальной работы с военнослужащими и их семьями;
рассмотреть основные принципы профессиональной этики социального работника с военнослужащими, вышедшими в запас;
охарактеризовать этические проблемы социальной работы с военнослужащими и их семьями.
Введение
1. Организация социальной работы с военнослужащими и их семьями
2. Профессиональная этика социального работника с военнослужащими, вышедшими в запас
3. Этические проблемы социальной работы с военнослужащими и их семьями
Заключение
Список использованных источников
• признанные негодными или ограниченно годными по состоянию здоровья;
• проходящие или прошедшие военную или альтернативную службу;
• прошедшие военную службу в вооруженных силах другого государства;
• имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления;
• гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.
Некоторым категориям призывников устанавливается отсрочка от призыва (например, на время обучения на дневном отделении высшего учебного заведения и в других случаях); условия и сроки таких отсрочек устанавливаются федеральными законодательными органами и могут изменяться.
Сроки военной службы по призыву устанавливаются законодателем, для проходящих военную службу по контракту – контрактом.
Проблемы
военнослужащих (и их семей) обусловлены
возложенными на них обязанностями
по вооруженной защите государства,
предусматривающей выполнение поставленных
задач в любых условиях, в том
числе с возможным риском для
жизни. Это определяет особенности
той социально-ролевой системы, в
которой они действуют. Функциональные
обязанности военнослужащих строго
регламентированы, а субординационная
структура является жестко иерархической.
Приказы вышестоящих лиц не обсуждаются
и подлежат неукоснительному выполнению
независимо от отношения к приказу
того лица, которое его получает.
Кроме того, у военнослужащего (и
в ряде случаев его семьи) отсутствует
возможность выбора занятия и
места жительства. Человек, проходящий
воинскую службу, часто подвергается
воздействию неблагоприятных
Все проблемы и кризисы российского общества находят отражение в Вооруженных Силах, одном из социальных институтов страны. Так, снижение качества здоровья и интеллекта населения приводит к тому, что на военную службу попадают лица с серьезными соматическими или психическими заболеваниями (с другой стороны, непосильные армейские нагрузки, некачественное питание с выраженным белково-витаминным дефицитом приводят к появлению или обострению у военнослужащих различных заболеваний); рост преступности в обществе, увеличение масштабов наркомании и алкоголизма обусловливают повышение числа преступлений, совершаемых военнослужащими, опасность для самих военнослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег.
Одна
из острых проблем современных российских
Вооруженных Сил – наличие
нескольких статусных систем в ее
рядах: официальная (формальная) «уставная»
система взаимоотношений, определяемая
общим законодательством и
Вследствие
социально-экономических
Всеобщность
воинской службы не кажется обществу
оправданной: большинство населения
поддерживает переход Вооруженных
Сил на контрактный принцип
Неясность
планов военной реформы, кадровых перспектив
военнослужащих, массовые увольнения
офицерского состава без
Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни. Во-первых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие полностью здоровье, трудоспособность, способность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.
Во-вторых,
эти военнослужащие, даже те, которые
не получили ранений в подобных вооруженных
конфликтах, являются носителями так
называемого «
Впервые подобное состояние было диагностировано у американских ветеранов вьетнамской войны, а впоследствии – у мно- гих участников «странных» вооруженных конфликтов. Его основные симптомы: слабость психики, при которой незначительные проблемы воспринимаются как непреодолимые препятствия, толкающие людей на проявление агрессии или самоубийства, чувство вины перед погибшими (за то, что остался жив), негативное или пренебрежительное отношение к социальным институтам. Причем такие явления со временем не исчезают: психологические проблемы бывших «вьетнамцев» обострились спустя 15–20 лет после окончания войны; среди них на треть больше самоубийств и разводов и наполовину больше больных алкоголизмом и наркоманией по сравнению со средними показателями по стране.
Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма и др. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывают отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.
«К сожалению, в истории нашей страны достаточно много «странных» войн и конфликтов. Кроме того, целый ряд действий представителей Вооруженных Сил не получил общественного признания, а их участники, рисковавшие жизнью и утратившие здоровье, не имеют должного социального обеспечения – например, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Это серьезная социальная проблема, и ее решение может быть только комплексным: принятие социальных мер, использование всех видов реабилитации лиц, пострадавших в ходе воинской службы, развитие протезных служб, формирование доступной среды для инвалидов, организация психологической поддержки, изменение отношения общества к лицам, которые выполняли свой долг перед государством и поэтому заслуживают помощи и поддержки"»[55, с.292].
Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка – нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.
Ресурсы
семьи военнослужащего-
Еще одна проблема семьи военнослужащего – малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия.
Можно сделать вывод, что целью военно-социальной работы является гармонизация взаимодействия человека и социальной военной среды, конкретного воинского социума. Принципиально важным является акцентирование внимания специалистов военно-социальной работы на том факте, что не только сам человек как таковой, не только сама по себе социальная военная среда или конкретный воинский социум являются объектом и предметом этого вида социальной деятельности. Именно взаимосвязь человека и социальной военной среды обусловливает три основных особенности этики военно-социальной работы, а, следовательно, и потребности в соответствующих специалистах.
Первая
задача - организация и осуществление
воздействий на человека в целях
его социализации в военной среде,
обеспечение вхождения в
Вторая задача - совершенствование социальной военной среды (и, естественно, конкретного воинского социума) в интересах человека. Данная задача обусловливает подготовку разнопрофильных военно-социальных работников, специализирующихся на преобразовании социальных отношений в воинском социуме.
Третья задача военно-социальной работы - оптимизация взаимодействия человека и социальной военной среды, того или иного воинского социума; она предполагает подготовку разнопрофильных кадров военно-социальных работников, специализирующихся на гармонизации взаимодействия клиентов и социальной военной среды.
Характеризуя цель и задачи военно-социальной работы, необходимо отметить, что, во-первых, цель в некоторой степени совпадает с формулировкой третьей задачи (однако не отождествляется в силу различия сущности оптимизации и гармонизации). Такое совпадение обусловлено как триединством ее объекта, в качестве которого выступают конкретный человек и социальная военная среда, воинский социум, так и особой ролью их взаимодействия, т.е. сущностью самой военно-социальной работы.
Во-вторых, цель и задачи военно-социальной работы отражают ее педагогическую направленность, что характерно именно для российского опыта развития социальной работы в целом. Социально-педагогический компонент военно-социальной работы обусловливает необходимость формирования двух типов специалистов: социальных педагогов и социальных работников, между которыми имеются как общие черты, так и значительные различия.
В-третьих, задачи военно-социальной работы предопределяют недостаточность только практики социальной защиты отдельных категорий населения (дети, инвалиды, пожилые, люди в состоянии кризиса и пр.) и реализации отдельных видов социальной помощи (образовательной, медицинской, бытовой, психологической и д.). Это - ведомственный подход, ведущий к распылению сил и средств, дублированию усилий специалистов различного профиля и приводящий к тому, что обычный человек, находящийся в нормальном состоянии, выводится за рамки клиентов социальной работы, а ее службы начинают свою работу только тогда, когда он переходит в категорию проблемных лиц. Такой подход отражает ориентацию руководителей социальной работы на ее кризис-интервентную модель в ущерб моделям комплексного, профилактическою и превентивного характера.
Наконец, в-четвертых, мультипликаторный характер клиентов военно-социальной работы (военнослужащие; лица, уволенные в запас или отставку; члены их семей) в свою очередь способствует расширению объема цели и задач военно-социальной работы: она призвана обеспечить гармоничное взаимодействие человека не только с военной, но и с гражданской социальной средой за счет его реадаптации к ней, своевременного включения бывших военнослужащих и членов их семей в общегражданскую жизнь.