Профилактическая социальная работа в армии, с семьями военнослужащих, погибших во время несения службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:22, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – исследовать этические аспекты социальной помощи военнослужащих и их семей.

Исходя из поставленной цели, в работе предполагается решить следующие задачи:

изучить современное состояние организации социальной работы с военнослужащими и их семьями;

рассмотреть основные принципы профессиональной этики социального работника с военнослужащими, вышедшими в запас;

охарактеризовать этические проблемы социальной работы с военнослужащими и их семьями.

Содержание

Введение

1. Организация социальной работы с военнослужащими и их семьями

2. Профессиональная этика социального работника с военнослужащими, вышедшими в запас

3. Этические проблемы социальной работы с военнослужащими и их семьями

Заключение

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 61.69 Кб (Скачать документ)

  • признанные негодными или ограниченно  годными по состоянию здоровья;

  • проходящие или прошедшие военную  или альтернативную службу;

  • прошедшие военную службу в вооруженных  силах другого государства;

  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого  преступления;

  • гражданин, родной брат которого погиб  или умер во время прохождения  военной службы по призыву.

  Некоторым категориям призывников устанавливается  отсрочка от призыва (например, на время  обучения на дневном отделении высшего  учебного заведения и в других случаях); условия и сроки таких  отсрочек устанавливаются федеральными законодательными органами и могут  изменяться.

  Сроки военной службы по призыву устанавливаются  законодателем, для проходящих военную  службу по контракту – контрактом.

  Проблемы  военнослужащих (и их семей) обусловлены  возложенными на них обязанностями  по вооруженной защите государства, предусматривающей выполнение поставленных задач в любых условиях, в том  числе с возможным риском для  жизни. Это определяет особенности  той социально-ролевой системы, в  которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы, а субординационная структура является жестко иерархической. Приказы вышестоящих лиц не обсуждаются  и подлежат неукоснительному выполнению независимо от отношения к приказу  того лица, которое его получает. Кроме того, у военнослужащего (и  в ряде случаев его семьи) отсутствует  возможность выбора занятия и  места жительства. Человек, проходящий воинскую службу, часто подвергается воздействию неблагоприятных факторов: эмоциональная и физическая перегрузка, воздействие шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства, монотония, сенсорная депривация, постоянный вынужденный контакт с другими военнослужащими, отсутствие возможности уединения, межличностная напряженность, межличностные конфликты.

  Все проблемы и кризисы российского  общества находят отражение в  Вооруженных Силах, одном из социальных институтов страны. Так, снижение качества здоровья и интеллекта населения  приводит к тому, что на военную  службу попадают лица с серьезными соматическими или психическими заболеваниями (с другой стороны, непосильные  армейские нагрузки, некачественное питание с выраженным белково-витаминным дефицитом приводят к появлению  или обострению у военнослужащих различных заболеваний); рост преступности в обществе, увеличение масштабов наркомании и алкоголизма обусловливают повышение числа преступлений, совершаемых военнослужащими, опасность для самих военнослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег.

  Одна  из острых проблем современных российских Вооруженных Сил – наличие  нескольких статусных систем в ее рядах: официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами (уставами, инструкциями и  т.д.); «дедовская» система, т.е. неформальный, но, тем не менее, широко распространенный приоритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, и угнетение, унижение новобранцев; «земляческая»  статусная система, ь соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке. Наличие нескольких статусных систем является отражением характерной для современного общества аномии, т.е. распада прежних ценностных систем, и симптомом общесоциального морально-психологического кризиса. Следствием подобного положения являются снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, насилие, которому зачастую подвергаются военнослужащие, распространение суицида в Вооруженных Силах, причем не только среди рядового и сержантского состава, что, как правило, обусловлено «неформальными» отношениями в воинских коллективах, но и среди офицеров.

  Вследствие  социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается  выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и  вооружение. Крушение прежней идеологической системы, в которой Вооруженные  Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, патриотизма, священного долга защиты Отечества  от внешних врагов, отсутствие других ценностей, которые должны были прийти на смену прежним, являются причиной морально-психологического кризиса  многих военнослужащих, ощущения ими  бесцельности своей деятельности, падения  престижа воинской службы, массового  уклонения от призыва в армию, неуверенности военнослужащих в  стабильности своего существования, своем  будущем.

  Всеобщность воинской службы не кажется обществу оправданной: большинство населения  поддерживает переход Вооруженных  Сил на контрактный принцип формирования и исключительно добровольное несение  гражданами воинской службы. Отсутствие гарантированного Конституцией права  на альтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная защищенность всех категорий военнослужащих, экономические  и бытовые трудности – все  это отягощает морально-психологическое  самочувствие военнослужащих.

  Неясность планов военной реформы, кадровых перспектив военнослужащих, массовые увольнения офицерского состава без предоставления положенных им по закону жилья и  выплат, трудности с устройством  на работу по окончании военной службы создают еще один проблемный комплекс «переходного» периода – между  окончанием военной службы и адаптацией к гражданской действительности.

  Особую  группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и  их реадаптация к мирной жизни. Во-первых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие полностью здоровье, трудоспособность, способность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.

  Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, которые  не получили ранений в подобных вооруженных  конфликтах, являются носителями так  называемого «посттравматического стрессового синдрома».

  Впервые подобное состояние было диагностировано  у американских ветеранов вьетнамской  войны, а впоследствии – у мно- гих участников «странных» вооруженных конфликтов. Его основные симптомы: слабость психики, при которой незначительные проблемы воспринимаются как непреодолимые препятствия, толкающие людей на проявление агрессии или самоубийства, чувство вины перед погибшими (за то, что остался жив), негативное или пренебрежительное отношение к социальным институтам. Причем такие явления со временем не исчезают: психологические проблемы бывших «вьетнамцев» обострились спустя 15–20 лет после окончания войны; среди них на треть больше самоубийств и разводов и наполовину больше больных алкоголизмом и наркоманией по сравнению со средними показателями по стране.

  Психологический стресс приводит к развитию таких  психосоматических заболеваний, как  язва, гипертония, астма и др. Самое  болезненное воздействие на участников таких войн оказывают отчужденность  общества, развенчание целей и  методов войны.

  «К  сожалению, в истории нашей страны достаточно много «странных» войн и  конфликтов. Кроме того, целый ряд  действий представителей Вооруженных  Сил не получил общественного  признания, а их участники, рисковавшие  жизнью и утратившие здоровье, не имеют  должного социального обеспечения  – например, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Это  серьезная социальная проблема, и  ее решение может быть только комплексным: принятие социальных мер, использование  всех видов реабилитации лиц, пострадавших в ходе воинской службы, развитие протезных  служб, формирование доступной среды  для инвалидов, организация психологической  поддержки, изменение отношения  общества к лицам, которые выполняли  свой долг перед государством и поэтому  заслуживают помощи и поддержки"»[55, с.292].

  Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные  трудности. Так, семья военнослужащего  срочной службы лишается его заработка  – нередко основного источника  дохода, что при наличии ребенка  ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.

  Ресурсы семьи военнослужащего-контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурсами  самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат нередко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей каждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Существование в условиях военного городка, отгороженного от внешнего мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей.

  Еще одна проблема семьи военнослужащего  – малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия.

  Можно сделать вывод, что целью военно-социальной работы является гармонизация взаимодействия человека и социальной военной среды, конкретного воинского социума. Принципиально важным является акцентирование внимания специалистов военно-социальной работы на том факте, что не только сам человек как таковой, не только сама по себе социальная военная среда  или конкретный воинский социум являются объектом и предметом этого вида социальной деятельности. Именно взаимосвязь  человека и социальной военной среды  обусловливает три основных особенности  этики военно-социальной работы, а, следовательно, и потребности в  соответствующих специалистах.

  Первая  задача - организация и осуществление  воздействий на человека в целях  его социализации в военной среде, обеспечение вхождения в конкретный воинский социум. Эта задача предполагает подготовку разнопрофильных кадров военно-социальных работников, специализирующихся на включении человека в воинский социум.

  Вторая  задача - совершенствование социальной военной среды (и, естественно, конкретного  воинского социума) в интересах  человека. Данная задача обусловливает  подготовку разнопрофильных военно-социальных работников, специализирующихся на преобразовании социальных отношений в воинском социуме.

  Третья  задача военно-социальной работы - оптимизация  взаимодействия человека и социальной военной среды, того или иного  воинского социума; она предполагает подготовку разнопрофильных кадров военно-социальных работников, специализирующихся на гармонизации взаимодействия клиентов и социальной военной среды.

  Характеризуя  цель и задачи военно-социальной работы, необходимо отметить, что, во-первых, цель в некоторой степени совпадает  с формулировкой третьей задачи (однако не отождествляется в силу различия сущности оптимизации и  гармонизации). Такое совпадение обусловлено  как триединством ее объекта, в качестве которого выступают конкретный человек и социальная военная среда, воинский социум, так и особой ролью их взаимодействия, т.е. сущностью самой военно-социальной работы.

  Во-вторых, цель и задачи военно-социальной работы отражают ее педагогическую направленность, что характерно именно для российского  опыта развития социальной работы в  целом. Социально-педагогический компонент  военно-социальной работы обусловливает  необходимость формирования двух типов  специалистов: социальных педагогов  и социальных работников, между которыми имеются как общие черты, так  и значительные различия.

  В-третьих, задачи военно-социальной работы предопределяют недостаточность только практики социальной защиты отдельных категорий населения (дети, инвалиды, пожилые, люди в состоянии  кризиса и пр.) и реализации отдельных  видов социальной помощи (образовательной, медицинской, бытовой, психологической  и д.). Это - ведомственный подход, ведущий к распылению сил и  средств, дублированию усилий специалистов различного профиля и приводящий к тому, что обычный человек, находящийся  в нормальном состоянии, выводится  за рамки клиентов социальной работы, а ее службы начинают свою работу только тогда, когда он переходит в категорию  проблемных лиц. Такой подход отражает ориентацию руководителей социальной работы на ее кризис-интервентную модель в ущерб моделям комплексного, профилактическою и превентивного характера.

  Наконец, в-четвертых, мультипликаторный характер клиентов военно-социальной работы (военнослужащие; лица, уволенные в запас или отставку; члены их семей) в свою очередь способствует расширению объема цели и задач военно-социальной работы: она призвана обеспечить гармоничное взаимодействие человека не только с военной, но и с гражданской социальной средой за счет его реадаптации к ней, своевременного включения бывших военнослужащих и членов их семей в общегражданскую жизнь.

Информация о работе Профилактическая социальная работа в армии, с семьями военнослужащих, погибших во время несения службы