Профилактическая социальная работа в армии, с семьями военнослужащих, погибших во время несения службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:22, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – исследовать этические аспекты социальной помощи военнослужащих и их семей.

Исходя из поставленной цели, в работе предполагается решить следующие задачи:

изучить современное состояние организации социальной работы с военнослужащими и их семьями;

рассмотреть основные принципы профессиональной этики социального работника с военнослужащими, вышедшими в запас;

охарактеризовать этические проблемы социальной работы с военнослужащими и их семьями.

Содержание

Введение

1. Организация социальной работы с военнослужащими и их семьями

2. Профессиональная этика социального работника с военнослужащими, вышедшими в запас

3. Этические проблемы социальной работы с военнослужащими и их семьями

Заключение

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 61.69 Кб (Скачать документ)

  Если  в городах, в которых функционируют  центры помощи семье и детям, создание особых учреждений для семей военнослужащих нецелесообразно по экономическим  или иным соображениям, специалистам центров необходимо получить дополнительную подготовку с целью оказания военнослужащим и их семьям квалифицированной помощи.

  С учетом специфики развития социальной военной среды стало возможным  обоснование следующих принципов  военно-социальной этики.

  Принцип личностно-социально-деятельностного подхода к военно-социальной работе . Он предполагает:

  а) постановку в центр военно-социальной работы человека (офицера, прапорщика, мичмана, сержанта, старшину, солдата, матроса) как члена семьи, внутри семьи и вместе с его семьей;

  б) учет в социальной работе всей совокупности потребностей военнослужащего (и каждого  члена его семьи): индивидуально-физиологических, социально-личностных, профессионально-деятельностных, общечеловеческих и др.;

  в) организацию военно-социальной работы с ее ориентацией на конкретный воинский социум с учетом специфики окружающей социальной среды;

  г) активно-деятельностный характер участия в социальной работе военнослужащих и членов их семей, их переориентацию с пассивно-потребительской на активно-преобразовательную социальную деятельность в воинских частях, гарнизонах и местах их компактного проживания.

  Полный  учет и удовлетворение всего комплекса  потребностей человека возможно только с опорой на семью; поэтому ядро военно-социальной работы составляет работа с семьей. Однако семья не может быть только потребителем определенной совокупности социальных услуг, она должна быть и  их сопроизводителем. Только активное участие членов семьи в разрешении своих проблем совместно с конкретным специалистом соответствующей службы социальной работы способствует активному развитию и человека, и воинского социума, и механизмов их взаимодействия.

  Принцип интеграции социальной работы с военнослужащими  и членами их семей предполагает:

  а) соединение усилий различных вертикальных (ведомственных) структур военно-социальной работы (медицинской, экономической, психологической, культурно-досуговой и др.) на удовлетворении социальных потребностей военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы,  
и членов их семей непосредственно в их социуме, в конкретной воинской части, военном городке, гарнизоне, месте компактного их проживания в населенных пунктах;

  б) интеграцию межведомственных и дифференцированных (специализированных) служб военно-социальной работы в комплексные социальные службы (центры) в конкретных воинских организациях, на территориях и в  населенных пунктах;

  в) обеспечение многопрофильности и взаимодополняемости в деятельности структур (служб) социальной работы с военнослужащими и членами их семей в части, военном городке, гарнизоне, населенном пункте по месту их дислокации и жительства;

  г) формирование структуры социальной работы в воинской среде как социальной службы медико-психолого-педагогического характера, решающей все основные социальные проблемы на уровне конкретного клиента и его семьи по месту жительства.

  Дифференциация  служб социальной работы, характерная  для прошлых лет, устарела; экспериментальные  исследования показывают перспективность  объединения их усилий в конкретном воинском социуме в виде комплексной  социальной службы, объединяющей усилия различных профильных служб социальной работы.

  Медико-психолого-педагогический характер социальной службы (центра) предполагает сосредоточение усилий военно-социальных работников и военно-социальных педагогов на приоритетном развитии медицинской, психологической и педагогической служб социальной работы в широком спектре оказываемых ими услуг в соответствии с запросами членов конкретного воинского социума.

  Принцип педагогизации военно-социальной работы предусматривает использование социально-педагогической теории в качестве комплексной основы, базы для организации военно-социальной работы. Он предполагает:

  а) превентивный характер военно-социальной работы, ее преимущественную ориентацию не столько на разрешение обострившейся  социальной проблемы военнослужащего  или членов его семьи (не отказываясь  от этого вида деятельности), сколько  на диагностико-прогностическую и профилактически-предупредительную деятельность непосредственно в среде их обитания, в конкретном воинском социуме;

  б) введение профессии "социальный педагог" в Вооруженных Силах и соответствующих  должностей в социальной инфраструктуре воинских частей, гарнизонов, населенных пунктов, где проживают члены  семей военнослужащих и лиц, уволенных  в запас;

  в) организацию воздействий на все  стороны жизни и деятельности военнослужащих и членов их семей; объединение  усилий дошкольной и школьной, семейной, военной, производственной педагогики и педагогики общения, превентивной педагогики, педагогики творчества и досуга в единую военно-социальную педагогику в интересах социального воспитания военнослужащих и членов их семей.

  Показателями  эффективности деятельности той  или иной службы военно-социальной работы должны быть не столько характеристики объема и номенклатуры социальных услуг, представленных клиентам в том или  ином воинском социуме, сколько характеристики степени социальной напряженности  в нем. Профилактическая деятельность, предупреждающая появление социальных проблем, способствующая их позитивному  разрешению, и является сущностью  социально-педагогической деятельности в военной среде.

  Это возможно при наличии в инфраструктуре воинского социума профессионально  подготовленного специалиста - социального  педагога (для социальной работы с  военнослужащими) и педагога социальной среды (для работы с семьями военнослужащих и лицами, уволенными с военной  службы). Основными задачами такого специалиста являются: диагностика  состояния социальных связей и отношений  военнослужащих и членов их семей  в конкретном социуме, его социальных проблем; прогнозирование возможных  социальных проблем и отклонений (социально-психологических, медико-социальных, социально-нравственных, правовых, экологических  и др.); организация и координация деятельности в данном социуме соответствующих профильных специалистов - социальных работников; организация подготовки военнослужащего и членов его семьи (в т.ч. с помощью других социальных педагогов и социальных работников различного профиля) к совместному преодолению возникших или прогнозируемых социальных проблем и др.

  Принцип социокультурной направленности военно-социальной работы предполагает:

  а) использование понятия "культура социальной военной среды" в качестве цели и критерия оценки уровня развития среды обитания военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и  членов их семей в конкретных воинских частях, городках, гарнизонах, местах их компактного проживания; его использование  как качественной характеристики способа  разрешения задач военно-социальной работы, удовлетворения потребностей ее объектов; применение его в качестве индикатора развития социальной военной  среды;

  б) ориентацию военно-социальной работы (совместно со специализированными  образовательно-воспитательными учреждениями) на формирование многосторонней модели социокультурного поведения военнослужащих и членов их семей как в собственно военном, так и в общегражданском социуме. Многосторонняя модель социокультурного поведения предполагает формирование культуры воинского труда, культуры социального общения и взаимодействия, культуры семейной жизни, быта и поведения, культуры общего и воинского этикета, культуры речи и внешности военного человека, культуры его чувств и др.

  С другой стороны, и социальное воспитание военнослужащих и членов их семей, и  социальная работа с ними ориентированы  на формирование многосторонней модели культуры в различных сферах общественного  сознания (правовой, эстетической, экологической, экономической, политической, военной, педагогической, нравственной, художественной, физической и т.д.);

  в) использование в качестве одного из основных средств военно-социальной работы возможностей культурно-просветительной  деятельности, институтов культуры в  воинском социуме, культурного самовоспитания и саморазвития, культурологического  потенциала педагогически целесообразной социальной военной среды.

  Таким образом, гармонизация взаимодействия клиентов военно-социальной работы с  социальной военной средой, с конкретным воинским социумом предполагает определенный, достаточно высокий уровень культуры и клиента, и окружающей его среды, и организации самой этой работы. Следовательно, организаторами военно-социальной работы должны быть профессионально  подготовленные специалисты, соответствующие  в полной мере требованиям профессионально-этического стандарта применительно к этой категории работников.

  С другой стороны, развитие военно-социальной работы требует затраты определенных сил и средств для реализации эстетических требований к ее организации. Энтузиазм военно-социальных работников, способных функционировать в  разных условиях, является важным, но далеко не единственным или самодостаточным фактором.

  Наконец, уровень развития военно-социальной работы, состояние ее инфраструктуры является безусловным критерием  культуры любого военного руководителя в том или ином социуме, отражающим степень понимания и практической реализации им требований как социальной политики и социального законодательства, так и требований повседневной жизни.

  3. Этические проблемы  социальной работы  с военнослужащими  и их семьями

  Социальная  работа является оказанием помощи индивидам  или социальным группам, которые  находятся в трудной жизненной  ситуации, уязвимом положении, не могут  самостоятельно справиться со своими затруднениями и поэтому нуждаются  в содействии специалистов. На первый взгляд военнослужащие, находящиеся  в нормальных социальных обстоятельствах, по самому характеру своей деятельности, набору личностных качеств, соответствующих  этой деятельности, не могут относиться к уязвимым слоям населения: это, как правило, люди среднего возраста, считающегося наиболее благоприятным, их состояние здоровья находится  под неусыпным профессиональным наблюдением, наконец, представители  Вооруженных Сил, одного из наиболее уважаемых социальных институтов, обладают высоким социальным статусом, и их материальное положение весьма устойчиво.

  Однако  сама специфика профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, содержит в себе определенные объективные  факторы, которые негативно влияют на военнослужащих и выполнение ими  определенных функций. Это характерно для вооруженных сил любого современного общества, но особенности положения  военнослужащих в Российской Федерации  обусловливают особую сложность  их социальной ситуации, и это не может не сказываться на их самочувствии и деятельности.

  Прежде  чем рассматривать комплекс проблем  людей, несущих военную службу, необходимо привести некоторые дефиниции, которые  в соответствии с действующим  законодательством устанавливают  статус определяемых явлений.

  Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.

  Военная служба – особый вид государственной  службы граждан в Вооруженных  Силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска; внутренние войска; войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления; железнодорожные  войска Российской Федерации; войска гражданской  обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной  безопасности (Закон Российской Федерации  «О воинской обязанности и военной  службе», разд. VI, ст. 35).

  Для проходящих военную службу устанавливаются  составы военнослужащих: солдаты  и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; а также офицеры: младшие, старшие, высшие. От принадлежности к  тому или иному составу зависит  статус военнослужащего, его субординационная позиция, материальное положение, косвенно – состояние здоровья, семейные обстоятельства и др. Поэтому социальные проблемы военнослужащих в известной  степени могут быть сгруппированы  в зависимости от их принадлежности к тому или иному составу.

  Военная служба может осуществляться по призыву (для солдат и матросов, сержантов  и старшин) или по контракту –  для всех составов военнослужащих. В Российской Федерации солдатский и сержантский состав Вооруженных  Сил комплектуется преимущественно  по призыву, на основе всеобщей воинской повинности, хотя в последние годы предприняты определенные действия для формирования профессиональной армии и организации военной  службы солдат и матросов, сержантов  и старшин на добровольной контрактной  основе.

  Призыву на военную службу в мирное время  подлежат граждане мужского пола, в  возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права  на освобождение или отсрочку от призыва. От призыва освобождаются:

Информация о работе Профилактическая социальная работа в армии, с семьями военнослужащих, погибших во время несения службы