Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:22, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать этические аспекты социальной помощи военнослужащих и их семей.
Исходя из поставленной цели, в работе предполагается решить следующие задачи:
изучить современное состояние организации социальной работы с военнослужащими и их семьями;
рассмотреть основные принципы профессиональной этики социального работника с военнослужащими, вышедшими в запас;
охарактеризовать этические проблемы социальной работы с военнослужащими и их семьями.
Введение
1. Организация социальной работы с военнослужащими и их семьями
2. Профессиональная этика социального работника с военнослужащими, вышедшими в запас
3. Этические проблемы социальной работы с военнослужащими и их семьями
Заключение
Список использованных источников
Если в городах, в которых функционируют центры помощи семье и детям, создание особых учреждений для семей военнослужащих нецелесообразно по экономическим или иным соображениям, специалистам центров необходимо получить дополнительную подготовку с целью оказания военнослужащим и их семьям квалифицированной помощи.
С
учетом специфики развития социальной
военной среды стало возможным
обоснование следующих
Принцип
личностно-социально-
а) постановку в центр военно-социальной работы человека (офицера, прапорщика, мичмана, сержанта, старшину, солдата, матроса) как члена семьи, внутри семьи и вместе с его семьей;
б)
учет в социальной работе всей совокупности
потребностей военнослужащего (и каждого
члена его семьи): индивидуально-физиологических,
социально-личностных, профессионально-
в) организацию военно-социальной работы с ее ориентацией на конкретный воинский социум с учетом специфики окружающей социальной среды;
г) активно-деятельностный характер участия в социальной работе военнослужащих и членов их семей, их переориентацию с пассивно-потребительской на активно-преобразовательную социальную деятельность в воинских частях, гарнизонах и местах их компактного проживания.
Полный учет и удовлетворение всего комплекса потребностей человека возможно только с опорой на семью; поэтому ядро военно-социальной работы составляет работа с семьей. Однако семья не может быть только потребителем определенной совокупности социальных услуг, она должна быть и их сопроизводителем. Только активное участие членов семьи в разрешении своих проблем совместно с конкретным специалистом соответствующей службы социальной работы способствует активному развитию и человека, и воинского социума, и механизмов их взаимодействия.
Принцип интеграции социальной работы с военнослужащими и членами их семей предполагает:
а)
соединение усилий различных вертикальных
(ведомственных) структур военно-социальной
работы (медицинской, экономической, психологической,
культурно-досуговой и др.) на удовлетворении
социальных потребностей военнослужащих,
лиц, уволенных с военной службы,
и членов их семей непосредственно в их
социуме, в конкретной воинской части,
военном городке, гарнизоне, месте компактного
их проживания в населенных пунктах;
б) интеграцию межведомственных и дифференцированных (специализированных) служб военно-социальной работы в комплексные социальные службы (центры) в конкретных воинских организациях, на территориях и в населенных пунктах;
в) обеспечение многопрофильности и взаимодополняемости в деятельности структур (служб) социальной работы с военнослужащими и членами их семей в части, военном городке, гарнизоне, населенном пункте по месту их дислокации и жительства;
г)
формирование структуры социальной
работы в воинской среде как социальной
службы медико-психолого-
Дифференциация служб социальной работы, характерная для прошлых лет, устарела; экспериментальные исследования показывают перспективность объединения их усилий в конкретном воинском социуме в виде комплексной социальной службы, объединяющей усилия различных профильных служб социальной работы.
Медико-психолого-
Принцип педагогизации военно-социальной работы предусматривает использование социально-педагогической теории в качестве комплексной основы, базы для организации военно-социальной работы. Он предполагает:
а)
превентивный характер военно-социальной
работы, ее преимущественную ориентацию
не столько на разрешение обострившейся
социальной проблемы военнослужащего
или членов его семьи (не отказываясь
от этого вида деятельности), сколько
на диагностико-прогностическую и профилактически-
б)
введение профессии "социальный педагог"
в Вооруженных Силах и
в) организацию воздействий на все стороны жизни и деятельности военнослужащих и членов их семей; объединение усилий дошкольной и школьной, семейной, военной, производственной педагогики и педагогики общения, превентивной педагогики, педагогики творчества и досуга в единую военно-социальную педагогику в интересах социального воспитания военнослужащих и членов их семей.
Показателями
эффективности деятельности той
или иной службы военно-социальной
работы должны быть не столько характеристики
объема и номенклатуры социальных услуг,
представленных клиентам в том или
ином воинском социуме, сколько характеристики
степени социальной напряженности
в нем. Профилактическая деятельность,
предупреждающая появление
Это
возможно при наличии в инфраструктуре
воинского социума
Принцип социокультурной направленности военно-социальной работы предполагает:
а) использование понятия "культура социальной военной среды" в качестве цели и критерия оценки уровня развития среды обитания военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей в конкретных воинских частях, городках, гарнизонах, местах их компактного проживания; его использование как качественной характеристики способа разрешения задач военно-социальной работы, удовлетворения потребностей ее объектов; применение его в качестве индикатора развития социальной военной среды;
б)
ориентацию военно-социальной работы
(совместно со специализированными
образовательно-
С другой стороны, и социальное воспитание военнослужащих и членов их семей, и социальная работа с ними ориентированы на формирование многосторонней модели культуры в различных сферах общественного сознания (правовой, эстетической, экологической, экономической, политической, военной, педагогической, нравственной, художественной, физической и т.д.);
в) использование в качестве одного из основных средств военно-социальной работы возможностей культурно-просветительной деятельности, институтов культуры в воинском социуме, культурного самовоспитания и саморазвития, культурологического потенциала педагогически целесообразной социальной военной среды.
Таким
образом, гармонизация взаимодействия
клиентов военно-социальной работы с
социальной военной средой, с конкретным
воинским социумом предполагает определенный,
достаточно высокий уровень культуры
и клиента, и окружающей его среды,
и организации самой этой работы.
Следовательно, организаторами военно-социальной
работы должны быть профессионально
подготовленные специалисты, соответствующие
в полной мере требованиям профессионально-
С другой стороны, развитие военно-социальной работы требует затраты определенных сил и средств для реализации эстетических требований к ее организации. Энтузиазм военно-социальных работников, способных функционировать в разных условиях, является важным, но далеко не единственным или самодостаточным фактором.
Наконец,
уровень развития военно-социальной
работы, состояние ее инфраструктуры
является безусловным критерием
культуры любого военного руководителя
в том или ином социуме, отражающим
степень понимания и
3. Этические проблемы социальной работы с военнослужащими и их семьями
Социальная
работа является оказанием помощи индивидам
или социальным группам, которые
находятся в трудной жизненной
ситуации, уязвимом положении, не могут
самостоятельно справиться со своими
затруднениями и поэтому
Однако сама специфика профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, содержит в себе определенные объективные факторы, которые негативно влияют на военнослужащих и выполнение ими определенных функций. Это характерно для вооруженных сил любого современного общества, но особенности положения военнослужащих в Российской Федерации обусловливают особую сложность их социальной ситуации, и это не может не сказываться на их самочувствии и деятельности.
Прежде
чем рассматривать комплекс проблем
людей, несущих военную службу, необходимо
привести некоторые дефиниции, которые
в соответствии с действующим
законодательством
Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.
Военная
служба – особый вид государственной
службы граждан в Вооруженных
Силах Российской Федерации, других
войсках (пограничные войска; внутренние
войска; войска правительственной связи,
обеспечивающие связь с органами
военного управления; железнодорожные
войска Российской Федерации; войска гражданской
обороны), органах внешней разведки
и федеральных органах
Для проходящих военную службу устанавливаются составы военнослужащих: солдаты и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; а также офицеры: младшие, старшие, высшие. От принадлежности к тому или иному составу зависит статус военнослужащего, его субординационная позиция, материальное положение, косвенно – состояние здоровья, семейные обстоятельства и др. Поэтому социальные проблемы военнослужащих в известной степени могут быть сгруппированы в зависимости от их принадлежности к тому или иному составу.
Военная
служба может осуществляться по призыву
(для солдат и матросов, сержантов
и старшин) или по контракту –
для всех составов военнослужащих.
В Российской Федерации солдатский
и сержантский состав Вооруженных
Сил комплектуется
Призыву на военную службу в мирное время подлежат граждане мужского пола, в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. От призыва освобождаются: