Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 10:31, курсовая работа
Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Введение. 3
1. Понятие социального обеспечения. 5
2. Характеристика законодательства России в области социальной защиты. 7
3. Суть современного положения системы социального обеспечения в России.
9
3.1. Состояние и перспективы социальной работы. 10
3.2. Основные структуры, составляющие основу системы социального обеспечения 10
4. Социальная поддержка населения 12
4.1. Государственная социальная помощь обеспечит прожиточный минимум российским гражданам. 13
4.2. Социальные льготы различных категорий граждан 14
4.3. Об опыте работы органов власти субъектов РФ по усилению адресности социальной поддержки малоимущего населения 15
4.4. Нормативы государственной социальной помощи согласно закона «О государственной социальной помощи» 18
4.5. Социальные льготы и новое неравенство 20
5. Реформа социальной защиты населения на местном уровне 23
5.1. Бедность в России. 24
5.2. Адресное предоставление социальной помощи 26
5.3. Управление системой социальной защиты на местном уровне 30
5.4. Диверсификация социального обслуживания на местном уровне 33
5.5. Перспективы развития социальной защиты населения 36
Заключение. 38
Литература. 40
Содержание.
Введение. 3
1. Понятие социального обеспечения. 5
2. Характеристика
законодательства России в
3. Суть современного положения системы социального обеспечения в России.
9
3.1. Состояние
и перспективы социальной
3.2. Основные
структуры, составляющие
4. Социальная поддержка населения 12
4.1. Государственная
социальная помощь обеспечит
прожиточный минимум
4.2. Социальные льготы различных категорий граждан 14
4.3. Об опыте
работы органов власти
4.4. Нормативы
государственной социальной
4.5. Социальные льготы и новое неравенство 20
5. Реформа социальной защиты населения на местном уровне 23
5.1. Бедность в России. 24
5.2. Адресное
предоставление социальной
5.3. Управление системой социальной защиты на местном уровне 30
5.4. Диверсификация социального обслуживания на местном уровне 33
5.5. Перспективы
развития социальной защиты
Заключение. 38
Литература. 40
Приложения. 41
Введение.
Переходный период
к рыночным отношениям знаменует
собой новый этап в социально-экономическом
развитии России. В то же время, будучи
прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни
процессы, которые даже в западном мире
стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Осуществляющиеся
преобразования, нарушившие существовавший
более полувека экономический уклад,
затронули коренные интересы всего населения
и потребовали неотложного формирования
принципиально новой социальной политики.
Сложность заключается в том, что социальная
политика не может ориентироваться на
краткосрочные задачи, она должна определять
стратегические направления, которые,
естественно, могут подвергаться тактическим
корректировкам, но в целом она должна
быть цельной, разумной, рациональной
и эффективной и формироваться с учетом
исторических условий и национальных
особенностей, политики и экономической
ситуации, культурных традиций. Социальная
политика носит, кроме того, консервативный
и инновационный характер. Консервативность
заключается в том, что она как бы сохраняет
то, что уже достигнуто в социальной сфере
и передает это тем, кто нуждается в социальном
вмешательстве. Инновационность - это
то, что политика должна адаптировать
социальные структуры к происходящим
изменениям.
В условиях России
это означает, что должен максимально
использоваться имеющийся опыт и
существующая инфраструктура, что и
послужит базой для формирования новой
концепции социального обеспечения.
При формировании
социальной стратегии и политики
особое значение приобретает политический
аспект социальной защиты. Любые мероприятия
по социальной поддержке и меры социальной
помощи должны планироваться так, чтобы
оказывать поддержку политической линии,
способствовать правительственному курсу
на осуществление реформ, а не ослаблять
или дискредитировать его. Разумные шаги
в социальной сфере призваны укреплять
доверие к руководству страны со стороны
населения, и они же должны содействовать
снижению социальной напряженности.[1]
В России все
еще сильно влияние централизованного
управления и распределительно-
Федеральное правительство
выделяет средства для решения социальных
проблем и распределяет их на местах.
Однако, реального контроля за использованием
средств нет, как нет, по большей
части, местных программ социального
развития, а следовательно нет и ответственности.
Существовавшая в течение многих лет система социального обслуживания носила скорее формальный характер и требовала больше технических исполнителей, нежели профессиональных социальных работников. Иными словами, специалистов в области социальной работы, как это принято в мировой практике, в России не существовало и их подготовка не велась до начала
1991г.[2]
Тенденция социально-экономического
развития свидетельствует, что на смену
экстренным мерам, необходимым на данном
этапе, должна прийти новая и стабильная
социальная помощь, рациональная и практичная
по сути, формам и методам. Это должна быть
научно обоснованная, структурно четкая
система ориентированная на совокупность
мер в сфере социального обеспечения,
опирающаяся на надежную финансово- экономическую
базу.[3]
Теоретическое
и практическое значение проблемы развития
социального обеспечения в
1. Понятие социального
обеспечения.
Историю самого
понятия социального
Впервые термин
«социальное обеспечение» появился
в "Акте о социальном обеспечении"(Sосiаl
Security Act) в США в 1935г. и в "Акте
о социальном обеспечении"(Social Security
Act) в Новой Зеландии в 1938г.[4]
В определении социального обеспечения, ключевым моментом стал доклад
У.Бевериджа
в Великобритании в 1942г. В этом докладе
он определил социальное обеспечение
следующим образом: "социальное обеспечение
означает обеспечение минимального дохода
для того, чтобы упразднить систему извлечения
доходов от безработицы, болезни, аварии,
увольнения по старости и предотвратить
убытки от иждивенчества других людей,
а также решить проблему исключительных
расходов, возникающих в случае рождения,
смерти, брака".[5]
П. Ларок утверждает,
что социальное обеспечение непрерывно
определяет уровень жизни для
трудящихся масс, и во всех случаях
обеспечение соответствующего минимального
уровня жизни посредством перераспределения
доходов, основываясь на принципе солидарности,
гарантирует такой уровень жизни.[6]
Можно сказать,
что определения даваемые учеными
понятию социального
Юристы и правоведы
считают, что цель социального обеспечения
заключается в охране права на жизнь. Политики
часто используют социальное обеспечение
в качестве политического лозунга. Экономисты
понимают социальное обеспечение, как
перераспределение доходов.
Принимая во
внимание эти тенденции, можно определить
понятие социального обеспечения следующим
образом: Социальное обеспечение в узком
смысле означает, что государство, имеющее
целью социальной политики обеспечение
минимального уровня жизни общества, гарантирует
каждую личность от основных опасностей,
угрожающих потере средств к существованию
- таких как болезнь, несчастный случай
на производстве, преклонный возраст,
безработица, бедность; в широком смысле
социальное обеспечение означает систему,
которая через государство и общественные
организации предоставляет ресурсы на
проживание и сервис нуждающимся, для
того чтобы человек жил по- человечески,
и через перераспределение дохода стремится
к социальному равенству и полному равновесному
развитию.
Взгляды на систему
социального обеспечения в
Social Security Association)
классифицирует различные
Можно считать,
что основой системы
Социальная помощь
подразделяется следующим образом:
а)охрана жизни: б)медицинская помощь:
в)поддержка военным инвалидам. г)спасение
от стихийных бедствий.
Особенностью социальной помощи является то, что для получения пособия должна подтверждаться ее необходимость. Это является главным отличием социальной помощи от социального страхования. Функцией социального обслуживания на Западе является охрана, воспитание и управление социально слабыми слоями, чтобы они самостоятельно смогли проявить свои способности.
Социальное обслуживание включает в себя: охрану детства; охрану материнства; охрану пожилых; охрану инвалидов; вопросы перевоспитания; дело консультации. Таким образом, все условия связанные с жизнью населения как то: обеспечение дохода, медицина, здравоохранение, образование, наем, жилье
- являются объектами
социального сервиса.
По поводу принципов
системы социального
Можно выделить
основные три варианта системы социального
обеспечения:
Первым является
принцип У. Бевериджа, который включает
з себя шесть основных принципов:
во-первых, это принцип равной ставки
средств к существованию; во-вторых,
это принцип равной ставки вклада; в-третьих,
это принцип объединения административных
руководителей ответственности(это должен
быть единый орган); в-четвертых, это принцип
достаточности выплат; в-пятых, это принцип
охватываемости объекта и события; в-шестых,
это принцип классификации вступивших
объектов (по категориям объектов).
Вторым вариантом являются принципы Мировой Организации Труда, а третьим принципы Мировой Федерации Профсоюза, которые не отличаются от целей и задач социального обеспечения и основывались на правах трудящихся.
Каждая страна,
осуществляющая систему социального
обеспечения, может, но не обязана руководствоваться
каким-либо из этих 3-х основных вариантов
принципов. Выбор системы социального
обеспечения должен осуществляться
в зависимости от индивидуальностей
экономического развития страны и социальных
обстоятельств, возникающих на данном
этапе развития.
Самой важной функцией
системы социального
Второй важнейшей функцией можно назвать функцию перераспределения доходов. Типичным примером перераспределения дохода в социальном обеспечении является социальная помощь, которая, можно сказать, осуществляет "вертикальное перераспределение доходов". Еще одним структурным направлением, которое выполняет функцию "вертикального перераспределения", является социальное обслуживание. Функции
"горизонтального
распределения" выполняет
Третьей основной
функцией социального обеспечения,
является функция экономической
стабилизации.
2. Характеристика
законодательства России
в области социальной
защиты.
Обеспечение социальных прав граждан – важное направление, в котором
Государственная Дума второго созыва проделала значительную работу. По своему духу социальные законы этого периода существенно отличаются от принятых в 1993–1995 годах. Во-первых, они упорядочивают довольно хаотичную систему государственной социальной помощи, сложившуюся к середине 90-х. Во- вторых, в них закрепляется переход к адресным принципам социальной помощи.
В-третьих, предпринимается попытка упорядочить саму реализацию тех социальных прав, которые зафиксированы в ранее принятых законах.
Федеральный закон
"О прожиточном минимуме в Российской
Федерации" был принят Государственной
Думой и одобрен Советом
Однако в нем
закрепляется имеющий исключительно
важное значение принцип взаимосвязи
между размером минимальной заработной
платой (а, следовательно, и пенсий по
старости, стипендий, пособий и других
социальных выплат) и величиной прожиточного
минимума. Последняя является той основой,
исходя из которой устанавливается не
только минимальная заработная плата,
но и все социальные выплаты (п. 1 ст. 5).
Информация о работе Реформа социальной защиты населения на местном уровне