Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 10:31, курсовая работа
Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Введение. 3
1. Понятие социального обеспечения. 5
2. Характеристика законодательства России в области социальной защиты. 7
3. Суть современного положения системы социального обеспечения в России.
9
3.1. Состояние и перспективы социальной работы. 10
3.2. Основные структуры, составляющие основу системы социального обеспечения 10
4. Социальная поддержка населения 12
4.1. Государственная социальная помощь обеспечит прожиточный минимум российским гражданам. 13
4.2. Социальные льготы различных категорий граждан 14
4.3. Об опыте работы органов власти субъектов РФ по усилению адресности социальной поддержки малоимущего населения 15
4.4. Нормативы государственной социальной помощи согласно закона «О государственной социальной помощи» 18
4.5. Социальные льготы и новое неравенство 20
5. Реформа социальной защиты населения на местном уровне 23
5.1. Бедность в России. 24
5.2. Адресное предоставление социальной помощи 26
5.3. Управление системой социальной защиты на местном уровне 30
5.4. Диверсификация социального обслуживания на местном уровне 33
5.5. Перспективы развития социальной защиты населения 36
Заключение. 38
Литература. 40
Например, в Новгороде
денежные пособия на основе оценки
дохода предоставляются восьми категориям,
включая семьи с пятью и
более детьми, семьи инвалидов с детьми,
неработающих одиноких пенсионеров и
беременных женщин.
Порог нуждаемости
для определения права на участие
в местных программах часто устанавливается
на уровне прожиточного минимума или
ниже его. Помощь в большинстве случаев
не направлена на то, чтобы поднять доход
получателя до прожиточного минимума
и не дифференцируется в зависимости от
материального положения семьи. К тому
же многие виды пособий предоставляются
ежеквартально или один раз в год. Тем
не менее на местном уровне применяются
различные инновации, например, оценка
имущества при определении права на получение
помощи. В отличие от помощи в денежной
и натуральной форме местные льготы в
обследованных городах расширяют или
дополняют льготы, предусмотренные федеральным
законодательством. Так, на федеральном
уровне действуют льготы по оплате услуг
детских образовательных учреждений для
многодетных семей. Многие органы местного
самоуправления расширили круг получателей
этой льготы, включив детей одиноких матерей
или детей из малообеспеченных семей.
Оказывая помощь в денежной и натуральной форме, органы местного самоуправления играют ведущую роль и в предоставлении социальных услуг.
Однако федеральное
законодательство устанавливает принципы
социального обслуживания населения,
определяя основные виды услуг:
1) Социальное
обслуживание на дому. Предоставляется
одиноким гражданам и
2) Социальное
обслуживание в стационарных
учреждениях. Осуществляется
3) Временный
приют. Предоставляется детям-
4) Дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания.
Предоставляется
социально-бытовое, социально-медицинское
и иное обслуживание сохранившим
способность к самообслуживанию
и активному передвижению гражданам
преклонного возраста и инвалидам,
а также другим лицам, в том
числе несовершеннолетним, находящимся
в трудной жизненной ситуации.
5) Консультативная
помощь. Предоставляются консультации
по вопросам социально-
6) Реабилитационные
услуги. Помощь в профессиональной,
социальной, психологической реабилитации
инвалидам, лицам с
Органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления могут
предлагать дополнительные виды социального
обслуживания. Опыт пилотных городов
показывает, что в качестве дополнительных
услуг выступают прежде всего социально-бытовые
услуги личного характера (бесплатный
или льготный пошив одежды, ремонт обуви,
химчистка, парикмахерская, ремонт бытовой
техники и т.п.).
Многие услуги,
предлагаемые муниципальными учреждениями,
в частности консультативная помощь,
осуществляются по принципу самоотбора
клиентов, тогда как обслуживание на дому
и социально-бытовые услуги - на основе
оценки нуждаемости. В некоторых случаях
плата за услуги дифференцирована, беднейшие
не платят ничего, остальные - соответственно
своим доходам.
Обзор бюджетных
расходов в четырех пилотных городах
показывает, что затраты на комплекс
социальной сферы весьма существенны
- в среднем 84% от всего бюджета, примерно
2000 руб. в год на душу населения. В
основном это расходы на субсидирование
жилья, здравоохранения, среднего образования
и т.п. Собственно расходы на социальную
поддержку населения в пилотных городах
выделить довольно сложно. Из-за многообразия
льгот и пособий, предусмотренных федеральным
законодательством, городские администрации
в пилотных городах испытывают сложности
в учете и систематизации расходов по
их обеспечению. Имеющиеся данные свидетельствуют
о том, что в расходах на социальную защиту
преобладают затраты на категориальные
льготы, детские пособия, жилищные субсидии
и местные пособия, предоставляемые на
основе оценки нуждаемости. Однако все
органы местного самоуправления в пилотных
городах отметили, что недостаток адекватной
компенсации расходов местных бюджетов
на обеспечение льгот, предусмотренных
федеральным законодательством, препятствует
развитию местных социальных программ.
В целом городские
администрации в четырех
Хотя порядок
предоставления местных льгот зачастую
повторяет федеральное законодательство,
т.е. льготы носят категориальный характер
и начисляются без оценки нуждаемости,
большая часть денежной и натуральной
помощи на местном уровне предоставляется
с учетом дохода семьи. Как и в случае с
федеральными льготами, издержки на категориальные
льготы выше, чем расходы на адресную помощь.
Органы местного самоуправления обладают более значительным опытом в предоставлении адресной помощи, чем это можно предположить, исходя из анализа системы социальной защиты на общенациональном уровне. Администрации обследованных территорий продемонстрировали гораздо большую заинтересованность в повышении адресной помощи, чем органы государственной власти на федеральном уровне. Еще до перевода детских пособий в адресную форму все они использовали оценку нуждаемости для предоставления денежной помощи. Отмечается интерес к совершенствованию методики оценки нуждаемости, в том числе к использованию оценки имущества, процедурам проверки доходов.
С другой стороны,
многие работники органов социальной
защиты в пилотных городах были склонны
определять право на участие в программе
помощи на основе принадлежности клиента
к традиционной социально уязвимой категории.
5.3. Управление
системой социальной защиты на местном
уровне.
Расширению роли
органов местного самоуправления в
предоставлении социальных пособий
и услуг способствовали несколько
тенденций последнего десятилетия.
Во-первых, политические реформы переходного
периода существенно укрепили российский
федерализм. Финансовая и административная
ответственность за оказание социальной
помощи, прежде всего за предоставление
базовых социальных услуг, была децентрализована
с передачей полномочий на региональный
и местный уровень.
Во-вторых, переход
к рыночной экономике изменил политику
предприятий, которые ранее социально
защищали своих работников. Для увеличения
прибыльности производства они передали
большую часть имущества социальной сферы,
в том числе жилой фонд, на баланс муниципалитетов,
так что местное самоуправление оказалось
в каком-то смысле вынужденным заниматься
социальными вопросами. И, наконец, само
население ожидало от местных органов
власти помощи в решении социальных проблем,
обеспечении основными видами пособий
и услуг.
Сегодня органы
местного самоуправления играют значительную
роль практически во всех вопросах социальной
защиты. Они несут основную ответственность
за предоставление льгот, предусмотренных
федеральным законодательством, жилищных
субсидий и местных пособий. Исключение
составляют несколько видов помощи, напрямую
предоставляемых федеральными органами;
детские пособия (в одних случаях они предоставляются
через муниципальные органы социальной
защиты, а в других - органами социальной
защиты субъекта Российской Федерации),
а также ряд региональных пособий. В трех
из четырех обследованных городов субъекты
Российской Федерации играли незначительную
роль в предоставлении социальной помощи.
Поддержка со стороны региональных властей
в основном выражалась в расширении круга
получателей льгот, предусмотренных федеральным
законодательством.
Вопросы предоставления
пособий и социального
Несмотря на эти общие черты, организация социальной помощи в пилотных городах различна. На рис. 5.1 и 5.2 представлены две модели, которые можно использовать при анализе типов организации управления социальной защитой.
Особое внимание уделено программам, использующим оценку нуждаемости
(например, жилищные
субсидии, детские пособия и местная
помощь).
Модель, описывающая
децентрализованный, основанный на категориальном
принципе обслуживания тип организации
социальной помощи, представлена на рис.
5.1. В рамках этой модели детские пособия
начисляются органами социального обеспечения
субъекта Российской Федерации, жилищные
субсидии - центрами жилищных субсидий
управления жилищно-коммунального хозяйства,
а местная социальная помощь предоставляется
каждой категории населения отдельно
через соответствующие социальные центры.
[pic]
Рисунок 5.1. Модель
децентрализованной, основанной на категориальном
принципе обслуживания организации социальной
помощи
Рис. 5.2 представляет
модель централизованной, функционально
ориентированной организации
Небольшие города,
такие как Арзамас и Новгород,
не имеют районных отделов социальной
защиты населения.
[pic]
Рисунок 5.2. Модель
централизованной, функционально ориентированной
организации социальной помощи
В Томске и Перми социальная помощь организована по функциональному принципу. Начисление пособий и предоставление услуг разделены, хотя соответствующие структуры территориально могут находиться поблизости друг от друга. Практически нет деления по категориям населения. И подразделения социальной защиты, и центры социального обслуживания могут работать с разными группами - от пенсионеров до детей. В этих городах социальная помощь предоставляется в районах, что естественно для муниципальных образований большого размера. Каждый из семи районов Перми больше, чем весь
Информация о работе Реформа социальной защиты населения на местном уровне