Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 10:31, курсовая работа
Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Введение. 3
1. Понятие социального обеспечения. 5
2. Характеристика законодательства России в области социальной защиты. 7
3. Суть современного положения системы социального обеспечения в России.
9
3.1. Состояние и перспективы социальной работы. 10
3.2. Основные структуры, составляющие основу системы социального обеспечения 10
4. Социальная поддержка населения 12
4.1. Государственная социальная помощь обеспечит прожиточный минимум российским гражданам. 13
4.2. Социальные льготы различных категорий граждан 14
4.3. Об опыте работы органов власти субъектов РФ по усилению адресности социальной поддержки малоимущего населения 15
4.4. Нормативы государственной социальной помощи согласно закона «О государственной социальной помощи» 18
4.5. Социальные льготы и новое неравенство 20
5. Реформа социальной защиты населения на местном уровне 23
5.1. Бедность в России. 24
5.2. Адресное предоставление социальной помощи 26
5.3. Управление системой социальной защиты на местном уровне 30
5.4. Диверсификация социального обслуживания на местном уровне 33
5.5. Перспективы развития социальной защиты населения 36
Заключение. 38
Литература. 40
Необходимым элементом
федеральной системы
Система медицинской помощи и социальной помощи включает: диагностическую, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными, инвалидами, включая выплаты пособий по временной нетрудоспособности.
Гарантии осуществления
медико-социальной помощи закреплены
законодательством. Также в условиях
переходного периода большое значение
приобретает такой самостоятельный вид
социального обеспечения как бесплатная
лекарственная помощь, либо со скидкой,
и обеспечение нуждающихся в подобном
виде услуг путевками для санаторно-курортного
лечения либо бесплатно, либо со скидкой.
Система льгот
по системе социального
МВД и их семьям
и другим некоторым категориям граждан.
Эти льготы включают скидки по оплате
жилья, коммунальных услуг и топлива и
бесплатный проезд на всех видах городского
пассажирского транспорта, бесплатный
проезд на железнодорожном и водном транспорте
пригородного сообщения и в автобусах
пригородных маршрутов на железнодорожном,
воздушном, водном или междугородном автомобильном
транспорте, скидку на установленную плату
за пользование телефоном.
4. Социальная
поддержка населения
В настоящее время доля населения, имеющего право на получение социальных гарантий, льгот и выплат, установленных законодательными актами
Российской Федерации, оценивается на уровне 70% всего населения Российской
Федерации, т.е. около 100 млн. человек могут претендовать на получение социальных выплат и льгот. Только 9 видами социальных пособий и компенсаций
(включая ежемесячное
пособие на ребенка) охвачено более 45,5
млн. чел. На федеральном уровне установлено
около 156 видов социальных выплат, льгот,
пособий, дотаций, оказываемых 236 различным
категориям населения (например, таким
категориям как ветераны, дети, инвалиды,
учащаяся молодежь и т.д.).
Распределение
общей суммы денежных средств, получаемых
населением по этим направлениям социальной
защиты, складывается следующим образом:
только четверть общей суммы реализуемых
всеми домохозяйствами льгот
и пособий приходится на долю домохозяйств
со средним доходом ниже прожиточного
минимума домохозяйства, в то время как
на долю домохозяйств со средним доходом
выше прожиточного минимума домохозяйства
- три четверти. Такое положение связано
с тем, что практически все социальные
пособия, выплаты и льготы, установленные
на федеральном уровне, предоставляются
на основе категориального принципа. Лишь
два вида социальных выплат - ежемесячное
пособие на ребенка и жилищные субсидии
- предусматривают проверку нуждаемости
и предоставляются домохозяйствам, чей
среднедушевой доход ниже прожиточного
минимума.
Принятый летом
1999 г. Федеральный закон “О государственной
социальной помощи”, разрабатывавшийся
как закон о перестройке всей
системы социальной защиты на основе
адресного принципа, в существующей
редакции может означать лишь появление
дополнительного вида социальных выплат,
осуществляемых на основе проверки нуждаемости.
Отсутствие механизмов реализации закона,
в том числе финансовых, превращают государственную
социальную помощь в еще один вид не финансируемых
и потому не реализуемых социальных льгот
и пособий.
В 1999г. расходы консолидированного бюджета по статьям раздела
“Социальная политика” составили 74,5 млрд. руб., то есть 1,7% ВВП или примерно 6,0% суммарных расходов консолидированного бюджета Российской
Федерации. При
этом необходимое финансирование установленных
на федеральном уровне льгот и
пособий оценивается в более
чем 15 процентов ВВП, что превышает
расходы федерального бюджета на
социальную политику почти в 10 раз.
Сложившееся положение противоречит принципам федерализма.
Муниципалитетам
компенсируется не более 30% их затрат на
выполнение федерального социального
мандата. Основная часть расходов местной
власти на социальную защиту населения
приходится на выполнение федеральных
законов “О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей”, "О ветеранах",
"О социальной защите инвалидов в РФ".
При этом у региональных властей на практике
остаются очень ограниченные возможности
модифицировать эти льготы и приспособить
их к своим потребностям.
Поэтому в сфере социальных пособий и льгот одна из принципиальных задач состоит в том, чтобы максимально расширить самостоятельность территорий в принятии решений относительно того, какие выплаты действительно на этой территории нужны, в каких объемах и каким образом, в какой форме они должны предоставляться конкретным категориям населения.
Основная задача
федеральной власти при таком
подходе – с помощью
Развитие и функционирование сети учреждений социальной защиты населения по ряду направлений тяготеет к стационарным видам социальных услуг, хотя их эффективность в отдельных случаях ниже, чем у нестационарных видов социальной помощи. Приоритетным, как правило, является финансирование сложившейся сети социальных учреждений на основе затратных принципов.
Доступ негосударственных
организаций к оказанию соответствующих
услуг в рамках социального заказа
ограничен. Слабо развито сотрудничество
с благотворительными и религиозными
организациями. Недостаточно используются
возможности самофинансирования при предоставлении
социальных услуг.
Практически не
существует стимулов к снижению административных
издержек функционирования системы социальной
защиты. Отсутствует практика мониторинга
эффективности социальной помощи в большинстве
регионов.
Одной из проблем
в связи с этим является недостаточность
статистической информации о состоянии
дел в социальной защите, низкая
репрезентативность такой информации
и несопоставимость различных источников
статистических данных.
Проблемы, связанные
с низкой эффективностью существующих
социальных выплат и льгот накладываются
на крайне неблагоприятные тенденции
в демографическом развитии. В результате
предшествующего демографического развития
в масштабах всей страны наступила п. продолжает
усиливаться депопуляция. Этот процесс
начался в первой половине 90-х годов и
совпал с экономическим кризисом, что
усугубило характер его последствий и
ухудшило возможности по его сдерживанию.
Критически низкий
уровень рождаемости в
Острота депопуляции
в Российской Федерации является
также следствием высокого уровня смертности,
прежде всего в трудоспособных возрастах
у мужчин и в младенческом возрасте. Особое
место среди причин смертности у мужчин
в трудоспособных возрастах занимают
неестественные причины смерти – несчастные
случаи, отравления, травмы. Низкая продолжительность
жизни особенно характерна для лиц с относительно
низким уровнем образования.
Демографическая
ситуация должна стать предметом
особого внимания государства. Для
этого необходима разработка специальной
Концепции демографической
4.1. Государственная
социальная помощь обеспечит
прожиточный минимум
российским гражданам.
Правительство РФ установило прожиточный минимум в целом по России за первый квартал 2000 года: в расчете на душу населения 1137 руб. 66 коп., для трудоспособного населения - 1232 руб. 28 коп., для пенсионеров - 851 руб. 32 коп., для детей – 1160 руб. 66 коп. Величина прожиточного минимума является определяющей для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, устанавливаемых на федеральном уровне, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат и формирования бюджетов всех уровней на 2000 год. Со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума вступают в силу ряд нормативных правовых актов, имеющих важное практическое значение, в том числе Федеральных закон
“О государственной
социальной помощи”.
В общей системе
мер по совершенствованию социальной
политики РФ большое внимание уделено
вопросам усиления адресности социальной
помощи малоимущим слоям населения.
Однако в регионах эти вопросы решались
бессистемно, принимались сотни различных,
зачастую противоречивых, нормативных
правовых актов, регулирующих порядок
ее предоставление на различных основах.
Руководителями субъектов РФ, а также
местного самоуправления неоднократно
высказывались предложения о необходимости
принятия на федеральном уровне законодательного
акта, регулирующего единые правовые и
организационные основы оказания государственной
социальной помощи российским гражданам.
В этой связи 25 июня 1999 года Государственной Думой был принят, 2 июля 1999 года одобрен Советом Федерации и 17 июля 1999 года подписан
Президентом РФ Федеральный закон “О государственной социальной помощи”, который призван поддержать уровень жизни семей и одиноких граждан, доходы которых ниже величины прожиточного минимума. Закон содержит основные нормы, необходимость законодательного закрепления которых вытекает из Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в
Российской Федерации”
(последним предусматривается, что
семья или одинокий гражданин, среднедушевой
доход которых ниже величины прожиточного
минимума, установленного в соответствующем
субъекте РФ, считаются малоимущими и
имеют право на получение государственной
социальной помощи).
Размер государственной
помощи, согласно Закону “О государственной
социальной помощи”, устанавливается
в пределах разницы: для одиноко проживающего
гражданина - между прожиточным минимумом
и его душевым доходом; для семьи - между
суммой величин прожиточных минимумов
(для всех членов семьи) и общим доходом
членов семьи.
Кроме адресного
принципа государственной социальной
помощи (а именно, для граждан, имеющих
доход ниже прожиточного минимума),
Закон устанавливает также
Источниками оказания
государственной социальной помощи являются
средства федерального бюджета, бюджетов
субъектов Федерации и местных бюджетов.
В случае недостаточности средств бюджетов
субъектов Федерации и средств местных
бюджетов, такие средства выделяются за
счет средств бюджета вышестоящего уровня
бюджетной системы РФ или дополнительных
источников в порядке, установленном законодательством
РФ.
Оказание государственной
социальной помощи осуществляется органами
социальной защиты населения по месту
жительства или пребывания в виде денежных
выплат, как то: социальные пособия, субсидии,
компенсации или в натуральном виде - жизненно
необходимыми товарами.
Закон предусматривает
возможность проверки представленных
заявителем сведений о составе семьи,
доходах и имуществе, а также
возможность отказа в назначении этой
помощи в случае предоставления заявителем
неполных или недостоверных данных.
Виды доходов,
учитываемых при расчете
Информация о работе Реформа социальной защиты населения на местном уровне