Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:11, шпаргалка
Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.).
5. Классический период в
Развитие социологической теории в Х1Х в. создало важнейшие предпосылки для превращения социологии в общепризнанную университетскую науку. Реализация этого связана с именами выдающихся социологов – Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма.
М.Вебер (1864-1920), немецкий социолог, принадлежал к состоятельным кругам буржуазии, тесно связанным с политическим истеблишментом Германии. Основой социологии Вебера явилось учение об идеальных типах. Идеальный тип – это теоретическая конструкция, отражающая не объективную эмпирическую реальность, а результат мышления. Социальные действия людей, считал Вебер, могут рассматриваться в качестве истинно социальных только в том случае, если они соотносятся с идеальными типами, обладая при этом целеполаганием – осознанно выдвинутой целью, соответствующей идеальному образцу. Здесь и кроется особая область, которой и занимается социология. Она призвана в индивидуальных и групповых действиях видеть раскрытие субъективных мотивов, которые регулируют себя согласно идеальным типам (образцам).
Поскольку действия равнозначны человеческому поведению, ориентированы на других – эту ориентацию Вебер называет «ожиданием», без которого действие не может считаться социальным. Итак, предметом «понимающей социологии» становится осмысленное социальное действие. Оно выступает в нескольких формах, главной из которых является целерациональное действие. Как социолог, Макс Вебер требовал от социальных исследований сохранение связи с человеческой реальностью, с индивидуальным. Социология должна основываться на научных суждениях, свободных от ценностей, то есть личных пристрастий ученого. Это делает социологию истинно объективной.
Существенно иную картину социологического мира разработал выдающийся французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – одна из главных, наряду с Вебером, фигур в истории социологий XX века, признанный классик мировой социологий, профессор Сорбонны. Теоретические концепции Эмиль Дюркгейма иногда называют социологизмом. Он стремился четко разграничить понятие индивидуального и коллективного (социального), доказывая приоритет социального. Социальные явления – это что-то внешние по отношению к индивидам и их можно рассматривать как объективные вещи. Дюркгейм подчеркивает, что общество, возникнув в ходе индивидуального взаимодействия, в дальнейшем становится вне и над индивидуальной реальностью, выступает единым реальным субстратом всего разнообразия человеческого бытия: хозяйства и права, политики и морали, торговли, религии и т.д. Классический тип научности сформулирован в работе "Правила социологического метода" (1895). Главные характеристики системы социологии Дюркгейма: 1) Понимание общества как саморегулирующегося структурно-функционального организма; 2) Трактовка общественного порядка как нормального его состояния; 3) Рассмотрение в качестве основного регулирующего механизма общества морали и признание его ведущей роли в формировании социальных институтов.
7. Социология XX века основные направления
Среди различных школ социологии ХХ века чаще всего выделяют три направления: функционализм, конфликтологический подход и символический интеракционизм.
Функционалистическая социология. Это прежде всего Роберт Мертон. Считают, что общество в целом и отдельные его части имеют тесную взаимосвязь, которая закрепляется их функциями. Задача социолога втом, чтобы «не рассуждать о внутреннем содержании социологических фактов и объектов, а просто рассматривать реальные, зримые, доступные для изучения и обобщения последствия функции». Наблюдать и изучать функции можно при помощи методологического инструмента – теории среднего уровня (ТСУ). Это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными рабочими гипотезами, возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватывающимим систематическими попытками развить единую теорию, которая объясняет все наблюдаемые типы социального поведения, социальных изменений.
Параллельно
стала развиваться
Конфликтологические теории. Видит в обществе борьбу различных групп и направлений. Истоки можно обнаружить в социальной философии английского философа XYII в. Томаса Гоббса. Конфликтологический подход можно обнаружить в соц наследии К. Маркса.
Райт Миллс
представлял современное
Льюис Козер отмечал, что конфликты обнаруживают себя в соц развитии по мере того, как определенные группы соперничают за власть , перераспределение доходов, за момнополию на духовное лидерство и т.д.
Радольф Дарендоры считал, что конфликт есть оборотная сторона всякой интеграции и поэтому неизбежен в обществе. Наличие конфликтов – свидетельство жизнеспособности общества.
Символический интеракционизм. Возникло в 20-е гг. ХХ в. .
Термин "символический" обозначает, что эта школа делает акцент на "смысле", который вкладывают действующие лица ("актеры"), когда они вступают во взаимодействие (интеракция). Эта социологическая теория рассматривает общество с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных в акты поведения, взаимодействия.
Основатель – Джордж Герберт Мид: общетво можно объединить только путем рассмотрения принципов поведения людей. Эта теория оперирует следующими посылами:
А) любое действие или акт поведения происходит на основе того смысла, который действующий объект вкладывает в свое действие. Все эти значения проистекают из общих социальных символов. Напр., отказ участвовать в военных действиях означает (символизирует) трусость.
Б) указанные символы рождаются во взаимодействиях людей.
В) люди в процессе действия постоянно объясняют, интерпретируют себе значение символов, как бы примеряют их на себя.
72. Русская социология и ее основные этапы
Социологическая
мысль в России развивается как
часть общемировой
Первый этап – с середины XIX века до 1918 г., второй – с начала 20-х годов до конца 50-х годов ХХ века, третий – с начала 60-х годов до наших дней. Основные направления и школы:
Географическое – Л. И. Мечников, С. М. Соловьев, О.Ключевский
Органическое – И. Стронин, П. Ф. Лилиенфельд
Субьективистское – Лавров, Михайловский - Большое внимание уделено представителями этого направления на следующие проблемы: 1) соотношения социального и исторического; 2) предмета и метода социологии; 3) теории прогресса и роли личности в истории.
Ведущей силой прогресса является личность. Лавров рассматривал личность как создателя и носителя нравственного идеала и как силу, способную изменить общественные формы.
Михайловский определял развитие цивилизации как нечто фатально обреченное, не подлежащее изменению, поскольку в исторический процесс входит сознательная деятельность человека. Он отводил большое место учению о кооперации (простой и сложной), уделяет много внимания проблеме «великой личности», «героя» и «толпы».
Многофакторное – Ковалевский - При решении сложных социальных проблем нельзя полагаться на какой-либо один фактор, необходим плюралистический подход к изучению общества. Труды: «Современная социология», «Очерк развития социологических учений», «Социология»…
Главное, по Ковалевскому, выявление сущности солидарности, описание и объединение многообразных ее форм. Один из основных методов – сравнительно-исторический метод, который был более научным. Для Ковалевского «без идеи прогресса не может быть социологии»
Марксистское – Плеханов, В. И. Ленин и др.
Психологическое
направление – Л.И.
Л. Петражицкий определял социологию как науку, призванную изучать человеческое участие в процессах общественной жизни, опираясь на субъективную психологию человеческих мотивов. Главное понятие – “социальное поведение” и его мотивы, т.е. абсолютизация чувства, воли, эмоций и т.д.
По Карееву, коллективная психология – основа социологии, главный источник идей в социологии – позитивизм, а точнее Контизм.
I период |
Середина XIX в. – начало 1920 г. |
Возникновение и многостороннее развитие отечественной социологии как полноценной части мировой общесоциологической науки |
II период |
Начало 1920 г. – начало 1930 г. |
Развитие социологии в русле марксистско-ленинской идеологии |
III период |
1930 годы – конец 1950-х годов |
Практическая ликвидация социологии; полная идеологизация всей общественной жизни страны |
IV период |
С конца 1950-х – (особ. с конца 1980 -х) |
Постепенное
и трудное возрождение |
Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918 - 1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) - крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. Один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности. На втором этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х годах издается обширная социологическая литература: Сорокин П. А. «Основы социологии» (в 2-хтт., 19222.), Хвостов В. М. «Основы социологии. Учение о закономерностях общественного процесса» (1928г.), Бухарин Н. А. «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии» (1922 г.), Салынский М. С. «Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию» (1923 г.) и др.
Наряду с
разработкой теоретических
В ЗО-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что «исторический материализм - это и есть социология марксизма», и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии. Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР.
Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х - начале 60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду.
К середине 60 годов стали появляться первые крупные социологические труды по социальной инжении и конкретному социальному анализу С. Г. Струмилина, А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические учреждения - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория соц иссл при Ленинградском Университете. В 1962 году была основана советская соц ассоциация. В 1969 был создан институт конкретных соц исследований ( с 1972 - институт социологических исследований, а с 1978 - Институт Социологии) АН СССР. С 1974 года стал издаваться журнал " Соц иссл ". Но развитие социологии постоянно тормозилось в период "застоя". А после выхода в свет "Лекций по социологии " Ю. Левады, институт социологических исследований был объявлен в насаждение буржуазных теоретических концепций, было принято решение о создании на его базе Центра опросов общественного мнения. Вновь понятие "социология" оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология полностью отрицалась.
19. Социальная мобильность.
Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным.
Он писал: "Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.