Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:11, шпаргалка
Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.).
3.Развитие личности.
4.Движущая сила общественного прогресса.
5.Творец человека на протяжении всей истории человечества.
6.Статусная дифференциация.
7. «Сила, которая прокладывает
человеку путь к воле, дает
людям возможность учитывать
все более выделенные
27. Безработица как социальное
явление, и ее социальные
Безработица – это когда часть активного населения не может найти работу, становится «излишним» населением – резервной армией труда. Безработица усиливается во время экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу. Безработица может быть добровольной, существовать при наличии свободных мест, когда потенциального работника не устраивает уровень заработной платы, либо сам характер труда. Вынужденная безработица связана с установлением заработной платы выше точки рыночного равновесия, когда возникает разрыв между спросом на труд и его предложением.
Несмотря на объективный характер безработицы, социальные потери, которые она порождает, очевидны:
1.Снижается
уровень жизни семьи
Следствиями социальной напряженности можно считать следующее.
1. Рост числа забастовок 2. Рост преступности 3. Отрицательный естественный прирост населения. 4. Уменьшение количества браков 5. Увеличение разводов 6. Увеличение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума 7. Увеличение количества самоубийств Исходя из причин безработицы, можно сформулировать её основные формы.
Фрикционная безработица - связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. Причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, и поэтому требуется определённое время для "взаимного поиска".
Структурная безработица - связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала.
Сезонная безработица - связана с неодинаковыми объёмами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растёт, в другие - уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объёмов производства относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.
Циклическая безработица - связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.
Скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть её в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращённый режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска.
Положительные социальные последствия безработицы
1. Повышение социальной ценности рабочего места.
2. Увеличение личного свободного времени.
3. Возрастание свободы выбора места работы.
4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.
Социально-экономические
последствия безработицы
Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву.
28. Социальные проблемы
В жизни современного общества инженерная деятельность играет все возрастающую роль.
В бывшем СССР престиж инженера стоял очень высоко и инженерная профессия считалась наиболее престижной. К примеру, более половины членов и кандидатов в члены Политбюро, секретарей ЦК КПСС, союзных министров и др. были лицами с высшим техническим образованием.
Однако после уравнения заработной платы инженеров с платой рабочих, большая масса инженеров и техников перешла в ряды рабочих. Престиж инженерной профессии резко снизился, что привело к снижению конкурса в технических ВУЗах. Естественно инженерный корпус пополнился более слабым контингентом, ухудшилось качество работы. Вскоре профессия инженера потеряла статус одной из самых престижных профессий.
Проблемы
практического использования
Однако наличие потенциала инженерно-технических кадров еще не обеспечивает развитие инженерно-технической интеллигенции. Поскольку профессиональное самоопределение и получение специального образования еще не гарантируют того, что молодой специалист устроится работать по специальности. Ожидания старшеклассников не вполне адекватны социальным возможностям профессии. Однако речь должна идти не только рационализации представлений школьников и студентов, но и о реальном повышении социального статуса, престижа ИТР.
Следующей проблемой инженерного труда является проблема использования социологии в управленческих решениях. Если раньше классики социологии относились к этому вопросу отрицательно, то сегодня значение эмпирической социологии неоспоримо. Социальные организации обеспечивают управленческий персонал новой социологической и социально-психологической информацией для принятия оптимального управленческого решения. Это дает возможность более оптимального использования людских и материальных ресурсов.
Развитие общественного производства превращает труд инженера в массовую профессию со все возрастающей специализацией трудовых функций. Это неизбежно связано с некоторым уменьшением творческого потенциала в содержании инженерного труда основной массы работников, ибо всякая специализация предполагает их закрепление за выполнением отдельных трудовых функций, сужает возможности проявления технической инициативы и повышает требования к ответственности и дисциплинированности.
При оценке работы инженеров со стороны их руководителей самая низкая оценка наблюдается по качествам «творческий подход», «инициативность», «оперативность», которые наиболее востребовательны в наше время. Это можно объяснить, во-первых, духом казарменного социализма, когда всякая инициатива была наказуема. Во-вторых, технический ВУЗ с его жестким распорядком дня, строгой дисциплиной, точным сроком всякой отчетности ограничивает время и возможности для творчества. В-третьих, сама организация труда инженеров не дает им время для творчества: действительно инженерной деятельностью они занимаются менее половины рабочего времени.
По данным Института социологии РАН, лишь 10% инженеров занято разработкой новых технологий. Отсюда вытекает главная проблема инженера на предприятии – проблема достаточно полного использования его творческих сил и способностей. Это зависит от него самого: будет ли он слепым исполнителем текущих заданий или будет добиваться своей истинной роли – творца новой техники и технологии.
Когда влияние инженерной деятельности становится глобальным, ее решения перестают быть узко профессиональным делом, становятся предметом всеобщего обсуждения, а иногда и осуждения.В современной ситуации выдвигается на первый план проблема этики и социальной ответственности инженера и проектировщика перед обществом и отдельными людьми.
Для практических целей оценки качества инженера, а отсюда и оценки требований к инженеру целесообразно использовать концепцию портрета инженера, включающую в себя:
1. Профессиональный
портрет, т. е. знания –
Знание техники, Знание технических процессов, Умения мыслить экономическими категориями, Умения организовать работу людей, Умения ориентироваться в научно-технической информации, Умения находить нестандартные технические и технологические решения, Умения оформлять документы, Общий кругозор, культурный уровень, Знания вопросов стандартизации, метрологии и управления качеством
2. Деловые качества, вырабатываемые в процессе профессиональной деятельности инженера и ценности, определяющие в конечном счёте ориентацию инженера:
Творческий подход к делу, Инициативность, Оперативность в решении вопросов, Опыт и знания, Самостоятельность в принятии решений, Ответственность за порученное дело, Доброжелательность в отношении с людьми, Выдержка, Усидчивость, тщательность в работе, Дисциплинированность
Профессиональный портрет инженера автоматически задаёт требования к системе обучения, на его базе составляется картина инженерного образования XXI века.
Труд инженера переплетается с трудом рабочего, и лишь вместе они дают положительный результат. Из этого следует вывод, что если чей-то труд связан с трудом других людей, то во многом от него зависит качество общего труда. Труд стал коллективным и требует от каждого инженера высокого качества работы, добросовестности. Кроме этого в условиях коллективного труда многое зависит от умения инженеров найти общий язык со своими коллегами и рабочими. Требуются дипломатические таланты, умение совместно работать.
Еще одним важным свойством инженера оказывается способность обеспечить своему изделию достойное место в обществе, на рынке. А это достигается отнюдь не «технарскими» способами.
29. Социоинженерия как основная
часть управленческой
Формирующаяся на стыке прикладной социологии, социальной психологии и социального управления деятельность получила название социоинженерной деятельности. Содержание этой деятельности соединяет качества социолога и инженера. Как социолог, он обязан профессионально разрабатывать программно-методичское обеспечение исследовательского проекта, использовать методы обработки данных, уметь интерпретировать и комментировать полученные результаты. Как инженер он обязан владеть соответствующим стилем и мышлением деятельности, которая называется инжиниринг. Социальная инженерия признает человека в качестве активного фактора социальных процессов, в которых искусственные системы (в отличие от естественных) являются результатом целенаправленного воздействия людей и могут существовать только при постоянном воздействии с человеком.
Этапы социоинженерной деятельности:
Разработка социотехнического проекта – карта организации рабочего места, хронокарта рабочего и внерабочего времени; Внедрение практических рекомендаций – процесс социотехнических нововведений; Эксплуатация внедренческой системы в условиях нормальной работы предприятия.
Социальная инженерия выступает как консультативно управленческая деятельность по совершенствованию организации социальных процессов, учитывающая роль человеческого фактора и направленная на улучшение и облегчение условий труда, способствующая предотвращению социальных конфликтов и установлению социального партнерства.
Результатами труда социального инженера помимо новой информации становятся:
Управленческие решения, проекты, программы, итоги, получаемые с помощью так называемых «мыслетехнических средств»; Сплоченные социальные группы, управленческие средства, например, метод групповой работы; Изменение мотивации: появление у людей желания работать более активно; Психотехнические и комплексные средства – специальные тренинги и игровые методы.
Формирующаяся на стыке прикладной социологии, социальной психологии и социального управления деятельность получила название социоинженерной деятельности. Содержание этой деятельности соединяет качества социолога и инженера. Как социолог, он обязан профессионально разрабатывать программно-методичское обеспечение исследовательского проекта, использовать методы обработки данных, уметь интерпретировать и комментировать полученные результаты. Как инженер он обязан владеть соответствующим стилем и мышлением деятельности, которая называется инжиниринг. Социальная инженерия признает человека в качестве активного фактора социальных процессов, в которых искусственные системы (в отличие от естественных) являются результатом целенаправленного воздействия людей и могут существовать только при постоянном воздействии с человеком.