Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:11, шпаргалка

Описание

Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.).

Работа состоит из  1 файл

sotsiologia_shpory_raspechatat.doc

— 515.50 Кб (Скачать документ)

4. Учение предполагает  усвоение опыта, но не любого, а приобретшего значение образца нормы.

5. Это происходит  не в форме трансляции, а актуальной  совместно-разделенной деятельности  обучающего и обучаемого мерой  активности, содержанием действий  каждого из них определяется  качество учебного процесса.

6. В ходе  учения учащиеся не просто получают чей-то опыт, а приобретают свой опыт культурной деятельности.

Учение выходит  на более широкий процесс –  социализацию – и является одной  из форм воспитания.

 

 

 

 

 

 

46. Цель и сущ соц исследований. Методы соц исследований.

Соц исследование – это система  теоретических и эмпирических процедур, которые   способствуют получению новых знаний про исследуемый объект с целью решения конкретных теоретических и социальных проблем.  Выделяется четыре основных метода эмпирического  социологического исследования: анализ документов,   наблюдения, опрос (анкетирование, интервьюирование) и социальный эксперимент,  разделяющиеся в зависимости от состояния фактов сознания.

Определение цели исследования позволяет классифицировать задачи. Задачи бывают главными и дополнительными. В качестве главной может выступать как теоретическая, так и прикладная (практическая) задача. Это зависит от заказа на исследование, но главная задача обязательно должна быть центральным вопросом исследования. Дополнительные задачи целесообразнее решать исходя из материала, полученного в процессе поиска ответа на главный вопрос. Для этого необходимо анализировать ту же самую информацию, но под иным углом зрения.

Эмпирическое  исследование отличается тем, что предметом  анализа становятся:

§      поведение индивидов, социальных групп;

§      продукты человеческой деятельности;

§      вербальные действия людей: суждения, мнения, взгляды.

1. Под наблюдением  в социологии подразумевается  прямая регистрация событий очевидцем. Наблюдение может носить различный характер. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.

2. Анализ документов (от лат. Documentum – доказательство, свидетельство) 
метод сбора первичных данных, при котором документы используются в 
качестве главного источника информации. Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности.

3. Опрос –  метод сбора первичной информации  посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. Виды опросов: письменные (анкеты, тесты), устные (интервью), очные, заочные.

4. эксперимент  (лабораторный или полевой, линейный  или параллельный, констатирующий  или формирующий) состоит в  том, что ученый (экспериментатор) намеренно создает и видоизменяет условия, в которых действует изучаемый человек (испытуемый) ,ставит перед ним определенные задачи и по тому, как они решаются, судит о возникающих при этом процессах и явлениях. Проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.

 

49. Методы сбора  соц-их данных.

Важная часть  методического раздела программы  — обоснование методов сбора эмпирических данных. Если будет использован анализ документов, то следует указать, какие документальные источники будут изучаться (какие статистические формы, планы, отчеты и т. д.), а также какие методы анализа их содержания будут применяться. При использовании методов опроса требуется описание его техники, организационной структуры и содержания, где проводится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, в ведомственной поликлинике и т. д., какая разновидность анкетирования применяется, каково содержание анкеты.

При определении  методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов: 1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных; 2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. 3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

группа  методов социологических исследований, позволяющих получить количественные хар-ки объекта:

1. Социальное наблюдение (стандартизированное и свободное, включенное и не включенное, открытое или инкогнито, лабораторное или полевое) - это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений. Связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме.

Использование метода связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме.

Особенности метода связаны с тем, что ситуация наблюдения во многом уникальна, и наблюдение дает как бы моментальный снимок объекта, характеризует его состояние здесь и сейчас. Поэтому обобщение результатов наблюдения носит достаточно определенный характер (точные результаты).

Наблюдение  позволяет помогать избежать влияние  респондента на информацию, но повышает влияние качеств исследователя  и его предварительных ожиданий на характер полученной информации.

2. 2 осн. метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания док-ов в соответствии с целью иссл-ия. Формализованный анализ докум-ых источников (контент-анализ — анализ содержания) рассчитан на извлечение социологических информаций из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических хар-к текстов (или сообщений)

3. Опросный метод (анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос, социологическое тестирование) – социологический опрос, включающий информацию людей.

Опрос - метод сбора первичной социологической  информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов).

Виды  опросов 

- письменные (анкеты, тесты)

- устные (интервью)

- очные 

- заочные

Специфика опросов

Источником  информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.

Особенности массового анкетного  опроса: массовость, математическая точность и выразительность, анонимность и независимость опрашиваемого.

Социальная и социологическая роль опросов

Задача  опросов в обществе - обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для  принятия решений.

4 эксперимент (лабораторный или полевой, линейный или параллельный, констатирующий  или формирующий) состоит в том, что ученый (экспериментатор) намеренно создает и видоизменяет условия, в которых действует изучаемый человек (испытуемый) ,ставит перед ним определенные задачи и по тому, как они решаются, судит о возникающих при этом процессах и явлениях. Проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51.Устный опрос(Интервью) .Преимущества  и недостатки.

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).

Имеется множество  разновидностей интервью.

1) По содержанию  беседы различают документальные  интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью  мнений, цель которого - выявление  оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и структура интервью со специалистами существенно отличается от обычной системы опроса.

2) По технике  проведения - делятся на свободные,  нестандартизованные и формализованные  (а также полустандартизованные) интервью.

Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой  детализации вопросов, но по общей  программе (“путеводитель интервью”). Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане  исследования.

Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

3) В зависимости  от особенностей процедуры интервью  может быть интенсивным (“клиническим” т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого. Цель клинического интервью - получить информацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностях опрашиваемого, а фокусированного - извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и т.п.). Причем текст информации предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на периферии, и что вовсе не осталось в памяти.

4) Так называемые  ненаправленные интервью носят “терапевтический” характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервьюер лишь помогает ему “излить душу”.

5) Наконец,  по способу организации интервью  делятся на групповые и индивидуальные. Первые применяются относительно редко, это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию в группе. Методика проведения читательских конференций напоминает данную процедуру. Телефонные интервью используются для быстрого зондажа мнений.

 

53.Роль гипотезы в соц. исследовании.

Формирование  гипотезы — заключительная часть теоретической подготовки эмпирического социологического исследования. Гипотеза исследования — это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов. В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез: 1) Гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается. 2) Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число. 3) Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть возможно более тесной. 4) При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов. 5) Невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами.

Гипотезы  — это отправные точки для исследования, дальнейшие этапы эмпирического социологического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы и процедур исследования нередко проводят предварительное, пилотажное исследование. В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы причины и гипотезы следствия). Таким образом, они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятий. Следует подчеркнуть, что формирование гипотез — это не праздные теоретические упражнения, а разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения. Если же гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный уровень социологического исследования, а его результаты и обобщения сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных индикаторов и к довольно тривиальным рекомендациям.

 

54.Проблема выборки в соц-ом  исследовании.

Выборка - часть  генеральной совокупности, подмножество элементов, которое избирается для  изучения.

объем выборочной совокупности зависит от множества  факторов, связанных с проведением  исследования: его целей, содержания, методов и, в первую очередь – от следующих:

  • используемые в исследовании методики сбора первичной информации;
  • уровень однородности генеральной совокупности;
  • цели и задачи исследования;
  • требующаяся точность получаемой информации.

Выборка должна учитывать взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов, говоря проще, единицы опроса выбираются на основании учета важнейших признаков социального объекта – образования, квалификации, пола. Второе условие: при подготовке выборки необходимо, чтобы отобранная часть являлась микромоделью целого, или генеральной совокупности. В определенной степени генеральная совокупность есть объект исследования, на который распространяются выводы социологического анализа.

Выборочная совокупность и т. д. человек. Промежуток между отбираемыми называется – шагом отбора.

Довольно  популярен метод серийной выборки. В нем генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту) на однородные части. Затем отбор респондентов идет отдельно из каждой части. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"