Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:11, шпаргалка
Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.).
Усилия общества, направленные
на предотвращение девиантного поведения,
наказание и исправление
Выделяют
две формы социального
Преступность. Преступность, уголовная-правовая модель. Здесь существуют социальные порядки, нормы и законы полагаются справедливыми; ответственность за их нарушение однозначно возлагается на злую волю самого нарушителя,предстающего в качестве единственного творца социальной несправедливости.
По мере изучения проблем преступности все большее количество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как самостоятельный фактор.
Алкоголизм. В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.
Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов возможно ее успешное решение.
Наркомания. Термин происходит от греческих слов narke — «оцепенение» и mania — «бешенство, безумие». Это заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящей к глубокому истощению физических и психических функций организма.
Суицид — намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни.
Суициды в большей степени характерны для высокоразвитых стран, и сегодня существует тенденция к увеличению их числа. Суицидная активность имеет определенные временные циклы. Факт весенне-летнего пика и осенне-зимнего спада ее был отмечен еще Э. Дюркгеймом. Количество самоубийств возрастает во вторник и снижается в среду - четверг. Конец недели больше «опасен» для мужчин.Самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10—12-летние дети!
Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчётливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишённых родительской защиты учащихся.
Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых неудач и несправедливостей.
Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Для того чтобы понять, что же такое личность, необходимо провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие человек употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие указывает на наличие такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род. Единичным представителем человеческого рода, один из группы, конкретным носителем черт человека является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален - ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Индивидуальность - это особенность, которая отличает одного человека от другого. Личность (имеющий свою индивидуальность) - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом – результат социализации.
Личность (имеющий свою индивидуальность) - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом – результат социализации
Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не применим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности.
Понятие общества. Термин "общество" многозначен. Обычно указывают на следующие значения этого слова:
* общество
как группа лиц,
* общество
как определенный этап в
* общество
как характеристика
* общество как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с нею. В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей как между собой, так и с природным окружающим их миром. Это последнее определение и я считается философским определением понятия общества. "общество" - от слов "общий","общность" (латинское societas также происходит от socius, что означает общий, совместный).
43. Соц функции, цели образования. Проблемы обр в РК.
Соц обр –
одна из наук, которая призвана не только
оказывать содействие в преодолении
негативных тенденций, но и искать новые
импульсы влияния на культурогенез
современного человека. Она изучает
обр как социокультурный
Среди целей образования:
- подготовить молодежь к жизни и к адаптации в социуме, к его преобразованию;
- развить индивидуальность, потребности, способности человека, его ориентации в жизни.
Три модели общественного мнения о целях образования:
Функции образования: - Образование способствует социальным изменениям благодаря подготовке людей к внедрению новых технологий и переоценкой существующих знаний. Ряд авторов подчеркивает, что образование выполняет функции социального контроля. Образование способствует распределению людей в обществе по социальным статусам в соответствии со способностью к обучению. Таким образом, образование является также частью механизма социальной мобильности.
- приобщение человека к достижениям культуры.
- обучение, социолизация, воспитание
Анализ
состояния системы высшего
" Произошла полная диверсификация
институциональных структур, программ и форм
обучения, осуществлен переход преимущественно
к университетской системе образования.
" Произошло сокращение государственного
сектора образования и одновременно интенсивное
развитие негосударственного сектора
образования.
В республике сформировался рынок образовательных услуг, где функционируют на равных правах государственные и негосударственные высшие учебные заведения. Рынок образовательных услуг, как и любой рынок, развивается по закону конкуренции.
1. В
системе высшего профессиональн
2. Характерным в условиях сокращения государственного финансирования образования является рост доли коммерческого образования. Это порождает со своей стороны стремление вузов к большей аккумуляции финансовых средств за счет снижения планки требования к знаниям студентов и расширения их контингента. Все это приводит в конечном итоге к снижению качества образования.
3. В
подготовке кадров с высшим
образованием происходит "вымывание
затратных специальностей", в
частности,
4. В
системе профессионального
5. Наличие
дублирования в подготовке
6. Главной
же проблемой системы
В феврале-марте 2007 года Центрально-Азиатский Институт Развития провел пилотажное исследование на тему «Качество подготовки специалистов в высшей школе в условиях реформирования системы образования».
Как показало исследование, в современных условиях получение высшего образования воспринимается молодыми людьми в основном как условие карьерного роста. Получение высшего образования рассматривается по преимуществу как необходимая ступенька карьеры, достижения жизненного успеха, и лишь во вторую очередь – как реализация внутренней потребности личности в развитии и совершенствовании своего интеллектуально-творческого потенциала. Духовные и социальные функции системы образования не отрицаются, но им отводится подчиненная роль.
Качество обучения в вузе полностью устраивает только каждого третьего респондента. Не хватает современной учебной литературы, особенно в технических вузах, времени, выделяемого для работы на компьютере, есть недовольство и сроками проведения сессий. Больше претензий к работе подразделений своих вузов выражают слабо успевающие студенты.
Система
управления в высших учебных заведениях,
по мнению студентов, не всегда в полной
мере отвечает своему назначению.
44. Учение как социокультурная деятельность
Учение – усвоение знаний, усвоение опыта, усвоение культуры.
Исходная проблема социологии образования – в чем суть учения, как достичь его оптимального состояния? Учение – основная форма деятельности человека в сфере образования. Теоретические основы понимания учения как «усвоения знаний» заложены отечественным психологом С. Л. Рубинштейном. Учение – разновидность познания.
Основные
компоненты учения – анализ, синтез,
абстрагирование, обобщение как
«общие знаменатели всего
Ж. Плиаже провел глубокий экспериментальный анализ форм усвоения опыта в учении. Он выделяет основные из них:
Ассимиляция – включение нового объекта в старые схемы. Задача решается на основе известных алгоритмов решения подобного рода задач.
Аккомодация – приспособление исходных схем к новым объектам путем изменения структуры последних. Человек, сталкиваясь с новой задачей, приспосабливает к ней свои навыки и умения.
Упрощенные представления учения как передачи знания и опыта от учителя к ученику подверг критике психолог А. Н. Леонтьев, цитируя франц. физиолога Клода Бернара: «Собака жиреет вовсе не жиром тех баранов, которых она поедает, она образует свой собственный жир».
Личность воспринимает от учителя информацию, но осмысливает и перерабатывает ее в процессе собственной деятельности. В этом процессе знания приобретают личностную форму, происходит собственное развитие личности. Эти идеи лежат в основе подхода к учению как деятельному усвоению культуры, основы которой заложил Л. С. Выготский.
Освоение культуры происходит в многообразных формах – труд, быт, познание, общение, учение, игра.
В социальной жизни учение представляет собой:
1. Необходимый
подготовительный этап
2. Функции
учения состоят в выработке
механизмов культурной
3. Учение не
сводится к познанию, хотя познавательно-