Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:11, шпаргалка
Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.).
Экономика, политика, культура, мораль, искусство, идеология, семья, наука, образование и т.д.
Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.
Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять: семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Кроме того, поскольку ценности и процедуры научной жизни стали очень важными, то к этим 5 можно причислить и институт науки.
Институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.
Без институционализации,
без социальных институтов ни одно
современное общество существовать
не может. Люди всегда стремятся
Если рассматривать
в самом общем виде деятельность
любого социального института, можно
считать, что его основной функцией
является удовлетворение социальных потребностей,
ради чего он и был создан и существует.
Важны следующие функции:
- Функция закрепления и воспроизводства
общественных отношений. Каждый институт
обладает системой правил и норм поведения,
закрепляющих, стандартизирующих поведение
своих членов и делающих это поведение
предсказуемым.
- Регулятивная функция состоит в том,
что функционирование социальных институтов
обеспечивает регулирование взаимоотношений
между членами общества путем выработки
шаблонов поведения.
- Интегративная функция. Включает в себя
процессы сплочения, взаимозависимости
и взаимоответственности членов социальных
групп, происходящие под воздействием
институционализированных норм, правил,
санкций и систем ролей.
- Транслирующая функция. Общество не
могло бы развиваться, если бы не было
возможности передавать социальный опыт
- Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.
Таким образом, можно сформулировать характерные черты соц. институтов:
16. 69. Социальные общности
Социальная общность представляет собой совокупность людей , которую характеризуют условия их жизнедеятельности ( экономическое , социально-статусное , уровень профессиональной подготовки и образования , интересы и потребности и т. д. ) , общие для данной группы взаимодействующих индивидов ( нации классы, социально-профессиональные группы , трудовые коллективы и т. п. ); принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям ( город, деревня, регион) , принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам( семья, образование, наука, политика, религия, и т. д. ) .
Общности - исходный элемент общества и предмет социологии.
Люди занимают неравное положение в общностях. Положение человека в общности характеризует статус и роль. Статус - статическая, роль- динамическая характеристика.
Статусом называется место, позиция положение, место человека в обществе.
Статус состоит из ролей, а роли из прав и обязанностей. Пример: преподаватель, ученый, муж, сын, отец: воспитатель, кормилец, контролер.
Роль - модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, соответствующая социальным нормам (культуре) данного общества. Модель поведения отражает культуру общества: традиции, обычаи, социальные нормы, правила, ценности, передаваемые от поколения к поколению. Процесс передачи культуры- социализация личности.
Функционально социальные общности направляют действия своих членов на достижения групповых целей. Социальная общность обеспечивает координацию этих действий, что ведет к повышению ее внутренней сплоченности. Последняя возможна благодаря образцам поведения, нормам, определяющим отношения внутри этой общности, а также социально-психологическим механизмам , направляющим поведение ее членов
Среди многих видов социальных
общностей особое значение с
точки зрения влияния на
Территориальная общность, ее состояние также влияют на характер поведения ее членов , в особенности в сфере неформальных контактов . Профессиональные группы кроме возможности решения чисто профессиональных вопросов формируют у членов чувство трудовой солидарности , обеспечивают профессиональный престиж и авторитет, контролируют поведение людей с позиций профессиональной морали .
70. Учение О. Конта о стадиях развития общества.
Наиболее полно и ярко обосновал необходимость "строительства" социологии "снизу", т.е. с самого общества, с реальных фактов, явлений, выдающийся французский философ Огюст Конт (1798-1857) – родоначальник социологии.
Его основные труды: “План научных работ необходимых для реорганизации общества”(1822), шеститомный "Курс позитивной философии" (1330-1842) и четырехтомная "Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества" (1851-1354).
Категория «позитивного» становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому «позитивизм» и другие слова, производные от «позитивного», становятся основными терминами для обозначения контовского учения.
Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий», или «трех состояний», который он считал своим главным открытием.
Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.
1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию».
Человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного.
Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие чел-кой социальности и рост умственных сил. Она охватывает древность и средневековье до 13 в.
2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Вторая охватывает 14-18 вв, для которой характерна смена общественных порядков. Породило анархию, революцию, демократию.
3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями». Третья – с 19 в. - вместе с утверждением позитивного сознания начинается расцвет промышленности, науки.
Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения - ее предназначение.
71. Гендерная социология
Термин <гендерный
подход> возникает в социологии
в 1970е годы. Он формируется как
оппозиция исследованиям
На западе первой проблемой в области гендерных исследований является проблема гендерной идентификации, т.е. проблема полового самоотождествления. С какого возраста ребенок начинает ощущать и вести себя как мальчик или девочка. Казалось бы, что гендерная идентификация связана с воспитанием, но на самом деле она определяется физиологией человека. Это подтверждается и примерами из жизни свободных обществ, где существуют легально сексуальные меньшинства.
Вторая сторона гендерных исследований заключается в исследовании реальных неравенств между мужчинами и женщинами. Это неравенство очевидно во всех сферах жизни. По данным ООН из 100% частного богатства немногим более 1% принадлежит женщинам, зарплата работающих женщин не превышает 2/3 зарплаты мужчины. Этому есть много причин — разные соц. роли, работа не связанная с большими физическими нагрузками, женщины имеют в мире более высокий образовательный уровень, но рождение ребенка прерывает карьеру женщины в самый важный период.
Социологические и гендерные исследования выявляют многие различия между женщинами и мужчинами в разных сферах и формах общественной жизни, у них разная потребность, ориентация. Для мужчин и женщин выход за пределы традиционных социальных ролей называется феминизацией мужчин и маскулинизацией женщин. Для женщин это связано прежде всего с большей озабоченностью материальным положение семьи, для мужчин — со стремлением найти того, кто бы заботился, опекал его.
Феминистские
последователи марксизма
Американские феминистские социологи Кэндес Уэст и Дон Зиммерман (23) утверждают, что создание гендера происходит постоянно во всех институциональных ситуациях на микроуровне. Вслед за Ирвином Гоффманом они считают, что отнесение индивидов к той или иной категории по признаку пола является существенно значимым для социально компетентного (<подотчетного>) поведения.
Итак, гендерный подход развивается как феминистская критика основных направлений социологии.Однако под влиянием феминистской критики в настоящее время в западной социологии произошли такие изменения, которые уже не позволяют отделить тематику отношений полов от собственно гендерного подхода. Варианты решения этой проблемы мы можем найти в объединительной парадигме, вслед за сторонниками которой (такими как П.Бурдье и А.Гидденс), в рамках гендерных исследований осуществляется попытка сочетания уровней структур и действия. Попытку концептуализировать гендерные отношения в рамках объединительной парадигмы делает австралийский социолог Роберт Коннелл. Анализ практик позволяет исследовать как через социальные взаимодействия на микроуровне осуществляется конструирование социальных отношений. В рамках данного подхода гендерные отношения рассматриваются как процесс; структуры складываются исторически, а способы структурирования гендера многообразны и отражают господство разных социальных интересов.