Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:11, шпаргалка
Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.).
Вторым, не менее важным, компонентом
культуры является ценностно-познавательная
система. Ценность- это свойство того или
иного общественного предмета, явления
удовлетворять потребности, желания, интересы.
Осознание индивидами содержания ценностных
установок образует мотив деятельности.
Мотив – это фактор, ведущий к превращению
установок в активную деятельность.
Ценностное отношение обретает своего
рода самостоятельное существование в
виде социальной нормы. Социальные нормы-
это исторически обусловленные общественным
бытиём требование к деятельности и отношением
индивидов, социальных групп, классов
и общественных институтов, выражающее
общественную необходимость организации
деятельности и отношений в соответствии
с объективными условиями.
Синтетической
формой культуры являются образцы поведения:
обряды, обычаи, традиции. Обряд –
это совокупность символических
стереотипных коллективных действий,
воплощающих в себе те или иные
социальные идеи, представления, нормы
и ценности и вызывающих определённые
коллективные чувства. Обычай- воспринятая
из прошлого форма социальной регуляции
деятельности и отношение людей, которая
воспроизводится в определённом обществе
или социальной группе и является причиной
для его членов
Традиции- элементы социального и культурного
наследия, передающиеся из поколения в
поколения и сохраняющиеся в определённом
сообществе, социальной группе в течении
длительного времени.
Культуру следует рассматривать как целостную
систему логически сопряжённых устойчивых
идей,убеждений,норм передаваемых из поколения
в поколения.
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ.СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.
Культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит преждевсего в том, что культура выступает средством аккумуляции,хранения и передачи человеческого опыта. Эта роль культуры реализует ся через ряд функций.
1) Образовательно-воспитательная
функция. Можно сказать, что
именно культура делает
2) Интегративная
и дезинтегративная функция
3) Регулирующая функция культуры. Она уже отмечалась ранее: в ходе процесса социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на произвстве, в быту и т. д., потому что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определённые санкции,которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения
60. Методы обработки социологических данных.
Чтобы полученная первичная социологическая информация начала активно служить, ее необходимо обработать, обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать. Только после этих процедур появится реальная возможность сформулировать выводы и практические рекомендации, которые и откроют социологической информации выход на практику.
Обработка данных включает след. моменты:
Обработка инф-ции осуществляется вручную или с помощью ЭВМ, ее результат - социологические данные, т.е. показатели ответов на вопросы в числовом и процентном выражении.
Опыт свидетельствует, в колонках цифр, которые получает исследователь после матем. обработки результатов исследования, скрывается много неожиданных наблюдений и выводов.
Подготовка данных к вводу в ЭВМ вкл-ет проверку и кодировку массива заполненных анкет. Для этого массив заполненных анкет просматривается, при этом из массива исключаются:
Каждая годная анкета номеруется. Из нее выписываются ответы на открытые вопросы. Если необходимо, то соответствующие позиции открытых вопросов кодируются.
Математическая обработка данных включает:
Математическая
обработка результатов
Расчет и анализ одномерных распределений ответов производится в отношении доли отметивших каждую альтернативу. При этом рассчитываются следующие показатели:
Данные о линейных распределениях ответов удобно занести на бланк анкеты. По результатам анализа делается заключение
Итоги работы выливаются в служебные документы: отчет, приложение к отчету и аналитическая справка, содержащая выводы и рекомендации.
64. Шкалирование, ранжирование соцологической информации.
При обработке и анализе данных широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корелляции и другие. Ранжирование - это процедура установления, относительной значимости исследуемых объектов на основе их упорядочивания.
Ранг – показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого в группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Ранг I присваивается объекту с наименьшей суммой.
При шкальном методе необходимо произвести выбор шкалы, на кот отображ измерения <=> определение индикатора (пол, возраст, образование etc), зачастую необходимо несколько индик; выбор совокупности индик зависит от характера объекта и условий, в кот. он находится. Шкала 1)должна отражать именно те свойства, которые измеряются и учитывать все значения 2)чувствительность шкалы должны быть достаточной 3)точность и надежность (устойчивость к изменению объекта) шкалы, чтобы объективно отразить картину измерений.
3 вида шкалы: номинальная (обычн вопрос или числовая ось с «+» и «-» градациями. Шкала самооценок, etc); ранжирования (д/выявлен шансов на успех того или иного кандидата при многомандатных выборах респондентам предлагают расположить карточки с фамилиями канд в порядке предпочтения; etc); интервальная (только для числовых значений, например возраст, стаж работы и т.д.)
Шкала самооценок. Это наиболее простой вид шкалы измерения установки. Она может быть сконструирована в форме обычного вопроса или в виде числовой оси с положительными и отрицательными градациями.
При конструировании шкалы самооценки в форме “традиционного” вопроса её позиции обязательно располагаются симметрично и состоят из равного числа положительных и отрицательных оценок, разделённых “нейтральной” позицией.
Шкала Богардуса. Её основное предназначение – измерение национальных и расовых установок. Особенность этой шкалы заключается в том, что каждая оценка (мнение, позиция) автоматически включает в себя всё последующее и исключает всё предыдущее. На вопрос для неё имеет следующую формулировку: “Какие взаимоотношения с представителем такой-то национальности для вас приемлемы?”
Метод семантического дифференциала. Этот метод разработан Осгудом. Он основан на принципе ассоциации между понятием, обозначающим объект оценки, и теми или иными вербальными антонимами, характеризующими направленность и интенсивность оценки. Примеры подобных сочетаний: приятный – раздражающий, чистый – грязный, добрый – жестокий.
47. 61. Виды социологического опроса
Опросный метод (анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос, социологическое тестирование) – метод сбора первичной социологической информации посредством письменных либо устных вопросов к определенной группе людей (респондентов).
По форме опросы бывают: контактный, почтовый, телефонный, прессовый и т.д.
Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами.
Преимущества опроса заключаются: а) в максимально коротких сроках сбора информации; б) в возможности получения разнообразной информации; в) в возможности охвата больших совокупностей людей; г) в широте охвата различных областей социальной практики. А несовершенство - в возможности искажения информации в силу субъективного восприятия и оценки социального факта респондентами.
Основные виды опросов – анкетный опрос и интервью.
Интервью – та же анкета, но вопросы задает интервьюер. При этом он, в зависимости от реакции опрашиваемого, может уточнять вопрос, чтобы достичь точного понимания последнего. Учитываются все нюансы опрашиваемого.
Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.
Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.
Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.
Панельное интервью – многократное интервьюирование одних и тех же респондентов по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени (на изменение мнений).