Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:11, шпаргалка

Описание

Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.).

Работа состоит из  1 файл

sotsiologia_shpory_raspechatat.doc

— 515.50 Кб (Скачать документ)

Вторым, не менее важным, компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность- это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы.  Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности. Мотив – это фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность. 
Ценностное отношение обретает своего рода самостоятельное существование в виде социальной нормы. Социальные нормы- это исторически обусловленные общественным бытиём требование к деятельности и отношением индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражающее общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствии с объективными условиями.

Синтетической формой культуры являются образцы поведения: обряды, обычаи, традиции. Обряд –  это совокупность символических  стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определённые коллективные чувства. Обычай- воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношение людей, которая воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является причиной для его членов 
Традиции- элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколения и сохраняющиеся в определённом сообществе, социальной группе в течении длительного времени.  
Культуру следует рассматривать как целостную систему логически сопряжённых устойчивых идей,убеждений,норм передаваемых из поколения в поколения.

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ.СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.

Культура  играет важную роль в жизни общества, которая состоит преждевсего в том, что культура выступает средством аккумуляции,хранения и передачи человеческого опыта. Эта роль культуры реализует ся через ряд функций.

1) Образовательно-воспитательная  функция. Можно сказать, что  именно культура делает человека  человеком. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации, то есть освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализирован-ностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

2) Интегративная  и дезинтегративная функция культуры. На эти функции особое внимание  обращал в своих исследованиях  Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей — членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

3) Регулирующая  функция культуры. Она уже отмечалась  ранее: в ходе процесса социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на произвстве, в быту и т. д., потому что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определённые санкции,которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60. Методы обработки социологических данных.

Чтобы полученная первичная социологическая  информация начала активно служить, ее необходимо обработать, обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать. Только после этих процедур появится реальная возможность сформулировать выводы и практические рекомендации, которые и откроют социологической информации выход на практику.

Обработка данных включает след. моменты:

  1. Редактирование и кодирование информации. Назначение состоит в унификации и формализации информации, полученной в ходе исследования.
  2. Создание переменных. Собранная на основе анкет информация, в ряде случаев отвечает на вопросы, которые необходимо решить в ходе исследования, т.к. вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Теперь надо перевести данные в форму, которая отвечала бы на форму исследования.
  3. Статистический анализ – ключевой шаг в процессе анализа социологических данных. Выявляются некоторые закономерности и зависимости, позволяющие сделать обобщения и выводы. Здесь используются различные математические методы, которые позволяют полно и всесторонне анализировать собранную информацию.

Обработка инф-ции осуществляется вручную или с помощью ЭВМ, ее результат - социологические данные, т.е. показатели ответов на вопросы в числовом и процентном выражении.

Опыт  свидетельствует, в колонках цифр, которые  получает исследователь после матем. обработки результатов исследования, скрывается много неожиданных наблюдений и выводов.

Подготовка  данных к вводу в ЭВМ  вкл-ет проверку и кодировку  массива заполненных анкет. Для этого массив заполненных анкет просматривается, при этом из массива исключаются:

  • анкеты заполенные менее чам на 2\3 (по количеству ответов на закрытые вопросы)
  • претенциозно заполненные анкеты (имеющие “минусы” в ответах на вопросы “ловушки”)
  • анкеты не прошедшие тест по совокупности контрольных вопросов
  • анкеты у кторых не заполнен социально-демографический блок

Каждая годная анкета номеруется. Из нее выписываются ответы на открытые вопросы. Если необходимо, то соответствующие позиции открытых вопросов кодируются.

Математическая  обработка данных  включает:

  1. Расчет и анализ одномерных распределений ответов по каждому вопросу
  2. Расчет и анализ группировочных таблиц сопряжения по всем основным социально-демографическим признакам, включенным в анкету
  3. Анализ влияния факторов на изучаемые процессы в соответствии с гипотезами исследования
  4. Построение математической факторной модели изучаемого процесса

Математическая  обработка результатов производится с использованием стандартных пакетов обработки информации наиболее известными из которых являются система “САНИ”  и “АСТРА”.

Расчет  и анализ одномерных распределений  ответов производится в отношении доли отметивших  каждую альтернативу. При этом рассчитываются следующие показатели:

  • Доля ответивших каждую альтернативу в % к числу ответивших на данный вопрос (Этот показатель используется наиболее часто)
  • Доля отметивших  каждую альтернативу в % к  числу опрошенных (Этот показатель часто используется, когда анализируются ответы на вопросы касающиеся только части респондентов)
  • Доля отметивших каждую альтернативу  в % к  сумме ответов на все альтернативы данного вопроса (Этот показатель иногда используют, если по содержанию вопроса можно было отметить несколько альтернатив)

Данные о  линейных распределениях ответов удобно занести на бланк анкеты. По результатам анализа делается заключение

Итоги работы выливаются в служебные документы: отчет, приложение к отчету и аналитическая  справка, содержащая выводы и рекомендации.

 

64. Шкалирование, ранжирование соцологической информации.

При обработке  и анализе данных широко применяются  методы ранжирования, шкалирования, корелляции и другие. Ранжирование - это процедура  установления, относительной значимости исследуемых объектов на основе их упорядочивания.

Ранг –  показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого в группе, и  других объектов, обладающих существенными  для оценки свойствами. Ранг I присваивается объекту с наименьшей суммой.

При шкальном методе необходимо произвести выбор  шкалы, на кот отображ измерения <=> определение индикатора (пол, возраст, образование etc), зачастую необходимо несколько индик; выбор совокупности индик зависит от характера объекта и условий, в кот. он находится. Шкала 1)должна отражать именно те свойства, которые измеряются и учитывать все значения 2)чувствительность шкалы должны быть достаточной 3)точность и надежность (устойчивость к изменению объекта) шкалы, чтобы объективно отразить картину измерений.

3 вида шкалы: номинальная (обычн вопрос или числовая ось с «+» и «-» градациями. Шкала самооценок, etc); ранжирования (д/выявлен шансов на успех того или иного кандидата при многомандатных выборах респондентам предлагают расположить карточки с фамилиями канд в порядке предпочтения; etc); интервальная (только для числовых значений, например возраст, стаж работы и т.д.)

Шкала самооценок. Это наиболее простой вид шкалы измерения установки. Она может быть сконструирована в форме обычного вопроса или в виде числовой оси с положительными и отрицательными градациями.

При конструировании  шкалы самооценки в форме “традиционного”  вопроса её позиции обязательно  располагаются симметрично и  состоят из равного числа положительных  и отрицательных оценок, разделённых  “нейтральной” позицией.

Шкала Богардуса. Её основное предназначение – измерение национальных и расовых установок. Особенность этой шкалы заключается в том, что каждая оценка (мнение, позиция) автоматически включает в себя всё последующее и исключает всё предыдущее. На вопрос для неё имеет следующую формулировку: “Какие взаимоотношения с представителем такой-то национальности для вас приемлемы?”

Метод семантического дифференциала. Этот метод разработан Осгудом. Он основан на принципе ассоциации между понятием, обозначающим объект оценки, и теми или иными вербальными антонимами, характеризующими направленность и интенсивность оценки. Примеры подобных сочетаний: приятный – раздражающий, чистый – грязный, добрый – жестокий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47. 61. Виды социологического опроса

Опросный метод (анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос, социологическое тестирование) – метод сбора первичной социологической информации посредством письменных либо устных вопросов к определенной группе людей (респондентов).

По  форме опросы бывают: контактный, почтовый, телефонный, прессовый и т.д.

Источником  информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами.

Преимущества опроса заключаются: а) в максимально коротких сроках сбора информации; б) в возможности получения разнообразной информации; в) в возможности охвата больших совокупностей людей; г) в широте охвата различных областей социальной практики. А несовершенство - в возможности искажения информации в силу субъективного восприятия и оценки социального факта респондентами.

Основные  виды опросов – анкетный опрос  и интервью.

Интервью  – та же анкета, но вопросы задает интервьюер. При этом он, в зависимости  от реакции опрашиваемого, может уточнять вопрос, чтобы достичь точного понимания последнего. Учитываются все нюансы опрашиваемого.

Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.

Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.

Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.

Панельное интервью – многократное интервьюирование одних и тех же респондентов по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени (на изменение мнений).

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"