Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:11, шпаргалка
Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.).
Клиническое – применяется при нач. этапе соц. исс-ия, когда нужна инф-я о проблеме и предмете ис-ия, и в конце для контроля
Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса – анкетировании(раздаточное, почтовое, прессовое). Оно может быть групповым или индивидуальным. Групповое предполагает присутствие социолога и группы в 15-20 человек, обеспечивает стопроцентный возврат анкет, возможность консультаций по технике заполнения анкеты и контроля со стороны социолога. Индивидуальное анкетирование подразумевает раздачу анкет респондентам на определенный срок для заполнения без присутствия анкетера. Проверка качества заполнения осуществляется по ходу возврата анкет.
Анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта. Композиционно - это сценарий беседы с респондентом, включающий: 1) вступление с обозначением темы исследования, цели опроса, названия проводящей его организации и объяснением техники заполнения анкеты; 2) завязку - психологическую установку на сотрудничество, т.е. блок простых вопросов, преследующих цель заинтересовать собеседника; 3) основную содержательную часть - блок главных вопросов, отвечающих цели исследования; 4) паспортичку - социально-демографический блок вопросов.
Особенности массового анкетного опроса: массовость, математическая точность и выразительность, анонимность и независимость опрашиваемого.
Отличия между интервью и анкетой – в глубине получаемых сведений. С помощью анкеты получают «поверхностный» слой мнений. Интервью исследует глубинные мотивы мнения. Оба метода дополняют друг друга.
Экспертный опрос – метод экспертных оценок. При определении проблемы и целей исс-ия, для контроля получ. инф-и
Основные этапы – подбор экспертов, проведение опроса, обработка результатов.
Задача опросов в обществе - обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений.
45. 50. 62. Анкета. Правила ее составления.
Анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта. Композиционно - это сценарий беседы с респондентом
Структура анкеты 1. Вводная часть (в ней указывается, кто проводит опрос, инструкция заполнения анкеты, гарантируется анонимность). 1.1 Паспортичка (вопросы для социально-демографических характеристик респондентов: пол, возраст, образование, профессия, семейное положение).
II Основная часть: 1.1 часть вопросов - простые, контактные вопросы. Их цель - заинтересовать респондента, включить в проблему. Вопросы должны быть просты в формулировках, ответы - достаточно легки. 1.2 часть - основные вопросы. Их сод-ние определяется целями и задачами исследования. Вопросы наиболее сложн., требующие размышления, анализа, активизации памяти. Ш часть - заключительные вопросы. Время для запол-ия анкеты 35 + 10 минут, т.к. внимание респондентов снижается.
Практика выработала насколько простых правил постановки вопросов: 1) Не задавать вопросов, особенно "острые - в лоб». 2) Не задавать обидных вопросов. 3) Не спрашивать того, чего люди не могут знать. 4) Вопрос должен быть четким, ясным, не требующим двойного толкования. 5) Вопрос должен быть сформулирован в расчете на "дурака" - его должны понять все. 6) Вопрос должен быть на языке (профессиональном жаргоне), понятном опрашиваемому. 7) Вопрос не должен принуждать к тому или иному ответу.
Классификация вопросов. По форме вопросы могут быть закрытые, полузакрытые и полуоткрытые. Одна из разновидностей альтернативного вопроса - шкальный опрос. Открытые вопросы - это вопросы, когда респонденту не предлагаются никакие варианты ответов, и он может ответить так, как пожелает. Например: "Что Вас привлекает в вашей работе?" Полузакрытые вопросы - когда в перечне предлагаемых ответов есть позиции "другое" или "что еще". Прямой вопрос - это вопрос, который позволяет получить прямую информацию от респондента (например: "удовлетворены ли Вы своей работой?") Косвенные вопросы - вопросы, которые позволяют получить необходимую информацию не прямо, а посредством серии вопросов. В анкете необходимо сочетать все виды вопросов, соблюдать их порядок, тщательно продумывать ответы и т.п.
По функции анкетные вопросы делятся на основные, нацеленные на содержание исследуемого явления; не основные, выявляющие адресат вопросов, проверку искренности ответов; контактные (вопросы завязки) и фильтрующие, отсекающие круг респондентов от ответов на ряд вопросов.
58. 65. Метод исследования малых групп.
Предложен Д. Мореном. Социометрический метод – один из наиболее эффективных, перспективных, распространенных методов изучения личности как элемента социальной группы.Направлен на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации связей предпочтения в ситуациях выбора.
Основное назначение: с помощью социометрического метода дается описание структуры взаимоотношений в группе, количественная оценка (измерение) характера эмоциональных отношений между членами группы (взаимных симпатий и неприязни), устанавливается место в указанной структуре. Область применения: применяется при изучении институциональных или неинституциональных малых групп, коллективов. Особенно важно его использование в формировании коллективов для работы.
Задачей социометрии является изучение неофиц. отношений, характеристик малой группы, психологической атмосферы.
Процедура – 5 фаз: 1) подготовительная фаза (а – определение проблемы, формулировка задачи; б – получение сведений о группе)
2) фаза социометрической разминки (а – прямой контакт с членами группы; б – определение содержания социометрического критерия)
3) опрос (инструктаж респондентов, раздача социометрических карточек, их заполнение респондентами, сбор)
4) обработка информации
5) завершающая фаза – получение выводов, рекомендации.
Полученная информация будет ценным материалом при составлении плана социального развития предприятия, улучшении системы управления.
66.48 Виды и Роль социологического исследования.
Социологическое исследование - это инструмент изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью количественных и качественных методов.
Главная причина обращения к социологическим исследованиям - это потребность в обширной и актуальной информации, отражающей те стороны жизнедеятельности общества, которые скрыты от «внешнего глаза», но которые требуется учитывать в практике социологического управления. Социологические исследования имеют большие возможности: они выявляют ведущие тенденции в развитии общественных отношений; определяют оптимальные пути и средства совершенствования отношений в обществе; обосновывают планы и управленческие решения; анализируют и прогнозируют социальные ситуации и др.
Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в ней целей и задач. В соответствии с. этим различают 3 основных вида социологического исследования: 1) разведывательное; 2) описательное; 3) аналитическое. Разведывательное социологическое - исследование (пилотажное) решает весьма ограниченные по содержаний» задачи. Разведывательное исследование используется для предварительного обследования процесса или явления, когда проблема мало широка, ока уточняет и дает дополнительную информацию о предмете и объекте, корректирует гипотезу, т.н. зондаж. Описательное исследование - сложный вид социологического анализа, который позволяет - составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Аналитическое исследование - самый углубленный вид социологического анализа, ставящий своей целью не только описание элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе. Этот вид исследования имеет большую практическую ценность (требует значительное время, тщательно разработанную программу, инструментарий). В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур: 1) подготовительный этап-(разработка программы исследования); 2) основной (проведение эмпирического исследования); 3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).
Развитие методики и практики прикладных исследований говорят о том, социология перестала быть у делом отдельных людей, а стала ареной коллективных усилий. Социологическая деятельность становится профессией с развивающейся сетью обучения социологов специалистов. В наше время требуется компетентный спец., владеющий социальными знаниями, методами и правилами организационной работы
15. 67. Мотивы трудовой деятельности.
Трудовое поведение членов общества определяется взаимодействием различных внутренних и внешних побудительных сил. Внутренними побудительными силами являются потребности и интересы, желания и стремления, ценности и ценностные ориентации, идеалы и мотивы. Все они представляют собой структурные элементы сложного социального процесса мотивации трудовой деятельности. Мотив - побуждение к активности и деятельности личности, социальной группы, общности людей, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. Мотивация – это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения реального трудового поведения. Мотиваторами выступают стимулы социального и предметного окружения либо устойчивые потребности и интересы.Стимулы – осмысленные побуждения, вызванные воздействием объективных факторов.
Фредерик Херцберг считает, что западная социология проанализировала три наиболее важных подхода изучения и регулирования поведения работников на производстве.
Потребности в самом общем виде можно определить как заботу индивида об обеспечении необходимых средств и условий для собственного существования и самосохранения.
Наиболее полно и удачно иерархия потребностей разработана американским психологом А.Н.Маслоу в его теории трудовой мотивации, выделившим пять уровней потребностей.
1.Физиологические и сексуальные потребности - это потребности в воспроизводстве, пище, дыхании, физических движениях и т.д.
2.Экзистенциональные потребности – это потребности в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности.
3.Социальные потребности – это потребности в привязанности, принадлежности к коллективу, общении.
4.Престижные потребности - это потребности в уважении со стороны «значимых других», служебном росте, статусе, престиже.
5.Духовные потребности – это потребности в самовыражении через творчество.
Первые два уровня потребностей в своей иерархии А.Н.Маслоу называл первичными (врожденными), три остальных – вторичными (приобретенными). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. А.Н.Маслоу считал, что само удовлетворение не выступает мотиватором поведения человека: голод движет человеком, пока эта потребность не удовлетворена. Кроме того, интенсивность потребности определяется ее местом в общей иерархии.
Любой индивид имеет не одну систему потребностей, а две, которые различны, независимы друг от друга. Первая группа - гигиенические факторы. Они относятся к благоприятным условиям труда и быта, налаженной организации труда и режиме работы, обеспечении работников льготами и жильем.
Вторая группа - мотивы - удовлетворяют внутренние потребности и включают признание и достижение успехов в работе, интерес к его содержанию, ответственность, самостоятельность и т.п.
Концепция обогащения труда: прямые отношения с клиентом; персональная ответственность товаропроизводителя и отчетность; обратная связь; право непосредственного обращения; свободный график; контроль за ресурсами; повышение квалификации и приобретение уникального опыта. Концепция Фредерика Херцберга признана многими компаниями:
"менеджмент участия" в США,
"социотехничес. системы" - сборщики в комп. Вольво (Швеция),
"кружки качества" - Япония.
Концепция мотивов трудовой деятельности Здравомыслова: 1. материальная заинтересованность. 2. Содержание труда. 3. Отношения в коллективе. 4. Смысл труда.
Функциональное содержание труда – объективные возможности развития творческих способностей в конкретном виде труда.
Совокупное действие всех мотивов активности человека говорят, что рост производительности зависит не только от уровня технической оснащенности, профессиональной дееспособности, но и от нравственного потенциала личности, атмосферы в коллективе…
16. 68. Социальные институты
Понятие "институт"
- одно из центральных в социологии.
Представляется, что можно дать следующее
формальное определение социального института:
социальный институт - это организованная
система связей и социальных норм, которая
объединяет значимые общественные ценности
и процедуры, удовлетворяющие основным
потребностям общества.
Виды социальных институтов: