Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:11, шпаргалка
Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.).
73. Инженерно-управленческий труд
Стиль руководства, одна из важнейших в социологии производственных организаций. При определении стиля руководства социологи применяют комплексный подход, предполагающий единовременное принятие во внимание как типических приемов, применяемых руководителем в процессе работы е подчиненными, так и типических особенностей деятельности руководителя, определяемых его индивидуальными качествами. Стиль во многом определяет эффективность и авторитет руководителя. В социологической литературе предложены различные классификации и типы стилей руководства. А.Л. Журавлев (Факторы формирования стиля руководства производственным коллективом. Социально-психологические проблемы производственного коллектива. - М., 1963) предложил три основных стиля руководства: директивный (автократический) – руководитель строит свое поведение в соответствии с принципами формальной структуры. Он держит дистанцию по отношению к коллективу. Берет на себя всю полноту власти ответственность. Решение принимается им единолично, работники получают лишь информацию для работы.
коллегиальный (демократический) – руководитель ориентирован как на формальные, так и на неформальные взаимоотношения, поддерживает с подчиненными товарищеские отношения, учитывает мнение коллектива, не вдается в подробности процесса.
пассивный (попустительский) – поддержание неформальных отношений с сотрудниками. Руководитель предоставляет подчиненным полный простор, они самостоятельно организуют деятельность. Лишь в нужный момент руководитель осуществляет контроль, стимулирует работу.
Чистых стилей не существует.
Способы для управления, регулирования социальных процессов. Здесь исключается приказное, административное, директивное управление, т.к. мы инеем дело со схоластическими процессами. Социальными процессами можно управлять с помощью создания условий, при которых социальные процессы шли бы желательным, для общества, образом. Это - материально-вещные условия.
Результатами труда социального инженера помимо новой информации становятся:
Управленческие решения, проекты, программы, итоги, получаемые с помощью так называемых «мыслетехнических средств»; Сплоченные социальные группы, управленческие средства, например, метод групповой работы; Изменение мотивации: появление у людей желания работать более активно; Психотехнические и комплексные средства – специальные тренинги и игровые методы.
74. Категория «социальное» в социологии
Для социологии одной из основных и предельно широкой категорией является категория “социального”. Социальное по своему содержанию — это отражение организации и жизнедеятельности общества как субъекта исторического процесса. Оно аккумулирует в себе опыт, тадиции, знание, способности и т.д. Поэтому знание социального проявляет себя в следующих функциях:
— как критерий оценки соответствия состояния общества и его элементов достигнутому уровню социального прогресса;
— способствует пониманию, в какой степени социальное явление, процесс, общность содействует гармоничному развитию общества и личности в их целостном единстве;
— выступает основанием разработки социальных норм, нормативов, целей и прогнозов общественного развития;
— детерминирует
содержание интересов,
— оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненных позиций людей, их образ жизни;
— выступает мерой оценки каждого из видов общественных отношений, их соответствия реальной практике и интересам общества и человека.
75. Социологизм Эмиля Дюргейма
Эмиль Дюркгейм - профессор Сорбонны - (1857-1918) был приверженцем классического научного метода в социологии, продолжатель контовской и спенсеровской позитивистской и эволюционостской линии в социологии, основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии:
-- "О разделении общественного труда";
-- "Правила социологического метода",
-- "Самоубийство";
-- "Элементарные формы религиозной жизни".
Теоретическая
концепция Дюркгейма носит
Он стремился четко разграничить понятие индивидуального и коллективного (социального), доказывая приоритет социального.
Дюркгейм подчеркивает, что общество, возникнув в ходе индивидуального взаимодействия, в дальнейшем становится вне и над индивидуальной реальностью, выступает единым реальным субстратом всего разнообразия человеческого бытия: хозяйства и права, политики и морали, торговли, религии и т.д.
Классический тип научности сформулирован в работе "Правила социологического метода" (1895). В этой работе он излагает основные требования к социальным фактам:
1.«рассматривать социальные факты как вещь» (т.е.:
а) внешни для индивидов, б) они материальны, наблюдаемы и безличны, в) существующие м/у фактами отношения причинности позволяют сформулировать законы функционирования общества)
2.социология
не должна подчиняться никакой
идеологии, личным
3.Признание примата (приоритета) целого над составляющими его частями: (а) источник соц. фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида, б) общ-во есть автономная система, управляемая своими законами не сводимыми к сознанию или действиям каждого индивида).
Поведение людей определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложивишийся совокупоностью соц. фактов При этом один соц. факт следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или биологическими явлениями.
Главные характеристики
системы социологии Дюркгейма: 1) Понимание
общества как саморегулирующегося
структурно-функционального
Религию Д. рассматривал,
как связанную систему
63. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятия — необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основные задачи: 1) Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании. 2) Это дает возможность вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций. 3) Обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей.
Теоретическая
интерпретация понятий
Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.
8. Соц взгляды
общ-политических дпеятелей:
По глубокому убеждению Жумабаева, просвещение призвано вооружить умениями пользоваться народными ценностями, а также, что является особенно важным, формировать личность, которая формирует человеческие вкусы, оценку и нравственный идеал личности, что особенно важно в наши дни, когда мы говорим о духовном оскудении и упадке культуры.
Особое внимание в педагогических взглядах Жумабаева отводилось роли родного языка в формировании и развитии личности. Познавая всю красоту родного языка, ребенок, считал он, познает душу народа, его духовные ценности и богатую культуру.
Таким образом, жизнь и деятельность казахских просветителей, их наследие было направлено на развитие народа, его просвещение, преодоление отсталости Казахстана, формирование у народа национального достоинства и самосознания, основанного на исторической памяти и традициях.
11, 12. Соц
взгляды представителей каз
По глубокому убеждению Жумабаева, просвещение призвано вооружить умениями пользоваться народными ценностями, а также, что является особенно важным, формировать личность, которая формирует человеческие вкусы, оценку и нравственный идеал личности, что особенно важно в наши дни, когда мы говорим о духовном оскудении и упадке культуры.
Особое внимание в педагогических взглядах Жумабаева отводилось роли родного языка в формировании и развитии личности. Познавая всю красоту родного языка, ребенок, считал он, познает душу народа, его духовные ценности и богатую культуру.
Изучая творчество казахского просветителя конца ХIХ – начала ХХ веков Шакарима Кудайберды можно сделать однозначный вывод, что его деятельность является «белым пятном» в развитии культурной и педагогической мысли Казахстана. Будучи поэтом и просветителем, переводчиком и критиком, философом и историком, музыкантом и композитором он стал жертвой эпохи крутых перемен. Как и все просветители, пореформенного периода в истории Казахстана, Шакарим Кудайберды считал обязанностью образованных казахов всемерное просвещение и образование народных масс.
Его произведения заложили основу для историко-публицистической и философско-педагогической деятельности М. Тынышпаева, К. Сатпаева, А.Байтурсынова, которые использовали в качестве источника его материалы «Родословной».
Таким образом, жизнь и деятельность казахских просветителей, их наследие было направлено на развитие народа, его просвещение, преодоление отсталости Казахстана, формирование у народа национального достоинства и самосознания, основанного на исторической памяти и традициях.