Социальная ответственность отечественных предпринимателей в условиях «переходного периода»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание

В современном обществе роль бизнеса и предпринимательства уже не ограничивается лишь созданием рабочих мест, материальных ценностей и извлечением прибыли. Достигнув в своем развитии определенного уровня бизнес должен ставить перед собой новые задачи. И чем бизнес цивилизованнее, тем больше становится его участие в социальной жизни своего города, региона, государства.
Общество, оценивая деятельность предпринимательской организации, рассматривает не только производственные и финансовые показатели, но и то, как организация ведет свою деятельность, заботится о собственных работниках, насколько ее деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……...3
Характеристика предпринимательства как общественного явления в условиях рыночных отношений…………………………………………….………………….5
1.1.Понятие предпринимательства в наши дни…………...……….……………….5
1.2.Сущность и функции предпринимательства…………..………………………8
2. Предприниматели как социальная группа (слой) современного российского общества…….………………….……………………………………………………15
3.Социальная ответственность отечественных предпринимателей в условиях «переходного периода»…………………………………………………………......22
3.1. Социальная ответственность в предпринимательской деятельности………22
3.2.Развитие социальной ответственности в предпринимательской деятельности в России……………………………………………………………………………..28
Практические задания
1.Насколько благоприятны условия для развития малого и среднего бизнеса
в России?......................................................................................................................36
2.Оцените плюсы и минусы занятия предпринимательством для личности..….37
Заключение…………………………………………………………………….…....42
Список использованной литературы………………………………………….…..45

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по социологии - копия.docx

— 75.16 Кб (Скачать документ)

Предпринимательство — это  принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении  собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать  их в конкретные предпринимательские  проекты. Это, как правило, рисковое дело, но тот, кто не рискует, не может  в конце концов добиться успеха. Однако риск риску рознь. Предприниматель, прежде чем решиться на создание собственного дела, должен произвести тщательные расчеты, хорошо изучить предполагаемый рынок сбыта и конкурентов, не пренебрегая при этом и собственной интуицией.

Для развития в  России предпринимательства существенное значение, на наш взгляд, имеет понимание  того, что не любое новое дело является предпринимательством (хотя, конечно, считать предпринимательством любое начинание в области  формируемой рыночной экономики  можно лишь с определенными оговорками).

Предпринимательство в первую очередь связано с  эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства  в России должна состоять в том, чтобы  производить, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и  получать за это материальное и моральное  вознаграждение. Как писал В.И. Даль, предпринимать значит затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего- либо значительного.

Существенное значение для  развития в стране предпринимательства  имеет определение этого понятия  в гражданском законодательстве.

В развитой рыночной экономике  предпринимательство как интегрированная  совокупность предпринимательских  организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных  объединений предпринимательских  организаций выполняет следующие  функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству  свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

Определяющей, на наш взгляд, в развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая  объективно обусловлена ролью предпринимательских  организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков.

Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение  до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что, в первую очередь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов  рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что  является объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального  дохода, а этот фактор также выступает  как проявление в системе хозяйственных  отношений общеэкономической функции.

Важнейшей функцией предпринимательства  является ресурсная. Развитие предпринимательства  предполагает эффективное использование  как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует  понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется, в первую очередь, трудовые ресурсы (в широком понимании  этого слова), землю и природные  ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также  предпринимательский талант. Предприниматель  может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические  идеи, нововведения в той сфере  деятельности, в которой он создает  собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую  силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто  приводит к хищническому использованию  ресурсов. Такие предприниматели  своей деятельностью наносят  вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности  предпринимателей за неправильное использование  ресурсной функции, которая противоречива  и имеет двоякий характер. Предприниматель  как собственник ресурсов заинтересован  в их рациональном использовании  и в то же время может безжалостно  относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история  развития предпринимательства и  история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.

Предпринимательству как  новому типу антибюрократического экономического хозяйствования свойственна творческо-поисковая, инновационная функция, связанная  не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для  достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими  функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.

В процессе становления рыночной экономики предпринимательство  приобретает социальную функцию, проявляющуюся  в возможности каждого дееспособного  индивидуума быть собственником  дела, с наибольшей отдачей проявлять  свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция более проявляется  в формировании нового слоя людей  — людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической  деятельности, способных создавать  собственное дело, преодолевать сопротивление  среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается  численность наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько  устойчива деятельность предпринимательских  фирм.

Чем эффективнее функционируют  предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных  уровней и в государственные  внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства  обеспечивает рост числа рабочих  мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения  наемных работников.

Важнейшей функцией предпринимательства  является организаторская, которая  проявляется в принятии предпринимателями  самостоятельного решения об организации  собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских  структур, в изменении стратегии  деятельности предпринимательской  фирмы и т.д. Организаторская функция  особенно четко проявляется в  быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в  «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.

Следовательно, сущность предпринимательства  наиболее комплексно проявляется в  сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны  цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов  предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки  и регулирования предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА (СЛОЙ) СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

 

Развитие предпринимательства  является одним из самых точных показателей  экономического и социального здоровья государства и общества.

Малое и среднее предпринимательство  несет на себе значительную смысловую  нагрузку. Мелкие и средние предприятия  играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских  и научно-производственных разработках. Они создают среду и дух  предпринимательства, без которых  невозможна рыночная экономика, обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима  его высокая эффективность. Они  способны быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, сравнительно быстро окупаться и создавать  атмосферу конкуренции.

Так, малый и  средний бизнес обеспечивает:

1. Создание новых рабочих мест, обеспечение занятости трудоспособного населения и, как следствие, сокращение числа людей, нуждающихся в социальной помощи.

Эта роль представляется значимой для России при нестабильности функционировании рынка труда, при наличии значительного  количества безработных и других подобных социальных проблем.

Тем не менее, роль предпринимательства  в создании новых рабочих мест в российских условиях имеет свои особенности.

Подавляющее большинство  малых предприятий России имеет  вид микрофирмы, где число занятых  составляет до девяти человек при  том, что через пять лет после  создания "на плаву" остается менее  четверти таких предприятий, остальные  же закрываются и увольняют работников. А выживающие и успешно развивающиеся  фирмы в большинстве случаев  выбирают трудосберегающий вариант  развития, и объем применяемой  на них рабочей силы не растет или почти не растет (за исключением немногих случаев перехода предприятий в другую "весовую категорию"). Таким образом, динамичность малого бизнеса сопрягается с воспроизводством высоких социальных рисков для занятых в нем работников.

Их слабая социальная защищенность - важный мотив для трезвой, исключающей  эйфорию, оценки потенциала малого предпринимательства  в деле создания дополнительных рабочих  мест. Это и один из доводов в  пользу разделяемого всеми серьезными экономистами тезиса, согласно которому стимулирование малого предпринимательства  ни в коем случае не отменяет необходимости  подъема крупной индустрии - тем  более, что массовый переход рабочей  силы из нее в малый бизнес требует  серьезных сдвигов в профессионально-квалификационном составе занятых, причем сдвигов, зачастую негативных, сопряженных с множеством морально-психологических проблем.

Вообще, влияние занятости  на малых предприятиях на общую занятость  в стране и в ее регионах неоднозначно. Кроме вышеизложенного, это связано  со скромными размерами сектора  малого предпринимательства, увеличение занятости, в котором пока не может  значительным образом сказаться  на размере общей занятости.

Тем не менее, нынешние масштабы развития малого бизнеса в России обычно считают весьма скромными  в сравнении со странами развитой рыночной экономики, где удельный вес  занятых предпринимательством может  превышать 50%, а доля малых предприятий  в количестве всех хозяйствующих  субъектов – 90%.

В то же время экстенсивно  развивается другая часть сектора  малого бизнеса - индивидуальное предпринимательство. Численность предпринимателей без  образования юридического лица в  постдефолтный период постоянно  растет, в связи, с чем именно по этой линии малый бизнес генерирует существенную, если не основную часть  дополнительных рабочих мест.

Далее, малое предпринимательство  влечет за собой распространение  вторичной занятости, причем следует  иметь в виду и практику неформальных расчетов за те или иные услуги. Согласно официальной статистике, на малые  предприятия приходятся свыше 40% общего числа внешних совместителей  и около трети общего количества работающих по гражданско-правовым договорам (с учетом занятых у индивидуальных предпринимателей эта доля еще выше). В целом распространение вторичных  форм занятости более характерно для сферы услуг (за исключением  торговли и общественного питания). Особенно высока доля вторичной занятости  на предприятиях финансово – кредитной  сферы и социально – культурного  комплекса. С этих позиций и следует  анализировать социальную роль малого предпринимательства в регионах.

2.Обеспечение социальной стабильности и снижение уровня бедности.

Вопрос социальной стабильности всегда актуален при росте социальной напряженности в обществе.

3.Возможность энергичным и предприимчивым людям открыть своё дело в производственной, научной и другой деятельности, реализуя в ней свои способности.

Так, самой характерной  чертой, отличающей российский предпринимателей от западных бизнесменов является их уровень образования.

По данным различных опросов  доля лиц с высшим образованием среди  предпринимателей превышает 80%. Среди  крупных предпринимателей доля лиц  с кандидатской степенью почти 38% , имеющих  второе высшее - 6,5% опросов. Если сопоставить  эти данные с уровнем образования  предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель  самый интеллектуальный предприниматель  в мире.

Сейчас в России преобладает  мнение, что главными качествами предпринимателя  являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские  способности.

Профессионализм в настоящее  время отступил на второй план. На мой  взгляд, это неправильно, так как  дальнейшее развитие предпринимательства  в России возможно только при наличии  высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно  оценить состояние рынка и  сделать правильные выводы. В связи  с этим встает проблема повышения  доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование.

4.Увеличение налоговых поступлений.

5.Рост доли ВВП, создаваемой малыми предприятиями.

6.Увеличение численности среднего класса, а, значит, социальной и политической стабильности.

Если брать за основу деления  на классы доход, то можно сказать, что  никакой вид труда по найму, включая  самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых  с предпринимательством.

Информация о работе Социальная ответственность отечественных предпринимателей в условиях «переходного периода»