Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:14, курсовая работа
В современном обществе роль бизнеса и предпринимательства уже не ограничивается лишь созданием рабочих мест, материальных ценностей и извлечением прибыли. Достигнув в своем развитии определенного уровня бизнес должен ставить перед собой новые задачи. И чем бизнес цивилизованнее, тем больше становится его участие в социальной жизни своего города, региона, государства.
Общество, оценивая деятельность предпринимательской организации, рассматривает не только производственные и финансовые показатели, но и то, как организация ведет свою деятельность, заботится о собственных работниках, насколько ее деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом.
Введение……………………………………………………………………….……...3
Характеристика предпринимательства как общественного явления в условиях рыночных отношений…………………………………………….………………….5
1.1.Понятие предпринимательства в наши дни…………...……….……………….5
1.2.Сущность и функции предпринимательства…………..………………………8
2. Предприниматели как социальная группа (слой) современного российского общества…….………………….……………………………………………………15
3.Социальная ответственность отечественных предпринимателей в условиях «переходного периода»…………………………………………………………......22
3.1. Социальная ответственность в предпринимательской деятельности………22
3.2.Развитие социальной ответственности в предпринимательской деятельности в России……………………………………………………………………………..28
Практические задания
1.Насколько благоприятны условия для развития малого и среднего бизнеса
в России?......................................................................................................................36
2.Оцените плюсы и минусы занятия предпринимательством для личности..….37
Заключение…………………………………………………………………….…....42
Список использованной литературы………………………………………….…..45
Предпринимательство — это
принципиально новый тип
Для развития в
России предпринимательства
Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать за это материальное и моральное вознаграждение. Как писал В.И. Даль, предпринимать значит затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего- либо значительного.
Существенное значение для
развития в стране предпринимательства
имеет определение этого
В развитой рыночной экономике
предпринимательство как
Определяющей, на наш взгляд,
в развитой рыночной экономике является
общеэкономическая функция, которая
объективно обусловлена ролью
Предпринимательская деятельность
направлена на производство товаров (выполнение
работ, оказание услуг) и их доведение
до конкретных потребителей: домохозяйств,
других предпринимателей, государства,
что, в первую очередь, и предопределяет
общеэкономическую функцию. Причем
предпринимательская
Важнейшей функцией предпринимательства
является ресурсная. Развитие предпринимательства
предполагает эффективное использование
как воспроизводимых, так и ограниченных
ресурсов, причем под ресурсами следует
понимать все материальные и нематериальные
условия и факторы
Предпринимательству как
новому типу антибюрократического экономического
хозяйствования свойственна творческо-
В процессе становления рыночной
экономики предпринимательство
приобретает социальную функцию, проявляющуюся
в возможности каждого
Чем эффективнее функционируют
предпринимательские
Важнейшей функцией предпринимательства является организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.
Следовательно, сущность предпринимательства
наиболее комплексно проявляется в
сочетании всех присущих ему функций,
которые объективно свойственны
цивилизованному
Развитие предпринимательства является одним из самых точных показателей экономического и социального здоровья государства и общества.
Малое и среднее предпринимательство
несет на себе значительную смысловую
нагрузку. Мелкие и средние предприятия
играют заметную роль в занятости, производстве
отдельных товаров, исследовательских
и научно-производственных разработках.
Они создают среду и дух
предпринимательства, без которых
невозможна рыночная экономика, обеспечивает
необходимую мобильность в
Так, малый и средний бизнес обеспечивает:
1. Создание новых рабочих мест, обеспечение занятости трудоспособного населения и, как следствие, сокращение числа людей, нуждающихся в социальной помощи.
Эта роль представляется значимой для России при нестабильности функционировании рынка труда, при наличии значительного количества безработных и других подобных социальных проблем.
Тем не менее, роль предпринимательства в создании новых рабочих мест в российских условиях имеет свои особенности.
Подавляющее большинство
малых предприятий России имеет
вид микрофирмы, где число занятых
составляет до девяти человек при
том, что через пять лет после
создания "на плаву" остается менее
четверти таких предприятий, остальные
же закрываются и увольняют
Их слабая социальная защищенность
- важный мотив для трезвой, исключающей
эйфорию, оценки потенциала малого предпринимательства
в деле создания дополнительных рабочих
мест. Это и один из доводов в
пользу разделяемого всеми серьезными
экономистами тезиса, согласно которому
стимулирование малого предпринимательства
ни в коем случае не отменяет необходимости
подъема крупной индустрии - тем
более, что массовый переход рабочей
силы из нее в малый бизнес требует
серьезных сдвигов в
Вообще, влияние занятости на малых предприятиях на общую занятость в стране и в ее регионах неоднозначно. Кроме вышеизложенного, это связано со скромными размерами сектора малого предпринимательства, увеличение занятости, в котором пока не может значительным образом сказаться на размере общей занятости.
Тем не менее, нынешние масштабы развития малого бизнеса в России обычно считают весьма скромными в сравнении со странами развитой рыночной экономики, где удельный вес занятых предпринимательством может превышать 50%, а доля малых предприятий в количестве всех хозяйствующих субъектов – 90%.
В то же время экстенсивно развивается другая часть сектора малого бизнеса - индивидуальное предпринимательство. Численность предпринимателей без образования юридического лица в постдефолтный период постоянно растет, в связи, с чем именно по этой линии малый бизнес генерирует существенную, если не основную часть дополнительных рабочих мест.
Далее, малое предпринимательство
влечет за собой распространение
вторичной занятости, причем следует
иметь в виду и практику неформальных
расчетов за те или иные услуги. Согласно
официальной статистике, на малые
предприятия приходятся свыше 40% общего
числа внешних совместителей
и около трети общего количества
работающих по гражданско-правовым договорам
(с учетом занятых у индивидуальных
предпринимателей эта доля еще выше).
В целом распространение
2.Обеспечение социальной стабильности и снижение уровня бедности.
Вопрос социальной стабильности всегда актуален при росте социальной напряженности в обществе.
3.Возможность энергичным и предприимчивым людям открыть своё дело в производственной, научной и другой деятельности, реализуя в ней свои способности.
Так, самой характерной чертой, отличающей российский предпринимателей от западных бизнесменов является их уровень образования.
По данным различных опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38% , имеющих второе высшее - 6,5% опросов. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель самый интеллектуальный предприниматель в мире.
Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности.
Профессионализм в настоящее время отступил на второй план. На мой взгляд, это неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование.
4.Увеличение налоговых поступлений.
5.Рост доли ВВП, создаваемой малыми предприятиями.
6.Увеличение численности среднего класса, а, значит, социальной и политической стабильности.
Если брать за основу деления
на классы доход, то можно сказать, что
никакой вид труда по найму, включая
самый квалифицированный и