Социальная ответственность отечественных предпринимателей в условиях «переходного периода»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание

В современном обществе роль бизнеса и предпринимательства уже не ограничивается лишь созданием рабочих мест, материальных ценностей и извлечением прибыли. Достигнув в своем развитии определенного уровня бизнес должен ставить перед собой новые задачи. И чем бизнес цивилизованнее, тем больше становится его участие в социальной жизни своего города, региона, государства.
Общество, оценивая деятельность предпринимательской организации, рассматривает не только производственные и финансовые показатели, но и то, как организация ведет свою деятельность, заботится о собственных работниках, насколько ее деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……...3
Характеристика предпринимательства как общественного явления в условиях рыночных отношений…………………………………………….………………….5
1.1.Понятие предпринимательства в наши дни…………...……….……………….5
1.2.Сущность и функции предпринимательства…………..………………………8
2. Предприниматели как социальная группа (слой) современного российского общества…….………………….……………………………………………………15
3.Социальная ответственность отечественных предпринимателей в условиях «переходного периода»…………………………………………………………......22
3.1. Социальная ответственность в предпринимательской деятельности………22
3.2.Развитие социальной ответственности в предпринимательской деятельности в России……………………………………………………………………………..28
Практические задания
1.Насколько благоприятны условия для развития малого и среднего бизнеса
в России?......................................................................................................................36
2.Оцените плюсы и минусы занятия предпринимательством для личности..….37
Заключение…………………………………………………………………….…....42
Список использованной литературы………………………………………….…..45

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по социологии - копия.docx

— 75.16 Кб (Скачать документ)

Третий, высший уровень ответственности  предполагает благотворительную деятельность и не имеют своей целью получение  экономических выгод.

В целом все подходы  едины в одном: социальная ответственность  — это ответственность организации  перед всеми людьми и организациями, с которыми она сталкивается в  процессе деятельности, и перед обществом  в целом.

Очень часто под «социальной  ответственностью бизнеса» понимается благотворительность. Тождественны ли эти понятия? Однозначно нет. Под  благотворительностью понимают оказание материальной помощи нуждающимся. Она  может быть направлена также на поощрение  и развитие каких-либо общественно  значимых форм деятельности (например, защиту окружающей среды, охрану памятников культуры). Это один из критериев, входящих в систему оценки социальной ответственности  бизнеса.

Единых критериев оценки социальной ответственности субъектов  бизнеса в России пока нет, они  могут быть различными в зависимости  от ряда факторов: размера компании, вида осуществляемой деятельности, географических сегментов и т.д.

Практически все эксперты разделяют социальную ответственность  на две большие группы: внутреннюю и внешнюю. Отдельно выделяется такой  показатель социальной ответственности, как уплата налогов.

Большинство экспертов полагает, что любая организация только тогда является социально-ответственной, когда она в полной мере выплачивает  все установленные законодательством налоги, является законопослушной. При этом подчеркивается, что в настоящий момент для бизнесменов России это практически нереально по причине избыточного налогового давления, нерациональной системы налогообложения и фактической невозможности уплаты всех установленных налогов без угрозы для существования самого бизнеса.

К внутренней социальной ответственности  эксперты относят деловую практику в отношении собственного персонала, всего, что касается развития человеческих ресурсов на предприятии или фирме.

Внешняя составляющая социальной ответственности бизнеса, по мнению экспертов, вызывает наибольшее количество споров в отношении того, что относить к данной сфере.

К внутренней социальной ответственности  бизнеса можно отнести

К внешней социальной ответственности  бизнеса можно отнести

Безопасность труда

Стабильность заработной платы

Поддержание социально значимой заработной платы, которая позволяет  содержать семью, давать детям образование  и, кроме этого, обеспечивает стабильный потребительский спрос

Дополнительное медицинское  и социальное страхование сотрудников

Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и  программы подготовки и повышения  квалификации

Оказание помощи работникам в критических ситуациях (серьёзное  заболевание, требующее дорогостоящего лечения и приводящее к длительному  отсутствию работника на месте, смерть или несчастный случай с родственниками и пр.)

Следует отметить важность именно этого направления, указывая на то, что «отделы кадров в крупных  компаниях давно переименованы  в отделы по развитию человеческих ресурсов и вложения в сотрудников  компании приносит наибольшую финансовую отдачу для фирмы

Спонсорство и корпоративная  благотворительность (все эксперты отмечают, что благотворительность  является одной из составляющих социальной ответственности бизнеса) По мнению экспертов и менеджеров, принявших  участие в исследовании, данное направление  наиболее характерно для большинства  компаний России.

Содействие охране окружающей среды

Взаимодействие с местным  сообществом и местной властью

Готовность участвовать  в кризисных ситуациях. Например, оказание помощи пострадавшим в результате стихийного бедствия - предоставление тёплых вещей, возможности связи  с родственниками, предоставление транспортных средств, оказание материальной помощи через перечисление денежных средств  в специальный фонд и др.

Ответственность перед потребителями  товаров и услуг (выпуск качественных товаров)


 

На основе вышесказанного можно сказать, что социальная ответственность  — это добровольный вклад организации в развитие общества и социально-экономической и экологической сфер, направленный на развитие и качественное улучшение данных сфер. Вклад организации напрямую связан с ее деятельностью, выходит за рамки определенного законом минимума и осуществляется путем проведения комплекса долгосрочных социальных программ в приоритетных для нее направлениях.

 

3.2. Развитие социальной ответственности в предпринимательской деятельности в России

 

Проблема развития социальной ответственности бизнеса в России на современном этапе особенно актуальна  и имеет первостепенное значение. Однако еще не вполне окрепшее Российское государство не в состоянии выполнить  все свои социальные функции. Расходы  федерального бюджета на образование, здравоохранение и другие социальные нужды составляют около 20 процентов. Этого явно не достаточно. Однако на сегодняшний день в России формируется  новый экономически активный слой, способный разделить с государством бремя социальной ответственности. Это предпринимательский бизнес.

Трансформационные процессы, происходившие в России с 90-х годов  прошлого века, инициировали внимание общественности к феномену предпринимательства  как к источнику развития экономической  и социальной сферы общества. Предприниматель  стал одним из главных действующих  субъектов рынка, поскольку без  творческого подхода к организации  производства, использования новых  комбинаций, смелого и рискованного подхода к организации нового дела невозможно получить прибыль в  условиях рыночной экономики.

Принципиальными характеристиками предпринимательской деятельности являются: принятие предпринимателем на себя риска осуществляемой им деятельности и получение прибыли. Принятие риска  напрямую означает ответственность  предпринимателя за ведение своего дела. Предприниматель ответственен за успех предприятия, за предоставление рынку необходимого товара, за качество товара, за соблюдение законов и  договоренностей с партнерами, инвесторами, работниками и государством. Тема социальной ответственности бизнеса  неразрывно связана с задачами построения в России институтов гражданского общества. Уже сейчас многие исследователи  отмечают, что в России есть тенденция  завершения стадии первоначального  накопления капитала. Практика многих предприятий показывает, что социальная защищенность работников, их благосостояние становятся фактором роста производительности труда, обеспечения стабильности и  роста производства.

Социальная ответственность  бизнеса подразумевает определенный уровень развития предприятия и  добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означает соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществление деятельности сверх этих требований. Именно такой  подход предпринимателя к своей  деятельности позволит совершить коренные изменения в сложной социально-экономической  ситуации, в которой находится  сейчас Россия. Общественность ожидает  от современных предпринимателей не только высоких экономических результатов, но и существенных достижений с точки  зрения социальных целей общества. Кроме того, социальные действия предприятий, улучшающие жизнь местного населения, устраняют необходимость государственного регулирования и могут быть использованы в собственных интересах предприятий. В обществе благополучном с социальной точки зрения улучшаются условия  для деятельности бизнеса.

Социальная ответственность  бизнеса – обоюдное явление, определяющее взаимные обязательства всех субъектов  соцально-экономических и трудовых отношений. Со стороны предпринимателя  социальная ответственность выражается в стремлении найти компромисс между  получением прибыли и заботе об интересах  своего персонала и общества в  целом.

Так, по словам Е.Д. Малинина, социальная ответственность предпринимателя  предполагает его воздержанность от осуществления деятельности, направленной не на благо общества. В своей  работе ученый пишет, «социально ответственный  предприниматель будет заниматься не всякой деятельностью, приносящей (пусть  даже высокую) прибыль. Он ищет и находит  на рынке нишу, которая, с одной  стороны, привлекает его своей прибыльностью, с другой – она направлена на удовлетворение здоровых общественных потребностей». В свою очередь социальная ответственность наемного работника  заключается в его отказе от девиаций и ненормативного поведения в  процессе выполнения им трудовой деятельности у данного предпринимателя.

По мнению самих предпринимателей, суть социальной ответственности - в  выполнении бизнесом своих основных функций (выплата достойной заработной платы, уплата налогов, создание рабочих  мест), а не в принятии на себя бремени  решения социальных проблем страны и регионов (считают 60% против 39%). Социальная ответственность должна строиться  на принципах добровольности, никакое  принуждение или «привлечение»  к ней, в том числе со стороны  государства, недопустимо (60% против 36%). Кроме того, в бизнес-сообществе утвердилось понимание социальной ответственности как компенсации  обществу за неравномерное распределение  доходов - 50% предпринимателей (против 31%) разделяют мнение, что даже если высокие доходы являются результатами усилий отдельных людей, ими все равно следует делиться с обществом. При этом отношение предпринимателей к вопросу о пиаре их социальной активности неоднозначно - среди опрошенных оказалось примерно одинаковое количество как тех, кто считает, что бизнес должен широко информировать общественность о социальных программах, улучшая тем самым свою репутацию, так и тех, кто придерживается противоположного мнения (47% и 45%, соответственно).

Относительное большинство (47%) высказывается за избирательный  подход, при котором ответственность  за решение тех или иных социальных проблем должны брать на себя только крупные компании, а малый бизнес не только не должен демонстрировать  социальную активность, но сам нуждается  в помощи. Однако немало (38%) и тех, кто считает социальную ответственность  задачей, в равной степени актуальной для всех представителей бизнес-сообщества. Чаще других о необходимости дифференцированного  подхода к вопросу о социальной ответственности бизнеса говорят  представители малого бизнеса (54% против 31%), мнения представителей среднего и  крупного бизнеса делятся примерно поровну (44% против 40% и 43% против 41%).

В России в условиях нынешних рыночных отношений особо остро  стоит вопрос относительно способности  отечественного предпринимателя взять  на себя, а главное, справиться с  этой социальной ответственностью. Однозначно ответить на данный вопрос невозможно, тем не менее, большая часть отечественных  социологов придерживается точки зрения, что сегодня российский предприниматель  склонен ставить свои личные интересы выше общественных. «Российский бизнес в наши дни – это преимущественно  социально безответственный бизнес, не преодолевший пока в себе примитивную  алчность и нравственную неразборчивость».

Характерно, что данный вывод  подтверждается и статистикой. При  этом социологи отмечают, что общественное мнение в России формируется сегодня  не в пользу предпринимателей. По большинству  позиций ожидания населения расходятся с теми действиями, которые осуществляют крупные российские бизнесмены и  корпорации. В то время, как россияне ожидают от бизнеса существенных вложений в социальную сферу, большинство  компаний, по мнению опрошенных, стремятся ограничиться только видимостью социальной ответственности – прежде всего, меценатской деятельностью, воспринимаемой большинством наших соотечественников скорее как подачка, нежели как исполнение бизнесменами своего долга перед обществом. В результате все более распространенным становится мнение о том, что бизнес в России «паразитирует», работает во вред стране.

Так, только «9% респондентов из 1200 опрошенных полагают, что большинство  компаний в России ведет себя социально  ответственно, и 43% - что немногие или  никто». «Защитниками» бизнеса выступают  в основном молодежь (18-34 года) и лица с высокими доходами. «Срединная»  же Россия настроена к бизнесу  и его социальным программам наиболее скептично. Этот факт однозначно свидетельствует  о существующем недоверии различных  слоев общества мелкому и среднему бизнесу. К тому же 59% россиян полагают, что весь или почти весь бизнес в стране «паразитирует» на обществе и не заботится о благе страны. Лишь 7% верят в то, что российские предприниматели достойно исполняют  свою ответственность перед обществом.

Население и предприниматели  по-разному понимают социальную ответственность  бизнеса. Так, наиболее важными направлениями  участия бизнеса в решении  социальных проблем большинство  опрошенных предпринимателей называют создание новых рабочих мест (58%) и предоставление дополнительных социальных гарантий работникам своих предприятий (51%), а также организацию повышения  квалификации и переобучения работников (44%). Во второй эшелон актуальных для  бизнеса видов социальной деятельности, вошли направления, традиционно имеющие высокий уровень пиар-отдачи - материальная помощь представителям социально уязвимых групп населения, развитие материальной базы объектов социальной и культурной инфраструктуры, денежное поощрение талантливым деятелям науки и культуры (30-41%). На периферии интересов бизнеса находятся направления социальной работы, связанные с поддержкой развития институтов гражданского общества (улучшение ситуации в области прав человека, поддержка социальных инициатив граждан и общественных организаций), а также деятельность, являющаяся визитной карточкой многих социально ответственных зарубежных компаний - сокращение дискриминации в сфере труда, ликвидация принудительного и детского труда (5-7%).

Само население ждёт от бизнеса прежде всего материальной помощи малоимущим, инвалидам и другим социально-уязвимым группам (53%) и только потом - создания новых рабочих мест (43%); сначала развития материальной базы здравоохранения, образования и науки, культуры, спорта (39%), а затем социальных гарантий работникам предприятий (28%).

Фигура предпринимателя  ассоциируется со стремлением к  наживе любой ценой, в том числе  за счет ущемления интересов и  дезориентации других категорий  граждан и в первую очередь  наемных работников. На многих предприятиях малого и среднего бизнеса уже  стало «доброй практикой», использование  «серых» схем оплаты труда, нарушение  норм нормальной продолжительности  рабочего времени, работа персонала  в условиях, не отвечающих нормам охраны труда. Так же «в экономике современной  России распространение получили деформированные, противоправные трудовые отношения в форме сговора».

Отмечено, что социальная ответственность предпринимателя  начинается не с создания благоприятного образа компании в глазах общественности, а с построения взаимовыгодных, доверительных  отношений со своим персоналом. При  этом основным индикатором состояния  данных отношений выступает степень  лояльности работников к организации. Однако, опираясь на данные социологического исследования, можно сделать вывод  о низкой степени лояльности персонала  данных организаций. Так, на вопрос о  причинах смены работы, 34,46% респондентов ответили, что, не задумываясь, поменяют место работы, если бы им предложили более высокую заработную плату. 29,76% опрошенных потенциальной причиной смены работы видят более хорошие  отношения с руководством новой организации, при этом лишь 3,92% процента ответили, что при любых условиях не намерены менять данное место работы.

Информация о работе Социальная ответственность отечественных предпринимателей в условиях «переходного периода»