Социальная ответственность отечественных предпринимателей в условиях «переходного периода»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание

В современном обществе роль бизнеса и предпринимательства уже не ограничивается лишь созданием рабочих мест, материальных ценностей и извлечением прибыли. Достигнув в своем развитии определенного уровня бизнес должен ставить перед собой новые задачи. И чем бизнес цивилизованнее, тем больше становится его участие в социальной жизни своего города, региона, государства.
Общество, оценивая деятельность предпринимательской организации, рассматривает не только производственные и финансовые показатели, но и то, как организация ведет свою деятельность, заботится о собственных работниках, насколько ее деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……...3
Характеристика предпринимательства как общественного явления в условиях рыночных отношений…………………………………………….………………….5
1.1.Понятие предпринимательства в наши дни…………...……….……………….5
1.2.Сущность и функции предпринимательства…………..………………………8
2. Предприниматели как социальная группа (слой) современного российского общества…….………………….……………………………………………………15
3.Социальная ответственность отечественных предпринимателей в условиях «переходного периода»…………………………………………………………......22
3.1. Социальная ответственность в предпринимательской деятельности………22
3.2.Развитие социальной ответственности в предпринимательской деятельности в России……………………………………………………………………………..28
Практические задания
1.Насколько благоприятны условия для развития малого и среднего бизнеса
в России?......................................................................................................................36
2.Оцените плюсы и минусы занятия предпринимательством для личности..….37
Заключение…………………………………………………………………….…....42
Список использованной литературы………………………………………….…..45

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по социологии - копия.docx

— 75.16 Кб (Скачать документ)

7. Повышение устойчивости и конкурентоспособности предприятий.

Данное положение объясним с помощью следующей системы  доказательств. Так, несмотря на то, что  большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают разработку и выпуск новых товаров. Успех  предпринимательства в этой области  можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных  разработках привело к тому, что  во многих случаях небольшие фирмы  идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных  отраслях.

8. Взаимодействие малого и крупного бизнеса, способное помочь выжить в современных рыночных условиях предприятиям-гигантам, и встать на ноги вновь созданным частным предприятиям и малым предприятиям.

В российской экономике предпринимательство  построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются  не на подавление малого бизнеса, а, наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Если крупное производство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые  предприятия функционируют на небольших  сегментах рынка, в избранных  ими нишах с ограниченной номенклатурой  изделий.

Рыночные ниши представляют собой рынки готовой продукции, прежде всего высокой технологии, которые образуются в тех случаях, когда спрос на определенном рынке  не может быть удовлетворен крупным  производством из-за малой емкости  самого рынка либо из-за того, что  производство не может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло  бы весь спрос на данном рынке. Тенденции  современного производства и международной  торговли способствуют возникновению  подобных ниш.

Нарастает дифференциация и  индивидуализация спроса. В сфере  личного потребления все большую  роль играют специфические потребности  сравнительно небольших групп покупателей. Удовлетворять такой спрос могут  только небольшие фирмы, так как  для компаний-гигантов при выпуске  многосерийной или даже заказной продукции это может быть малорентабельным. Если речь идет о расширяющемся рынке  нового продукта, малая фирма может  превратиться в крупную. Если спрос  относительно стабилен, она может  контролировать свою нишу в течение  достаточно долгого времени.

Для крупных предприятий  необходимы и выгодны: емкий рынок  со стабильным и продолжительным  спросом; продукция массового производства, соответствующая требованиям рынка; аккумулирование значительных финансовых средств; дешевая рабочая сила. Малые  предприятия имеют возможность  быстрее и лучше приспосабливаться  к требованиям рынка и конкретных потребителей благодаря простоте управленческой структуры, обеспечивающей быстрое  принятие решений, в том числе  и по корректировке целей. Кроме того, себестоимость продукции в малых предприятиях ниже, чем в крупных, при более высоком качестве производимой продукции и услуг.

Малые предприятия и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных  комплексов. По отношению к ним  малые предприятия выступают  в качестве поставщиков комплектующих  изделий, что позволяет им использовать специализацию и кооперирование не только в области производства, но и в сфере сбыта продукции  и ее технического обслуживания. Мелкие и средние предприятия -- субподрядчики  крупных компаний работают на основе подетальной, поузловой, модульной  или иной специализации, где они  достигают высоких результатов  за счет эффекта технологического разделения труда. Они часто берут на себя выполнение одной - двух операций в  сложном технологическом процессе, который в комплексе осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую  продукцию на базе комплектующих  изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части  комплектующей продукции на своих  сборочных заводах, дают разрешение на использование своей торговой марки.

Широкое распространение  в сотрудничестве крупных и малых  предприятий получила в современных  условиях система контрактных отношений  на основе франчайзинга. Ее суть состоит  в том, что крупная фирма предоставляет  малой фирме исключительное право  использовать свой технологический  опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет  также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.

Поэтому особенностью малого бизнеса в России можно назвать  его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур.

 9.Участие в развитии инфраструктуры городов и районов.

10.Благотворительная деятельность.

В заключении главы заметим, что на современном этапе повышение  роли предприятий предпринимательства  в экономике Германии, США и  других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная  самим ходом истории.

Понимание этих факторов привело  к тому, что многие страны вплотную занялись разработкой стратегий  и программ, политики государственной  поддержки, направленных на развитие и  среднего предпринимательства.

Государственная политика поддержки, ее формы и содержание весьма многообразны. Отдельные из использующихся экономических  инструментов могли бы быть применены  на практике в нашей стране, но слепое копирование механизмов воздействия  на развитие предпринимательства может  не только не дать положительные результаты, но привести к отрицательным последствиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ «ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА»

 

3.1. Социальная ответственность в предпринимательской деятельности

 

Ни одна тема в современном  обществе не вызывает таких противоречий, как тема социальной ответственности. Взгляды расходятся от приятия до порицания.

Социальная ответственность  подразумевает определенный уровень  добровольного отклика на социальные проблемы со стороны предпринимательской  организации, поэтому споры о  роли бизнеса в обществе породили многочисленные аргументы за и против социальной ответственности.

Аргументы в пользу социальной ответственности:

Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы.

Социальные действия предпринимателя, улучшающие жизнь местного общества или устраняющие необходимость  государственного регулирования, могут  быть в собственных интересах  малых предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни  общества. В обществе более благополучном  с социальной точки зрения благоприятнее  условия и для деятельности бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные  издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать  прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный  образ предприятия.

Изменение потребностей и ожиданий широкой публики.

Связанные с бизнесом социальные ожидания радикально изменились с середины прошлого века. Чтобы сузить разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом предприятий, их вовлеченность в решение социальных проблем становиться и ожидаемой и необходимой.

Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку бизнес располагает значительными  людскими и финансовыми ресурсами, ему следует передавать их часть  на социальные нужды.

Моральное обязательство  вести себя социально ответственно.

Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также  должны управлять его поведением. Оно должно действовать социально  ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества.

Аргументы против социальной ответственности:

Нарушение принципа максимизации прибыли.

Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние  принципа максимизации прибыли. Предприятие  ведет себя в наибольшей мере социально  ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и  оставляя социальные проблемы государственным  учреждениям и службам, благотворительным  институтам и просветительским организациям.

Расходы на социальную вовлеченность.

Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия  издержками. В конечном счете, эти  издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, фирмы, участвующие в конкурентной борьбе с фирмами, которые не несут  затрат на социальные нужды, оказываются  в неблагоприятном положении  в конкуренции. В результате снижается  их сбыт.

Недостаточный уровень отчетности широкой публике.

Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо – их социальную вовлеченность. До тех пор, пока общество не разработает порядок прямой отчетности ему предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными.

Недостаток  умения разрешать социальные проблемы.

Персонал любого предприятия  лучше всего подготовлен к  деятельности в сферах экономики, рынка  и техники, но лишен опыта в  решение проблем социального  характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных  учреждениях и благотворительных  организациях.

Выделяют четыре основных подхода к определению  ответственности бизнеса:

1) Любые действия в  рамках юридической законности  считаются социально ответственными. «В бизнесе нет места этике».1 Они не видят никакой необходимости  отступать от закона, чтобы предотвратить  нанесение ущерба кому-либо. С  этой точки зрения ответственность  предпринимателя отождествляется  с юридической ответственностью, т.е. любые действия в рамках  юридической законности считаются  социально ответственными.

2) Другая позиция охарактеризуется  девизом: «Максимальная прибыль  - единственная обязанность бизнеса». Сторонники этой позиции утверждают, что они могут преступить закон,  чтобы преследовать чью-либо пользу, например, получение прибыли. Сторонники  этого направления сводят социальную  ответственность к профессиональной  ответственности. Любые действия  в рамках указанных норм считаются  социально ответственными.

3) Третья позиция допускает,  что в бизнесе есть место  социальной ответственности, но  понимают ее как условие, которое  используется для достижения  целей предпринимателя, т.е. если  она не выдерживает этого, то  может быть отброшена по прагматическим  соображениям. Это - экономическая  ответственность.

4) Четвертая позиция представляет  социально ответственной ту организацию,  которая считает себя морально  ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так  и перед всеми, кто оказывается  под воздействием ее деятельности. В центр проблема достижения  и совмещения интересов всех  участников «жизнедеятельности»  организации. Это морально-этическая  ответственность. 

Различные уровни социальной ответственности представляют собой  комбинации требований и ожиданий к  бизнесу со стороны общества и  государства и выгодности/невыгодности социальной активности для предпринимателя  и его бизнеса. Чем выше уровень  социальной ответственности у предпринимателя, тем больше добровольно принятых на себя обязательств.

В соответствии с этим, ассоциация менеджеров России (AMP) через серию  исследований выявила три подхода  к пониманию того, что такое  корпоративная социальная ответственность  в предпринимательской деятельности:

Базовый уровень - обязательная составляющая социальной ответственности - предполагает выполнение следующих  обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает обеспечение работников адекватными  условиями не только работы, но и  жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Представляет собой реализацию социально ответственного поведения  ради экономической выгоды. Такой  тип ответственности называется «корпоративной ответственностью».

Информация о работе Социальная ответственность отечественных предпринимателей в условиях «переходного периода»