Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:14, курсовая работа
В современном обществе роль бизнеса и предпринимательства уже не ограничивается лишь созданием рабочих мест, материальных ценностей и извлечением прибыли. Достигнув в своем развитии определенного уровня бизнес должен ставить перед собой новые задачи. И чем бизнес цивилизованнее, тем больше становится его участие в социальной жизни своего города, региона, государства.
Общество, оценивая деятельность предпринимательской организации, рассматривает не только производственные и финансовые показатели, но и то, как организация ведет свою деятельность, заботится о собственных работниках, насколько ее деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом.
Введение……………………………………………………………………….……...3
Характеристика предпринимательства как общественного явления в условиях рыночных отношений…………………………………………….………………….5
1.1.Понятие предпринимательства в наши дни…………...……….……………….5
1.2.Сущность и функции предпринимательства…………..………………………8
2. Предприниматели как социальная группа (слой) современного российского общества…….………………….……………………………………………………15
3.Социальная ответственность отечественных предпринимателей в условиях «переходного периода»…………………………………………………………......22
3.1. Социальная ответственность в предпринимательской деятельности………22
3.2.Развитие социальной ответственности в предпринимательской деятельности в России……………………………………………………………………………..28
Практические задания
1.Насколько благоприятны условия для развития малого и среднего бизнеса
в России?......................................................................................................................36
2.Оцените плюсы и минусы занятия предпринимательством для личности..….37
Заключение…………………………………………………………………….…....42
Список использованной литературы………………………………………….…..45
7. Повышение устойчивости и конкурентоспособности предприятий.
Данное положение объясним с помощью следующей системы доказательств. Так, несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают разработку и выпуск новых товаров. Успех предпринимательства в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях.
8. Взаимодействие малого и крупного бизнеса, способное помочь выжить в современных рыночных условиях предприятиям-гигантам, и встать на ноги вновь созданным частным предприятиям и малым предприятиям.
В российской экономике предпринимательство
построено на принципе кооперирования
крупных и малых предприятий,
причем крупные предприятия
Если крупное производство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют на небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной номенклатурой изделий.
Рыночные ниши представляют собой рынки готовой продукции, прежде всего высокой технологии, которые образуются в тех случаях, когда спрос на определенном рынке не может быть удовлетворен крупным производством из-за малой емкости самого рынка либо из-за того, что производство не может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло бы весь спрос на данном рынке. Тенденции современного производства и международной торговли способствуют возникновению подобных ниш.
Нарастает дифференциация и
индивидуализация спроса. В сфере
личного потребления все
Для крупных предприятий
необходимы и выгодны: емкий рынок
со стабильным и продолжительным
спросом; продукция массового
Малые предприятия и их
техническое оснащение во многом
зависят от крупных производственно-
Широкое распространение
в сотрудничестве крупных и малых
предприятий получила в современных
условиях система контрактных отношений
на основе франчайзинга. Ее суть состоит
в том, что крупная фирма
Поэтому особенностью малого бизнеса в России можно назвать его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур.
9.Участие в развитии инфраструктуры городов и районов.
10.Благотворительная деятельность.
В заключении главы заметим,
что на современном этапе повышение
роли предприятий
Понимание этих факторов привело к тому, что многие страны вплотную занялись разработкой стратегий и программ, политики государственной поддержки, направленных на развитие и среднего предпринимательства.
Государственная политика поддержки, ее формы и содержание весьма многообразны. Отдельные из использующихся экономических инструментов могли бы быть применены на практике в нашей стране, но слепое копирование механизмов воздействия на развитие предпринимательства может не только не дать положительные результаты, но привести к отрицательным последствиям.
3.1. Социальная ответственность в предпринимательской деятельности
Ни одна тема в современном обществе не вызывает таких противоречий, как тема социальной ответственности. Взгляды расходятся от приятия до порицания.
Социальная ответственность подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны предпринимательской организации, поэтому споры о роли бизнеса в обществе породили многочисленные аргументы за и против социальной ответственности.
Аргументы в пользу социальной ответственности:
Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы.
Социальные действия предпринимателя,
улучшающие жизнь местного общества
или устраняющие необходимость
государственного регулирования, могут
быть в собственных интересах
малых предприятий в силу выгод,
обеспечиваемых участием в жизни
общества. В обществе более благополучном
с социальной точки зрения благоприятнее
условия и для деятельности бизнеса.
Кроме того, даже если краткосрочные
издержки в связи с социальным
действием высоки, в долгосрочной
перспективе они могут
Изменение потребностей и ожиданий широкой публики.
Связанные с бизнесом социальные ожидания радикально изменились с середины прошлого века. Чтобы сузить разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом предприятий, их вовлеченность в решение социальных проблем становиться и ожидаемой и необходимой.
Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следует передавать их часть на социальные нужды.
Моральное обязательство вести себя социально ответственно.
Предприятие является членом
общества, поэтому нормы морали также
должны управлять его поведением.
Оно должно действовать социально
ответственным образом и
Аргументы против социальной ответственности:
Нарушение принципа максимизации прибыли.
Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Предприятие ведет себя в наибольшей мере социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.
Расходы на социальную вовлеченность.
Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете, эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, фирмы, участвующие в конкурентной борьбе с фирмами, которые не несут затрат на социальные нужды, оказываются в неблагоприятном положении в конкуренции. В результате снижается их сбыт.
Недостаточный уровень отчетности широкой публике.
Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо – их социальную вовлеченность. До тех пор, пока общество не разработает порядок прямой отчетности ему предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными.
Недостаток умения разрешать социальные проблемы.
Персонал любого предприятия
лучше всего подготовлен к
деятельности в сферах экономики, рынка
и техники, но лишен опыта в
решение проблем социального
характера. Совершенствованию общества
должны способствовать специалисты, работающие
в соответствующих
Выделяют четыре основных подхода к определению ответственности бизнеса:
1) Любые действия в
рамках юридической законности
считаются социально
2) Другая позиция
3) Третья позиция допускает,
что в бизнесе есть место
социальной ответственности,
4) Четвертая позиция
Различные уровни социальной
ответственности представляют собой
комбинации требований и ожиданий к
бизнесу со стороны общества и
государства и выгодности/
В соответствии с этим, ассоциация
менеджеров России (AMP) через серию
исследований выявила три подхода
к пониманию того, что такое
корпоративная социальная ответственность
в предпринимательской
Базовый уровень - обязательная составляющая социальной ответственности - предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).
Второй уровень социальной
ответственности бизнеса