Особенности социальной работы с учащейся молодежью сельского поселения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание

В последние десятилетия в связи с переходом к рыночной экономике произошли значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей.
В новых условиях особенно трудно приходится молодёжи, с ее ещё неустоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предыдущих поколений обостряет естественный юношеский нигилизм, что порождает у многих молодых людей апатию, безразличие к себе и другим и грозит потерей нравственного и духовного здоровья. В сложных социально-экономических условиях усиливается дифференциация вступающего в жизнь поколения, растет безработица, алкоголизм, наркомания, преступность в молодежной среде.

Содержание

Введение 3-6

Глава 1 Социальная работа с учащейся молодежью в
условиях сельского поселения, как проблема теории и практики 7-34
§1 Характеристика социальных проблем учащейся
молодежи сельского социума 7-28
1.1Общая характеристика социальных проблем
учащейся молодежи сельского социума. 7-15
1.2 Исследование социальных проблем учащейся
молодежи Костромского района Костромской области 16-28
§2 Сущность процесса социальной работы
в условиях сельского поселения 29-34
Глава 2 Организация социальной работы с учащейся молодежью
в условиях сельского поселения 35-46
§1 Характеристика МОУ Середняковской СОШ
Костромского района, как объекта социальной работы 35-41
§2 Формы и методы социальной работы
с учащейся молодежью сельского поселения 42-46

Заключение 47-49

Список литературы 50-52

Приложения 53-55

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Костромской государственный  университет имени Н.А. Некрасова»

Институт педагогики и психологии

Кафедра социальной работы

 

 

 

Особенности социальной работы с учащейся молодежью сельского  поселения

 

Курсовая работа студентки

3 курса Института педагогики и психологии

направления подготовки «Социальная работа»

(очная форма обучения)

Т.М Петровой.

Научный руководитель:

д.пед.н., профессор

А.И Тимонин.

 

 

 

Кострома 

2012 
Оглавление

Введение                                                                                                                3-6

 

Глава 1 Социальная работа с учащейся молодежью в 

условиях сельского поселения, как проблема теории и практики                 7-34

§1 Характеристика социальных проблем учащейся

молодежи сельского социума                                                                           7-28

1.1Общая характеристика  социальных проблем

учащейся молодежи сельского социума.                                                         7-15

1.2 Исследование социальных проблем учащейся

молодежи Костромского района Костромской области                              16-28

§2 Сущность процесса социальной работы

в условиях сельского поселения                                                                     29-34

Глава 2 Организация социальной работы с учащейся молодежью 

в условиях сельского поселения                                                                     35-46

§1 Характеристика МОУ Середняковской СОШ

Костромского района, как объекта социальной работы                               35-41

§2 Формы и методы социальной работы

с учащейся молодежью сельского  поселения                                                42-46

 

Заключение                                                                                                       47-49

 

Список литературы                                                                                          50-52

 

Приложения                                                                                                      53-55

 

 

 

 

 

Введение

В последние десятилетия в связи  с переходом к рыночной экономике  произошли значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей.

В новых условиях особенно трудно приходится молодёжи, с ее ещё неустоявшимся  мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предыдущих поколений обостряет естественный юношеский нигилизм, что порождает у многих молодых людей апатию, безразличие к себе и другим и грозит потерей нравственного и духовного здоровья. В сложных социально-экономических условиях усиливается дифференциация вступающего в жизнь поколения, растет безработица, алкоголизм, наркомания, преступность в молодежной среде.

Одной из ведущих форм социально-политического, организационно-управленченского реагирования на сложившуюся кризисную ситуацию является профессиональная социальная работа. Содержанием ее можно считать оказание помощи людям, попавшим в сложную ситуацию, посредством определения их проблем, информационной, консультативной деятельности, финансовой, социально-бытовой помощи, педагогической и психологической поддержки, стимулирующей собственные силы нуждающихся, ориентирующей их на активное участие в разрешении собственных проблем.

Приоритетными объектами социальной работы считаются малообеспеченные и социально уязвимые слои населения, в том числе дети и молодежь. Значительная часть молодежи оказалась в плену нерационально растрачиваемого времени, что обрекает молодых людей на духовно-нравственную деградацию.

Молодежь в целом представляет собой такую группу населения, в  которой, с одной стороны, возникает больше всего новых социальных проблем, а с другой – именно проблемы молодежи имеют особое значение для будущего всего нашего общества, поскольку ей предстоит строить его и жить в нем.

Социальная работа с молодежью  направлена на оказание помощи как отдельному человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию.

Социальная работа с молодежью  в условиях сельской местности –  один из самых сложных участков социальной и педагогической работы, требующей специализированной профессиональной деятельности. Сложность ситуации обусловлена тяжелыми условиями труда, быта сельского населения, слаборазвитой инфраструктурой досуга, социальных услуг, низким уровнем жизни села. Так как на селе очень часто отсутствуют социальные службы для оказания помощи молодежи, социальную работу могут осуществлять различного типа образовательные учреждения.

В условиях сельской местности важное значение приобретает, на наш взгляд, интегративная модель социальной работы, способствующая социализации молодежи.

В научном плане исследованиям проблем воспитания и обучения сельского школьника посвятили свои труды В.А.Алексеева, Л.В.Байбородова, Е.Н.Степанов и др. Широкий спектр социальных проблем сельского населения можно найти в работах Ю.В.Арутюняна, Т.И.Заславской, А.М.Никулина. Социальной работе и социальной защите молодежи посвящены труды В.Г.Лисовского и Е.Р. Ярской-Смирновой. Теорию и практику развития сельской школы и социальной педагогики села глубоко исследовала М.П.Гурьянова.

Молодежь неоднородная социальная группа, приобретающая целостность  только в возрастных границах, относительно которых у исследователей, впрочем, нет единого мнения. Связано это  с различными подходами к указанной  группе: социокультурным, психологическим, биологическим, образовательным или профессиональной адаптации.

Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что по сей день существует проблема недостаточной  разработанности области социальной работы с молодежью в сельской местности. Однако, несмотря на сложное положение сельской молодежи в целом для своего изучения мы выбрали отдельную категорию, такую, как учащаяся молодежь сельских поселений.

В целом категорию учащаяся молодежь можно определить так:

Учащаяся молодежь – это социальный слой, исследуемый психологами, педагогами, антропологами и, конечно, социологами на междисциплинарной основе.

Исходя из вышесказанного можно  сформулировать проблему исследования – какие особенности социальной работы с учащейся молодежью в условиях сельского поселения.

Объект исследования: социальная работа с учащейся молодежью в условиях сельского поселения.

Предмет данной работы – формы социальной работы с учащейся молодежью в условиях сельского поселения.

Цель курсовой работы: изучить формы социальной работы с учащейся молодежью в условиях сельского поселения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1 Выявить социальные проблемы  и потребности учащейся молодежи  в условиях сельского поселения.

2 Определить сущность социальной работы с учащейся молодежью в сельском поселении.

3 Выявить специфику социальной  работы в условиях сельского  поселения.

4 Определить формы социальной  работы с учащейся молодежью  в условиях сельского поселения.

Работа проводилась на базе муниципального образовательного учреждения Середняковской средней общеобразовательной школы Костромского муниципального района

В процессе работы применялись следующие  методы исследования:

  • теоретические: анализ, синтез и обобщение;
  • эмпирические: анкетирование, анализ литературных источников наблюдение, методы математической обработки данных.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, проблема, дано ее обоснование. Определяется цель, объект, предмет и задачи работы.

Первая глава «Социальная работа с учащейся молодежью в условиях сельского поселения как проблема теории и практики» состоит из двух параграфов. В первом дается общая характеристика проблем учащейся молодежи сельских поселений, а так же представлены результаты исследования социальных проблем учащейся молодежи Костромского района. Во втором параграфе данной главы раскрывается сущность процесса социальной работы с учащейся молодежью в условиях сельского поселения.

Вторая глава «Организация социальной работы с учащейся молодежью в условиях сельского поселения» содержит также 2 параграфа. В первом параграфе дается характеристика Середняковской средней общеобразовательной школы как объекта социальной работы. Во втором параграфе раскрываются формы и методы, применяемые в социальной работе с учащейся молодежью сельского поселения. В заключении сформулированы основные выводы по всей выполненной работе.

 

Глава I Социальная работа с учащейся молодежью в условиях сельского поселения как проблема теории и практики.

§1 Характеристика социальных проблем учащейся молодежи сельского социума.

1.1Общая характеристика  социальных проблем учащейся  молодежи сельского социума.

Проблемы социальной работы с учащейся молодежью в сельском поселении определяются различными факторами. По мнению М.П.Гурьяновой, во-первых, следует учитывать особенность ценностных ориентаций, присущих сельскому жителю, его психический склад, отличающийся определенным консерватизмом, основательностью, неторопливостью, приверженностью традициям, терпимостью, непритязательностью. Нужды, потребности, интересы жителя села во многом обусловлены его образом жизни. Они и определяют содержание социальной работы в сельской местности, формы и методы оказания социальной помощи и поддержки.

Во-вторых, социальная работа с учащейся молодежью на селе должна принимать в расчет условия быта, досуга и, конечно, решать проблемы, рождаемые этими условиями.

В-третьих, содержание и организация  социальной работы на селе во многом зависит от особенностей сельской среды (удаленность от города, открытость жизни каждой семьи, тесные соседские связи, сохранившиеся традиции общинных взаимоотношений, занятость населения преимущественно с/х трудом, нравственное отношение к природе) [6].

М.П.Гурьянова и Е.И.Холостова выделили факторы, которые значительно осложняют социальную работу на селе:

- ограниченный доступ к услугам.  Большинство сельских жителей  имеют ограниченный доступ к  таким социальным услугам, как  образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение, психиатрическая помощь и др. Ограничен доступ жителей села к услугам инженерной инфраструктуры - водоснабжению, газификации, санитарной очистке, электроснабжению, телекоммуникациям. Многие сельские жители, живут в отдаленных деревнях, где зачастую нет дорог, магазинов, медпунктов, телефонов. Отставание от городских удобств в плане коммунального обустройства жилых домов и их газификации столь очевидно, что позволяет говорить о социальной обездоленности жителей многих российских сел и деревень;

- низкий уровень государственной  социальной помощи. Социальные службы, как правило, расположены в  районах и райцентрах. Многие  сельские жители вообще не  получают никакой социальной  помощи из-за отсутствия в общинах  профессионально подготовленных кадров, бездорожья, отсутствия транспортных средств. Часто социальной работой занимаются люди недостаточно квалифицированные. В сельских поселениях очень мало профессионально подготовленных социальных работников, социальных педагогов, в то время как потребность в развитии социальной работы в сельской местности - наибольшая. Услуги других специалистов по социальной работе, психологов, психиатров, врачей-наркологов, дефектологов, юристов являются недостижимыми для сельских жителей;

- ограниченность источников общественной и частной поддержки. В сельской местности очень мало активно действующих общественных организаций социальной направленности. Иногда функцию социальной помощи берет на себя какой-либо социальный институт (школа, церковь, сельский клуб, музей). Многие сельхозпредприятия, акционерные общества с силу тяжелого социально-экономического положения устранились от финансирования социальных программ. Немного на селе представителей новой социальной прослойки общества - предпринимателей, способных и желающих оказать финансовую поддержку развитию социальной работы на селе;

- изолированность и территориальная  отдаленность. Сельские жители, проживающие  на территории одной сельской (поселковой) администрации, как  правило, рассеяны на больших  площадях удаленных друг от друга деревень (на несколько населенных пунктов как правило далеко находящихся друг от друга приходится одна общеобразовательная школа). Их гораздо труднее обслуживать, учитывая сельское бездорожье и транспортные проблемы. Территориальная отдаленность школ сокращает возможности профессиональных контактов, общения социальных работников с коллегами, ограничивает им доступ к новейшей литературе. Эти проблемы усугубляются еще и тем, что лишь немногие сельские общности сегодня связаны с городами информационно-телекоммуникативной связью;

Информация о работе Особенности социальной работы с учащейся молодежью сельского поселения