Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 13:49, дипломная работа
Объект исследования: процесс социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Предмет исследования: формы и методы социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Цель: выявление форм и методов социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями и на их основе выработка практических рекомендаций социальным педагогам в осуществлении социально-психологической реабилитации детей-инвалидов.
Задачи:
•Изучить сущность содержания понятия «инвалидность» и «реабилитация инвалидов»;
•Выявить формы реабилитации детей с ограниченными возможностями;
•Составить теоретическую модель организации форм реабилитации детей с ограниченными возможностями;
•Проанализировать социально-психологическую работу по реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»;
•Разработать систему реабилитационных методов социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»;
•Выработать практические рекомендации социальным работникам в осуществлении социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.
1 Введение………………………………………………………………………5
1 Теоретико – методологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями………………………………………………11
1.1 Характеристика понятий «инвалидность» и «реабилитация инвалидов»: сущность содержания понятия «инвалидность» и «реабилитация инвалидов»……………………………………………………………………...11
1.2 Изучение форм реабилитации детей с ограниченными возможностями21
1.3 Теоретическая модель организации форм реабилитации детей с ограниченными возможностями………………………………………………27
2 Организационно-технологический аспект социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере детского санаторно-оздоровительного образовательного Центра «Лазурный»)……..31
2.1 Анализ социально-психологической работы по реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»………………………………………...31
2.2 Система социально-психологических методов реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»………………………………………...36
2.3 Подготовка специалистов социальной службы к организации социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями…38 Заключение……………………………………………………………………...41
ПриложениеА…………………………………………………………………..43
Приложение Б…………………………………………………………………..44
Приложение В…………………………………………………………………..46
Список использованных источников…………………………………………48
Содержание
1 Введение…………………………………………………………
1 Теоретико
– методологические основы
1.1 Характеристика
понятий «инвалидность» и «
1.2 Изучение форм реабилитации детей с ограниченными возможностями21
1.3 Теоретическая
модель организации форм реабилитации
детей с ограниченными
2 Организационно-
2.1 Анализ социально-
2.2 Система
социально-психологических
2.3
Подготовка специалистов социальной службы
к организации социально-психологической
реабилитации детей с ограниченными возможностями…38
Заключение……………………………………………………
ПриложениеА………………………………………………
Приложение Б…………………………………………………………………..44
Приложение В…………………………………………………………………..46
Список использованных
источников…………………………………………48
Введение
Актуальность темы. В последние десятилетия ХХ века особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. По данным ВОЗ только 20 %, рождающихся в каждой популяции детей, условно являются здоровыми, остальные находятся или в маргинальной группе, т.е. по своему психофизиологическому состоянию занимают краевое положение между здоровьем и болезнью, или страдают нарушениями психического развития, или больны. [2] По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты. Так, в Российской Федерации, официально зарегистрированные и стоящие на учёте инвалиды составляют менее 6% населения, в то время как в США - почти пятую часть всех жителей. Это связано, разумеется, не с тем, что граждане нашей страны значительно здоровее американцев, а с тем, что со статусом инвалидности в России связаны определённые социальные льготы и привилегии.
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. [5]
Актуальность проблемы исследования социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями можно рассмотреть в следующих аспектах:
Проблема исследования. В настоящее время наблюдается тенденция к росту количества детей, имеющих нервно-соматические, сенсорные заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Социально-педагогический реабилитационный процесс для детей-инвалидов в современных условиях требует разработки новых научно обоснованных организационных, методических и технологических компонентов. [10]
Степень научной разработанности проблемы. Инвалидность, как специфическое социальное явление разрабатывали Т.Д. Добровольская, А.В. Осадчих, С.П. Пешков, Н.Б. Шабалина, Е.И. Холостова, Е.Р. Ярская-Смирнова и др. В работах петербургских ученых И.И. Мамайчук, Л.М Шипипыной. Л,В, Федорова, а также Е.Р, Смирновой реабилитация инвалидов рассмотрена как основа для реальной социализации и интеграции детей-инвалидов в общество. Социально-психологические, педагогические и медицинские аспекты реабилитации и интеграции инвалида в общество рассматривали такие ученые как И.В. Астраханцев, В.М. Боголюбова, С.А. Быданов, В.Ю. Чукарев, М.В. Эльштейн. Отечественные исследователи больше внимания уделяли повседневным проблемам и социальным практикам жизнедеятельности инвалидов. В советский период предметом изучения были медицинские аспекты восстановительного лечения (Л. Г. Камсюк, Т.С. Алферова, О. А. Потехина), социально-бытовое устройство инвалидов (Н.Ф. Дементьева; Э.И. Танюхина, А.А. Свинцов, О.С Андреева, Д. И. Лаврова). Серьезные успехи советскими специалистами были достигнуты в области коррекционной педагогики в приложении к детям с инвалидностью, которая развивалась еще до введения в 1980 году самого понятия «ребенок-инвалид» (Л. С. Выготский; С.Я. Рубинштейн; А.Р. Лурия; Е.М. Мастюкова; А.Г. Литвак; Н.Н. Малофеев и др.).
Объект исследования: процесс социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Предмет исследования: формы и методы социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Цель: выявление форм и методов социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями и на их основе выработка практических рекомендаций социальным педагогам в осуществлении социально-психологической реабилитации детей-инвалидов.
Задачи:
Методы:
- теоретические
(теоретический анализ и
- организационные (изучение опыта работы оздоровительного Центра «Лазурный»);
- эмпирические (анализ реабилитационного процесса в оздоровительном Центре «Лазурный»; разработка более полной системы социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями в оздоровительном Центре «Лазурный»; выработка практических рекомендаций).
Научная новизна исследования: в дипломной работе предложена теоретическая модель с возможным дальнейшим ее совершенствованием, обоснована целесообразность создания новой системы социально-психологической реабилитации в оздоровительном Центре «Лазурный», а также разработаны система и условий организации оказания помощи детям-инвалидам в оздоровительном Центре «Лазурный» в соответствии с предложенными в теоретической главе формами реабилитационного процесса, что будет обеспечивать более широкий охват образовательными, коррекционными, профилактическими, консультационными услугами детей, родителей, педагогов учреждения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результативно использованы базовые методы исследования сущности основных понятий, раскрыты индивидуальные и групповые формы социально-психологической реабилитации детей-инвалидов, изложены теоретическая модель оказания реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями, описаны условия функционирования реабилитационного процесса оздоровительного Центра «Лазурный»;
Практическая значимость исследования состоит в применение теоретических положений специальной педагогики и психологии в организации реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями, в анализе реабилитационной деятельности в оздоровительном Центре «Лазурный», в выработке практических рекомендаций социальным педагогам для организации реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями;
Положения, выносимые на защиту:
Апробация: выработанная система реабилитационных мероприятий детей-инвалидов используется социальными педагогами в оздоровительном Центре «Лазурный», так как в центре отсутствует полный комплекс методов социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями, что является критерием недостаточной эффективности данного процесса.
Структура
дипломной работы:
дипломная работа состоит из введения;
двух глав, каждая из которых имеет по
три параграфа; практических рекомендаций,
заключения и трех приложений.
1 Теоретико – методологические основы социально-психологической реабилитации инвалидов.
1.1
Характеристика понятия
«инвалидность» и
«реабилитация инвалидов»:
сущность содержания
понятия «инвалидность»
и «реабилитация
инвалидов».
Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (valid –«действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный».[5,] Организация Объединённых Наций в 1975 г. приняла Декларацию о правах инвалидов, где сказано, что «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врождённого или приобретённого, его или её физических или умственных возможностей».
В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. Инвалидность определяется как «ограничения в возможностях», обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества». Общество обязано адаптировать существующие в нём стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.[3]
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок - инвалид". (В ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 172-ФЗ).
Информация о работе Социальная реабилитации детей с ограниченными возможностями