Социальная реабилитации детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 13:49, дипломная работа

Описание

Объект исследования: процесс социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Предмет исследования: формы и методы социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Цель: выявление форм и методов социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями и на их основе выработка практических рекомендаций социальным педагогам в осуществлении социально-психологической реабилитации детей-инвалидов.

Задачи:

•Изучить сущность содержания понятия «инвалидность» и «реабилитация инвалидов»;
•Выявить формы реабилитации детей с ограниченными возможностями;
•Составить теоретическую модель организации форм реабилитации детей с ограниченными возможностями;
•Проанализировать социально-психологическую работу по реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»;
•Разработать систему реабилитационных методов социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»;
•Выработать практические рекомендации социальным работникам в осуществлении социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Содержание

1 Введение………………………………………………………………………5

1 Теоретико – методологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями………………………………………………11

1.1 Характеристика понятий «инвалидность» и «реабилитация инвалидов»: сущность содержания понятия «инвалидность» и «реабилитация инвалидов»……………………………………………………………………...11

1.2 Изучение форм реабилитации детей с ограниченными возможностями21

1.3 Теоретическая модель организации форм реабилитации детей с ограниченными возможностями………………………………………………27

2 Организационно-технологический аспект социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере детского санаторно-оздоровительного образовательного Центра «Лазурный»)……..31

2.1 Анализ социально-психологической работы по реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»………………………………………...31

2.2 Система социально-психологических методов реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»………………………………………...36

2.3 Подготовка специалистов социальной службы к организации социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями…38 Заключение……………………………………………………………………...41

ПриложениеА…………………………………………………………………..43

Приложение Б…………………………………………………………………..44

Приложение В…………………………………………………………………..46

Список использованных источников…………………………………………48

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

    Содержание

    1 Введение………………………………………………………………………5

    1 Теоретико  – методологические основы социальной  реабилитации детей с ограниченными  возможностями………………………………………………11

    1.1 Характеристика  понятий «инвалидность» и «реабилитация  инвалидов»: сущность содержания понятия «инвалидность» и «реабилитация инвалидов»……………………………………………………………………...11

    1.2 Изучение  форм  реабилитации детей с  ограниченными возможностями21

    1.3 Теоретическая  модель организации форм  реабилитации  детей с ограниченными возможностями………………………………………………27

    2 Организационно-технологический  аспект социально-психологической  реабилитации детей с ограниченными  возможностями (на примере детского  санаторно-оздоровительного образовательного  Центра «Лазурный»)……..31

    2.1 Анализ социально-психологической  работы по реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»………………………………………...31

    2.2 Система  социально-психологических методов  реабилитации детей с ограниченными  возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»………………………………………...36

    2.3 Подготовка специалистов социальной службы к организации социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями…38 Заключение……………………………………………………………………...41

     ПриложениеА…………………………………………………………………..43

    Приложение  Б…………………………………………………………………..44

    Приложение  В…………………………………………………………………..46

    Список использованных источников…………………………………………48 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

    Актуальность  темы. В последние десятилетия ХХ века особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. По данным ВОЗ только 20 %, рождающихся в каждой популяции детей, условно являются здоровыми, остальные находятся или в маргинальной группе, т.е. по своему психофизиологическому состоянию занимают краевое положение между здоровьем и болезнью, или страдают нарушениями психического развития, или больны. [2] По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты. Так, в Российской Федерации, официально зарегистрированные и стоящие на учёте инвалиды составляют менее 6% населения, в то время как в США - почти пятую часть всех жителей. Это связано, разумеется, не с тем, что граждане нашей страны значительно здоровее американцев, а с тем, что со статусом инвалидности в России связаны определённые социальные льготы и привилегии.

    Данные всемирной  организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. [5]

    Актуальность  проблемы исследования социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями можно рассмотреть в следующих аспектах:

  1. В социально-психологическом. Существует необходимость разработки методик, направленных на разрешение некоторых социально-психологических проблем детей-инвалидов: стигматизация ребенка, его изоляция, напряженное эмоциональное и психическое состояние.
  2. В медицинском. В первую очередь проблема реабилитации детей-инвалидов носит медицинский характер, так как данный термин подразумевает трудности со здоровьем, ограничение жизнедеятельности. В данном контексте семьи с детьми-инвалидами сталкиваются с трудностями получения необходимого медицинского оснащения (инвалидные коляски, протезы, санаторно-курортное лечение и др.).
  3. В педагогическом. В настоящее время семьи, имеющие ребенка-инвалида оказываются почти исключенными из процесса воспитания, а ребенок с ограниченными возможностями сталкивается с жесткостью и безвариантностью форм получения образования.

    Проблема исследования. В настоящее время наблюдается тенденция к росту количества детей, имеющих нервно-соматические, сенсорные заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Социально-педагогический реабилитационный процесс  для детей-инвалидов в современных условиях требует разработки новых научно обоснованных организационных, методических и технологических компонентов. [10]

    Степень научной разработанности  проблемы. Инвалидность, как специфическое социальное явление разрабатывали Т.Д. Добровольская, А.В. Осадчих, С.П. Пешков, Н.Б. Шабалина, Е.И. Холостова, Е.Р. Ярская-Смирнова и др. В работах петербургских ученых И.И. Мамайчук, Л.М Шипипыной. Л,В, Федорова, а также Е.Р, Смирновой реабилитация инвалидов рассмотрена как основа для реальной социализации и интеграции детей-инвалидов в общество. Социально-психологические, педагогические и медицинские аспекты реабилитации и интеграции инвалида в общество рассматривали такие ученые как И.В. Астраханцев, В.М. Боголюбова, С.А. Быданов, В.Ю. Чукарев, М.В. Эльштейн. Отечественные исследователи больше внимания уделяли повседневным проблемам и социальным практикам жизнедеятельности инвалидов. В советский период предметом изучения были медицинские аспекты восстановительного лечения (Л. Г. Камсюк, Т.С. Алферова, О. А. Потехина), социально-бытовое устройство инвалидов (Н.Ф. Дементьева; Э.И. Танюхина, А.А. Свинцов, О.С Андреева, Д. И. Лаврова). Серьезные успехи советскими специалистами были достигнуты в области коррекционной педагогики в приложении к детям с инвалидностью, которая развивалась еще до введения в 1980 году самого понятия «ребенок-инвалид» (Л. С. Выготский; С.Я. Рубинштейн; А.Р. Лурия; Е.М. Мастюкова; А.Г. Литвак; Н.Н. Малофеев и др.).

    Объект  исследования: процесс социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.

    Предмет исследования: формы и методы социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.

    Цель: выявление форм и методов социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями и на их основе выработка практических рекомендаций социальным педагогам в осуществлении социально-психологической реабилитации детей-инвалидов.

    Задачи:

  • Изучить сущность содержания понятия «инвалидность» и «реабилитация инвалидов»;
  • Выявить формы реабилитации детей с ограниченными возможностями;
  • Составить теоретическую модель организации форм  реабилитации детей с ограниченными возможностями;
  • Проанализировать социально-психологическую работу по реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»;
  • Разработать систему реабилитационных методов социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»;
  • Выработать практические рекомендации социальным работникам в осуществлении социально-психологической  реабилитации детей с ограниченными возможностями.

    Методы:

    - теоретические  (теоретический анализ и обобщение  научной литературы по проблеме; выработка исходных теоретических  положений развития эффективной системы социально-психологической реабилитации детей-инвалидов в современных условиях);

    - организационные  (изучение опыта работы оздоровительного Центра «Лазурный»);

    - эмпирические (анализ реабилитационного процесса в оздоровительном Центре «Лазурный»; разработка более полной системы социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями в оздоровительном Центре «Лазурный»; выработка практических рекомендаций).

    Научная новизна исследования: в дипломной работе предложена теоретическая модель с возможным дальнейшим ее совершенствованием, обоснована целесообразность создания новой системы социально-психологической реабилитации в оздоровительном Центре «Лазурный», а также разработаны система и условий организации оказания помощи детям-инвалидам в оздоровительном Центре «Лазурный» в соответствии с предложенными в теоретической главе формами реабилитационного процесса, что будет обеспечивать более широкий охват образовательными, коррекционными, профилактическими, консультационными услугами детей, родителей, педагогов учреждения.

    Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результативно использованы базовые методы исследования сущности основных понятий, раскрыты индивидуальные и групповые формы социально-психологической реабилитации детей-инвалидов, изложены теоретическая модель оказания реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями, описаны условия функционирования реабилитационного процесса оздоровительного Центра «Лазурный»;

    Практическая  значимость исследования состоит в применение теоретических положений специальной педагогики и психологии в организации реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями, в анализе  реабилитационной деятельности в оздоровительном Центре «Лазурный», в выработке практических рекомендаций социальным педагогам для организации реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями;

    Положения, выносимые на защиту:

  1. Проанализировав исследования проблем реабилитации детей с ограниченными возможностями отечественных ученых, можно сделать вывод, что в настоящее время существует проблема в нехватки методов данного процесса, либо в недостаточности использования компонентов системы реабилитации детей-инвалидов.
  2. На основании изучения понятий «инвалидность» и «реабилитации инвалидов», а также выявления форм реабилитации детей с ограниченными возможностями разработана теоретическая модель, компонентами которой являются: характер образования, адекватный глубине недостатка ребенка,  наличие соответствующих методов и приемов обучения с учетом индивидуального характера нарушения; как можно более раннее коррекционно-педагогическое обеспечение потребностей индивида в развитии с использованием потенциала семьи; наличие в структуре личности устойчивых мотивов взаимодействия с широким социумом, в том числе и с нормально функционирующей социальной средой.
  3. Проанализировав опыт оздоровительного Центра «Лазурный» можно придти к выводу, что система социально-психологических методов данного Центра не достаточно эффективна в силу того, что в ней отсутствует некоторые компоненты, которые привели бы к наилучшему результату данного процесса. На основании этого была разработана наиболее полная система и выработаны практические рекомендации социальным педагогам.

    Апробация: выработанная система реабилитационных мероприятий детей-инвалидов используется социальными педагогами в оздоровительном Центре «Лазурный», так как в центре отсутствует полный комплекс методов социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями, что является критерием недостаточной эффективности данного процесса.

    Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения; двух глав, каждая из которых имеет по три параграфа; практических рекомендаций, заключения и трех приложений.  
     
     
     
     
     
     

    1 Теоретико – методологические основы социально-психологической реабилитации инвалидов.

    1.1 Характеристика понятия  «инвалидность» и  «реабилитация инвалидов»: сущность содержания  понятия «инвалидность»  и «реабилитация  инвалидов». 

    Термин «инвалид»  восходит к латинскому корню (valid –«действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный».[5,] Организация Объединённых Наций в 1975 г. приняла Декларацию о правах  инвалидов, где сказано, что «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врождённого или приобретённого, его или её физических или умственных возможностей».

    В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. Инвалидность определяется как «ограничения в возможностях», обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества». Общество обязано адаптировать существующие в нём стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью.

     Инвалид  - лицо,  которое имеет нарушение  здоровья  со  стойким   расстройством   функций  организма,  обусловленное   заболеваниями,   последствиями   травм  или  дефектами,  приводящее  к   ограничению   жизнедеятельности   и   вызывающее  необходимость  его  социальной   защиты.[3]

     Ограничение  жизнедеятельности  -  полная  или частичная утрата   лицом  способности или возможности   осуществлять  самообслуживание,   самостоятельно     передвигаться,    ориентироваться,    общаться,   контролировать свое поведение,  обучаться  и  заниматься  трудовой   деятельностью.

     В зависимости  от  степени  расстройства  функций  организма  и   ограничения   жизнедеятельности   лицам,   признанным  инвалидами,   устанавливается группа инвалидности,  а лицам в возрасте до 18 лет   устанавливается категория "ребенок - инвалид".  (В ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 172-ФЗ).

Информация о работе Социальная реабилитации детей с ограниченными возможностями