Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 13:49, дипломная работа
Объект исследования: процесс социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Предмет исследования: формы и методы социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Цель: выявление форм и методов социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями и на их основе выработка практических рекомендаций социальным педагогам в осуществлении социально-психологической реабилитации детей-инвалидов.
Задачи:
•Изучить сущность содержания понятия «инвалидность» и «реабилитация инвалидов»;
•Выявить формы реабилитации детей с ограниченными возможностями;
•Составить теоретическую модель организации форм реабилитации детей с ограниченными возможностями;
•Проанализировать социально-психологическую работу по реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»;
•Разработать систему реабилитационных методов социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»;
•Выработать практические рекомендации социальным работникам в осуществлении социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.
1 Введение………………………………………………………………………5
1 Теоретико – методологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями………………………………………………11
1.1 Характеристика понятий «инвалидность» и «реабилитация инвалидов»: сущность содержания понятия «инвалидность» и «реабилитация инвалидов»……………………………………………………………………...11
1.2 Изучение форм реабилитации детей с ограниченными возможностями21
1.3 Теоретическая модель организации форм реабилитации детей с ограниченными возможностями………………………………………………27
2 Организационно-технологический аспект социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере детского санаторно-оздоровительного образовательного Центра «Лазурный»)……..31
2.1 Анализ социально-психологической работы по реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»………………………………………...31
2.2 Система социально-психологических методов реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»………………………………………...36
2.3 Подготовка специалистов социальной службы к организации социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями…38 Заключение……………………………………………………………………...41
ПриложениеА…………………………………………………………………..43
Приложение Б…………………………………………………………………..44
Приложение В…………………………………………………………………..46
Список использованных источников…………………………………………48
Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико - социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Интегративным документом, охватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов, являются Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, утверждённые ООН в 1994 г.
Идеология правил основана на принципе обеспечения равных возможностей, предполагающем, что инвалиды являются членами общества и имеют право оставаться жить в своих общинах. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг. Всего таких правил 20. Первое правило-углубление понимания проблем - предусматривает для государств обязательство разрабатывать и поощрять осуществление программ, направленных на углубление понимания инвалидами их прав и возможностей. Второе правило – медицинское обслуживание - предписывает принятие мер для разработки программ раннего обнаружения, оценки и лечения дефектов. Специальное правило посвящено занятости – государствами признан принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права, особенно в области занятости. В соответствии с правилом поддержания доходов и социального обеспечения государства несут ответственность за предоставление социального обеспечения инвалидам и поддержание их доходов. Стандартными правилами в области семейной жизни и свободы личности предусматривается обеспечение возможности инвалидам проживать совместно со своими семьями. Семьи, имеющие инвалидов, должны иметь возможность пользоваться патронажными услугами, а также иметь дополнительные возможности для ухода за инвалидами. Специальные правила направлены на выработку стандартов, обеспечивающих вовлечение инвалидов в культурную жизнь и участие в ней на равной основе. Стандарты предусматривают принятие мер для обеспечения инвалидам равных возможностей для отдыха и занятий спортом. В области религии стандартные правила предполагают поощрение мер, направленных на обеспечение равного участия инвалидов в религиозной жизни их общин. В области информации и исследований государства обязаны регулярно собирать статистические данные об условиях жизни инвалидов. Эти данные должны включать вопросы о программах, услугах и об их использовании. Стандартными правилами определяются требования по разработке политики и планированию мероприятий в интересах инвалидов на национальном, региональном и местном уровнях. Стандартные правила определяют, что государства несут ответственность за создание и укрепление национальных координационных комитетов или аналогичных органов для использования их в качестве национальных координационных центров по вопросам, касающимся инвалидов. Стандартными правилами рекомендуется экономически и другими способами поощрять и поддерживать создание и укрепление организаций инвалидов, членов их семей и/или лиц, защищающих их интересы, а также обеспечить консультативную роль организаций инвалидов в принятии решений по вопросам, касающимся инвалидов.
Государства несут ответственность за обеспечение должной подготовки на всех уровнях персонала, который участвует в разработке и осуществлении программ и предоставлении услуг, касающихся инвалидов. Специальные аспекты стандартных правил посвящены ответственности за постоянный контроль и оценку выполнения национальных программ и за предоставление услуг, направленных на обеспечение равных возможностей для инвалидов, а также другим положениям.
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки понятия «инвалидность»:
· любая потеря
или нарушение психологической,
физиологической или
· ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;
· затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности).[12]
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объём и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, даёт рекомендации по трудовому устройству граждан.
Постановлением
Правительства РФ от 16 января 1995 г. №59
утверждена Федеральная комплексная
программа «Социальная
· медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;
· научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов;
· формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности;
· разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий;
· разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов.[29]
Кроме того, были изданы указы Президента РФ, направленные на государственную поддержку инвалидов, в том числе Указы Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (1992 г.), «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (1992 г.), «О мерах по профессиональной реабилитации инвалидов и обеспечению занятости инвалидов», постановление Правительства Российской Федерации №1151 от 25 ноября 1995 г., которым утверждён федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.[28]
В настоящее время в мире инвалиды составляют приблизительно 10% населения, причём колебания по различным странам достаточно значительны. Так, в Российской Федерации, официально зарегистрированные и стоящие на учёте инвалиды составляют менее 6% населения, в то время как в США - почти пятую часть всех жителей. Это связано, разумеется, не с тем, что граждане нашей страны значительно здоровее американцев, а с тем, что со статусом инвалидности в России связаны определённые социальные льготы и привилегии. Лица с ограниченными возможностями стремятся получить официальный статус инвалидности с его льготами, существенными в условиях дефицита социальных ресурсов; государство же ограничивает число получателей таких льгот достаточно жёсткими рамками. Несмотря на всё более впечатляющие успехи медицины, численность инвалидов не только не сокращается, но неуклонно возрастает, причём практически по всем типам обществ и всем социальным категориям населения. В основе возникновения инвалидности лежит множество разнообразных причин. В зависимости от причины возникновения условно можно выделить три группы:
а) наследственно обусловленные формы;
б) связанные с внутриутробным положением плода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребёнка;
в) приобретённые в процессе развития индивида в результате заболеваний, травм, иных событий, повлекших за собой стойкое расстройство здоровья.
Существуют формы инвалидности, в происхождении которых взаимодействуют наследственные и другие (инфекционные, травматические) факторы. Кроме того, нередко инвалидом человека делает не столько объективное состояние его здоровья, сколько неспособность (в силу разных причин) его самого и общества в целом организовать полноценное развитие и социальное функционирование в условиях именно такого состояния здоровья. Немаловажны также факторы медицинской и педагогической запущенности, под воздействием которых, например, ребёнок, объективно способный обучаться и развиваться в нормальном социальном окружении, попадает в условия вспомогательной школы или дома-интерната, оказывается, удалён из семьи, изолирован от общества, что препятствует его нормальной интеграции в социум, дальнейшему развитию и самообеспечению. Значительная часть, как детских, так и взрослых патологий вызвана недостаточным или некачественным развитием медицинских услуг.
Интенсивное развитие техники, транспортных технологий и урбанистических процессов, не сопровождающееся гуманизацией технических воздействий, приводит к росту техногенного травматизма, что также ведёт к росту инвалидности. Как ни парадоксально, сами успехи науки, в первую очередь медицины, имеют своей оборотной стороной рост ряда заболеваний и числа инвалидов в целом. Это вызвано тем, что во всех странах на стадии промышленного развития происходит значительный рост продолжительности жизни, и заболевания пожилого возраста становятся неизбежным спутником значительной части населения. На рост инвалидности могут оказывать влияние также ситуативные факторы, краткосрочные по сравнению с долговременными тенденциями социально-демографических процессов. Обострение социально-экономического кризиса в стране в нашей стране в настоящее время усиливает влияние факторов, обусловливающих причины инвалидности. Бюджетные трудности, недостаток кадров и современного оборудования снижают возможности системы здравоохранения по поддержанию и восстановлению здоровья населения. Менее последовательной и результативной становится охрана труда, особенно на предприятиях негосударственной формы собственности – это ведёт к росту производственного травматизма и, соответственно, инвалидности. Ухудшение состояния окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка ведёт к нарастанию патологий здоровья как детей, так и взрослых. Отставание уровня доходов от роста стоимости жизни, снижение стандартов потребления, испытываемый большинством населения белково-витаминный дефицит впрямую влияют как на здоровье взрослых, так и особенно на здоровье детей, затрудняют возможности корригировать развитие тех, кто нуждается в усиленном уходе, дополнительной помощи для своей медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации. Отсутствие навыков здорового образа жизни, неудовлетворительные стандарты питания, употребление суррогатов спиртных напитков также патогенно влияют на здоровье. Есть прямая и значимая корреляция между социально-экономическими трудностями и ростом инвалидности. В результате транспортных травм гибнет беспрецедентное количество жителей, однако число потерявших здоровье многократно выше. Военные конфликты также имеют своим результатом массовую инвалидизацию как непосредственных участников военных действий, так и гражданского населения.
Таким образом, для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции. Кроме того, общая негативная характеристика процессов воспроизводства населения, депопуляционные процессы, снижение рождаемости предъявляют высокие требования к социальным и трудовым ресурсам будущего. Инвалиды являются не только гражданами, нуждающимися в особой социальной помощи, но также возможным значительным резервом развития общества. Считается, что в первом десятилетии XXI в. они будут составлять не менее 10% всей рабочей силы в промышленно развитых странах, причём не только на примитивных ручных операциях и процессах. Необходимо максимально реализовать индивидуальный потенциал всех лиц с ограниченными возможностями, дать им возможность обеспечить себя материально, наиболее полно участвовать в социальной жизни, самореализоваться.
В 1982 г. Организацией Объединённых Наций была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов, которая предусматривала такие направления, как:
· раннее обнаружение, диагностика и вмешательство;
· медицинское обслуживание;
· консультирование и оказание помощи в социальной области;
· подготовка к самостоятельному индивидуальному уходу, независимому образу жизни;
· обеспечение вспомогательными техническими средствами, средствами передвижения, социально-бытовыми приспособлениями и пр.;
· специальные услуги в области образования;
· услуги по восстановлению профессиональной трудоспособности (включая профессиональную ориентацию, профессионально-техническую подготовку, трудоустройство).
На данный момент итоговым является определение реабилитации, принятое в результате обсуждения в ООН Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов: «Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и/или социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости. Реабилитация может включать меры по обеспечению и/или по восстановлению функций или компенсации утраты или отсутствия функций или функционального ограничения. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи. Он включает в себя широкий круг мер и деятельности… Необходимо изменить общество, с тем, чтобы создать условия для инвалидов, а не изменять индивидуума, имеющего инвалидность, с тем, чтобы приспособить его к жизни общества».[21]
Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:
- восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
- профессиональную ориентацию,
- социально-средовую,
- физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических и иных средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Таким образом, социальная реабилитация как восстановление способности к социальному функционированию по общему правилу возможна лишь в том случае и в той степени, в которой индивид обладал такой способностью до инвалидности. Развернуть в процессе реабилитации социофункциональные ресурсы индивида более чем они были развиты в период его нормального, непатологического развития, чаще всего невозможно.
1.2
Изучение форм социально-психологической
реабилитации детей
с ограниченными возможностями.
Социальная работа с детьми с ОВ своей целью имеет их физическое и, главное, социальное и психологическое благополучие, а с методологической точки зрения представляет собой психосоциальный подход с учетом особенностей личности и конкретной ситуации. Социально-психологическая реабилитация детей-инвалидов имеет несколько форм: социально-средовая, образовательная (творческая), социокультурная и коммуникативная.
Информация о работе Социальная реабилитации детей с ограниченными возможностями