Социальная реабилитации детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 13:49, дипломная работа

Описание

Объект исследования: процесс социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Предмет исследования: формы и методы социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Цель: выявление форм и методов социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями и на их основе выработка практических рекомендаций социальным педагогам в осуществлении социально-психологической реабилитации детей-инвалидов.

Задачи:

•Изучить сущность содержания понятия «инвалидность» и «реабилитация инвалидов»;
•Выявить формы реабилитации детей с ограниченными возможностями;
•Составить теоретическую модель организации форм реабилитации детей с ограниченными возможностями;
•Проанализировать социально-психологическую работу по реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»;
•Разработать систему реабилитационных методов социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»;
•Выработать практические рекомендации социальным работникам в осуществлении социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Содержание

1 Введение………………………………………………………………………5

1 Теоретико – методологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями………………………………………………11

1.1 Характеристика понятий «инвалидность» и «реабилитация инвалидов»: сущность содержания понятия «инвалидность» и «реабилитация инвалидов»……………………………………………………………………...11

1.2 Изучение форм реабилитации детей с ограниченными возможностями21

1.3 Теоретическая модель организации форм реабилитации детей с ограниченными возможностями………………………………………………27

2 Организационно-технологический аспект социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере детского санаторно-оздоровительного образовательного Центра «Лазурный»)……..31

2.1 Анализ социально-психологической работы по реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»………………………………………...31

2.2 Система социально-психологических методов реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»………………………………………...36

2.3 Подготовка специалистов социальной службы к организации социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями…38 Заключение……………………………………………………………………...41

ПриложениеА…………………………………………………………………..43

Приложение Б…………………………………………………………………..44

Приложение В…………………………………………………………………..46

Список использованных источников…………………………………………48

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

    - обеспечение  эмоциональных и “деловых” контактов  со взрослыми и сверстниками;

    - формирование  механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.

    Главной особенностью реабилитационной работы является комплексный  подход к формированию тех или  иных навыков у детей, который  предполагает:

  • диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения;
  • обратная связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка и консультирования семьи;
  • взаимодействие с врачами-специалистами, особенно невропатологами и детским психиатром, с целью контроля за состоянием здоровья ребенка и оказания своевременной медицинской помощи;
  • использование игровой мотивации на всех занятиях.

    Полноценное развитие ребенка-инвалида зависит от ряда обязательных условий: характера образования, адекватного глубине недостатка ребенка; наличия соответствующих методов и приемов обучения с учетом индивидуального характера нарушения; как можно более раннего коррекционно-педагогического обеспечения потребностей индивида в развитии с использованием потенциала семьи; наличия в структуре личности устойчивых мотивов взаимодействия с широким социумом, в том числе и с нормально функционирующей социальной средой. 
     
     
     

    2 Организационно-технологический  аспект социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере детского санаторно-оздоровительного образовательного Центра «Лазурный»).

    2.1 Анализ социально-психологической работы по реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный». 

    Детский Санаторно-Оздоровительный  Образовательный Центр «Лазурный» действует с 1995 года. Он является самостоятельным стационарным лечебно-профилактическим учреждением, осуществляющий комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий с преимущественным использованием  физических факторов, лечебной физкультуры, при правильной организации режима питания, отдыха и учебно-воспитательной работы.

    Основной целью  Центра является восстановление нарушенных функций, стабилизации патологического процесса, улучшение иммунологической реактивности детей 11-15 лет, страдающих нетяжелыми заболеваниями органов дыхания неспецифической этиологии, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, сердечно-сосудистой и нервной системы в период ремиссии, нарушением умственного развития, нарушением эмоционально-волевой сферы.

    Основные направления реабилитационной деятельности Центра: диагностическое, коррекционно-педагогическое, физкультурно-оздоровительное, учебно-воспитательное, социально-психологическое методическое.

    Диагностическая работа.

    Специалистами    Центра     осуществляется     углубленное

    комплексное  психолого-медико-педагогическое  обследование  детей  с

    целью построения личностно  ориентированного  учебно-воспитательного

    процесса,   проектирования   коррекционно-реабилитационных  программ

    развития, определения  образовательного маршрута в групповой либо индивидуальной форме.

    В протоколе  отмечаются нарушения центральной  нервной системы органического и функционально-динамического порядка; фиксируются    данные   диагностических  методик   психологического, педагогического,  медицинского  обследования;  описывается   уровень актуального развития ребенка и его потенциальные возможности; дается заключение  о  характере  нарушения  развития; рекомендуется среда и программа обучения. Направление  детей  в  Центр  осуществляется по инициативе

    учреждений  образования,  здравоохранения, социального  обеспечения, а

    также родителей  при представлении следующих  документов:  истории развития ребенка (медицинской карты),  психолого-педагогической характеристики      детей,     которые воспитываются в детских учреждениях.

    Специалисты   Центра   должны  сохранять  профессиональную

    тайну, не имеют  права распространять сведения, которые были получены

    в  результате  диагностической работы,  во избежание  нанесения вреда

    ребенку.

    Коррекционно-педагогическая работа.

    Основной  формой  организации  коррекционно-педагогической

    работы   являются  индивидуальные  и  групповые  занятия.  В  группы

    объединяются  дети со сходными  дефектами  и  по  возможности  одного

    возраста. Наполняемость  коррекционных  групп  до 1 5

    человек.  Продолжительность  индивидуальных  занятий  не менее 30

    минут,  с  группой 45-60минут.  Периодичность занятий  2-5  раз  в

    неделю.   Для   детей-инвалидов  с  детским  церебральным  параличом

    возможно    проведение     ежедневных     индивидуальных     занятий

    продолжительностью  30-45  минут.  Занятия проводятся по расписанию,

    утвержденному заведующей  Центром детского творчества.

    Содержание     коррекционных     занятий      определяется

    перспективным планом, который разрабатывается педагогом в   соответствии   со   структурой нарушения. Такие занятия могут включать работу с природным материалом, оригами, лепку из соленого теста, моделирование из картона, вокал, театральное искусство, вышивку.

    Физкультурно-оздоровительная работа.

    Физкультурно-оздоровительную  работу  с  детьми-инвалидами проводят педагогические и медицинские работники Центра с целью облегчения их состояния,  восстановления  нарушенных  функций и коррекции личности ребенка. Базовую часть содержания программного материала данной работы составляют: секция плавания, секция акваэробики, занятия лечебной физкультурой, лечебный массаж, светолечение, лечение горным воздухом и спелеотерапия, фито-аромо-витаминотерапия, лечение током высокой и низкой частоты. Все занятия организуются с учетом индивидуальных особенностей детей.

    Учебно воспитательная работа.

     На     базе     Центра     при     наличии     необходимой материально-технической базы,   обеспечивающей   условия    дневного пребывания  детей  (питание,  сон  и  др.),  может  организовываться учебно-воспитательная  работа   с   детьми,   имеющими множественные нарушения развития.

    Учебно-воспитательный  процесс  обеспечивает  приобретение жизненно    необходимых    знаний,    формирует    социально-бытовую компетенцию,  максимально  исправляет  недостатки,  подготавливает к самостоятельной жизни в обществе на  основе  социальной реабилитации.  Учебно-воспитательный процесс проводится в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней образования: 1 ступень-основное общее образование, 2 ступень-среднее (полное) общее образование.  Для детей, которые не могут  усвоить  данную  программу,  специалистами  Центра разрабатываются  индивидуальные программы и учебные планы обучения и развития. 

    Социально-психологическая  работа.

    Социально-психологическая       работа       способствует в дальнейшем гармонизации  отношений  ребенка  с  ограниченными возможностями  в  семье,   содействует   профилактике   эмоциональных   и поведенческих нарушений, помогает жизненному самоопределению детей.

    Социально-психологическая  работа содействует предотвращению   и   преодолению   конфликтов   между    участниками образовательного   процесса,   оказывает  положительное  влияние  на изменение внутри школьных отношений, помогает ребенку психологически справится со своей проблемой, не замыкаясь в себе.

    Основной  формой  организации   социально-психологической

    работы являются:

  • индивидуальное и групповое консультирование детей;
  • индивидуальные и  групповые  развивающие  и  психокоррекционные занятия с детьми;
  • игры,  тренинги, кабинет психологической разгрузки (релаксация, рефлексия);

    Методическая  работа.

    Специалистами Центра осуществляется методическая работа  с

    целью   координации   усилий   специалистов   (педагогов-психологов,

    учителей-дефектологов  и   других   педагогических   и   медицинских

    работников),  работающих в системе образования; использования единой

    диагностической    и    научно-методической     базы;     применения

    стандартизированных технологий в решении проблем  развития, обучения,

    воспитания  и социальной адаптации детей. Специалисты  центра изучают      и      распространяют       передовой       опыт коррекционно-педагогической работы   через   участие   в  проведении семинаров, конференций, методических объединений.

    В последние годы в  Российской Федерации  наблюдается рост числа больных  детей, остается и  неблагоприятной  и ситуация по оказанию лечебно-оздоровительной и реабилитационно-восстановительной помощи подросткам. В целом Центр удовлетворяет потребностям детей и родителей нашего региона, но существуют проблемы, решение которых позволит повысить оздоровительно-образовательный эффект, направленный на развитие личности ребенка в соответствии с требованиями развивающейся социально-экономической страны. Необходимо создать наиболее полную базу методов системы социально-психологической реабилитации детей-инвалидов.

    2.2 Система социально-психологических методов реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный».  

    Оздоровительный Центр «Лазурный» - это эффективная  совокупность отдыха, обучения, оздоровления, профилактических и лечебных мероприятий для детей 11-15 лет. Реабилитационная деятельность с детьми с ограниченными возможностями осуществляется через комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий с преимущественным использованием физиотерапевтических факторов при правильной организации режима питания, отдыха образовательно-досуговой деятельности. Данный комплекс подразумевает лечебную физкультуру, как метод реабилитации детей-инвалидов (приложение А), дополнительное образование, а также психолого-ориентированная работа-тренинги, игры, релаксация, рефлексия (приложение Б), психологическое консультирование. Для повышения эффективности реабилитации детей-инвалидов необходимо дополнить систему методов данного процесса.

    Введение трудотерапии в летний период времени позволит улучшить результаты реабилитационного процесса. Трудотерапия (лечение трудом) является активным методом функционального восстановления всего организма ребенка. Она включает разнообразные трудовые процессы, которые применяются в соответствии с медицинскими показаниями.

    В основе лечебного эффекта трудотерапии лежат систематические упражнения. Трудовые движения стимулируют физиологические процессы и функции внутренних органов. Они мобилизуют волевые импульсы, дисциплинируют детей, создают бодрое настроение, освобождают от навязчивых мыслей, возникающих на почве бездействия и праздного времяпрепровождения, и отвлекают больного от «ухода в болезнь». Труд вводит ребенка в деятельное состояние и вызывает гармоничное функционирование как всего организма, так и его отдельных систем. Вместе с тем трудовые действия возбуждают активную психическую деятельность, направляют ее в русло предметной, осмысленной, результативной и дающей удовлетворение работы. Поэтому ответственной задачей специалистов является подбор такой формы деятельности, процесс и результат которой носили бы целесообразный, нужный окружающим характер. Это может быть работа по благоустройству своей комнаты, территории Центра (цветоводство); она может носить общественно полезный характер. Следует, однако, предостеречь от злоупотребления трудотерапией, которое может привести к физическому или психическому переутомлению и неблагоприятно сказаться на течении заболевания, а в ряде случаев — послужить причиной развития осложнений или рецидива болезни.

    В дополнение к трудотерапии следует ввести в Центре должность специалиста по социальной работе. В его обязанности должно входить консультирование родителей ребенка о состоянии его здоровья, а также проводить предварительную диагностику. Для этого ему необходимо провести анкетный опрос с целью выявления психолого-педагогических характеристик ребенка, воспитывающихся в семье (приложение В). В посреднической работе специалиста особое значение имеет педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. Поэтому работа специалиста с семьей является обязательным компонентом его педагогической деятельности. Помимо этого именно в обязанности специалиста по социальной работе входит составление на ребенка карты его реабилитации с последующим ее заполнением о проведении тех или иных методов.

Информация о работе Социальная реабилитации детей с ограниченными возможностями