Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 13:49, дипломная работа
Объект исследования: процесс социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Предмет исследования: формы и методы социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Цель: выявление форм и методов социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями и на их основе выработка практических рекомендаций социальным педагогам в осуществлении социально-психологической реабилитации детей-инвалидов.
Задачи:
•Изучить сущность содержания понятия «инвалидность» и «реабилитация инвалидов»;
•Выявить формы реабилитации детей с ограниченными возможностями;
•Составить теоретическую модель организации форм реабилитации детей с ограниченными возможностями;
•Проанализировать социально-психологическую работу по реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»;
•Разработать систему реабилитационных методов социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»;
•Выработать практические рекомендации социальным работникам в осуществлении социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.
1 Введение………………………………………………………………………5
1 Теоретико – методологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями………………………………………………11
1.1 Характеристика понятий «инвалидность» и «реабилитация инвалидов»: сущность содержания понятия «инвалидность» и «реабилитация инвалидов»……………………………………………………………………...11
1.2 Изучение форм реабилитации детей с ограниченными возможностями21
1.3 Теоретическая модель организации форм реабилитации детей с ограниченными возможностями………………………………………………27
2 Организационно-технологический аспект социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере детского санаторно-оздоровительного образовательного Центра «Лазурный»)……..31
2.1 Анализ социально-психологической работы по реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»………………………………………...31
2.2 Система социально-психологических методов реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»………………………………………...36
2.3 Подготовка специалистов социальной службы к организации социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями…38 Заключение……………………………………………………………………...41
ПриложениеА…………………………………………………………………..43
Приложение Б…………………………………………………………………..44
Приложение В…………………………………………………………………..46
Список использованных источников…………………………………………48
- обеспечение
эмоциональных и “деловых”
- формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.
Главной особенностью реабилитационной работы является комплексный подход к формированию тех или иных навыков у детей, который предполагает:
Полноценное
развитие ребенка-инвалида
зависит от ряда обязательных
условий: характера
образования, адекватного
глубине недостатка
ребенка; наличия соответствующих
методов и приемов обучения
с учетом индивидуального
характера нарушения;
как можно более раннего
коррекционно-педагогического
обеспечения потребностей
индивида в развитии
с использованием потенциала
семьи; наличия в структуре
личности устойчивых
мотивов взаимодействия
с широким социумом,
в том числе и с нормально
функционирующей социальной
средой.
2
Организационно-
2.1
Анализ социально-психологической
работы по реабилитации
детей с ограниченными
возможностями в детском
санаторно-оздоровительном
образовательном Центре
«Лазурный».
Детский Санаторно-Оздоровительный Образовательный Центр «Лазурный» действует с 1995 года. Он является самостоятельным стационарным лечебно-профилактическим учреждением, осуществляющий комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий с преимущественным использованием физических факторов, лечебной физкультуры, при правильной организации режима питания, отдыха и учебно-воспитательной работы.
Основной целью Центра является восстановление нарушенных функций, стабилизации патологического процесса, улучшение иммунологической реактивности детей 11-15 лет, страдающих нетяжелыми заболеваниями органов дыхания неспецифической этиологии, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, сердечно-сосудистой и нервной системы в период ремиссии, нарушением умственного развития, нарушением эмоционально-волевой сферы.
Основные направления реабилитационной деятельности Центра: диагностическое, коррекционно-педагогическое, физкультурно-оздоровительное, учебно-воспитательное, социально-психологическое методическое.
Диагностическая работа.
Специалистами Центра осуществляется углубленное
комплексное
психолого-медико-
целью построения личностно ориентированного учебно-воспитательного
процесса, проектирования коррекционно-реабилитационных программ
развития, определения образовательного маршрута в групповой либо индивидуальной форме.
В протоколе отмечаются нарушения центральной нервной системы органического и функционально-динамического порядка; фиксируются данные диагностических методик психологического, педагогического, медицинского обследования; описывается уровень актуального развития ребенка и его потенциальные возможности; дается заключение о характере нарушения развития; рекомендуется среда и программа обучения. Направление детей в Центр осуществляется по инициативе
учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения, а
также родителей при представлении следующих документов: истории развития ребенка (медицинской карты), психолого-педагогической характеристики детей, которые воспитываются в детских учреждениях.
Специалисты Центра должны сохранять профессиональную
тайну, не имеют права распространять сведения, которые были получены
в результате диагностической работы, во избежание нанесения вреда
ребенку.
Коррекционно-педагогическая работа.
Основной формой организации коррекционно-педагогической
работы являются индивидуальные и групповые занятия. В группы
объединяются дети со сходными дефектами и по возможности одного
возраста. Наполняемость коррекционных групп до 1 5
человек. Продолжительность индивидуальных занятий не менее 30
минут, с группой 45-60минут. Периодичность занятий 2-5 раз в
неделю. Для детей-инвалидов с детским церебральным параличом
возможно проведение ежедневных индивидуальных занятий
продолжительностью 30-45 минут. Занятия проводятся по расписанию,
утвержденному заведующей Центром детского творчества.
Содержание коррекционных занятий определяется
перспективным планом, который разрабатывается педагогом в соответствии со структурой нарушения. Такие занятия могут включать работу с природным материалом, оригами, лепку из соленого теста, моделирование из картона, вокал, театральное искусство, вышивку.
Физкультурно-оздоровительная работа.
Физкультурно-оздоровительную работу с детьми-инвалидами проводят педагогические и медицинские работники Центра с целью облегчения их состояния, восстановления нарушенных функций и коррекции личности ребенка. Базовую часть содержания программного материала данной работы составляют: секция плавания, секция акваэробики, занятия лечебной физкультурой, лечебный массаж, светолечение, лечение горным воздухом и спелеотерапия, фито-аромо-витаминотерапия, лечение током высокой и низкой частоты. Все занятия организуются с учетом индивидуальных особенностей детей.
Учебно воспитательная работа.
На базе Центра при наличии необходимой материально-технической базы, обеспечивающей условия дневного пребывания детей (питание, сон и др.), может организовываться учебно-воспитательная работа с детьми, имеющими множественные нарушения развития.
Учебно-воспитательный процесс обеспечивает приобретение жизненно необходимых знаний, формирует социально-бытовую компетенцию, максимально исправляет недостатки, подготавливает к самостоятельной жизни в обществе на основе социальной реабилитации. Учебно-воспитательный процесс проводится в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней образования: 1 ступень-основное общее образование, 2 ступень-среднее (полное) общее образование. Для детей, которые не могут усвоить данную программу, специалистами Центра разрабатываются индивидуальные программы и учебные планы обучения и развития.
Социально-психологическая работа.
Социально-психологическая
Социально-психологическая работа содействует предотвращению и преодолению конфликтов между участниками образовательного процесса, оказывает положительное влияние на изменение внутри школьных отношений, помогает ребенку психологически справится со своей проблемой, не замыкаясь в себе.
Основной формой организации социально-психологической
работы являются:
Методическая работа.
Специалистами Центра осуществляется методическая работа с
целью координации усилий специалистов (педагогов-психологов,
учителей-дефектологов и других педагогических и медицинских
работников), работающих в системе образования; использования единой
диагностической и научно-методической базы; применения
стандартизированных технологий в решении проблем развития, обучения,
воспитания и социальной адаптации детей. Специалисты центра изучают и распространяют передовой опыт коррекционно-педагогической работы через участие в проведении семинаров, конференций, методических объединений.
В
последние годы в
Российской Федерации
наблюдается рост
числа больных
детей, остается и
неблагоприятной
и ситуация по оказанию
лечебно-оздоровительной
и реабилитационно-
2.2
Система социально-
Оздоровительный Центр «Лазурный» - это эффективная совокупность отдыха, обучения, оздоровления, профилактических и лечебных мероприятий для детей 11-15 лет. Реабилитационная деятельность с детьми с ограниченными возможностями осуществляется через комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий с преимущественным использованием физиотерапевтических факторов при правильной организации режима питания, отдыха образовательно-досуговой деятельности. Данный комплекс подразумевает лечебную физкультуру, как метод реабилитации детей-инвалидов (приложение А), дополнительное образование, а также психолого-ориентированная работа-тренинги, игры, релаксация, рефлексия (приложение Б), психологическое консультирование. Для повышения эффективности реабилитации детей-инвалидов необходимо дополнить систему методов данного процесса.
Введение трудотерапии в летний период времени позволит улучшить результаты реабилитационного процесса. Трудотерапия (лечение трудом) является активным методом функционального восстановления всего организма ребенка. Она включает разнообразные трудовые процессы, которые применяются в соответствии с медицинскими показаниями.
В основе лечебного эффекта трудотерапии лежат систематические упражнения. Трудовые движения стимулируют физиологические процессы и функции внутренних органов. Они мобилизуют волевые импульсы, дисциплинируют детей, создают бодрое настроение, освобождают от навязчивых мыслей, возникающих на почве бездействия и праздного времяпрепровождения, и отвлекают больного от «ухода в болезнь». Труд вводит ребенка в деятельное состояние и вызывает гармоничное функционирование как всего организма, так и его отдельных систем. Вместе с тем трудовые действия возбуждают активную психическую деятельность, направляют ее в русло предметной, осмысленной, результативной и дающей удовлетворение работы. Поэтому ответственной задачей специалистов является подбор такой формы деятельности, процесс и результат которой носили бы целесообразный, нужный окружающим характер. Это может быть работа по благоустройству своей комнаты, территории Центра (цветоводство); она может носить общественно полезный характер. Следует, однако, предостеречь от злоупотребления трудотерапией, которое может привести к физическому или психическому переутомлению и неблагоприятно сказаться на течении заболевания, а в ряде случаев — послужить причиной развития осложнений или рецидива болезни.
В дополнение к трудотерапии следует ввести в Центре должность специалиста по социальной работе. В его обязанности должно входить консультирование родителей ребенка о состоянии его здоровья, а также проводить предварительную диагностику. Для этого ему необходимо провести анкетный опрос с целью выявления психолого-педагогических характеристик ребенка, воспитывающихся в семье (приложение В). В посреднической работе специалиста особое значение имеет педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. Поэтому работа специалиста с семьей является обязательным компонентом его педагогической деятельности. Помимо этого именно в обязанности специалиста по социальной работе входит составление на ребенка карты его реабилитации с последующим ее заполнением о проведении тех или иных методов.
Информация о работе Социальная реабилитации детей с ограниченными возможностями