Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 13:49, дипломная работа
Объект исследования: процесс социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Предмет исследования: формы и методы социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Цель: выявление форм и методов социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями и на их основе выработка практических рекомендаций социальным педагогам в осуществлении социально-психологической реабилитации детей-инвалидов.
Задачи:
•Изучить сущность содержания понятия «инвалидность» и «реабилитация инвалидов»;
•Выявить формы реабилитации детей с ограниченными возможностями;
•Составить теоретическую модель организации форм реабилитации детей с ограниченными возможностями;
•Проанализировать социально-психологическую работу по реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»;
•Разработать систему реабилитационных методов социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»;
•Выработать практические рекомендации социальным работникам в осуществлении социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями.
1 Введение………………………………………………………………………5
1 Теоретико – методологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями………………………………………………11
1.1 Характеристика понятий «инвалидность» и «реабилитация инвалидов»: сущность содержания понятия «инвалидность» и «реабилитация инвалидов»……………………………………………………………………...11
1.2 Изучение форм реабилитации детей с ограниченными возможностями21
1.3 Теоретическая модель организации форм реабилитации детей с ограниченными возможностями………………………………………………27
2 Организационно-технологический аспект социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере детского санаторно-оздоровительного образовательного Центра «Лазурный»)……..31
2.1 Анализ социально-психологической работы по реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»………………………………………...31
2.2 Система социально-психологических методов реабилитации детей с ограниченными возможностями в детском санаторно-оздоровительном образовательном Центре «Лазурный»………………………………………...36
2.3 Подготовка специалистов социальной службы к организации социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями…38 Заключение……………………………………………………………………...41
ПриложениеА…………………………………………………………………..43
Приложение Б…………………………………………………………………..44
Приложение В…………………………………………………………………..46
Список использованных источников…………………………………………48
Основными компонентами системы социально-психологической реабилитации являются следующие методы: физкультурно-оздоровительный комплекс, различные виды дополнительного образования, психолого-педагогические методы. Но для эффективности реабилитационного процесса необходимо ввести трудотерапию, как важнейший компонент реабилитационной системы детей-инвалидов, и должность специалиста по социальной работе.
2.3
Подготовка специалистов
социальной службы
к организации
социально-психологической
реабилитации детей
с ограниченными
возможностями.
Главная роль в социально-психологической реабилитации детей-инвалидов отводится социальному педагогу. Работая в центрах реабилитации, он должен обладать такими качествами, как: эматичность, терпимость, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, интуиция, богатое воображение, уверенность, аутичность поведения, гибкость, высокий уровень интеллекта.
Для профессиональной деятельности в работе с детьми-инвалидами социальному педагогу необходимо знать:
1. Закономерности
психического развития
2. Особенности проявления индивидуальных особенностей темперамента, характера, психики человека, особенности анатомо-физиологического развития.
3. Закономерности развития групп и коллективов, особенности взаимоотношений между людьми на разных возрастных этапах, возможные причины конфликтов, составные благоприятного психологического микроклимата в коллективе.
4. Современные
методики обследования и
Основными средствами, которыми пользуется социальный педагог в своей деятельности, являются: консультация, психологический тренинг, психокоррекция, психотерапия и психологическое просвещение.
Основные задачи, которые предстоит решать социальному педагогу, работая с детьми-инвалидами, представляют широкий спектр: углубленное, всестороннее изучение детей, обучение, воспитание и коррекционно-развивающее воздействие. Основное внимание социального педагога, должно уделяться целенаправленному формированию высших психических функций у детей с ограниченными возможностями, обеспечению полноценного психологического базиса.
Деятельность социального педагога предполагает последовательное решение следующих задач:
определение характера стоящей проблемы и возможностей ее решения;
содействие в установлении контакта с ребенком;
подготовка необходимой сопроводительной документации;
отслеживание результатов взаимодействия ребенка с социальным педагогом;
осуществление психологической поддержки ребенка в процессе работы с социальным педагогом.
Деятельность
социального педагога
представляет собой
особый вид профессиональных
услуг, получая которые,
человек, обратившийся
за помощью, формирует
способность решать
свои психологические
проблемы, опираясь
на психологическую
информацию, которая
позволяет ему глубже
осознать себя и свое
социальное окружение,
наладить с ним более
гармоничные отношения,
обрести новые переживания
и ценности жизни. Основными
средствами, которыми
пользуется специалист
в своей деятельности,
являются: консультация,
психологический тренинг,
психокоррекция, психотерапия
и психологическое просвещение.
Заключение
В дипломной работе были выявлены основные формы и методы социально-психологической реабилитации детей с нарушением интеллекта. В процессе исследования были решены поставленные задачи и тем самым достигнута цель исследования. Разработана более полная и эффективная система социально-психологических методов реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб. Ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни. Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей. Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.
Исходя
из этой парадигмы, цель реабилитации
детей с ограниченными возможностями
– содействие в улучшении качества жизни
ребенка, имеющего инвалидность, защита
и представление его интересов, в различных
кругах, создание условий для выравнивания
возможностей детей и подростков, что
отличает их интеграцию в общество и создает
предпосылки для независимой жизни.
Приложение А
Занятия аквааэробикой.
Упражнение на укрепление сердечно-сосудистой системы (прыжки с разведением ног в стороны):
упражнение средней интенсивности. Исходное положение-основная стойка. Напрягая мышцы бедер и слегка согнув колени, отталкиваются от дна бассейна, одновременно разводя ноги в стороны. Чтобы увеличить силу прыжка, отталкивают воду руками.
Методические указания: во время выполнения движения, руки слегка согнуты в локтях, а кисти рук сложены «совком»; движение начинаем с небольшого прыжка, для увеличения интенсивности, во время прыжка делаем повороты на 45, 90, 180 градусов.
Упражнение на восстановление (визуализация-парная или индивидуальная релаксация):
Парная релаксация:
один из партнеров должен придерживать
тело другого, одной рукой под
лопатки, а другой под поясницу. Тело
занимающегося находится в
Индивидуальная
релаксация: Занимающийся держится за
поручень или разделительную дорожку
руками, находясь в горизонтальном положении,
на поверхности воды без движения. Те,
кто чувствует себя в воде уверенно, могут
расслабляться, погружаясь на некоторое
время под воду.
Приложение Б
Анкета для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями.
3.1. Развитие речи 1 2 3 4 5
3.2. Развитие любознательности 1 2 3 4 5
3.3. Развитие интеллекта 1 2 3 4 5
3.4. Общение со сверстниками 1 2 3 4 5
3.5. Общение со взрослыми 1 2 3 4 5
3.6. Развитие навыков самообслуживания 1 2 3 4 5
3.7. Развитие творческих способностей 1 2 3 4 5
3.8. Физическое развитие 1 2 3 4 5
4. Какие положительные черты присущи Вашему ребенку (нужно подчеркнуть)?
Добрый Ласковый Внимательный Послушный
Спокойный Покладистый Самостоятельный Общительный
Заботливый Аккуратный Любознательный Жизнерадостный
Другое (нужное вписать).
5. Какие отрицательные черты присущи Вашему ребенку?
Бьет сверстников , кричит
Не выполняет просьбы взрослых
Часто раздражителен , командует взрослыми
Упрямится
Командует детьми
7. С какими предметами любит заниматься Ваш ребенок? (нужное вписать).
8. Ваш ребенок чаще играет: со взрослыми С детьми в одиночестве
Ваша подпись
(подчеркнуть): Папа Мама
Приложение В
Цветопись, как форма рефлексии в тренинговой группе.
Фамилия, Имя___________________________
В цветописи каждая цветная полоса-это условное обозначение того или иного настроения:
Красный-восторженное
Оранжевый-радостное
Желтый-приятное
Зеленый-спокойное, уравновешанное
Синий-грустное
Фиолетовый-тревожное
Черный-крайне неудовлетворенное
В зависимости от того, какое у Вас сегодня настроение, Вы напротив соответствующего цвета поставьте дату. Записи делайте, пожалуйста, самостоятельно, старайтесь ни с кем не советоваться. Необходимо отметить только один цвет.
Пожалуйста, отметьте причины, которые на Ваш взгляд повлияли на Ваше настроение (их может быть несколько):
Список использованных источников
1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. М.: Педагогика, 1991. - 88 с.
2. Аксенова Л.И.
Правовые основы специального
образования и социальной
3. Аргун Л.Е.,
Капустина И.В. Спортивно-
4. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей. // Социально-педагогическая работа. - 1998. - №6. - С. 59-63.
5. Бубен С.С. Интеграция: проблемы и перспективы. // Дэфекталогія. - 1996. - №5. - С. 5-9.
6. Ватерс Л., Ланзинд М., Шонглер Э. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей: Сборник упражнений для специалистов и родителей. Мн.: Издательство БелАПДИ, 1997. - 18 с.
7. Гуровец А.А. Опыт оказания психосоциальной помощи онкологически больным детям и их родителям в Королевтсе Норвегия. // Социально-педагогическая работа. - 1998. - №5. - С. 81-90.
8. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей. М.: Институт социальной работы Тюменской области, 1995. - 108 с.
9. Дементьева
Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной
реабилитации нетрудоспособных граждан.
- М.: ЦИЭТИН, 2004,-135 с.
10. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993. - 76 с.
Информация о работе Социальная реабилитации детей с ограниченными возможностями